Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 30.10.2003 N 26/4100-6 О ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ САНИТАРНЫМИ НОРМАМИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПИСЬМО
                   от 30 октября 2003 г. N 26/4100-6
                                   
                      О ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ
          С ДЕЙСТВУЮЩИМИ САНИТАРНЫМИ НОРМАМИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ
           И ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
   
       В настоящее время в России как на государственном уровне, так и
   в  обществе  в  целом  происходит качественный  сдвиг  в  осознании
   ценности жизни и здоровья каждого ребенка.
       Развитие  образования в обществе - важнейший элемент социально-
   культурного  и  экономического развития страны.  В  этом  плане  на
   образование     как     целостную    государственную     структуру,
   обеспечивающую  социализацию  личности,  ложится,  помимо   прочих,
   задача   сохранения  психического,  физического   и   нравственного
   здоровья подрастающего поколения.
       В    последнее   десятилетие   в   состоянии   здоровья   детей
   сформировались   устойчивые  негативные  тенденции   -   увеличение
   распространенности  факторов риска формирования нарушений  здоровья
   и   развития,   рост  заболеваемости  и  инвалидности.   Результаты
   Всероссийской   диспансеризации  детей   2002   года   констатируют
   снижение  доли  здоровых детей (с 45,5% до 33,9%)  с  одновременным
   увеличением   вдвое  удельного  веса  детей,  имеющих   хроническую
   патологию и инвалидность.
       Сложившаяся  ситуация  ухудшения здоровья  детей  и  подростков
   активизировала    деятельность   министерства,    региональных    и
   муниципальных  органов  управления  образованием,  направленную  на
   поиск    новых    стратегий,   обеспечивающих    снижение    уровня
   заболеваемости    и    сохранение    здоровья    всех     субъектов
   образовательного процесса.
       Сегодня  мы  пропагандируем школу, которая будет  содействовать
   здоровью,  вырабатывая единый подход к решению проблемы, основанный
   на  научно обоснованном оздоровительно-образовательном процессе,  с
   учетом  психофизиологических, типологических,  половых,  возрастных
   особенностей   учащихся,  экологической   обстановки,   в   которой
   находится образовательное учреждение.
       Вопросы   оптимизации  учебной,  психологической  и  физической
   нагрузки  обучающихся,  обеспечения в  образовательных  учреждениях
   условий, способствующих сохранению и укреплению их здоровья,  нашли
   отражение  в  Концепции  модернизации  российского  образования  на
   период  до  2010 года, Национальной доктрине образования, Концепции
   профилактики    злоупотребления   психоактивными    веществами    в
   образовательной  среде,  Концепции структуры  и  содержания  общего
   образования,  Концепции профильного обучения в старших  классах.  В
   настоящее  время доработан проект ведомственной программы "Здоровье
   и образование".
       Созданы   условия   для  развития  сети  "школ   здоровья".   В
   организационно-структурном     оформлении     этого     направления
   деятельности  значительную роль, по отзывам  из  регионов,  сыграло
   Примерное  положение  о  центрах  содействия  укреплению   здоровья
   обучающихся,     воспитанников     образовательного     учреждения,
   утвержденное Приказом Минобразования России в мае 2000 года.
       Формирующаяся  сеть  центров  содействия  укреплению   здоровья
   представлена  их  различными  моделями,  в  т.ч.  "Школа  здоровья"
   (поддерживается  фондом  "Школа  здоровья"  в  рамках   Федеральной
   целевой  программы  "Дети Чернобыля"); "Школа укрепления  здоровья"
   (развивается  в  рамках международного проекта  "TACIS"  по  модели
   Европейской  сети  школ укрепления здоровья); региональные  проекты
   (Вологодская,   Кемеровская,  Нижегородская,   Орловская   области,
   Республика Татарстан, г. Москва и др.).
       Минобразование  России  за счет средств подпрограммы  "Здоровый
   ребенок" Федеральной целевой программы "Дети России" начало с  2003
   года  обеспечение медицинских кабинетов школ, входящих в Ассоциацию
   школ,    содействующих   здоровью,   комплектами   оздоровительного
   оборудования.
       В  течение ряда лет в общеобразовательные учреждения внедряются
   профилактические образовательные программы для детей и подростков:
       Федеральная межведомственная программа "Здоровье" для  учащихся
   с  1  по  11  классы.  Программа предполагает,  помимо  обеспечения
   обучающихся  необходимой  информацией для формирования  собственных
   стратегий и технологий, сохранение и укрепление здоровья,  создание
   методологических  и  технологических  оснований  для  моделирования
   различных  видов деятельности, направленных на укрепление  здоровья
   в  образовательном  учреждении, а также на изменение  всего  уклада
   школьной   жизни   с   пользой   для   здоровья   всех   участников
   образовательного    процесса.    Разработано    учебно-методическое
   сопровождение  Программы - комплект пособий для  учителей,  ведущих
   уроки  по  программе "Здоровье", руководителей школ по  организации
   здоровьеразвивающей  образовательной  среды.  В  этом  году  тиражи
   Программы  и  методического комплекта к ней направлены в  институты
   повышения   квалификации   и   переподготовки   кадров   работников
   образования;
       образовательная профилактическая программа "Полезные  привычки"
   (1 - 4 кл.), "Полезные навыки" (5 - 9 кл.), "Полезный выбор" (10  -
   11  кл.) работает на федеральном уровне пять лет. По этой программе
   разработаны  и  изданы общим тиражом 630 тыс. экз. рабочие  тетради
   для   учеников,   их   родителей,  учителей;  обучено   около   600
   преподавателей,  психологов из 63 субъектов РФ; органам  управления
   образованием  субъектов  РФ предоставлены  типографские  диски  для
   тиражирования продукции;
       образовательная  профилактическая  программа  для   обучающихся
   начальных классов "Все цвета кроме черного";
       образовательная программа "Разговор о правильном  питании"  для
   начальных  классов;  разработана Институтом  возрастной  физиологии
   РАО  с целью формирования у детей основ культуры питания. Программа
   работает  шесть  лет  в общеобразовательных учреждениях  различного
   типа   26  субъектов  Российской  Федерации.  Регионы,  принимающие
   участие   в   ее  реализации,  обеспечиваются  учебно-методическими
   комплектами (рабочая тетрадь для ребенка, методическое пособие  для
   педагога, брошюра для родителей, плакаты).
       Значительное  место в системе мер по охране  здоровья  детей  и
   молодежи    занимает   работа   по   профилактике   злоупотребления
   наркотическими  средствами, психотропными и  иными  одурманивающими
   веществами.
       Приоритетной  задачей  борьбы  с  наркотизацией  подростков   и
   молодежи    является    организация    профилактической     работы,
   направленной  на  формирование у молодого поколения  ориентации  на
   здоровый образ жизни. Такая работа предполагает комплексный  подход
   к  решению  проблем  предупреждения  наркомании  во  всех  основных
   сферах  жизнедеятельности  детей, подростков  и  молодежи.  Решение
   многих  задач по профилактике находится в сфере компетенции органов
   управления  образованием  и  образовательных  учреждений,  так  как
   через  воспитательное воздействие этой системы проходит практически
   все молодое поколение страны.
       Плодотворные  отношения  сложились у  Минобразования  России  с
   Министерством здравоохранения Российской Федерации на всех  уровнях
   межведомственных  контактов  по целому  блоку  проблем,  касающихся
   оздоровительных  мероприятий  в  общеобразовательных   учреждениях.
   Совместно   реализуются  две  Федеральные   целевые   программы   -
   "Здоровый  ребенок", "Анти-ВИЧ/СПИД"; взят курс на раннее выявление
   отклонений  в  здоровье и развитии, а значит -  на  раннюю  помощь,
   лечение,   коррекцию;  проводилась  Всероссийская   диспансеризация
   детей 2002 года, реализуется утвержденный совместным Приказом  План
   неотложных  мер  по  улучшению охраны здоровья детей  в  Российской
   Федерации на 2002 - 2003 гг.
       В    сентябре   2003   года   проведено   заседание    коллегии
   Минобразования  России с участием Минздрава России  по  вопросу  "О
   состоянии     работы    органов    управления    образованием     и
   общеобразовательных    учреждений    по    соблюдению    санитарно-
   эпидемиологического режима в общеобразовательных  учреждениях",  на
   котором  было отмечено, что первые шаги, предпринятые в направлении
   решения проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся,  еще  не
   дали  серьезных результатов в фактическом улучшении здоровья детей,
   существует  много  проблем,  которые должны  решаться  совместно  с
   субъектами Российской Федерации.
       Так,   по   данным   Минздрава  России,   только   в   половине
   общеобразовательных    учреждений   материально-техническая    база
   соответствует    по    всем    параметрам   санитарно-гигиеническим
   требованиям.
       Актуальной   остается   проблема  переуплотненности   школ.   В
   Калининградской  области во вторую и третью смены занимается  почти
   31  тыс. учащихся, что составляет 26% от их общего числа; в Курской
   области  во  вторую смену занимается 16% учащихся. В  ряде  районов
   Республики Мордовия большинство школ проводят занятия в две  смены,
   при  этом для перевода обучающихся на односменные занятия только  в
   г. Саранске необходимо построить 15 школ.
       Неблагополучной   остается  и  ситуация   с   оснащением   школ
   ученической  мебелью.  Например, в Республиках  Калмыкия,  Северная
   Осетия   -   Алания,  Карачаево-Черкесской  Республике,   Еврейской
   автономной   области  80%  ученической  мебели   не   соответствует
   гигиеническим   требованиям.  Критическая  ситуация   сложилась   в
   Камчатской     области:    новая    мебель    не    поступала     в
   общеобразовательные  учреждения этого региона  последние  10  -  15
   лет.  В образовательных учреждениях Ставропольского края свыше  40%
   ученической  мебели не соответствует росто-возрастным  особенностям
   детей.
       Наибольшее   число   учреждений,   не   отвечающих   санитарно-
   гигиеническим  нормам по параметрам микроклимата, было  отмечено  в
   Сахалинской  области (62%), Республике Саха (Якутия) (45%),  Ханты-
   Мансийском   автономном  округе  (43%),  Приморском   крае   (42%),
   Ивановской  области  (40%),  Республике  Бурятия  (39%).   В   этих
   регионах   число   таких   неблагополучных   учреждений   превышает
   общероссийские показатели в 2 и более раза.
       В   40%   учреждений,  расположенных  в  районах   с   суровыми
   климатическими   условиями,   отсутствует   центральное   отопление
   (Читинская  область  и  Таймырский  автономный  округ).   В   Усть-
   Ордынском Бурятском автономном округе нет центрального отопления  в
   66%  учреждений,  что  является худшим  показателем  по  Российской
   Федерации.
       Перебои в энергоснабжении в ряде субъектов Российской Федерации
   (Приморский  край, Камчатская область) и недостаточное  обеспечение
   общеобразовательных учреждений осветительными приборами приводят  к
   низкому уровню освещенности рабочих мест обучающихся.
       Нельзя  считать  удовлетворительными и имеющиеся  в  ряде  школ
   условия    для   занятий   физической   культурой.   Например,    в
   Калининградской  области  30% сельских  школ  не  имеют  спортивных
   залов,   поэтому   для  занятий  физкультурой  используются   плохо
   приспособленные помещения.
       Несмотря  на  активно  проводящуюся работу,  имеются  серьезные
   трудности  в организации школьного питания. Кардинальные  изменения
   в  системе общественного питания в сочетании с прогрессивным ростом
   цен  на  продукты привели к сокращению числа школьников, получающих
   в  школе  горячее питание, в особенности старших классов (их  число
   не превышает 10 - 20%).
       По  данным пилотажных исследований, лишь 23% учащихся  получают
   горячую  пищу  2  -  3  раза  в  день.  Число  детей,  пользующихся
   школьными столовыми, сократилось примерно на 30%.
       Происходит замена горячего питания буфетной продукцией.
       В  целом питание школьников характеризуется не только снижением
   энергетической   ценности  пищи,  но   и   резким   обеднением   ее
   микроэлементами,  особенно витаминами, дефицит  которых  отражается
   на  росте  и  развитии  детей.  Степень  дефицита  витаминов  часто
   достигает 80% от возрастных норм.
       Снижение   числа   обучающихся,  получающих  горячее   питание,
   отмечено  в  Ивановской  и Калининградской  областях,  имела  место
   замена  горячего питания буфетной продукцией в Ульяновской области,
   которую  получают  35% обучающихся. Рациональное  горячее  школьное
   питание отсутствует в Брянской области.
       Невыполнение  норм питания по калорийности и  полноте  вложения
   продуктов  было  выявлено  в  32 - 40%  исследований  в  Мурманской
   области,  Коми-Пермяцком, Чукотском автономных округах, Хабаровском
   крае и ряде других регионов.
       По   данным  центров  госсанэпиднадзора,  охват  детей  горячим
   питанием  увеличился  в 2001/2002 учебном году  лишь  в  Приморском
   крае,  Новосибирской,  Тюменской, Курской,  Рязанской,  Ульяновской
   областях,  Чувашской  Республике.  В  этой  связи  следует   высоко
   оценить  инициативу ряда регионов (Татарстан, Башкортостан и  др.),
   где  обеспечивается  100% горячее питание всех школьников,  включая
   старшеклассников.
       Следует  отметить, что большинство из обозначенных  проблем,  а
   именно:  улучшение материально-технической базы общеобразовательных
   учреждений,   ремонт   зданий,   организация   горячего    питания,
   оздоровление  обучающихся - требуют решения на  уровне  учредителя.
   Для  их  решения  с учетом природно-климатических условий  региона,
   социально-экономических  условий  жизни  семей  необходима   помощь
   региональных органов исполнительной власти.
       В  целях  улучшения  работы органов управления  образованием  и
   общеобразовательных    учреждений    по    соблюдению    санитарно-
   эпидемиологического режима Минобразование России рекомендует:
       1.     Проанализировать    материально-техническое    состояние
   образовательных   учреждений,   разработать   по   согласованию   с
   территориальными  центрами  госсанэпиднадзора  планы   мероприятий,
   направленных  на  соблюдение в них требований санитарных  правил  и
   норм.
       2.  Предусмотреть разработку и реализацию региональных программ
   развития    образования,   направленных    на    реконструкцию    и
   строительство    образовательных   учреждений,    обеспечение    их
   необходимой    мебелью,   техникой,   спортивным    инвентарем    и
   оборудованием для проведения оздоровительной работы.
       3.   Предусматривать   обеспечение  в  первоочередном   порядке
   образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся  без
   попечения  родителей,  медицинским оборудованием  и  лекарственными
   препаратами.
       4.      Провести      выборочный     анализ      обеспеченности
   общеобразовательных    учреждений    медицинским     оборудованием,
   медперсоналом и разработать систему мер по его улучшению.
       5.   Разработать   на   основе   анализа   питания   детей    в
   образовательных  учреждениях комплекс мер по его улучшению,  в  том
   числе  в  части, касающейся обеспечения образовательных  учреждений
   йодированной    солью    и   пищевыми   продуктами,    обогащенными
   микронутриентами.
       6.  Изыскать  финансовые  возможности  для  включения  в  штаты
   образовательных учреждений должностей специалистов,  которые  могли
   бы  обеспечивать целенаправленную работу по сохранению и укреплению
   здоровья   обучающихся,  воспитанников.  Ввести  в  образовательных
   учреждениях   практику  обязательного  закрепления  за  конкретными
   работниками   функций   координаторов  оздоровительной   работы   с
   обучающимися, воспитанниками.
       7.  Обеспечить создание в образовательных учреждениях  условий,
   содействующих  сохранению и укреплению физического  и  психического
   здоровья    обучающихся,   воспитанников   средствами    физической
   культуры.
       8.    Продолжить    внедрение    в   образовательный    процесс
   специализированных      учебных      программ      профилактической
   направленности, включающих антинаркотическое просвещение,  правовое
   просвещение,  повышение  общей культуры субъектов  образовательного
   процесса  (детей,  родителей, педагогических работников),  обучение
   детей жизненным навыкам, безопасному поведению, формирование у  них
   здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни.
       9.  Предусматривать  при проведении аттестации  образовательных
   учреждений  показатели состояния работы по сохранению и  укреплению
   здоровья,   формированию  здорового  образа   жизни,   профилактике
   наркомании и правонарушений среди обучающихся, воспитанников.
   
                                                  Заместитель Министра
                                                          Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz