Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.10.2003 N ГКПИ 03-1131 О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ (НЕЗАКОННЫМ) АБЗАЦА 1 ПУНКТА 3 ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, УТВЕРЖДЕННОГО УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 29.04.1996 N 604

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                 от 21 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1131
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд РФ в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                              Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                    Лариной М.А.,
       с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.
       и адвоката                                    Губарькова А.Е.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  Архипова Владимира Васильевича о признании недействующим
   (незаконным) пункта 3 Положения о проведении Конкурса на  замещение
   вакантной  государственной  должности  федеральной  государственной
   службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от  29
   апреля  1996  года  N  604,  в части слов:  "и  отсутствии  резерва
   государственных служащих для ее замещения" (далее - Положение),
   
                              установил:
   
       Архипов  В.В.  обратился в Верховный Суд РФ  с  указанным  выше
   требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт  Положения  в
   части  названных  слов  не  соответствует Федеральному  закону  "Об
   основах  государственной службы Российской  Федерации"  и  нарушает
   его  право на доступ к государственной службе, а поэтому  не  может
   являться законным.
       В судебном заседании Архипов В.В. и его представитель - адвокат
   Губарьков А.Е. заявленное требование поддержали.
       Представитель Президента РФ в судебное заседание не  явился.  О
   дне  рассмотрения дела извещен своевременно. Из поступившего в  суд
   письменного  возражения представителя Президента РФ  Брычевой  Л.И.
   следует,  что она не согласна с предъявленным требованием и  просит
   о рассмотрении дела в ее отсутствие.
       Выслушав  объяснения  заявителя, его представителя,  исследовав
   материалы   дела   и  заслушав  заключение  прокурора   Генеральной
   прокуратуры  РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление удовлетворить,
   Верховный   Суд   Российской  Федерации  находит   его   подлежащим
   удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии  с  п.  2 ст. 253 ГПК РФ  суд,  установив,  что
   оспариваемый  нормативный правовой акт или его  часть  противоречит
   федеральному  закону  либо  другому  нормативному  правовому  акту,
   имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой  акт  не
   действующим  полностью или в части со дня его  принятия  или  иного
   указанного судом времени.
       Как  установлено  судом,  в целях обеспечения  равного  доступа
   граждан    к    федеральной   государственной   службе,   повышения
   профессионального уровня федеральных государственных служащих  и  в
   соответствии  с  Федеральным  законом "Об  основах  государственной
   службы   Российской   Федерации"   Указом   Президента   Российской
   Федерации  от  29 апреля 1996 года N 604 было утверждено  названное
   выше  Положение,  абзацем  1 пункта 3 которого  предусмотрено,  что
   конкурс  в государственном органе объявляется при наличии вакантной
   государственной  должности  и  отсутствии  резерва  государственных
   служащих для ее замещения.
       По  утверждению  заявителя,  содержащиеся  в  приведенном  выше
   пункте  Положения  слова:  "и  отсутствии  резерва  государственных
   служащих  для  ее замещения" противоречат Федеральному  закону  "Об
   основах    государственной   службы   Российской    Федерации"    и
   ограничивают его права на равный доступ к государственной службе.
       По его мнению, в соответствии с приведенным Федеральным законом
   все  претенденты,  в  том  числе  и  состоящие  в  резерве,  должны
   назначаться на государственные должности государственной службы  2,
   3, 4 и 5-й групп категории "В" по результатам конкурса.
       Каких-либо  исключений  для назначения  претендентов  из  числа
   кадрового  резерва  на  государственные  должности  государственной
   службы  указанных групп категории "В" установленный законом порядок
   не содержит.
       Эти утверждения заявителя материалами дела не опровергнуты.
       О незаконности оспариваемого пункта Положения в указанной части
   свидетельствует  также и содержание пункта 7  ст.  21  Федерального
   закона  "Об  основах государственной службы Российской  Федерации",
   не  предусматривающего иного, кроме замещения по конкурсу,  порядка
   назначения  на  государственную должность названных групп  служащих
   категории "В".
       При  таких  обстоятельствах суд приходит к выводу  о  том,  что
   оспариваемый   пункт   Положения  в  части  указанных   слов,   как
   противоречащий    Федеральному    закону,    подлежит     признанию
   недействующим.
       Довод представителя Президента Российской Федерации о том,  что
   Федеральный  закон  "Об основах государственной  службы  Российской
   Федерации"  не  содержит  нормы, устанавливающей  общее  правило  о
   возможности  замещения  вакантной должности государственной  службы
   только  в  конкурсном  порядке и исключающей возможность  замещения
   этой  должности  в ином порядке, в том числе из кадрового  резерва,
   не может быть принят во внимание.
       Согласно  пункту  7 ст. 21 названного выше Федерального  закона
   назначение впервые или вновь поступающих на государственную  службу
   осуществляется:
       на  госдолжности  государственной службы  категории  "Б"  -  по
   представлению  соответствующих лиц, замещающих должности  категории
   "А",  либо  уполномоченных  ими  лиц или  государственных  органов.
   Порядок    подбора    кандидатур    определяется    соответствующим
   государственным   органом  или  лицом,  замещающим  государственную
   должность  категории  "А" в соответствии с  нормативными  правовыми
   актами   Российской  Федерации  и  нормативными  правовыми   актами
   субъектов Российской Федерации;
       на  государственные должности государственной службы  1  группы
   категории "В" - соответствующим должностным лицом. Порядок  подбора
   кандидатур  определяется нормативными правовыми  актами  Российской
   Федерации  и  нормативными  правовыми актами  субъектов  Российской
   Федерации;
       на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-
   й  групп  категории  "В"  - по результатам  конкурса  на  замещение
   вакантной государственной должности государственной службы.
       Из приведенной нормы Закона действительно усматривается, что не
   во  всех  случаях замещение государственной должности  производится
   по конкурсу. Этого не оспаривал в суде и сам заявитель.
       Заявителем  же  оспаривается Положение именно в  той  части,  в
   которой   оно  предусматривает,  в  отличие  от  закона,  замещение
   государственной  должности Госслужбы 2, 3, 4 и 5-й групп  категории
   "В"  при  наличии резерва государственных служащих не на конкурсной
   основе.
       Не  может  суд  согласиться при этом и со ссылкой представителя
   Президента РФ на положения ст. ст. 11 и 17 Федерального  закона  "О
   системе  государственной  службы Российской  Федерации",  поскольку
   они  порядок  поступления на государственную службу не  регулируют.
   Кроме  того,  ст.  11 данного Закона носит отсылочный  характер  на
   федеральные   законы  о  видах  государственной   службы   и   иные
   нормативные  правовые акты, которыми может устанавливаться  порядок
   поступления   на  государственную  службу  и  замещения   вакантных
   должностей  на  конкурсной основе, а также может  предусматриваться
   другой  порядок поступления на государственную службу  и  замещения
   вакантных должностей государственной службы.
       Из содержания данной нормы закона, по мнению суда, следует, что
   порядок  поступления на государственную службу должен  определяться
   федеральными законами о видах государственной службы и принятыми  в
   их  исполнение  нормативными  правовыми  актами,  которые  согласно
   Конституции РФ не должны противоречить этим федеральным законам.
       Система  государственной  службы  включает  в  себя  три   вида
   государственной службы:
       государственную гражданскую службу;
       военную службу;
       правоохранительную службу.
       Какого-либо  иного  федерального закона, регулирующего  порядок
   поступления   на   государственную   гражданскую   службу,    кроме
   названного  выше  Федерального закона "Об  основах  государственной
   службы РФ", в настоящее время не имеется, а поэтому утвержденное  в
   его  исполнение  Указом  Президента  РФ  Положение  не  должно  ему
   противоречить.
       Содержащееся   в   ст.  17  Федерального  закона   "О   системе
   государственной службы РФ" требование о создании кадрового  резерва
   для   замещения  должностей  государственной  службы  не   отменяет
   положения   вышеприведенного  Закона  о  порядке   поступления   на
   государственную  службу  и  не  исключает  необходимости  замещения
   государственной должности резервистами на конкурсной основе.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198  и
   п. 2 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление Архипова В.В. удовлетворить.
       Признать  абзац 1 пункта 3 Положения о проведении  конкурса  на
   замещение    вакантной   государственной   должности    федеральной
   государственной службы, утвержденного Указом Президента  Российской
   Федерации  от  29  апреля  1996  года  N  604,  в  части  слов:  "и
   отсутствии  резерва государственных служащих для ее  замещения"  не
   действующим  со  дня  вступления данного решения  суда  в  законную
   силу.
       Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
   Верховного  Суда  РФ  в  течение 10 дней со  дня  его  вынесения  в
   окончательной форме.
   
                                                Председательствующий -
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                          Ю.Д.РЕДЧЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz