Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ N А73-6486/2003-21 ОТ 07.11.2003] О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ "ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЦЕЛЕВОГО СБОРА НА СОДЕРЖАНИЕ МИЛИЦИИ, НА БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ, НА НУЖДЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ДРУГИЕ ЦЕЛИ", УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ РАЙОННОГО СОБРАНИЯ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                         от 7 ноября 2003 года
   
                                               Дело N А73-6486/2003-21
                             (извлечение)
   
       Арбитражный  суд  Хабаровского  края,  рассмотрев  в   судебном
   заседании   дело   по  заявлению  ОАО  "Лермонтовская   горнорудная
   компания",  с.  Светлогорье Приморского края, к Собранию  депутатов
   муниципального  образования  города  Бикина  и  Бикинского   района
   Хабаровского края об оспаривании нормативного акта,
   
                              установил:
   
       ОАО   "Лермонтовская   горнорудная   компания"   обратилось   с
   заявлением  о признании недействующим нормативного акта  -  Порядка
   исчисления  и  уплаты  целевого сбора  на  содержание  милиции,  на
   благоустройство  территории, на нужды образования  и  другие  цели,
   утвержденного  решением районного Собрания депутатов города  Бикина
   и  Бикинского  района  (ныне  -  Собрание  депутатов  г.  Бикина  и
   Бикинского  района)  от 18.09.02 N 55 (далее -  Порядок),  в  части
   определения  плательщиков, процедуры исчисления и  уплаты  целевого
   сбора.
       В   обоснование   заявленных  требований   ОАО   "Лермонтовская
   горнорудная компания" указало на следующее:
       1.  Организация зарегистрирована на территории Приморского края
   и   имеет   обособленное  подразделение  на  территории  Бикинского
   района,  в  котором работает 15 человек. Обособленное подразделение
   не является юридическим лицом, а также не имеет статуса филиала.
       В  1999  году организация встала на налоговый учет в  налоговую
   инспекцию  Бикинского  района.  В  марте  2003  года  в  адрес  ОАО
   "Лермонтовская горнорудная компания" из инспекции пришло письмо,  в
   котором  указано,  что  организация на  основании  Порядка  обязана
   уплачивать  целевой сбор на содержание милиции, на  благоустройство
   территории, на нужды образования и другие цели.
       Оспариваемым     нормативным    актом    Собрание     депутатов
   муниципального   образования   г.  Бикина   и   Бикинского   района
   Хабаровского края изменило и дополнило положения Закона  Российской
   Федерации  "Об  основах налоговой системы в Российской  Федерации".
   Так,  в  статье 1 Порядка неправомерно сделана ссылка на статью  12
   Налогового   кодекса  Российской  Федерации  (далее   -   Налоговый
   кодекс), так как эта статья в настоящее время не действует.
       Кроме того, в соответствии со статьей 21 (абз. второй подп. "ж"
   п.  1) Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах
   налоговой   системы  в  Российской  Федерации"  (далее   -   Закон)
   плательщиками сбора являются только физические и юридические  лица,
   филиалы  и обособленные подразделения таковыми не являются.  Однако
   в  статье 3 Порядка филиалы и обособленные подразделения указаны  в
   качестве налогоплательщиков.
       2.  В  статьях 6 и 7 Порядка установлены отчетный период,  срок
   уплаты  сбора,  введена отчетность (форма налоговой  декларации)  и
   авансовые   платежи.  Согласно  же  статье  21  Закона   Российской
   Федерации  от  27.12.91 N 2118-1 "Об основах  налоговой  системы  в
   Российской  Федерации",  статьям  53,  57  Налогового   кодекса   к
   компетенции  представительных органов местного  самоуправления  при
   введении  в  действие  сбора  отнесено только  установление  ставки
   сбора   и  льгот,  полномочиями  в  отношении  установления  других
   налоговых элементов сбора они не обладают.
       3.  Закон  N  2118-1  не  устанавливает  авансовых  платежей  и
   отчетных периодов, а в пункте 3 статьи 6 Порядка они закреплены.
       4.   Указанный  Закон  не  предусматривает  обязанность  подачи
   налоговой  декларации  плательщиком сбора, а  пунктом  4  статьи  6
   Порядка  эта  обязанность определена. Пункт 3 статьи 80  Налогового
   кодекса  устанавливает закрытый перечень субъектов,  имеющих  право
   устанавливать  формы  налоговых  деклараций,  -  МНС   России   или
   федеральный  закон,  а  пункт 4 статьи 6 Порядка  утверждает  форму
   налоговой декларации и обязывает плательщиков сбора подавать  ее  в
   определенные сроки.
       5. Закон не предусматривает изменение налоговой базы в связи  с
   наличием  обособленного подразделения, а статья 3 Порядка  изменила
   Закон,  введя обязанность налогоплательщика пересчитывать налоговую
   базу  исходя из наличия обособленного подразделения, что фактически
   означает  для  предприятия  двойное  налогообложение,  так  как   в
   Пожарском    районе   Приморского   края   (по   месту   нахождения
   юридического  лица)  никаких  исключений  из  налоговой   базы   не
   предусмотрено  и  организация обязана  включать  в  состав  объекта
   налогообложения  весь  списочный состав юридического  лица,  в  том
   числе по обособленным подразделениям.
       Заявитель  просит признать недействующим Порядок  исчисления  и
   уплаты  целевого  сбора на содержание милиции,  на  благоустройство
   территории,  на  нужды  образования  и  другие  цели,  утвержденный
   решением  районного  Собрания  депутатов  г.  Бикина  и  Бикинского
   района от 18.09.02 N 55, в указанной части.
       Собрание  депутатов  муниципального  образования  г.  Бикина  и
   Бикинского района Хабаровского края в лице представителя  возражает
   против   доводов   заявителя,  считает,  что   Порядок   принят   в
   соответствии   с  действующим  налоговым  законодательством   и   в
   пределах   полномочий  муниципального  образования  г.   Бикина   и
   Бикинского  района Хабаровского края, при этом в статье  1  Порядка
   действительно  была  допущена описка в части ссылки  на  статью  12
   Налогового  кодекса,  соответствующее  изменение  будет  внесено  в
   ближайшее время.
       Также   представитель  Собрания  пояснила,   что   статьей   19
   Налогового   кодекса   определены  понятия   налогоплательщиков   и
   плательщиков  сборов,  на которых возложена обязанность  уплачивать
   соответственно  налоги и (или) сборы. Филиалы и  иные  обособленные
   подразделения  российских  организаций исполняют  обязанности  этих
   организаций  по  уплате  налогов  и  сборов  по  месту   нахождения
   филиалов и иных обособленных подразделений.
       Согласно  статье  83  Налогового  кодекса  в  целях  проведения
   налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке  на  учет
   в  налоговых  органах  по  месту  нахождения  организации  и  месту
   нахождения  ее  обособленных подразделений. В статье 11  Налогового
   кодекса    определено    понятие    обособленного    подразделения.
   Организации  и  налогоплательщики-организации,  имеющие  филиалы  и
   иные  обособленные  подразделения  на  территории  органа  местного
   самоуправления, обязаны встать на учет в налоговом органе по  месту
   нахождения  указанных филиалов и иных обособленных подразделений  и
   уплачивать   местные   налоги   и  сборы   на   основании   решений
   соответствующих органов местного самоуправления.
       В  статье  3  Порядка  определены плательщики  целевого  сбора:
   организации    и   индивидуальные   предприниматели.   Обособленные
   подразделения не названы в числе плательщиков. В пункте 2 статьи  3
   Порядка   указано,   что   обособленные   подразделения   исполняют
   обязанность  этих  организаций по уплате целевого  сбора  по  месту
   своего  нахождения.  На  сегодняшний день на территории  Бикинского
   района  осуществляют деятельность через обособленные  подразделения
   большое  количество организаций, и они уплачивают местные налоги  и
   сборы.
       По   мнению  представителя  Собрания  депутатов  муниципального
   образования,  нарушений  налогового  законодательства  со   стороны
   Собрания  не  допущено. Порядок принят в соответствии с действующим
   налоговым    законодательством    и    в    пределах    полномочий,
   предоставленных на основании статьи 39 Закона Российской  Федерации
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ.
       Заинтересованное  лицо  считает также  несостоятельными  доводы
   заявителя о том, что представление налоговой декларации при  уплате
   сбора  не  предусмотрено  действующим законодательством.  Не  имеет
   значения,  как  именно называется тот или иной  платеж:  налог  или
   сбор,    декларация   должна   представляться   для   осуществления
   налогового  контроля. На сегодняшний день разработана и  утверждена
   новая декларация по целевому сбору.
       Прокуратура Хабаровского края, привлеченная судом к  участию  в
   деле  в порядке статьи 52 АПК РФ, указала, что оспариваемый Порядок
   не  соответствует налоговому законодательству только в части ссылки
   на  статью 12 Налогового кодекса, которая в соответствии со статьей
   32.1  Федерального  закона  от  05.08.2000  N  118-ФЗ  (в  редакции
   Федерального  закона  от 24.03.01 N 33-ФЗ) "О введении  в  действие
   части  второй  Налогового кодекса Российской Федерации  и  внесении
   изменений  в некоторые законодательные акты Российской Федерации  о
   налогах"  не  введена  в  действие. В остальной  части  Порядок  не
   содержит  противоречий законодательству, состоящему  из  Налогового
   кодекса  и  принятых  в  соответствии с ним федеральных  законов  о
   налогах и сборах.
       Закон  "Об  основах  налоговой системы в Российской  Федерации"
   действует   в  части.  Так,  действующая  статья  21  устанавливает
   местные  налоги  и  сборы, но порядок их уплаты данной  статьей  не
   определен.   При   определении  плательщиков  целевого   сбора   на
   содержание  милиции,  на  благоустройство  территорий,   на   нужды
   образования  и  другие  цели муниципальное образование  обоснованно
   сослалось  на  статьи  3, 17, 19 Налогового  кодекса,  а  также  на
   статью   8  Закона  Российской  Федерации  "О  финансовых   основах
   местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"  о  полномочиях
   местного  органа  самоуправления  устанавливать  местный   сбор   и
   порядок его уплаты.
       Заслушав  мнения  представителей участников  дела,  прокуратуры
   Хабаровского края, исследовав материалы дела, суд установил.
       В  статье 1 Порядка определено, что целевой сбор установлен  на
   основании   статьи   12  Налогового  кодекса,  статьи   21   Закона
   Российской  Федерации  от 27.12.91 N 2118-1 "Об  основах  налоговой
   системы в Российской Федерации".
       В   данном  случае  ссылка  на  статью  12  Налогового  кодекса
   неправомерна,   поскольку   эта   статья   согласно   статье   32.1
   Федерального   закона   от  05.08.2000   N   118-ФЗ   (в   редакции
   Федерального  закона  от 24.03.01 N 33-ФЗ) не введена  в  действие,
   поэтому  требование  ОАО  "Лермонтовская  горнорудная  компания"  о
   признании недействующей в этой части статьи 1 Порядка обоснованно.
       В  статье 2 оспариваемого нормативного акта определены основные
   используемые  в акте понятия, такие как: организации,  обособленное
   подразделение   организации,  индивидуальные   предприниматели.   В
   статье   3  Порядка  указано,  что  плательщиками  целевого   сбора
   являются     организации    и    индивидуальные    предприниматели,
   осуществляющие  свою  деятельность на территории  города  Бикина  и
   Бикинского   района.  Филиалы  и  иные  обособленные  подразделения
   российских  организаций исполняют обязанности этих  организаций  по
   уплате целевого сбора по месту своего нахождения.
       Согласно  статье  19  Налогового кодекса налогоплательщиками  и
   плательщиками   сборов  признаются  организации,   на   которых   в
   соответствии   с   Кодексом   возложена   обязанность    уплачивать
   соответственно  налоги и (или) сборы. Филиалы и  иные  обособленные
   подразделения  российских  организаций исполняют  обязанности  этих
   организаций  по  уплате  налогов  и  сборов  по  месту   нахождения
   филиалов и иных обособленных подразделений.
       В  соответствии  со  статьей  83  Налогового  кодекса  в  целях
   проведения    налогового   контроля   налогоплательщики    подлежат
   постановке   на  учет  в  налоговых  органах  по  месту  нахождения
   организации  и  месту  нахождения  ее  обособленных  подразделений.
   Организация,  в  состав которой входят обособленные  подразделения,
   расположенные  на территории Российской Федерации,  обязана  встать
   на  учет  в  качестве плательщика в налоговом органе как по  своему
   месту   нахождения,  так  и  по  месту  нахождения  каждого  своего
   обособленного подразделения.
       Местом   нахождения   обособленного  подразделения   российской
   организации   признается  место  осуществления  этой   организацией
   деятельности  через  свое  обособленное подразделение.  Статьей  11
   Налогового    кодекса   предусмотрено,   что    под    обособленным
   подразделением    организации   понимается   любое   территориально
   обособленное  от  нее  подразделение, по месту нахождения  которого
   оборудованы  стационарные  рабочие места.  Признание  обособленного
   подразделения организации таковым производится независимо от  того,
   отражено  или  не  отражено его создание в учредительных  или  иных
   организационно-распорядительных  документах   организации,   и   от
   полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.  При  этом
   рабочее  место считается стационарным, если оно создается  на  срок
   более одного месяца.
       Таким образом, налогоплательщики-организации, имеющие филиалы и
   иные  обособленные  подразделения  на  территории  органа  местного
   самоуправления,  осуществляющие  деятельность  на  этой  территории
   через  эти филиалы и иные обособленные подразделения, должны встать
   на  учет  в налоговом органе по месту нахождения указанных филиалов
   и  иных  обособленных подразделений (если они обладают  признаками,
   определенными в статье 11 Налогового кодекса) и уплачивать  местные
   налоги   и  сборы  на  основании  решений  соответствующих  органов
   местного самоуправления.
       Статья   3  Порядка  определяет  плательщиков  целевого  сбора:
   организации    и   индивидуальные   предприниматели.   Обособленные
   подразделения  не названы в числе плательщиков. Пункт  2  статьи  3
   определяет,  что  обособленные подразделения исполняют  обязанность
   этих   организаций  по  уплате  целевого  сбора  по  месту   своего
   нахождения.  Согласно  подпункту "ж"  пункта  1  статьи  21  Закона
   Российской  Федерации  от 27.12.91 N 2118-1 "Об  основах  налоговой
   системы   в  Российской  Федерации"  целевые  сборы  с  граждан   и
   предприятий,    учреждений,   организаций    независимо    от    их
   организационно-правовых   форм   на    содержание    милиции,    на
   благоустройство  территорий, на нужды  образования  и  другие  цели
   относятся к местным налогам.
       В  соответствии со статьей 3 Налогового кодекса налоги и  сборы
   субъектов   Российской   Федерации,   местные   налоги   и    сборы
   устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно  законами
   субъектов  Российской Федерации о налогах и сборах  и  нормативными
   правовыми  актами представительных органов местного  самоуправления
   о  налогах  и  сборах  в  соответствии с  Налоговым  кодексом.  При
   установлении   налогов   должны  быть   определены   все   элементы
   налогообложения. Акты законодательства о налогах  и  сборах  должны
   быть  сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал,  какие
   налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
       Статья   17   Налогового  кодекса,  определяя   общие   условия
   установления  налогов  и  сборов, указывает,  что  налог  считается
   установленным    лишь    в    том    случае,    когда    определены
   налогоплательщики и все элементы налогообложения, а именно:  объект
   налогообложения,   налоговая  база,  налоговый  период,   налоговая
   ставка,  порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты  налога.
   С   учетом  данных  положений  Собранием  депутатов  муниципального
   образования  был  принят  оспариваемый  Порядок,  в  котором   были
   предусмотрены все необходимые элементы налогообложения.
       В  соответствии со статьей 8 Федерального закона  N  126-ФЗ  от
   25.09.97   "О   финансовых   основах  местного   самоуправления   в
   Российской    Федерации"    представительные    органы     местного
   самоуправления вправе:
       1)  устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы
   по их уплате в соответствии с федеральными законами;
       2)  в  соответствии  с  законодательством Российской  Федерации
   принимать  решения  об установлении или отмене  местного  налога  и
   сбора,  о внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые решения
   подлежат  официальному опубликованию не менее чем за один месяц  до
   вступления их в силу.
       Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет
   предусмотренные законами Российской Федерации и законами  субъектов
   Российской   Федерации  налоги  с  филиалов   и   представительств,
   головные  предприятия  которых расположены вне  территории  данного
   муниципального  образования. Полномочия по установлению  налогов  и
   сборов   предоставлены  муниципальному  образованию  на   основании
   статьи  39  Федерального  закона от 28.08.95  N  154-ФЗ  "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации".
       Проанализировав  положения  статьи  6  Порядка  на  предмет  их
   соответствия  вышеуказанным  нормативным  актам,  имеющим   большую
   юридическую силу, арбитражный суд считает, что пункт 3 этой  статьи
   в  части  указания  на ежемесячный срок уплаты сбора  организациями
   противоречит основным началам законодательства о налогах и  сборах.
   В   частности,   он  нарушает  принцип  равенства  налогообложения.
   Поскольку  обжалуемым  Порядком установлен срок  уплаты  сбора  для
   организаций  - ежемесячно, а для индивидуальных предпринимателей  -
   ежеквартально,    то   арбитражный   суд   считает,    что    права
   налогоплательщиков-организаций в этом случае ущемлены. Кроме  того,
   в   пункте   1   этой  же  статьи  налоговым  периодом   установлен
   календарный  год,  а  отчетным - квартал. По общему  правилу  сроки
   уплаты   должны  совпадать  с  отчетными  и  налоговыми  периодами.
   Поскольку  отчетным  периодом  определен  квартал,  основания   для
   ежемесячной уплаты сбора отсутствуют.
       Утверждение заявителя о том, что в статье 21 Закона  Российской
   Федерации  "Об основах налоговой системы" установлены все  элементы
   налогообложения,   необоснованно.  В  этой  статье   не   определен
   налоговый  период,  а  только определен  предельный  размер  ставки
   сбора,  который  не может превышать для юридического  лица  размера
   трех процентов от годового фонда заработной платы.
       Также неосновательна ссылка на двойное налогообложение, так как
   статьей   19   Налогового   кодекса   устанавливается   обязанность
   обособленных  подразделений  исполнять обязанность  организаций  по
   уплате   налогов   и   сборов  по  месту  нахождения   обособленных
   подразделений.
       Несостоятелен   довод  заявителя  о  том,   что   представление
   налоговой  декларации при уплате сбора не предусмотрено действующим
   законодательством, поскольку целевой сбор с граждан и  предприятий,
   учреждений,  организаций  независимо от их  организационно-правовых
   форм  на  содержание  милиции,  на благоустройство  территорий,  на
   нужды  образования  и  другие  цели  относится  к  местным  налогам
   согласно  подпункту  "ж"  пункта  1  статьи  21  Закона  Российской
   Федерации  от  27.12.91 N 2118-1 "Об основах  налоговой  системы  в
   Российской Федерации".
       Налоговый   кодекс   предписывает,  что  необходимые   элементы
   налогообложения     (налоговых    обязательств)     должны     быть
   сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда  и
   в  каком порядке он обязан платить (п. 6 ст. 3), а все неустранимые
   сомнения,   противоречия  и  неясности  актов  законодательства   о
   налогах  и  сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.  7  ст.
   3).
       Формальная   определенность  налоговых  норм  предполагает   их
   достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание  и
   применение.  Неурегулированность вопроса  возникновения  налогового
   обязательства  в  пункте  3  статьи  6  Порядка  может  привести  к
   произвольному  и  дискриминационному ее применению государственными
   органами    и    должностными   лицами   в    их    отношениях    с
   налогоплательщиками.
       При  указанных  обстоятельствах суд пришел  к  выводу,  что  не
   соответствует   требованиям  Налогового  кодекса  и   не   подлежит
   применению   пункт  3  статьи  6  Порядка  в  части   указания   на
   ежемесячный срок уплаты сбора.
       Согласно  подпунктам 3, 9 пункта 1 статьи 6 Налогового  кодекса
   нормативный  акт  о налогах и сборах признается не  соответствующим
   Налоговому  кодексу, если такой акт изменяет определенное  Кодексом
   содержание    обязанностей   участников   отношений,   регулируемых
   законодательством о налогах и сборах (подп. 3),  или  иным  образом
   противоречит  общим началам и (или) буквальному  смыслу  конкретных
   положений Налогового кодекса (подп. 9).
       Исходя   из   изложенного,  требования  заявителя  о  признании
   недействующим Порядка подлежат удовлетворению частично: в статье  1
   -  в  части  ссылки на статью 12 Налогового кодекса и  в  пункте  3
   статьи 6 - в части указания на ежемесячный срок уплаты сбора.
       Судебные  расходы  в  соответствии  со  статьей  110   АПК   РФ
   распределяются   между  сторонами  пропорционально  удовлетворенным
   требованиям,  при этом на заявителя относится сумма госпошлины  500
   рублей, сумма 530 рублей подлежит возврату ему.
       Суд
   
                                решил:
   
       признать   Порядок  исчисления  и  уплаты  целевого  сбора   на
   содержание  милиции,  на  благоустройство  территории,   на   нужды
   образования   и   другие  цели,  утвержденный  решением   районного
   Собрания депутатов города Бикина и Бикинского района от 18.09.02  N
   55,  не  соответствующим статье 21 Закона Российской  Федерации  от
   27.12.91  N  2118-1  "Об  основах налоговой  системы  в  Российской
   Федерации",   требованиям   Налогового  кодекса   и   недействующим
   частично:
       в статье 1 - в части ссылки на статью 12 Налогового кодекса;
       в  пункте  3  статьи 6 - в части указания на  ежемесячный  срок
   уплаты сбора для организаций.
       В остальной части Порядок исчисления и уплаты целевого сбора на
   содержание  милиции,  на  благоустройство  территории,   на   нужды
   образования   и   другие  цели,  утвержденный  решением   районного
   Собрания депутатов города Бикина и Бикинского района от 18.09.02  N
   55,  признать соответствующим статье 21 Закона Российской Федерации
   от  27.12.91  N 2118-1 "Об основах налоговой системы  в  Российской
   Федерации", требованиям Налогового кодекса.
       Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
   ОАО    "Лермонтовская   горнорудная   компания"    возвратить    из
   федерального бюджета государственную пошлину в размере 530  рублей,
   уплаченную  Веселковым Е.А. через отделение Сбербанка 4155/0069  по
   квитанции от 16.07.03.
       Решение   может  быть  обжаловано  в  кассационном  порядке   в
   Федеральный  арбитражный  суд  Дальневосточного  округа  в  течение
   одного месяца со дня вступления в законную силу.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz