ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 ноября 2003 г. N КАС 03-549
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Анохина В.Д.,
Толчеева Н.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 ноября 2003
года гражданское дело по заявлению Шабалина В.А. о признании
недействующим подпункта "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих,
подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с
военной службы в запас или в отставку и службы в органах
внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или
улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте
жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, в части слов: "с особыми
условиями хозяйственной деятельности" (далее - Правила)
по кассационной жалобе Шабалина В.А. на решение Верховного
Суда Российской Федерации от 23 сентября 2003 года, которым в
удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Толчеева Н.К., объяснения представителей Правительства Российской
Федерации Коченковой А.Б. и Сайкина С.В., возражавших против
доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей
кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
вышеназванными Правилами, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054,
установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в
получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников
органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы,
службы в органах внутренних дел, граждан, уволенных с военной
службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, и
членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством
Российской Федерации право на получение жилья, построенного
(приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 этих Правил
нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных
условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств
федерального бюджета признаются, в частности, сотрудники
уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с
особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства
внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции
Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении,
уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного
возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в
связи с организационно-штатными мероприятиями.
Шабалин В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании подпункта "а" пункта 6 Правил недействующим
в части слов: "с особыми условиями хозяйственной деятельности",
ссылаясь на то, что данное положение нормативного правового акта
не соответствует Закону РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы", указам Президента
Российской Федерации по вопросу обеспечения жильем увольняемых со
службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и
органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Российской Федерации, а также постановлениям Правительства
Российской Федерации по этому же вопросу, чем нарушается его право
на получение после увольнения со службы жилья в избранном
постоянном месте жительства.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого
просит в кассационной жалобе заявитель по основаниям неправильного
определения юридически значимых обстоятельств, несоответствия
выводов суда обстоятельствам дела, нарушения норм материального и
процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее
удовлетворения.
Порядок и условия обеспечения сотрудников
уголовно-исполнительной системы жилой площадью определены в ст. 35
Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы".
Согласно части четвертой этой статьи Закона сотрудники
уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с
особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и
уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации по
достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию
здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей
обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями
по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня
подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном
постоянном месте жительства.
Таким образом, Законом установлено право на получение жилых
помещений в избранном постоянном месте жительства для тех
сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые прослужили в
учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Подпунктом "а" пункта 6 Правил предусмотрено право именно этих
сотрудников на получение жилых помещений или улучшение жилищных
условий в избранном постоянном месте жительства. Поскольку
оспариваемое положение нормативного правового акта фактически
воспроизводит норму Закона и соответствует этой норме, то судом
правильно отказано в удовлетворении заявленного требования.
Другие нормативные правовые акты, указанные в заявлении,
непосредственно не устанавливают основания и условия
предоставления жилых помещений сотрудникам учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы. Данные акты изданы в целях
обеспечения социальных гарантий, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, посредством выпуска и погашения
государственных жилищных сертификатов и распространяются на тех
сотрудников, которые имеют в соответствии с законодательством
Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств
федерального бюджета. В этой связи доводы кассационной жалобы о
противоречии подпункта "а" пункта 6 Правил Указу Президента
Российской Федерации от 28 июня 1999 г. и принятым в его развитие
другим нормативным актам несостоятельны.
Законодатель обладает правом устанавливать определенные льготы
и гарантии отдельным категориям работников с учетом характера их
труда, в связи с чем не имеется оснований сомневаться в
конституционности ч. 4 ст. 35 Закона РФ от 21.07.93 "Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы" в части слов: "с особыми условиями хозяйственной
деятельности", как нет и оснований для удовлетворения ходатайства
представителя заявителя о направлении запроса по этому поводу в
Конституционный Суд Российской Федерации.
Не подлежит удовлетворению и ходатайство заявителя о
возмещении расходов по оплате услуг представителя, связанных с
составлением кассационной жалобы и других представленных в суд
второй инстанции документов, поскольку в удовлетворении его
кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального
кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября
2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шабалина
Владимира Алексеевича - без удовлетворения.
|