СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 21
О ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА "СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ПРОГРАММНО-ПЕРЕНАЛАЖИВАЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ, НОВЫХ
МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОПТИЧЕСКИХ
ДЕТАЛЕЙ ОТ МИКРООПТИКИ ДО АСТРООПТИКИ ИЗ ТРАДИЦИОННЫХ
И НЕТРАДИЦИОННЫХ ОПТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ"
(29 октября 2003 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить Предложение Министерства промышленности, науки и
технологий Российской Федерации и Министерства промышленности
Республики Беларусь о разработке проекта научно-технической
Программы Союзного государства "Создание компьютерных технологий,
программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и
инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до
астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических
материалов".
2. Определить государственным заказчиком-координатором
указанной Программы Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации, государственным заказчиком -
Министерство промышленности Республики Беларусь.
3. Государственному заказчику-координатору Программы совместно
с государственным заказчиком Программы в двухмесячный срок
подготовить и внести проект Программы в установленном порядке в
Совет Министров Союзного государства для рассмотрения и
утверждения.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ
Одобрено
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 29 октября 2003 г. N 21
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ,
НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О
РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА "СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ПРОГРАММНО-ПЕРЕНАЛАЖИВАЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ,
НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ
ОБРАБОТКИ ОПТИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ ОТ
МИКРООПТИКИ ДО АСТРООПТИКИ ИЗ
ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ
ОПТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ"
1. Наименование проблемы и анализ
причин ее возникновения
Стратегической задачей любого государства является обеспечение:
- военной безопасности;
- продовольственной безопасности;
- экологической безопасности;
- технологической независимости;
- охраны здоровья.
Все эти задачи невозможно решить без применения оптики.
Основные области применения оптических приборов
Машиностроение и приборостроение:
- Контрольно-измерительные приборы для высокоточных линейных и
угловых измерений деталей и узлов, метрологической аттестации
средств измерения;
- фотометрические приборы, колориметры, световые микроскопы и
поляриметрические приборы для измерения оптических характеристик
источников света, тканей, бумаг, красок, структурного анализа
материалов, измерения и оценки деформаций в реальном масштабе;
- лазеры для точной лазерной обработки материалов (сварка,
резка, раскрой, сверление);
- геодезические приборы и светодальномеры для точных измерений
в промышленном и гражданском строительстве, монтажа
крупногабаритного оборудования.
Металлургия:
- спектральные приборы для экспресс-анализа металлов и сплавов;
- световые микроскопы для структурного анализа металлов и
сплавов;
- спектральные, фотометрические, рефрактометрические приборы
для контроля температуры металлов и сплавов в процессе плавления,
чистоты жидких, твердых и газообразных веществ.
Химия:
- спектральные приборы и микроспектрофлуориметры для анализа
распределения микропримесей по сечению образца и определение их
состава;
- поляриметрические приборы для высокоточных измерений состава
сложных смесей органических соединений.
Геология, геодезия, картография:
- приборы спектральные, спектрозональная тепловизионная
аппаратура, геодезические и фотограмметрические приборы для
обнаружения и распознавания природных образований, растительности
и полезных ископаемых, топопривязки.
Информатика и связь:
- интегральная оптоэлектронная схемотехника, голографические
элементы памяти, электронно-оптические модуляторы для создания
систем с элементами искусственного интеллекта, нового поколения
оптической вычислительной техники для обработки и хранения
сверхбольших объемов информации; оптических систем связи.
Научные исследования:
- астрономические приборы, в т.ч. телескопы большого диаметра
наземного и космического базирования для изучения Вселенной и
околоземного космического пространства;
- лазеры и высокоскоростные камеры для изучения Вселенной и
околоземного космического пространства;
- спектральные и спектрорадиометрические приборы для изучения
вещества на атомарном и молекулярном уровне;
- приборы для исследования неоднородностей в прозрачных средах,
исследования аэродинамических свойств летательных аппаратов,
выбора оптимальных конструктивных форм;
- световые микроскопы для исследований тканей живых организмов
на клеточном уровне.
Агропромышленный комплекс и его перерабатывающие отрасли:
- спектральные приборы, фотометрические приборы, световые
микроскопы, рефрактометрические и поляриметрические приборы для
выполнения оперативного контроля качества важнейших
сельскохозяйственных продуктов питания, создания новых
высокоэффективных удобрений почвы на основе легкорастворимого
стекла, оценки урожайности и качества сельскохозяйственной
продукции.
Медицина:
- офтальмологические приборы для клинических исследований
глазных сред, микрохирургии глаза, подбора и назначения средств
коррекции зрения, исследований световой и цветовой
чувствительности глаза, лечения дефектов зрения;
- световые микроскопы, тепловизионные приборы, спектральные
приборы (спектро-флуориметры) и поляриметрические приборы для
повышения достоверности диагностики, эффективности лечения и
оперативного вмешательства в области гастроэнтерологии,
проктологии, урологии, фтизио-пульмонологии, кардиологии,
гинекологии, офтальмологии;
- эндоскопические приборы: тонкие, особо тонкие гибкие
эндоскопы, жесткие эндоскопы, жесткие эндомикроскопы; операционные
микроскопы; лазеры; УФ-облучающие системы для оперативного
вмешательства в области офтальмологии, микро- и нейрохирургии,
оториноларингологии; обеззараживания медицинского инструмента.
Экология:
- комплексные системы экологических обследований для измерений
содержания и экспресс-мониторинг загрязняющих веществ в атмосфере,
природных водах, почве; измерения газов-загрязнителей и пыли в
атмосфере; контроль за экологической ситуацией в регионе;
- фотометрические, спектральные и спектрозональные приборы,
лидары для определения малых концентраций вредных примесей в
жидких средах, определения элементного состава жидких сред, в т.ч.
экспресс-анализа природных, технологических сточных вод; выявления
токсичных молекулярных примесей в воде и поверхностных пленках;
обнаружения нефтепродуктов, тяжелых металлов и ксенобиотиков (в
т.ч. диоксинов);
- геодезические приборы для слежения за подвижками земной коры
и долговременного прогнозирования землетрясений;
- приборы ночного видения для контроля за нарушителями в ночное
время.
Обеспечение культурного досуга населения:
- фотокинотехника, диапроекторы, оборудование для обслуживания
фотолюбителей, зрительные трубы, бинокли, прицелы для охотничьих
ружей, приборы ночного видения, любительские телескопы, игрушки
для обеспечения культурного досуга населения и создания широкой
гаммы ТНП оптического профиля и комплекса услуг населению по их
обслуживанию.
Оптические и оптико-электронные приборы и системы, применяемые
в вооружении и военной технике:
- комплексы и системы контроля космического пространства и
раннего предупреждения о стартах МБР; системы и приборы солнечной,
звездной и планетной ориентации пилотируемых и беспилотных КА;
приборы для измерения линейных элементов внешнего ориентирования
КА (лазерные дальномеры и высотомеры); аппаратура видового
наблюдения и фотографирования из космоса; наземная аппаратура
дешифрирования; аппаратура прицеливания и астрокоррекции МБР,
прицеливания тактических ракет; аппаратура аэрофоторазведки и
наземной обработки информации; системы переднего обзора; лазерные
дальномеры-подсветчики; теплопеленгаторы и лазерные гироскопы для
самолетов и вертолетов; оптико-электронные головки самонаведения
для авиационных ракет и корректируемых авиабомб; ГСН для различных
классов ракетных комплексов; оптические и оптико-электронные
системы для подвижных сухопутных комплексов; наблюдательные
приборы (дневные, ночные, тепловизионные); артиллерийские лазерные
дальномеры (носимые, переносимые, возимые) и системы подсветки
целей; прицелы для стрелкового вооружения и гранатометов (дневные,
ночные, тепловизионные); смотровые и водительские приборы; прицелы
и системы управления огнем для объектов БТТ и артиллерийских
комплексов Сухопутных войск; ГСН для управляемых снарядов;
перископы и астрокорректоры для ПЛ; гидрооптическая и авиационная
аппаратура обнаружения ПЛ; аппаратура подводного, подледного,
межотсечного наблюдения и освещения внешней обстановки; аппаратура
прицеливания МБР различного базирования; лазерная аппаратура связи
с объектами, находящимися в различных средах; прицелы, визиры и
системы управления огнем для ракетно-артиллерийских комплексов и
аппаратура освещения внешней обстановки для надводных кораблей;
волоконно-оптические системы связи и передачи информации
управления войсками; оптические датчики и лазерные гироскопы;
средства оптико-электронного противодействия; оптико-электронные и
лазерные системы для дистанционного контроля за химической и
радиологической обстановкой; лазеры для подавления оптико-
электронных средств различного базирования; очки и фильтры для
защиты от СИЯВ и ОКГ.
В настоящее время научно-технический прогресс во всем мире
характеризуется постоянно расширяющимся использованием достижений
оптики, оптических методов и оптико-электронных приборов.
Создание нового поколения оптико-электронных приборов и
комплексов связано в первую очередь с изготовлением основной
элементной базы любого оптико-механического или оптико-
электронного комплекса, а именно, оптической детали, т.е. линзы,
призмы, пластины, зеркала, сетки, дифракционные решетки и т.д.,
любого типоразмера от микрооптики (диаметр =< 1 - 8 мм) до
астрооптики (диаметр от 600 мм до 10 м - 100 м).
К настоящему времени сложилось катастрофическое положение с
состоянием технологического оборудования для производства
оптических деталей на предприятиях России и Беларуси (см.
Таблицу). Оборудование с возрастом эксплуатации свыше 10 лет
составляет 98,9% (см. Таблицу).
Таблица
--------------------T----------------------T---------------------¬
¦ Группа ¦ Количество ¦ Количество ¦
¦ оборудования ¦ оборудования, ¦ оборудования, ¦
¦ ¦ ед. на 01.01.1990 г. ¦ ед. на 01.10.2002 г.¦
+-------------------+---------T------------+--------T------------+
¦ ¦ Всего ¦ в т.ч. со ¦ Всего ¦ в т.ч. со ¦
¦ ¦ ¦ сроком ¦ ¦ сроком ¦
¦ ¦ ¦эксплуатации¦ ¦эксплуатации¦
¦ ¦ ¦ свыше 10 ¦ ¦ свыше 10 ¦
¦ ¦ ¦ лет, ед./% ¦ ¦ лет, ед./% ¦
+-------------------+---------+------------+--------+------------+
¦Всего оборудования,¦12350 ¦7820/63,3 ¦8350 ¦8260/98,9 ¦
¦в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+---------+------------+--------+------------+
¦- заготовительное ¦ 2730 ¦1770/64,8 ¦1860 ¦1820/97,8 ¦
+-------------------+---------+------------+--------+------------+
¦- шлифовально - ¦ 7410 ¦4450/60,0 ¦5050 ¦5040/99,8 ¦
¦ полировальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+---------+------------+--------+------------+
¦- центрировочное ¦ 910 ¦ 620/68,1 ¦ 620 ¦ 610/98,4 ¦
+-------------------+---------+------------+--------+------------+
¦- вакуумное ¦ 730 ¦ 420/57,5 ¦ 500 ¦ 460/92,0 ¦
L-------------------+---------+------------+--------+-------------
Существующее оборудование построено на технологических
принципах и под задачи техники 80-х годов и требует срочного
обновления.
Оборудование не обновлялось практически 10 - 15 лет. Произошло
резкое уменьшение (в 4 - 5 раз) высококвалифицированных
технологов, конструкторов, рабочих-оптиков, занятых в сфере
оптического производства.
Средний возраст исследователей, конструкторов, технологов
превысил 55 лет и продолжает возрастать.
Из-за отсутствия необходимого финансирования для развития
оптической технологии и станкостроения отставание России и
Беларуси в этой области от передовых развитых стран достигло 8 -
10 лет.
Федеральной целевой программой Российской Федерации
"Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы и другими
программами России не предусмотрено проведение НИОКР, направленных
на решение технологических проблем обработки оптических сред.
Предлагаемая Программа является, по существу, основной и
определяющей в части решения задач по созданию опережающих
компьютеризированных технологий изготовления оптической элементной
базы из различных оптических материалов (сред) различного
типоразмера и назначения.
Передовые страны, которые определяют научно-технический
прогресс (США, Англия, Германия, Япония, Франция), в том числе в
области новых вооружений, имеют многообразную развитую техническую
инфраструктуру, комплексно занимающуюся всеми разделами оптики и
оптико-электронного приборостроения, начиная от фундаментальных
проблем оптики и оптического материаловедения, создания новой
оптической элементной базы и заканчивая разработкой комплексов и
оптико-электронных систем самого разнообразного назначения. Во
всех развитых зарубежных странах оптика пользуется большой
государственной поддержкой.
Так, например, с целью сохранения лидирующего положения на
мировом рынке в США разработана перспективная долгосрочная
программа "Преобразование оптической промышленности". Эта
программа рассчитана на 10 лет и предусматривает не только,
естественно в первую очередь, коренную модернизацию оборудования и
технологий обработки оптики, но и преобразование структуры и
информационного обеспечения оптической промышленности. На эту
программу предусмотрено финансирование 24 млрд. долларов.
Программа ориентирована на продвижение США в области оптических
технологий в XXI век.
Процесс распада уникального российско-белорусского оптического
технологического комплекса можно остановить при активной
государственной поддержке.
Договором о создании Союзного государства, подписанным
Президентом Республики Беларусь и Президентом Российской Федерации
8 декабря 1999 года, определена как одна из важнейших задач
Союзного государства - задача формирования единого научно-
технологического пространства, разработка совместных программ и
проведение фундаментальных и прикладных работ по приоритетным
направлениям науки, техники и технологии.
В ряде определяющих документов: в Основах политики Российской
Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010
года и дальнейшую перспективу и Перечне критических технологий
Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской
Федерации 30 марта 2002 г. N ПР-578, ставится задача создания
отечественной технологии изготовления оптических деталей.
Научно-технический Совет Комиссии Правительства Российской
Федерации по военно-промышленным вопросам своим Решением от 9
декабря 2002 г. отметил, что развитие и совершенствование
вооружений и специальной техники определяется состоянием и уровнем
развития производства оптических материалов и технологии их
обработки.
Отмечая стратегическую значимость оптических материалов и
технологий их обработки для оборонной промышленности, и считая,
обеспечение создания высокоэффективных образцов вооружения,
военной и специальной техники (ВВСТ) необходимыми перспективными
оптическими средствами и технологиями отечественного производства
важнейшей государственной задачей секция НТС решила:
- считать работы в области исследования, разработки,
производства оптических сред и технологий их обработки
приоритетными;
- определить основные задачи в области развития технологий;
- создание конкурентоспособных технологий и оборудования для
обработки оптических материалов;
- разработку программы создания компьютеризированного
обрабатывающего оборудования от микрооптики до астрооптики.
Уровень создаваемых технологий и оборудования в оптическом
приборостроении, предусмотренных предлагаемой Программой,
существенно повысит эффективность практически всех видов
вооружения и военной техники и обеспечит реализацию заданий,
предусмотренных утвержденной Президентом Российской Федерации
Государственной программы вооружения на 2001 - 2010 гг.
Для кардинального улучшения положения в оптической
промышленности России и Беларуси, восстановления ее ведущей роли и
обеспечения надежной конкурентоспособности на мировом рынке в
области создания оптико-электронных приборов и систем самого
различного назначения в ближайшем будущем и в дальнейшей
перспективе необходимо коренным образом модернизировать
оборудование и технологические процессы, применяемые для
изготовления оптических компонентов на предприятиях Беларуси и
России в настоящее время.
2. Обоснование актуальности разработки Программы,
ее экономической эффективности для Беларуси и России
Для обеспечения в настоящее время задач, стоящих перед
оптической и оптико-электронной отраслями Союзного государства,
необходимо с учетом опыта работ 1998 - 2003 гг. разработать и
реализовать Программу по всем технологическим переделам, видам
оптических сред и нетрадиционных материалов с целью создания
компьютерных технологических процессов обработки и контроля
оптических деталей.
Предлагаемая Программа (2004 - 2008 гг.) является дальнейшим
развитием Программы Союзного государства "Разработка опережающих
технологий "двойного" применения и гаммы современного оптического
оборудования на принципах управляемого формообразования" (1998 -
2002 гг.), утвержденной Постановлением Исполнительного Комитета
Союза Беларуси и России от 2 декабря 1997 г. N 5, продленной на
2003 г. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 30
декабря 2002 г. N 50.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-
производственное объединение "Оптика" (ранее Научно-
производственное объединение "Оптика" (НПО "Оптика"), образованное
Постановлением Совета Министров СССР от 24.05.68 г. N 1082 и
входившие в него до 1992 г. Научно-исследовательский
технологический институт оптического станкостроения и вакуумной
техники (НИТИ "ОС и ВТ"), теперь НП РУП "ОС и ВТ" (г. Минск,
Беларусь) и "Сморгонский завод оптического станкостроения" (СЗОС),
теперь ПО РУП "СЗОС" (г. Сморгонь, Беларусь), являлось головным и
единственным предприятием в СССР, а теперь и в России в области
технологии (материалы, инструмент, станки, метрология и т.д.)
холодной обработки оптических сред.
До настоящего времени эти предприятия сохранили оптимальную
систему научно-технического взаимодействия, научный потенциал,
необходимые инженерные ресурсы и производственные мощности для
разработки и изготовления опытных образцов высокопроизводительного
оптического оборудования, разработки технологий обработки
оптических материалов.
За время реализации Программы создана научно-техническая
продукция более 50-ти наименований, в том числе:
- специальное программно-управляемое компьютеризированное
обрабатывающее оборудование;
- вакуумно-доводочные комплексы;
- автоматизированные метрологические средства контроля
оптических элементов и систем;
- специальные полирующие материалы и инструменты на их основе.
- разработаны алгоритмы и программное обеспечение управления
техпроцессом формообразования оптических деталей на различных
стадиях обработки и контроля.
Созданные компьютеризированные комплексы обработки
крупногабаритной асферической оптики (станок, прибор контроля,
технологическое и информационное программное обеспечение) не
уступают лучшим зарубежным образцам фирм Reosk (Франция), LOH и
Optotech (Германия), Schneider (Германия).
Заявки на приобретение созданного в результате выполнения
первой Программы оборудования были подтверждены на совещании
главных оптиков в октябре 2002 г. предприятиями ОАО "Красногорский
завод им. С.А. Зверева", ОАО "Лыткаринский завод оптического
стекла", ГУП ПО "Новосибирский приборостроительный завод", ОАО
"Ленинградское оптико-механическое объединение".
Так например, потребность только предприятий России и Беларуси
в созданных по программе сферошлифовальных станках мод. АШС-35
составляет порядка 250 - 300 единиц.
При условии постановки на серийное производство стоимость этого
оборудования будет в 3 - 5 раз ниже стоимости аналогичного
оборудования фирм LOH и Optotech (Германия), что дает экономию от
20,0 до 25,0 млн. долларов.
Главный эффект реализации Программы - это обеспечение создания
оптико-электронных приборов и комплексов нового поколения с
качественно новыми выходными параметрами и принципами работы на
основе применения современной оптической элементной базы,
изготавливаемой на основе передовой технологии и оборудовании.
Эффективность ассигнований на Программу - интегральный
результат экономического и социального эффектов в оптико-
электронном производственном комплексе:
- в результате высокой эффективности приоритетных НИОКР оптико-
электоронных систем и изделий, использующих новые технологические
решения и компьютеризированное оптикообрабатывающее оборудование;
- участие изделий оптического комплекса, созданного на основе
прогрессивных технологий, в эффекте у всех видов потребителей,
работающих в интересах обороны, науки, промышленности и населения;
При этом будут учтены требования малых предприятий, которые
смогут использовать это оборудование с применением недорогих
компьютеров и соответствующего программного обеспечения, и
предприятий с большим объемом производства.
Реализация Программы обеспечит условия для:
- сокращения по номенклатуре существующего сегодня
оптикообрабатывающего оборудования в 2,0 - 2,5 раза;
- оснащения в результате технического перевооружения
предприятий оптической промышленности Беларуси и России
технологиями двойного применения, базовой номенклатурой
технологического оборудования на принципах управляемого
формообразования, специальными метрологическими средствами,
инструментом и материалами для прецизионной обработки всех видов
оптических материалов, замене устаревшего станочного парка
оптической промышленности, освобождение от импортной зависимости
по оборудованию, инструменту и материалам; при одновременном
высвобождении производственных площадей в оптических производствах
в 1,5 - 2,0 раза;
- сохранения научно-технического потенциала, сложившейся
специализации, совершенствование интеграционных связей Беларуси и
России.
3. Основные способы решения проблемы и перечень
совместных мероприятий, необходимых для реализации
Программы, сроки ее выполнения
Целью предлагаемой Программы является разработка опережающих
компьютеризированных технологий, материалов и инструментов на их
основе для обработки оптических сред, опытных образцов
автоматизированного оборудования для изготовления оптической
элементной базы различного типоразмера и назначения, сокращающего
или полностью исключающего процессы установки и наладки, типичные
для обычных способов изготовления, а также многоступенчатые
станочные и ручные операции, требующие высокой квалификации
операторов.
Программа Союзного государства "Создание компьютерных
технологий, программно-переналаживаемого оборудования, новых
материалов и инструментов для обработки оптических деталей от
микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных
оптических материалов" рассчитана на 5 лет (2004 - 2008 годы) с
поэтапным выполнением работ и их финансированием.
Программа реализуется в два основных этапа:
1 этап. Проведение НИОКР по созданию технологий, материалов и
инструментов, опытных образцов оборудования нового поколения для
обработки и контроля оптических деталей любой формы и геометрии и
оптических систем.
2 этап. Испытание опытных образцов оборудования, корректировка
конструкторской документации.
В новую Программу предполагается включить проведение
исследований, разработку, изготовление и технологические испытания
опытных образцов технологического оборудования, материалов,
инструментов и технологий, в т.ч.:
- автоматизированное управляемое компьютерами оборудование для
обработки оптических компонентов, сокращающее, или полностью
исключающее процессы установки и наладки, типичные для обычных
способов производства, а также многоступенчатые станочные и ручные
операции, требующие высокой квалификации операторов;
- специализированное оптическое оборудование для обработки всей
номенклатуры оптических деталей на трудоемких ручных
заготовительных операциях;
- специализированные технологические обрабатывающие центры по
изготовлению асферической оптики диаметром до 100 мм с кривизной
обрабатываемой поверхности любого порядка;
- комплекс специального оборудования с программным управлением
для обработки деталей микрооптики диаметром от 1 до 10 мм по всем
технологическим переделам;
- многооперационные модули для обработки плоской оптики
(призмы, пластины и др.) по всем операциям технологического цикла;
- технологические модули автоматизированного формообразования в
реальном масштабе времени крупногабаритной оптики диаметром от 300
до 2000 мм сферических, плоских и асферических (в т.ч. внеосевых)
оптических деталей;
- специализированное оборудование для механизации и
автоматизации трудоемких ручных, экологически вредных
вспомогательных операций;
- специализированные вакуумные модули для нанесения гаммы
оптических покрытий во всем спектральном диапазоне и вакуумного
формообразования прецизионных асферических поверхностей оптических
деталей;
- специализированное оборудование для обработки "сверхгладких"
поверхностей оптических деталей (путем ионной,
магнитореологической и др. методов обработки);
- компьютеризированные системы технологического контроля
параметров оптических деталей, встраиваемые в обрабатывающие
станки и модули;
- компьютеризированные системы интерференционного контроля
погрешности формы оптических поверхностей обрабатываемых деталей
на операциях шлифования, полирования, доводки и в процессе
аттестации готовой продукции;
- компьютеризированные системы контроля и анализа качества
изображения объективов оптико-электронных изделий во всем
спектральном диапазоне в процессе сборки, юстировки и
аттестационного контроля;
- проведение исследований влияния различных составов материалов
и инструментов на их основе для обработки оптических деталей из
различных оптических материалов и различных типоразмеров на
различных технологических переходах обработки от заготовительного
до финишного;
- проведение комплекса исследований влияния различных клеящих
композиций на надежность и точность базирования оптической
заготовки при автоматизированной блокировке;
- проведение комплексных исследований влияния погрешности
перемещения и жесткости шпиндельных узлов инструментов и изделия
на точность формообразования при сферошлифовании;
- материалы и инструменты нового поколения для обработки
широкой номенклатуры оптических деталей из различных оптических
материалов по основным технологическим операциям на
специализированном оборудовании и автоматизированных
обрабатывающих центрах.
ФГУП "НПО" "Оптика" (г. Москва) и РУП "ОС и ВТ" (г. Минск)
обладают необходимым научно-техническим потенциалом и материально-
технологической базой опытного производства, что гарантирует
выполнение НИОКР в установленные сроки в заданных объемах.
Перечень системных мероприятий, основные направления проекта
Программы и объемы финансирования из бюджета Союзного государства
(раздел 3 этапы 1 и 2 Предложения) - приложение на 7 листах.
Технический уровень разработок, предлагаемых к выполнению
Программой, соответствует прогнозируемому мировому уровню на
период реализации Программы по соответствующему классу
оборудования и разрабатывается в соответствии с действующими
международными стандартами.
Реализация Программы выгодна для России и Беларуси, т.к.
обеспечит использование накопленного в Республике Беларусь и
Российской Федерации научно-технического и производственного
потенциала в области прецизионных и нанометрических технологий
обработки и контроля оптических деталей и систем.
Предусматривается организовать выполнение предлагаемой
программы по ежегодным договорам государственных заказчиков и
исполнителей. Исполнитель согласовывает договора также с головным
исполнителем программы. Приемка работ и этапов производится
комиссией организуемой госзаказчиком, при необходимости
межгосударственной комиссией.
4. Оценка соответствия программных мероприятий
социально-экономическим, экологическим и иным
требованиям интересов государств-участников
В результате реализации Программы будут созданы опытные образцы
базового технологического оборудования, разработаны базовые
(типовые) технологические процессы обработки оптических деталей
различной формы и геометрии, различного типоразмера от микрооптики
до астрооптики. Созданная технологическая база тем самым позволит
предприятиям изготовителям оптико-механических изделий обеспечить
выпуск прецизионной оптической элементной базы, что в свою очередь
позволит создать новый класс оптико-механических и оптико-
электронных изделий самого различного назначения.
Решение планируемых ключевых технологических проблем позволит
поддержать и сохранить на высоком техническом уровне российское и
белорусское оптико-электронное приборостроение специального и
гражданского назначения, удовлетворит потребности обороны, науки и
промышленности в новейших высоких технологиях:
- обеспечит обновление парка устаревшего оборудования новым
компьютеризированным программно-переналаживаемым и экологически
чистым оборудованием;
- создать на базе нового оборудования новые формы организации
производства оптической элементной базы оптико-электронных систем
и комплексов двойного назначения, максимально адаптированные к
условиям рынка;
- развить производство и обеспечить отечественный рынок оптико-
механическими и оптико-электронными приборами все отрасли
народного хозяйства и потребности населения;
- обеспечить качественно новый уровень экспортоориентированной
продукции гражданского и специального назначения;
Общая потребность российских и белорусских предприятий
оптического приборостроения в оборудовании, предлагаемом к
разработке по новой Программе, ориентировочно оценивается в 3000 -
3500 единиц, что соответствует емкости внутреннего рынка Союзного
государства в 100 - 150 млн. долларов. Учитывая, что стоимость
отечественного оборудования в 3 - 5 раз меньше стоимости
зарубежных аналогов, реализация Программы позволит сэкономить на
приобретении оборудования значительные валютные средства.
Внедрение новых экологически чистых материалов и технологий
обеспечит повышение общей экологической защищенности и улучшений
условий труда.
Прямой социальный эффект от реализации Программы выражается в
возможности сохранения существующих и создании новых рабочих мест
не только на предприятиях непосредственных исполнителях Программы,
но и на предприятиях оптического приборостроения и смежных
отраслей промышленности, а также в экологической привлекательности
оптического производства.
Прямой политический эффект обусловлен повышением престижа
предприятий и государств-участников Союзного государства, как
обладателей высоких технологий, снижения импортозависимости,
повышение конкурентоспособности оборудования и изделий.
Экономический эффект от реализации Программы, в связи с
приобретением более дешевого по сравнению с импортным
оборудования, оценивается в сумме как минимум 500 млн. долларов
только от экономии валютных средств предприятий, занятых
производством оптико-механических приборов. Кроме того,
экономический эффект будет получен на всех предприятиях Союзного
государства, использующих в производстве оптических деталей
оборудование, инструмент и технологии, разработка которых
предусмотрена Программой, в том числе за счет:
- экономии от сокращения имеющегося парка оптико-
обрабатывающего оборудования на предприятиях оптико-механической
промышленности в 2,0 - 2,5 раза и как следствие соответствующее
снижение расходов на содержание, эксплуатацию и ремонт
оборудования, в т.ч. условное высвобождение численности
работающих, снижение энерго- и материалоемкости, амортизации и др.
расходов;
- экономии от повышения процента выхода годных деталей в связи
с заменой физически изношенного оборудования, лучших технических
характеристик вновь разрабатываемого оборудования, внедрения
компьютеризированных контрольных устройств за ходом
технологического процесса обработки оптических деталей;
- экономии дорогостоящих оптических материалов, в т.ч. закупка
которых осуществляется по импорту, в связи с лучшими
технологическими характеристиками вновь разрабатываемого
оборудования;
- экономии от условного высвобождения численности работающих в
связи внедрением в производство автоматизированного и
компьютеризированного оборудования, сокращающего или полностью
исключающего процессы установки и наладки, а также
многоступенчатые станочные и ручные операции, требующие высокой
квалификации рабочих-оптиков;
- экономического эффекта от увеличения объемов производства
предприятиями в связи с размещением на высвобождаемых площадях
новых видов производств;
- ожидаемого экономического эффекта от увеличения объемов
производства товаров гражданского назначения с улучшенными
качественными показателями в связи с созданием
компьютеризированных контрольных устройств, обеспечивающих
контроль технологического процесса изготовления оптических
деталей.
5. Государственные заказчики и головные исполнители
Программы, сроки и стоимость подготовки Программы,
источники ее финансирования
Государственный заказчик-координатор Программы - Министерство
промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Государственный заказчик Программы - Министерство
промышленности Республики Беларусь.
Головной исполнитель Программы - Федеральное государственное
унитарное предприятие "Научно-производственное объединение
"Оптика" - г. Москва, Российская Федерация.
Исполнители:
- Научно-производственное республиканское унитарное предприятие
"Оптическое станкостроение и вакуумная техника", г. Минск,
Республика Беларусь;
- Производственное объединение "Республиканское унитарное
предприятие "Сморгонский завод оптического станкостроения", г.
Сморгонь, Республика Беларусь.
Разработку Программы предполагается осуществить за счет
собственных средств ее исполнителей в 2003 году.
6. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию
Программы, предложения о возможных источниках
финансирования и направлении расходования
финансовых средств
На финансирование реализации Программы в 2004 - 2008 годах
требуется 347,0 млн. рублей из бюджета Союзного государства.
Бюджетные средства будут направлены исключительно для проведения
НИОКР. При этом отчисления в бюджет Союзного государства составят
за счет отчислений России - 231,5 млн. рублей, за счет отчислений
Республики Беларусь - 115,5 млн. рублей.
Предлагаемый объем финансирования Программы может уточняться в
процессе ее разработки и согласования. При этом согласованный
проект объемов НИОКР и создаваемой научно-технической продукции и
соответственно финансирование составляет по Российской Федерации
66,7%, по Республике Беларусь 33,3%.
Настоящее соотношение обусловлено исторически сформированными
специализацией и мощностями участников настоящей Программы от
Российской Федерации и Республики Беларусь, входивших в состав
Научно-производственного технологического объединения - головной и
единственной в Советском Союзе, организации в области создания
технологии и оптикообрабатывающего оборудования.
Специализация и соотношение мощностей опытного производства
сохранились и в настоящее время, в том числе при формировании
настоящей Программы.
ФГУП "НПО "Оптика", как и прежде, являясь головной
организацией, имеет больший научно-технический потенциал и
потребности в новых разработках в интересах России, осуществляет
около двух третей объема.
Предлагается финансирование НИОКР по Программе произвести в
полном объеме из средств бюджета Союзного государства, в связи с
невозможностью использовать собственные средства, так как
Программа НИОКР не предусматривает применение ее участниками
разработанной технологии и опытных образцов оборудования для
производства конкретной продукции и ее реализации.
Финансирование Программы из средств бюджета Союзного
государства по годам предлагается следующим образом:
Годы Всего, в том числе:
млн. руб. Россия Республика Беларусь
2004 61,5 41,0 20,5
2005 66,3 44,2 22,1
2006 70,0 46,7 23,3
2007 73,4 49,0 24,4
2008 75,8 50,6 25,2
До подписания Соглашения о регулировании отношений
собственности Союзного государства, права собственности на
результаты научно-технической деятельности, полученные в ходе
выполнения совместных НИОКР, определяются законодательствами,
регулирующими право собственности на результаты научно-технической
деятельности, применяемые в странах участниках.
|