Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 21 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНОПЕРЕНАЛАЖИВАЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ, НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОПТИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ ОТ МИКРООПТИКИ ДО АСТРООПТИКИ ИЗ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ОПТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (ПРИНЯТО 29.10.2003)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                 СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                                   
                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 21
                  О ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА
                 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО
            ГОСУДАРСТВА "СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
           ПРОГРАММНО-ПЕРЕНАЛАЖИВАЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ, НОВЫХ
          МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОПТИЧЕСКИХ
         ДЕТАЛЕЙ ОТ МИКРООПТИКИ ДО АСТРООПТИКИ ИЗ ТРАДИЦИОННЫХ
                И НЕТРАДИЦИОННЫХ ОПТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ"
                                   
                        (29 октября 2003 года)
                                   
       Совет Министров Союзного государства постановляет:
       1.  Одобрить Предложение Министерства промышленности,  науки  и
   технологий   Российской  Федерации  и  Министерства  промышленности
   Республики   Беларусь   о  разработке  проекта   научно-технической
   Программы  Союзного государства "Создание компьютерных  технологий,
   программно-переналаживаемого  оборудования,  новых   материалов   и
   инструментов  для  обработки оптических деталей от  микрооптики  до
   астрооптики    из   традиционных   и   нетрадиционных    оптических
   материалов".
       2.    Определить    государственным    заказчиком-координатором
   указанной   Программы   Министерство   промышленности,   науки    и
   технологий  Российской  Федерации,  государственным  заказчиком   -
   Министерство промышленности Республики Беларусь.
       3.  Государственному заказчику-координатору Программы совместно
   с   государственным   заказчиком  Программы  в  двухмесячный   срок
   подготовить  и  внести проект Программы в установленном  порядке  в
   Совет   Министров   Союзного   государства   для   рассмотрения   и
   утверждения.
       4.   Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
   подписания.
   
                                                          Председатель
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                                            М.КАСЬЯНОВ
   
   
   
   
   
   
                                                              Одобрено
                                                        Постановлением
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                            от 29 октября 2003 г. N 21
   
                              ПРЕДЛОЖЕНИЕ
                     МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ,
               НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
           МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О
       РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО
            ГОСУДАРСТВА "СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
              ПРОГРАММНО-ПЕРЕНАЛАЖИВАЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ,
                  НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ
                    ОБРАБОТКИ ОПТИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ ОТ
                     МИКРООПТИКИ ДО АСТРООПТИКИ ИЗ
                     ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ
                        ОПТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ"
                                   
                   1. Наименование проблемы и анализ
                        причин ее возникновения
   
       Стратегической задачей любого государства является обеспечение:
       - военной безопасности;
       - продовольственной безопасности;
       - экологической безопасности;
       - технологической независимости;
       - охраны здоровья.
       Все эти задачи невозможно решить без применения оптики.
   
            Основные области применения оптических приборов
   
       Машиностроение и приборостроение:
       -  Контрольно-измерительные приборы для высокоточных линейных и
   угловых  измерений  деталей  и  узлов,  метрологической  аттестации
   средств измерения;
       -  фотометрические приборы, колориметры, световые микроскопы  и
   поляриметрические  приборы для измерения  оптических  характеристик
   источников  света,  тканей,  бумаг,  красок,  структурного  анализа
   материалов, измерения и оценки деформаций в реальном масштабе;
       -  лазеры  для  точной  лазерной обработки материалов  (сварка,
   резка, раскрой, сверление);
       -  геодезические приборы и светодальномеры для точных измерений
   в     промышленном    и    гражданском    строительстве,    монтажа
   крупногабаритного оборудования.
       Металлургия:
       - спектральные приборы для экспресс-анализа металлов и сплавов;
       -  световые  микроскопы  для структурного  анализа  металлов  и
   сплавов;
       -  спектральные,  фотометрические, рефрактометрические  приборы
   для  контроля температуры металлов и сплавов в процессе  плавления,
   чистоты жидких, твердых и газообразных веществ.
       Химия:
       -  спектральные приборы и микроспектрофлуориметры  для  анализа
   распределения  микропримесей по сечению образца  и  определение  их
   состава;
       -  поляриметрические приборы для высокоточных измерений состава
   сложных смесей органических соединений.
       Геология, геодезия, картография:
       -   приборы   спектральные,   спектрозональная   тепловизионная
   аппаратура,   геодезические  и  фотограмметрические   приборы   для
   обнаружения  и  распознавания природных образований, растительности
   и полезных ископаемых, топопривязки.
       Информатика и связь:
       -  интегральная  оптоэлектронная схемотехника,  голографические
   элементы  памяти,  электронно-оптические  модуляторы  для  создания
   систем  с  элементами искусственного интеллекта,  нового  поколения
   оптической   вычислительной  техники  для  обработки   и   хранения
   сверхбольших объемов информации; оптических систем связи.
       Научные исследования:
       -  астрономические приборы, в т.ч. телескопы большого  диаметра
   наземного  и  космического  базирования для  изучения  Вселенной  и
   околоземного космического пространства;
       -  лазеры  и  высокоскоростные камеры для изучения Вселенной  и
   околоземного космического пространства;
       -  спектральные и спектрорадиометрические приборы для  изучения
   вещества на атомарном и молекулярном уровне;
       - приборы для исследования неоднородностей в прозрачных средах,
   исследования   аэродинамических  свойств   летательных   аппаратов,
   выбора оптимальных конструктивных форм;
       -  световые микроскопы для исследований тканей живых организмов
   на клеточном уровне.
       Агропромышленный комплекс и его перерабатывающие отрасли:
       -   спектральные  приборы,  фотометрические  приборы,  световые
   микроскопы,  рефрактометрические и  поляриметрические  приборы  для
   выполнения     оперативного     контроля     качества     важнейших
   сельскохозяйственных    продуктов    питания,    создания     новых
   высокоэффективных   удобрений  почвы  на  основе  легкорастворимого
   стекла,   оценки   урожайности   и  качества   сельскохозяйственной
   продукции.
       Медицина:
       -   офтальмологические  приборы  для  клинических  исследований
   глазных  сред,  микрохирургии глаза, подбора и  назначения  средств
   коррекции     зрения,    исследований    световой    и     цветовой
   чувствительности глаза, лечения дефектов зрения;
       -  световые  микроскопы, тепловизионные  приборы,  спектральные
   приборы  (спектро-флуориметры)  и  поляриметрические  приборы   для
   повышения   достоверности  диагностики,  эффективности  лечения   и
   оперативного    вмешательства    в    области    гастроэнтерологии,
   проктологии,     урологии,    фтизио-пульмонологии,    кардиологии,
   гинекологии, офтальмологии;
       -   эндоскопические  приборы:  тонкие,  особо   тонкие   гибкие
   эндоскопы,  жесткие эндоскопы, жесткие эндомикроскопы; операционные
   микроскопы;   лазеры;   УФ-облучающие  системы   для   оперативного
   вмешательства  в  области  офтальмологии, микро-  и  нейрохирургии,
   оториноларингологии; обеззараживания медицинского инструмента.
       Экология:
       -  комплексные системы экологических обследований для измерений
   содержания  и экспресс-мониторинг загрязняющих веществ в атмосфере,
   природных  водах,  почве; измерения газов-загрязнителей  и  пыли  в
   атмосфере; контроль за экологической ситуацией в регионе;
       -  фотометрические,  спектральные и  спектрозональные  приборы,
   лидары  для  определения  малых  концентраций  вредных  примесей  в
   жидких средах, определения элементного состава жидких сред, в  т.ч.
   экспресс-анализа природных, технологических сточных вод;  выявления
   токсичных  молекулярных  примесей в воде и  поверхностных  пленках;
   обнаружения  нефтепродуктов, тяжелых металлов  и  ксенобиотиков  (в
   т.ч. диоксинов);
       -  геодезические приборы для слежения за подвижками земной коры
   и долговременного прогнозирования землетрясений;
       - приборы ночного видения для контроля за нарушителями в ночное
   время.
       Обеспечение культурного досуга населения:
       -  фотокинотехника, диапроекторы, оборудование для обслуживания
   фотолюбителей,  зрительные трубы, бинокли, прицелы  для  охотничьих
   ружей,  приборы  ночного видения, любительские  телескопы,  игрушки
   для  обеспечения  культурного досуга населения и  создания  широкой
   гаммы  ТНП  оптического профиля и комплекса услуг населению  по  их
   обслуживанию.
       Оптические  и оптико-электронные приборы и системы, применяемые
   в вооружении и военной технике:
       -  комплексы  и  системы контроля космического  пространства  и
   раннего  предупреждения о стартах МБР; системы и приборы солнечной,
   звездной  и  планетной ориентации пилотируемых  и  беспилотных  КА;
   приборы  для  измерения линейных элементов внешнего  ориентирования
   КА   (лазерные   дальномеры  и  высотомеры);  аппаратура   видового
   наблюдения  и  фотографирования  из  космоса;  наземная  аппаратура
   дешифрирования;  аппаратура  прицеливания  и  астрокоррекции   МБР,
   прицеливания  тактических  ракет;  аппаратура  аэрофоторазведки   и
   наземной  обработки информации; системы переднего обзора;  лазерные
   дальномеры-подсветчики; теплопеленгаторы и лазерные  гироскопы  для
   самолетов  и  вертолетов; оптико-электронные головки  самонаведения
   для  авиационных ракет и корректируемых авиабомб; ГСН для различных
   классов   ракетных   комплексов;  оптические  и  оптико-электронные
   системы   для   подвижных  сухопутных  комплексов;   наблюдательные
   приборы  (дневные, ночные, тепловизионные); артиллерийские лазерные
   дальномеры  (носимые,  переносимые, возимые)  и  системы  подсветки
   целей;  прицелы для стрелкового вооружения и гранатометов (дневные,
   ночные,  тепловизионные); смотровые и водительские приборы; прицелы
   и  системы  управления  огнем  для объектов  БТТ  и  артиллерийских
   комплексов   Сухопутных   войск;  ГСН  для  управляемых   снарядов;
   перископы  и  астрокорректоры для ПЛ; гидрооптическая и авиационная
   аппаратура   обнаружения  ПЛ;  аппаратура  подводного,  подледного,
   межотсечного наблюдения и освещения внешней обстановки;  аппаратура
   прицеливания МБР различного базирования; лазерная аппаратура  связи
   с  объектами,  находящимися в различных средах; прицелы,  визиры  и
   системы  управления огнем для ракетно-артиллерийских  комплексов  и
   аппаратура  освещения  внешней обстановки для  надводных  кораблей;
   волоконно-оптические   системы   связи   и   передачи    информации
   управления  войсками;  оптические  датчики  и  лазерные  гироскопы;
   средства оптико-электронного противодействия; оптико-электронные  и
   лазерные  системы  для  дистанционного  контроля  за  химической  и
   радиологической   обстановкой;  лазеры   для   подавления   оптико-
   электронных  средств различного базирования;  очки  и  фильтры  для
   защиты от СИЯВ и ОКГ.
       В  настоящее  время научно-технический прогресс  во  всем  мире
   характеризуется  постоянно расширяющимся использованием  достижений
   оптики, оптических методов и оптико-электронных приборов.
       Создание   нового  поколения  оптико-электронных   приборов   и
   комплексов  связано  в  первую  очередь  с  изготовлением  основной
   элементной    базы   любого   оптико-механического   или    оптико-
   электронного  комплекса, а именно, оптической детали,  т.е.  линзы,
   призмы,  пластины, зеркала, сетки, дифракционные  решетки  и  т.д.,
   любого  типоразмера  от  микрооптики (диаметр  =<  1  -  8  мм)  до
   астрооптики (диаметр от 600 мм до 10 м - 100 м).
       К  настоящему  времени сложилось катастрофическое  положение  с
   состоянием    технологического   оборудования   для    производства
   оптических   деталей  на  предприятиях  России  и   Беларуси   (см.
   Таблицу).  Оборудование  с  возрастом  эксплуатации  свыше  10  лет
   составляет 98,9% (см. Таблицу).
   
                                                              Таблица
   --------------------T----------------------T---------------------¬
   ¦      Группа       ¦     Количество       ¦     Количество      ¦
   ¦   оборудования    ¦    оборудования,     ¦   оборудования,     ¦
   ¦                   ¦ ед. на 01.01.1990 г. ¦ ед. на 01.10.2002 г.¦
   +-------------------+---------T------------+--------T------------+
   ¦                   ¦  Всего  ¦ в т.ч. со  ¦ Всего  ¦ в т.ч. со  ¦
   ¦                   ¦         ¦   сроком   ¦        ¦   сроком   ¦
   ¦                   ¦         ¦эксплуатации¦        ¦эксплуатации¦
   ¦                   ¦         ¦  свыше 10  ¦        ¦  свыше 10  ¦
   ¦                   ¦         ¦ лет, ед./% ¦        ¦ лет, ед./% ¦
   +-------------------+---------+------------+--------+------------+
   ¦Всего оборудования,¦12350    ¦7820/63,3   ¦8350    ¦8260/98,9   ¦
   ¦в т.ч.             ¦         ¦            ¦        ¦            ¦
   +-------------------+---------+------------+--------+------------+
   ¦- заготовительное  ¦ 2730    ¦1770/64,8   ¦1860    ¦1820/97,8   ¦
   +-------------------+---------+------------+--------+------------+
   ¦- шлифовально -    ¦ 7410    ¦4450/60,0   ¦5050    ¦5040/99,8   ¦
   ¦  полировальное    ¦         ¦            ¦        ¦            ¦
   +-------------------+---------+------------+--------+------------+
   ¦- центрировочное   ¦  910    ¦ 620/68,1   ¦ 620    ¦ 610/98,4   ¦
   +-------------------+---------+------------+--------+------------+
   ¦- вакуумное        ¦  730    ¦ 420/57,5   ¦ 500    ¦ 460/92,0   ¦
   L-------------------+---------+------------+--------+-------------
   
       Существующее    оборудование   построено   на   технологических
   принципах  и  под  задачи  техники 80-х годов  и  требует  срочного
   обновления.
       Оборудование не обновлялось практически 10 - 15 лет.  Произошло
   резкое   уменьшение   (в   4   -  5  раз)   высококвалифицированных
   технологов,   конструкторов,  рабочих-оптиков,  занятых   в   сфере
   оптического производства.
       Средний   возраст  исследователей,  конструкторов,   технологов
   превысил 55 лет и продолжает возрастать.
       Из-за   отсутствия  необходимого  финансирования  для  развития
   оптической   технологии  и  станкостроения  отставание   России   и
   Беларуси  в этой области от передовых развитых стран достигло  8  -
   10 лет.
       Федеральной    целевой    программой    Российской    Федерации
   "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы  и  другими
   программами  России не предусмотрено проведение НИОКР, направленных
   на  решение  технологических  проблем  обработки  оптических  сред.
   Предлагаемая   Программа   является,  по   существу,   основной   и
   определяющей   в  части  решения  задач  по  созданию   опережающих
   компьютеризированных технологий изготовления оптической  элементной
   базы   из   различных   оптических  материалов  (сред)   различного
   типоразмера и назначения.
       Передовые   страны,   которые   определяют   научно-технический
   прогресс  (США, Англия, Германия, Япония, Франция), в том  числе  в
   области  новых вооружений, имеют многообразную развитую техническую
   инфраструктуру,  комплексно занимающуюся всеми разделами  оптики  и
   оптико-электронного  приборостроения,  начиная  от  фундаментальных
   проблем  оптики  и  оптического  материаловедения,  создания  новой
   оптической  элементной базы и заканчивая разработкой  комплексов  и
   оптико-электронных  систем  самого  разнообразного  назначения.  Во
   всех   развитых   зарубежных  странах  оптика  пользуется   большой
   государственной поддержкой.
       Так,  например,  с  целью сохранения лидирующего  положения  на
   мировом   рынке   в  США  разработана  перспективная   долгосрочная
   программа    "Преобразование   оптической   промышленности".    Эта
   программа  рассчитана  на  10  лет  и  предусматривает  не  только,
   естественно в первую очередь, коренную модернизацию оборудования  и
   технологий  обработки  оптики,  но  и  преобразование  структуры  и
   информационного  обеспечения  оптической  промышленности.  На   эту
   программу   предусмотрено   финансирование   24   млрд.   долларов.
   Программа  ориентирована на продвижение США  в  области  оптических
   технологий в XXI век.
       Процесс  распада уникального российско-белорусского оптического
   технологического   комплекса   можно   остановить   при    активной
   государственной поддержке.
       Договором   о   создании   Союзного  государства,   подписанным
   Президентом Республики Беларусь и Президентом Российской  Федерации
   8  декабря  1999  года,  определена как  одна  из  важнейших  задач
   Союзного   государства  -  задача  формирования   единого   научно-
   технологического  пространства, разработка  совместных  программ  и
   проведение  фундаментальных  и  прикладных  работ  по  приоритетным
   направлениям науки, техники и технологии.
       В  ряде  определяющих документов: в Основах политики Российской
   Федерации в области развития науки и технологий на период  до  2010
   года  и  дальнейшую  перспективу и Перечне  критических  технологий
   Российской    Федерации,   утвержденных   Президентом    Российской
   Федерации  30  марта  2002  г. N ПР-578, ставится  задача  создания
   отечественной технологии изготовления оптических деталей.
       Научно-технический  Совет  Комиссии  Правительства   Российской
   Федерации  по  военно-промышленным вопросам  своим  Решением  от  9
   декабря   2002   г.   отметил,  что  развитие  и  совершенствование
   вооружений и специальной техники определяется состоянием и  уровнем
   развития   производства  оптических  материалов  и  технологии   их
   обработки.
       Отмечая  стратегическую  значимость  оптических  материалов   и
   технологий  их  обработки для оборонной промышленности,  и  считая,
   обеспечение   создания   высокоэффективных   образцов   вооружения,
   военной  и  специальной техники (ВВСТ) необходимыми  перспективными
   оптическими  средствами и технологиями отечественного  производства
   важнейшей государственной задачей секция НТС решила:
       -   считать   работы   в   области  исследования,   разработки,
   производства   оптических   сред   и   технологий   их    обработки
   приоритетными;
       - определить основные задачи в области развития технологий;
       -  создание  конкурентоспособных технологий и оборудования  для
   обработки оптических материалов;
       -    разработку    программы   создания   компьютеризированного
   обрабатывающего оборудования от микрооптики до астрооптики.
       Уровень  создаваемых  технологий и  оборудования  в  оптическом
   приборостроении,    предусмотренных    предлагаемой     Программой,
   существенно   повысит   эффективность   практически   всех    видов
   вооружения  и  военной  техники  и  обеспечит  реализацию  заданий,
   предусмотренных   утвержденной  Президентом  Российской   Федерации
   Государственной программы вооружения на 2001 - 2010 гг.
       Для    кардинального   улучшения   положения    в    оптической
   промышленности России и Беларуси, восстановления ее ведущей роли  и
   обеспечения  надежной  конкурентоспособности  на  мировом  рынке  в
   области  создания  оптико-электронных  приборов  и  систем   самого
   различного   назначения  в  ближайшем  будущем   и   в   дальнейшей
   перспективе    необходимо    коренным    образом    модернизировать
   оборудование   и   технологические   процессы,   применяемые    для
   изготовления  оптических  компонентов на  предприятиях  Беларуси  и
   России в настоящее время.
   
           2. Обоснование актуальности разработки Программы,
         ее экономической эффективности для Беларуси и России
   
       Для   обеспечения  в  настоящее  время  задач,  стоящих   перед
   оптической  и  оптико-электронной отраслями  Союзного  государства,
   необходимо  с  учетом  опыта работ 1998 - 2003  гг.  разработать  и
   реализовать  Программу  по  всем технологическим  переделам,  видам
   оптических  сред  и  нетрадиционных  материалов  с  целью  создания
   компьютерных   технологических  процессов  обработки   и   контроля
   оптических деталей.
       Предлагаемая  Программа (2004 - 2008 гг.)  является  дальнейшим
   развитием  Программы  Союзного государства "Разработка  опережающих
   технологий  "двойного" применения и гаммы современного  оптического
   оборудования  на принципах управляемого формообразования"  (1998  -
   2002  гг.),  утвержденной  Постановлением Исполнительного  Комитета
   Союза  Беларуси  и России от 2 декабря 1997 г. N 5,  продленной  на
   2003 г. Постановлением Совета Министров Союзного государства от  30
   декабря 2002 г. N 50.
       Федеральное  государственное  унитарное  предприятие   "Научно-
   производственное     объединение    "Оптика"     (ранее     Научно-
   производственное объединение "Оптика" (НПО "Оптика"),  образованное
   Постановлением  Совета  Министров СССР от  24.05.68  г.  N  1082  и
   входившие    в    него    до   1992   г.   Научно-исследовательский
   технологический  институт  оптического станкостроения  и  вакуумной
   техники  (НИТИ  "ОС  и ВТ"), теперь НП РУП "ОС  и  ВТ"  (г.  Минск,
   Беларусь) и "Сморгонский завод оптического станкостроения"  (СЗОС),
   теперь  ПО РУП "СЗОС" (г. Сморгонь, Беларусь), являлось головным  и
   единственным  предприятием в СССР, а теперь и в  России  в  области
   технологии  (материалы,  инструмент,  станки,  метрология  и  т.д.)
   холодной обработки оптических сред.
       До  настоящего  времени  эти предприятия сохранили  оптимальную
   систему   научно-технического  взаимодействия,  научный  потенциал,
   необходимые  инженерные  ресурсы и  производственные  мощности  для
   разработки  и изготовления опытных образцов высокопроизводительного
   оптического    оборудования,   разработки   технологий    обработки
   оптических материалов.
       За   время   реализации  Программы  создана  научно-техническая
   продукция более 50-ти наименований, в том числе:
       -   специальное   программно-управляемое   компьютеризированное
   обрабатывающее оборудование;
       - вакуумно-доводочные комплексы;
       -    автоматизированные   метрологические   средства   контроля
   оптических элементов и систем;
       - специальные полирующие материалы и инструменты на их основе.
       -  разработаны  алгоритмы и программное обеспечение  управления
   техпроцессом  формообразования  оптических  деталей  на   различных
   стадиях обработки и контроля.
       Созданные      компьютеризированные     комплексы     обработки
   крупногабаритной  асферической  оптики  (станок,  прибор  контроля,
   технологическое   и  информационное  программное  обеспечение)   не
   уступают  лучшим  зарубежным образцам фирм Reosk (Франция),  LOH  и
   Optotech (Германия), Schneider (Германия).
       Заявки  на  приобретение  созданного  в  результате  выполнения
   первой   Программы  оборудования  были  подтверждены  на  совещании
   главных  оптиков в октябре 2002 г. предприятиями ОАО "Красногорский
   завод  им.  С.А.  Зверева",  ОАО  "Лыткаринский  завод  оптического
   стекла",  ГУП  ПО  "Новосибирский приборостроительный  завод",  ОАО
   "Ленинградское оптико-механическое объединение".
       Так  например, потребность только предприятий России и Беларуси
   в  созданных  по  программе сферошлифовальных станках  мод.  АШС-35
   составляет порядка 250 - 300 единиц.
       При условии постановки на серийное производство стоимость этого
   оборудования  будет  в  3  -  5  раз  ниже  стоимости  аналогичного
   оборудования фирм LOH и Optotech (Германия), что дает  экономию  от
   20,0 до 25,0 млн. долларов.
       Главный  эффект реализации Программы - это обеспечение создания
   оптико-электронных  приборов  и  комплексов  нового   поколения   с
   качественно  новыми  выходными параметрами и принципами  работы  на
   основе   применения   современной   оптической   элементной   базы,
   изготавливаемой на основе передовой технологии и оборудовании.
       Эффективность   ассигнований  на   Программу   -   интегральный
   результат   экономического  и  социального   эффектов   в   оптико-
   электронном производственном комплексе:
       - в результате высокой эффективности приоритетных НИОКР оптико-
   электоронных  систем и изделий, использующих новые  технологические
   решения и компьютеризированное оптикообрабатывающее оборудование;
       -  участие изделий оптического комплекса, созданного на  основе
   прогрессивных  технологий,  в эффекте у  всех  видов  потребителей,
   работающих в интересах обороны, науки, промышленности и населения;
       При  этом  будут  учтены требования малых предприятий,  которые
   смогут   использовать  это  оборудование  с  применением  недорогих
   компьютеров   и   соответствующего  программного   обеспечения,   и
   предприятий с большим объемом производства.
       Реализация Программы обеспечит условия для:
       -    сокращения    по   номенклатуре   существующего    сегодня
   оптикообрабатывающего оборудования в 2,0 - 2,5 раза;
       -    оснащения   в   результате   технического   перевооружения
   предприятий   оптической   промышленности   Беларуси    и    России
   технологиями    двойного    применения,    базовой    номенклатурой
   технологического    оборудования    на    принципах    управляемого
   формообразования,    специальными   метрологическими    средствами,
   инструментом  и материалами для прецизионной обработки  всех  видов
   оптических   материалов,   замене  устаревшего   станочного   парка
   оптической  промышленности, освобождение от  импортной  зависимости
   по   оборудованию,  инструменту  и  материалам;  при  одновременном
   высвобождении  производственных площадей в оптических производствах
   в 1,5 - 2,0 раза;
       -   сохранения   научно-технического  потенциала,   сложившейся
   специализации, совершенствование интеграционных связей  Беларуси  и
   России.
   
            3. Основные способы решения проблемы и перечень
          совместных мероприятий, необходимых для реализации
                    Программы, сроки ее выполнения
   
       Целью  предлагаемой  Программы является разработка  опережающих
   компьютеризированных технологий, материалов и  инструментов  на  их
   основе    для   обработки   оптических   сред,   опытных   образцов
   автоматизированного   оборудования  для   изготовления   оптической
   элементной  базы различного типоразмера и назначения,  сокращающего
   или  полностью исключающего процессы установки и наладки,  типичные
   для   обычных   способов  изготовления,  а  также  многоступенчатые
   станочные   и   ручные  операции,  требующие  высокой  квалификации
   операторов.
       Программа    Союзного   государства   "Создание    компьютерных
   технологий,   программно-переналаживаемого   оборудования,    новых
   материалов  и  инструментов  для обработки  оптических  деталей  от
   микрооптики   до   астрооптики  из  традиционных  и  нетрадиционных
   оптических  материалов" рассчитана на 5 лет (2004 -  2008  годы)  с
   поэтапным выполнением работ и их финансированием.
       Программа реализуется в два основных этапа:
       1  этап. Проведение НИОКР по созданию технологий, материалов  и
   инструментов,  опытных образцов оборудования нового  поколения  для
   обработки  и контроля оптических деталей любой формы и геометрии  и
   оптических систем.
       2  этап. Испытание опытных образцов оборудования, корректировка
   конструкторской документации.
       В    новую   Программу   предполагается   включить   проведение
   исследований, разработку, изготовление и технологические  испытания
   опытных   образцов   технологического   оборудования,   материалов,
   инструментов и технологий, в т.ч.:
       -  автоматизированное управляемое компьютерами оборудование для
   обработки   оптических  компонентов,  сокращающее,  или   полностью
   исключающее  процессы  установки и наладки,  типичные  для  обычных
   способов производства, а также многоступенчатые станочные и  ручные
   операции, требующие высокой квалификации операторов;
       - специализированное оптическое оборудование для обработки всей
   номенклатуры    оптических    деталей    на    трудоемких    ручных
   заготовительных операциях;
       -  специализированные технологические обрабатывающие центры  по
   изготовлению  асферической оптики диаметром до 100 мм  с  кривизной
   обрабатываемой поверхности любого порядка;
       -  комплекс специального оборудования с программным управлением
   для  обработки деталей микрооптики диаметром от 1 до 10 мм по  всем
   технологическим переделам;
       -   многооперационные  модули  для  обработки  плоской   оптики
   (призмы, пластины и др.) по всем операциям технологического цикла;
       - технологические модули автоматизированного формообразования в
   реальном масштабе времени крупногабаритной оптики диаметром от  300
   до  2000  мм сферических, плоских и асферических (в т.ч. внеосевых)
   оптических деталей;
       -    специализированное   оборудование   для   механизации    и
   автоматизации     трудоемких    ручных,    экологически     вредных
   вспомогательных операций;
       -  специализированные  вакуумные  модули  для  нанесения  гаммы
   оптических  покрытий  во всем спектральном диапазоне  и  вакуумного
   формообразования прецизионных асферических поверхностей  оптических
   деталей;
       -  специализированное оборудование для обработки "сверхгладких"
   поверхностей      оптических      деталей      (путем       ионной,
   магнитореологической и др. методов обработки);
       -   компьютеризированные   системы  технологического   контроля
   параметров   оптических  деталей,  встраиваемые  в   обрабатывающие
   станки и модули;
       -   компьютеризированные  системы  интерференционного  контроля
   погрешности  формы  оптических поверхностей обрабатываемых  деталей
   на   операциях  шлифования,  полирования,  доводки  и  в   процессе
   аттестации готовой продукции;
       -  компьютеризированные  системы контроля  и  анализа  качества
   изображения   объективов   оптико-электронных   изделий   во   всем
   спектральном   диапазоне   в   процессе   сборки,    юстировки    и
   аттестационного контроля;
       - проведение исследований влияния различных составов материалов
   и  инструментов  на их основе для обработки оптических  деталей  из
   различных   оптических  материалов  и  различных  типоразмеров   на
   различных  технологических переходах обработки от  заготовительного
   до финишного;
       -  проведение комплекса исследований влияния различных  клеящих
   композиций   на   надежность  и  точность  базирования   оптической
   заготовки при автоматизированной блокировке;
       -   проведение  комплексных  исследований  влияния  погрешности
   перемещения  и жесткости шпиндельных узлов инструментов  и  изделия
   на точность формообразования при сферошлифовании;
       -  материалы  и  инструменты  нового  поколения  для  обработки
   широкой  номенклатуры  оптических деталей из  различных  оптических
   материалов    по    основным    технологическим    операциям     на
   специализированном      оборудовании      и      автоматизированных
   обрабатывающих центрах.
       ФГУП  "НПО"  "Оптика" (г. Москва) и РУП "ОС и  ВТ"  (г.  Минск)
   обладают  необходимым научно-техническим потенциалом и материально-
   технологической   базой  опытного  производства,  что   гарантирует
   выполнение НИОКР в установленные сроки в заданных объемах.
       Перечень  системных  мероприятий, основные направления  проекта
   Программы  и  объемы финансирования из бюджета Союзного государства
   (раздел 3 этапы 1 и 2 Предложения) - приложение на 7 листах.
       Технический  уровень  разработок,  предлагаемых  к   выполнению
   Программой,  соответствует  прогнозируемому  мировому   уровню   на
   период    реализации    Программы   по   соответствующему    классу
   оборудования   и  разрабатывается  в  соответствии  с  действующими
   международными стандартами.
       Реализация  Программы  выгодна  для  России  и  Беларуси,  т.к.
   обеспечит  использование  накопленного  в  Республике  Беларусь   и
   Российской   Федерации  научно-технического   и   производственного
   потенциала  в  области  прецизионных и  нанометрических  технологий
   обработки и контроля оптических деталей и систем.
       Предусматривается    организовать    выполнение    предлагаемой
   программы  по  ежегодным  договорам  государственных  заказчиков  и
   исполнителей. Исполнитель согласовывает договора также  с  головным
   исполнителем   программы.  Приемка  работ  и  этапов   производится
   комиссией    организуемой    госзаказчиком,    при    необходимости
   межгосударственной комиссией.
   
            4. Оценка соответствия программных мероприятий
             социально-экономическим, экологическим и иным
              требованиям интересов государств-участников
   
       В результате реализации Программы будут созданы опытные образцы
   базового   технологического   оборудования,   разработаны   базовые
   (типовые)  технологические  процессы обработки  оптических  деталей
   различной  формы и геометрии, различного типоразмера от микрооптики
   до  астрооптики. Созданная технологическая база тем самым  позволит
   предприятиям  изготовителям оптико-механических изделий  обеспечить
   выпуск  прецизионной оптической элементной базы, что в свою очередь
   позволит   создать  новый  класс  оптико-механических   и   оптико-
   электронных изделий самого различного назначения.
       Решение  планируемых ключевых технологических проблем  позволит
   поддержать  и сохранить на высоком техническом уровне российское  и
   белорусское   оптико-электронное  приборостроение  специального   и
   гражданского назначения, удовлетворит потребности обороны, науки  и
   промышленности в новейших высоких технологиях:
       -  обеспечит  обновление парка устаревшего  оборудования  новым
   компьютеризированным  программно-переналаживаемым  и   экологически
   чистым оборудованием;
       -  создать  на базе нового оборудования новые формы организации
   производства  оптической элементной базы оптико-электронных  систем
   и  комплексов  двойного  назначения, максимально  адаптированные  к
   условиям рынка;
       - развить производство и обеспечить отечественный рынок оптико-
   механическими   и   оптико-электронными   приборами   все   отрасли
   народного хозяйства и потребности населения;
       -  обеспечить качественно новый уровень экспортоориентированной
   продукции гражданского и специального назначения;
       Общая   потребность   российских  и   белорусских   предприятий
   оптического   приборостроения   в  оборудовании,   предлагаемом   к
   разработке по новой Программе, ориентировочно оценивается в 3000  -
   3500  единиц, что соответствует емкости внутреннего рынка  Союзного
   государства  в  100  - 150 млн. долларов. Учитывая,  что  стоимость
   отечественного   оборудования  в  3  -  5  раз   меньше   стоимости
   зарубежных  аналогов, реализация Программы позволит  сэкономить  на
   приобретении оборудования значительные валютные средства.
       Внедрение  новых  экологически чистых материалов  и  технологий
   обеспечит  повышение общей экологической защищенности  и  улучшений
   условий труда.
       Прямой  социальный эффект от реализации Программы выражается  в
   возможности  сохранения существующих и создании новых рабочих  мест
   не  только на предприятиях непосредственных исполнителях Программы,
   но   и   на  предприятиях  оптического  приборостроения  и  смежных
   отраслей  промышленности, а также в экологической привлекательности
   оптического производства.
       Прямой   политический  эффект  обусловлен  повышением  престижа
   предприятий  и  государств-участников  Союзного  государства,   как
   обладателей   высоких   технологий,  снижения   импортозависимости,
   повышение конкурентоспособности оборудования и изделий.
       Экономический  эффект  от  реализации  Программы,  в  связи   с
   приобретением   более   дешевого   по   сравнению    с    импортным
   оборудования,  оценивается в сумме как минимум  500  млн.  долларов
   только   от   экономии   валютных  средств   предприятий,   занятых
   производством    оптико-механических    приборов.    Кроме    того,
   экономический  эффект  будет получен на всех предприятиях  Союзного
   государства,   использующих  в  производстве   оптических   деталей
   оборудование,   инструмент   и   технологии,   разработка   которых
   предусмотрена Программой, в том числе за счет:
       -    экономии   от   сокращения   имеющегося   парка    оптико-
   обрабатывающего  оборудования  на предприятиях  оптико-механической
   промышленности  в  2,0  - 2,5 раза и как следствие  соответствующее
   снижение   расходов   на   содержание,   эксплуатацию   и    ремонт
   оборудования,    в   т.ч.   условное   высвобождение    численности
   работающих, снижение энерго- и материалоемкости, амортизации и  др.
   расходов;
       -  экономии от повышения процента выхода годных деталей в связи
   с  заменой  физически изношенного оборудования, лучших  технических
   характеристик   вновь   разрабатываемого  оборудования,   внедрения
   компьютеризированных     контрольных     устройств     за     ходом
   технологического процесса обработки оптических деталей;
       -  экономии дорогостоящих оптических материалов, в т.ч. закупка
   которых    осуществляется   по   импорту,   в   связи   с   лучшими
   технологическими     характеристиками    вновь     разрабатываемого
   оборудования;
       -  экономии от условного высвобождения численности работающих в
   связи    внедрением    в    производство   автоматизированного    и
   компьютеризированного  оборудования,  сокращающего  или   полностью
   исключающего    процессы   установки    и    наладки,    а    также
   многоступенчатые  станочные  и ручные операции,  требующие  высокой
   квалификации рабочих-оптиков;
       -  экономического  эффекта от увеличения  объемов  производства
   предприятиями  в  связи  с  размещением на высвобождаемых  площадях
   новых видов производств;
       -  ожидаемого  экономического  эффекта  от  увеличения  объемов
   производства   товаров   гражданского  назначения   с   улучшенными
   качественными     показателями     в     связи     с      созданием
   компьютеризированных    контрольных    устройств,    обеспечивающих
   контроль    технологического   процесса   изготовления   оптических
   деталей.
                                   
          5. Государственные заказчики и головные исполнители
          Программы, сроки и стоимость подготовки Программы,
                      источники ее финансирования
   
       Государственный заказчик-координатор Программы  -  Министерство
   промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
       Государственный    заказчик    Программы     -     Министерство
   промышленности Республики Беларусь.
       Головной  исполнитель  Программы - Федеральное  государственное
   унитарное    предприятие    "Научно-производственное    объединение
   "Оптика" - г. Москва, Российская Федерация.
       Исполнители:
       - Научно-производственное республиканское унитарное предприятие
   "Оптическое   станкостроение  и  вакуумная  техника",   г.   Минск,
   Республика Беларусь;
       -   Производственное  объединение  "Республиканское   унитарное
   предприятие  "Сморгонский  завод  оптического  станкостроения",  г.
   Сморгонь, Республика Беларусь.
       Разработку   Программы  предполагается  осуществить   за   счет
   собственных средств ее исполнителей в 2003 году.
   
          6. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию
             Программы, предложения о возможных источниках
               финансирования и направлении расходования
                          финансовых средств
   
       На  финансирование  реализации Программы в 2004  -  2008  годах
   требуется  347,0  млн.  рублей  из  бюджета  Союзного  государства.
   Бюджетные  средства будут направлены исключительно  для  проведения
   НИОКР.  При этом отчисления в бюджет Союзного государства  составят
   за  счет  отчислений России - 231,5 млн. рублей, за счет отчислений
   Республики Беларусь - 115,5 млн. рублей.
       Предлагаемый объем финансирования Программы может уточняться  в
   процессе  ее  разработки  и согласования.  При  этом  согласованный
   проект  объемов НИОКР и создаваемой научно-технической продукции  и
   соответственно  финансирование составляет по  Российской  Федерации
   66,7%, по Республике Беларусь 33,3%.
       Настоящее  соотношение обусловлено исторически  сформированными
   специализацией  и  мощностями  участников  настоящей  Программы  от
   Российской  Федерации  и Республики Беларусь,  входивших  в  состав
   Научно-производственного технологического объединения - головной  и
   единственной  в  Советском Союзе, организации  в  области  создания
   технологии и оптикообрабатывающего оборудования.
       Специализация  и  соотношение мощностей  опытного  производства
   сохранились  и  в  настоящее время, в том  числе  при  формировании
   настоящей Программы.
       ФГУП   "НПО   "Оптика",   как   и  прежде,   являясь   головной
   организацией,   имеет   больший  научно-технический   потенциал   и
   потребности  в  новых разработках в интересах России,  осуществляет
   около двух третей объема.
       Предлагается  финансирование НИОКР по  Программе  произвести  в
   полном  объеме из средств бюджета Союзного государства, в  связи  с
   невозможностью   использовать   собственные   средства,   так   как
   Программа   НИОКР  не  предусматривает  применение  ее  участниками
   разработанной  технологии  и  опытных  образцов  оборудования   для
   производства конкретной продукции и ее реализации.
       Финансирование   Программы   из   средств   бюджета    Союзного
   государства по годам предлагается следующим образом:
   
        Годы      Всего,         в том числе:
                  млн. руб.      Россия          Республика Беларусь
        2004      61,5           41,0            20,5
        2005      66,3           44,2            22,1
        2006      70,0           46,7            23,3
        2007      73,4           49,0            24,4
        2008      75,8           50,6            25,2
   
       До    подписания    Соглашения   о   регулировании    отношений
   собственности   Союзного   государства,  права   собственности   на
   результаты  научно-технической  деятельности,  полученные  в   ходе
   выполнения   совместных  НИОКР,  определяются   законодательствами,
   регулирующими  право собственности на результаты научно-технической
   деятельности, применяемые в странах участниках.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz