МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2003 г. N 26/4100-6
О ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ
С ДЕЙСТВУЮЩИМИ САНИТАРНЫМИ НОРМАМИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ
И ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время в России как на государственном уровне, так и
в обществе в целом происходит качественный сдвиг в осознании
ценности жизни и здоровья каждого ребенка.
Развитие образования в обществе - важнейший элемент социально-
культурного и экономического развития страны. В этом плане на
образование как целостную государственную структуру,
обеспечивающую социализацию личности, ложится, помимо прочих,
задача сохранения психического, физического и нравственного
здоровья подрастающего поколения.
В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей
сформировались устойчивые негативные тенденции - увеличение
распространенности факторов риска формирования нарушений здоровья
и развития, рост заболеваемости и инвалидности. Результаты
Всероссийской диспансеризации детей 2002 года констатируют
снижение доли здоровых детей (с 45,5% до 33,9%) с одновременным
увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую
патологию и инвалидность.
Сложившаяся ситуация ухудшения здоровья детей и подростков
активизировала деятельность министерства, региональных и
муниципальных органов управления образованием, направленную на
поиск новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня
заболеваемости и сохранение здоровья всех субъектов
образовательного процесса.
Сегодня мы пропагандируем школу, которая будет содействовать
здоровью, вырабатывая единый подход к решению проблемы, основанный
на научно обоснованном оздоровительно-образовательном процессе, с
учетом психофизиологических, типологических, половых, возрастных
особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой
находится образовательное учреждение.
Вопросы оптимизации учебной, психологической и физической
нагрузки обучающихся, обеспечения в образовательных учреждениях
условий, способствующих сохранению и укреплению их здоровья, нашли
отражение в Концепции модернизации российского образования на
период до 2010 года, Национальной доктрине образования, Концепции
профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде, Концепции структуры и содержания общего
образования, Концепции профильного обучения в старших классах. В
настоящее время доработан проект ведомственной программы "Здоровье
и образование".
Созданы условия для развития сети "школ здоровья". В
организационно-структурном оформлении этого направления
деятельности значительную роль, по отзывам из регионов, сыграло
Примерное положение о центрах содействия укреплению здоровья
обучающихся, воспитанников образовательного учреждения,
утвержденное Приказом Минобразования России в мае 2000 года.
Формирующаяся сеть центров содействия укреплению здоровья
представлена их различными моделями, в т.ч. "Школа здоровья"
(поддерживается фондом "Школа здоровья" в рамках Федеральной
целевой программы "Дети Чернобыля"); "Школа укрепления здоровья"
(развивается в рамках международного проекта "TACIS" по модели
Европейской сети школ укрепления здоровья); региональные проекты
(Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская области,
Республика Татарстан, г. Москва и др.).
Минобразование России за счет средств подпрограммы "Здоровый
ребенок" Федеральной целевой программы "Дети России" начало с 2003
года обеспечение медицинских кабинетов школ, входящих в Ассоциацию
школ, содействующих здоровью, комплектами оздоровительного
оборудования.
В течение ряда лет в общеобразовательные учреждения внедряются
профилактические образовательные программы для детей и подростков:
Федеральная межведомственная программа "Здоровье" для учащихся
с 1 по 11 классы. Программа предполагает, помимо обеспечения
обучающихся необходимой информацией для формирования собственных
стратегий и технологий, сохранение и укрепление здоровья, создание
методологических и технологических оснований для моделирования
различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья
в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада
школьной жизни с пользой для здоровья всех участников
образовательного процесса. Разработано учебно-методическое
сопровождение Программы - комплект пособий для учителей, ведущих
уроки по программе "Здоровье", руководителей школ по организации
здоровьеразвивающей образовательной среды. В этом году тиражи
Программы и методического комплекта к ней направлены в институты
повышения квалификации и переподготовки кадров работников
образования;
образовательная профилактическая программа "Полезные привычки"
(1 - 4 кл.), "Полезные навыки" (5 - 9 кл.), "Полезный выбор" (10 -
11 кл.) работает на федеральном уровне пять лет. По этой программе
разработаны и изданы общим тиражом 630 тыс. экз. рабочие тетради
для учеников, их родителей, учителей; обучено около 600
преподавателей, психологов из 63 субъектов РФ; органам управления
образованием субъектов РФ предоставлены типографские диски для
тиражирования продукции;
образовательная профилактическая программа для обучающихся
начальных классов "Все цвета кроме черного";
образовательная программа "Разговор о правильном питании" для
начальных классов; разработана Институтом возрастной физиологии
РАО с целью формирования у детей основ культуры питания. Программа
работает шесть лет в общеобразовательных учреждениях различного
типа 26 субъектов Российской Федерации. Регионы, принимающие
участие в ее реализации, обеспечиваются учебно-методическими
комплектами (рабочая тетрадь для ребенка, методическое пособие для
педагога, брошюра для родителей, плакаты).
Значительное место в системе мер по охране здоровья детей и
молодежи занимает работа по профилактике злоупотребления
наркотическими средствами, психотропными и иными одурманивающими
веществами.
Приоритетной задачей борьбы с наркотизацией подростков и
молодежи является организация профилактической работы,
направленной на формирование у молодого поколения ориентации на
здоровый образ жизни. Такая работа предполагает комплексный подход
к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных
сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. Решение
многих задач по профилактике находится в сфере компетенции органов
управления образованием и образовательных учреждений, так как
через воспитательное воздействие этой системы проходит практически
все молодое поколение страны.
Плодотворные отношения сложились у Минобразования России с
Министерством здравоохранения Российской Федерации на всех уровнях
межведомственных контактов по целому блоку проблем, касающихся
оздоровительных мероприятий в общеобразовательных учреждениях.
Совместно реализуются две Федеральные целевые программы -
"Здоровый ребенок", "Анти-ВИЧ/СПИД"; взят курс на раннее выявление
отклонений в здоровье и развитии, а значит - на раннюю помощь,
лечение, коррекцию; проводилась Всероссийская диспансеризация
детей 2002 года, реализуется утвержденный совместным Приказом План
неотложных мер по улучшению охраны здоровья детей в Российской
Федерации на 2002 - 2003 гг.
В сентябре 2003 года проведено заседание коллегии
Минобразования России с участием Минздрава России по вопросу "О
состоянии работы органов управления образованием и
общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-
эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях", на
котором было отмечено, что первые шаги, предпринятые в направлении
решения проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся, еще не
дали серьезных результатов в фактическом улучшении здоровья детей,
существует много проблем, которые должны решаться совместно с
субъектами Российской Федерации.
Так, по данным Минздрава России, только в половине
общеобразовательных учреждений материально-техническая база
соответствует по всем параметрам санитарно-гигиеническим
требованиям.
Актуальной остается проблема переуплотненности школ. В
Калининградской области во вторую и третью смены занимается почти
31 тыс. учащихся, что составляет 26% от их общего числа; в Курской
области во вторую смену занимается 16% учащихся. В ряде районов
Республики Мордовия большинство школ проводят занятия в две смены,
при этом для перевода обучающихся на односменные занятия только в
г. Саранске необходимо построить 15 школ.
Неблагополучной остается и ситуация с оснащением школ
ученической мебелью. Например, в Республиках Калмыкия, Северная
Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской Республике, Еврейской
автономной области 80% ученической мебели не соответствует
гигиеническим требованиям. Критическая ситуация сложилась в
Камчатской области: новая мебель не поступала в
общеобразовательные учреждения этого региона последние 10 - 15
лет. В образовательных учреждениях Ставропольского края свыше 40%
ученической мебели не соответствует росто-возрастным особенностям
детей.
Наибольшее число учреждений, не отвечающих санитарно-
гигиеническим нормам по параметрам микроклимата, было отмечено в
Сахалинской области (62%), Республике Саха (Якутия) (45%), Ханты-
Мансийском автономном округе (43%), Приморском крае (42%),
Ивановской области (40%), Республике Бурятия (39%). В этих
регионах число таких неблагополучных учреждений превышает
общероссийские показатели в 2 и более раза.
В 40% учреждений, расположенных в районах с суровыми
климатическими условиями, отсутствует центральное отопление
(Читинская область и Таймырский автономный округ). В Усть-
Ордынском Бурятском автономном округе нет центрального отопления в
66% учреждений, что является худшим показателем по Российской
Федерации.
Перебои в энергоснабжении в ряде субъектов Российской Федерации
(Приморский край, Камчатская область) и недостаточное обеспечение
общеобразовательных учреждений осветительными приборами приводят к
низкому уровню освещенности рабочих мест обучающихся.
Нельзя считать удовлетворительными и имеющиеся в ряде школ
условия для занятий физической культурой. Например, в
Калининградской области 30% сельских школ не имеют спортивных
залов, поэтому для занятий физкультурой используются плохо
приспособленные помещения.
Несмотря на активно проводящуюся работу, имеются серьезные
трудности в организации школьного питания. Кардинальные изменения
в системе общественного питания в сочетании с прогрессивным ростом
цен на продукты привели к сокращению числа школьников, получающих
в школе горячее питание, в особенности старших классов (их число
не превышает 10 - 20%).
По данным пилотажных исследований, лишь 23% учащихся получают
горячую пищу 2 - 3 раза в день. Число детей, пользующихся
школьными столовыми, сократилось примерно на 30%.
Происходит замена горячего питания буфетной продукцией.
В целом питание школьников характеризуется не только снижением
энергетической ценности пищи, но и резким обеднением ее
микроэлементами, особенно витаминами, дефицит которых отражается
на росте и развитии детей. Степень дефицита витаминов часто
достигает 80% от возрастных норм.
Снижение числа обучающихся, получающих горячее питание,
отмечено в Ивановской и Калининградской областях, имела место
замена горячего питания буфетной продукцией в Ульяновской области,
которую получают 35% обучающихся. Рациональное горячее школьное
питание отсутствует в Брянской области.
Невыполнение норм питания по калорийности и полноте вложения
продуктов было выявлено в 32 - 40% исследований в Мурманской
области, Коми-Пермяцком, Чукотском автономных округах, Хабаровском
крае и ряде других регионов.
По данным центров госсанэпиднадзора, охват детей горячим
питанием увеличился в 2001/2002 учебном году лишь в Приморском
крае, Новосибирской, Тюменской, Курской, Рязанской, Ульяновской
областях, Чувашской Республике. В этой связи следует высоко
оценить инициативу ряда регионов (Татарстан, Башкортостан и др.),
где обеспечивается 100% горячее питание всех школьников, включая
старшеклассников.
Следует отметить, что большинство из обозначенных проблем, а
именно: улучшение материально-технической базы общеобразовательных
учреждений, ремонт зданий, организация горячего питания,
оздоровление обучающихся - требуют решения на уровне учредителя.
Для их решения с учетом природно-климатических условий региона,
социально-экономических условий жизни семей необходима помощь
региональных органов исполнительной власти.
В целях улучшения работы органов управления образованием и
общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-
эпидемиологического режима Минобразование России рекомендует:
1. Проанализировать материально-техническое состояние
образовательных учреждений, разработать по согласованию с
территориальными центрами госсанэпиднадзора планы мероприятий,
направленных на соблюдение в них требований санитарных правил и
норм.
2. Предусмотреть разработку и реализацию региональных программ
развития образования, направленных на реконструкцию и
строительство образовательных учреждений, обеспечение их
необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем и
оборудованием для проведения оздоровительной работы.
3. Предусматривать обеспечение в первоочередном порядке
образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, медицинским оборудованием и лекарственными
препаратами.
4. Провести выборочный анализ обеспеченности
общеобразовательных учреждений медицинским оборудованием,
медперсоналом и разработать систему мер по его улучшению.
5. Разработать на основе анализа питания детей в
образовательных учреждениях комплекс мер по его улучшению, в том
числе в части, касающейся обеспечения образовательных учреждений
йодированной солью и пищевыми продуктами, обогащенными
микронутриентами.
6. Изыскать финансовые возможности для включения в штаты
образовательных учреждений должностей специалистов, которые могли
бы обеспечивать целенаправленную работу по сохранению и укреплению
здоровья обучающихся, воспитанников. Ввести в образовательных
учреждениях практику обязательного закрепления за конкретными
работниками функций координаторов оздоровительной работы с
обучающимися, воспитанниками.
7. Обеспечить создание в образовательных учреждениях условий,
содействующих сохранению и укреплению физического и психического
здоровья обучающихся, воспитанников средствами физической
культуры.
8. Продолжить внедрение в образовательный процесс
специализированных учебных программ профилактической
направленности, включающих антинаркотическое просвещение, правовое
просвещение, повышение общей культуры субъектов образовательного
процесса (детей, родителей, педагогических работников), обучение
детей жизненным навыкам, безопасному поведению, формирование у них
здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни.
9. Предусматривать при проведении аттестации образовательных
учреждений показатели состояния работы по сохранению и укреплению
здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике
наркомании и правонарушений среди обучающихся, воспитанников.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
|