Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 78-Г03-58 ОТ 19.09.2003 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА В ГУБЕРНАТОРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ИСПОЛНЕНИЕ КАНДИДАТОМ СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НЕ БЫЛО СОПРЯЖЕНО С АГИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕИМУЩЕСТВ СВОЕГО СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 19 сентября 2003 года
   
                                                      Дело N 78-Г03-58
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                       Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 19 сентября 2003 года  дело
   по    кассационным   жалобам   зарегистрированных   кандидатов    в
   губернаторы   Санкт-Петербурга  М.   и   С.   на   решение   Санкт-
   Петербургского городского суда от 12 сентября 2003 года  об  отказе
   в   удовлетворении   их  заявлений  об  отмене   регистрации   М.В.
   кандидатом в губернаторы Санкт-Петербурга.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Хаменкова  В.Б., объяснения представителей заявителей  Владимировой
   В.Г.   и  Букова  А.А.,  поддержавших  доводы  кассационных  жалоб,
   возражения  против  жалоб представителей М.В. -  Воробьева  А.В.  и
   Курмана  В.А.,  заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры  РФ
   Гермашевой  М.М., полагавшей решение суда оставить  без  изменения,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       зарегистрированные кандидаты в губернаторы Санкт-Петербурга  М.
   и  С.  обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлениями
   об  отмене регистрации кандидата на эту же должность М.В., ссылаясь
   на использование ею преимуществ своего должностного положения.
       В  обоснование требований указали на то, что зарегистрированный
   кандидат   М.В.,  являясь  государственной  служащей,  в  нарушение
   требований  пункта  2  статьи 40 Федерального закона  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан  Российской  Федерации"  во  время  ее  участия  в  выборах
   продолжала   исполнять  свои  должностные  обязанности,   в   целях
   агитации  использовала кабинет Президента Российской  Федерации,  и
   преимущественный  по  сравнению  с  другими  кандидатами  доступ  к
   государственным средствам массовой информации.
       Полагали,    что    при    таких   нарушениях    избирательного
   законодательства  регистрация М.В. кандидатом в губернаторы  Санкт-
   Петербурга  в  силу пункта 5 статьи 76 вышеуказанного  Федерального
   закона должна быть отменена.
       Кроме  этого  заявитель С. указал на то, что зарегистрированный
   кандидат  М.В.  в нарушение пункта 5 статьи 48 Федерального  закона
   "Об  основных  гарантиях избирательных прав и права  на  участие  в
   референдуме  граждан Российской Федерации" не оплатила  из  средств
   своего   избирательного  фонда  демонстрацию  средствами   массовой
   информации  ее встреч в Кремле с Президентом Российской  Федерации,
   журналистами в аэропорту "Пулково", носящих агитационный характер.
       Просил   суд   обязать  избирательную  комиссию  исключить   из
   избирательных бюллетеней сведения о М.В..
       Решением  суда  от  12  сентября  2003  года  в  удовлетворении
   заявлений М. и С. отказано.
       В  кассационных  жалобах заявители просят об отмене  указанного
   решения, считая его незаконным и необоснованным.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
       В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 статьи 76 Федерального
   закона  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на
   участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ  от  12
   июня  2002  г. (далее - избирательный Закон) регистрация  кандидата
   может    быть    отменена    судом    по    заявлению    кандидата,
   зарегистрированного  по тому же избирательному  округу,  в  случаях
   использования  кандидатом преимуществ должностного  или  служебного
   положения.
       Статьей   40  избирательного  Закона  установлены  ограничения,
   связанные с должностным или служебным положением кандидатов.
       В   частности,  в  соответствии  с  пунктом  2  данной   статьи
   зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные  должности
   категории   "А"   в   органах  исполнительной   власти,   а   также
   зарегистрированные  кандидаты, находящиеся на  государственной  или
   муниципальной  службе, на время их участия в выборах  освобождаются
   от   выполнения   должностных   или   служебных   обязанностей    и
   представляют    в    избирательную   комиссию   заверенные    копии
   соответствующих приказов (распоряжений) не позднее  чем  через  три
   дня со дня регистрации.
       Как   следует  из  материалов  дела,  М.В.  замещает  должность
   полномочного  представителя  Президента  Российской   Федерации   в
   Северо-Западном  федеральном округе, относящуюся к  государственной
   должности федеральной государственной службы.
       После   регистрации  М.В.  31  июля  2003  года  кандидатом   в
   губернаторы  Санкт-Петербурга  1 августа  2003  года  распоряжением
   руководителя  Администрации  Президента  Российской  Федерации   на
   время участия в выборах ей предоставлен отпуск.
       Вместе  с тем судом установлено, что в процессе состоявшейся  в
   ходе   выборов   встречи   Президента   Российской   Федерации    с
   зарегистрированным  кандидатом М.В. последняя продолжала  исполнять
   свои   служебные   обязанности  полномочного   представителя,   чем
   нарушила  указанные выше правила пункта 2 статьи 40  избирательного
   Закона.
       Учитывая,  что  данное нарушение пунктом 5  этой  же  статьи  в
   качестве  использования  преимуществ  должностного  или  служебного
   положения  не рассматривается, суд сделал правильный вывод  о  том,
   что   оно  не  может  служить  основанием  для  отмены  регистрации
   кандидата.
       В  соответствии  с  подпунктами "б" и "е" пункта  5  статьи  40
   избирательного  Закона под использованием преимуществ  должностного
   или  служебного  положения в настоящем Федеральном  законе  следует
   понимать:
       - использование помещений, занимаемых государственными органами
   или    органами    местного   самоуправления,   для   осуществления
   деятельности,   способствующей   выдвижению   и   (или)    избранию
   кандидатов,   если   иным   кандидатам   не   будет   гарантировано
   использование указанных помещений на таких же условиях;
       -  преимущественный (по сравнению с другими кандидатами) доступ
   к  государственным и муниципальным средствам массовой информации  в
   целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
       Из  приведенных  норм  следует,  что  использование  кандидатом
   помещений,   занимаемых  государственными  органами  или   органами
   местного  самоуправления,  его  преимущественный  (по  сравнению  с
   другими  кандидатами)  доступ  к  государственным  и  муниципальным
   средствам  массовой  информации  может  быть  расценен  в  качестве
   использования   кандидатом  преимуществ  своего  должностного   или
   служебного положения лишь при условии, если эти действия  сопряжены
   с деятельностью агитационного характера.
       Согласно  пункту 2 статьи 48 избирательного Закона предвыборной
   агитацией   признаются   осуществляемые  в   период   избирательной
   кампании:
       а)   призывы   голосовать  за  или  против  кандидата   (списка
   кандидатов);
       б)  выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов,
   избирательных  объединений,  избирательных  блоков,   в   частности
   указание  на  то,  за  какого из кандидатов, за  какой  из  списков
   кандидатов,  за  какое из избирательных объединений,  за  какой  из
   избирательных блоков будет голосовать избиратель;
       в)  описание  возможных  последствий  избрания  или  неизбрания
   кандидата (списка кандидатов);
       г) распространение информации с явным преобладанием сведений  о
   каких-либо     кандидатах,    об    избирательных     объединениях,
   избирательных  блоках  в сочетании с позитивными  либо  негативными
   комментариями;
       д)   распространение   информации  о  деятельности   кандидата,
   несвязанной  с  его профессиональной деятельностью или  исполнением
   им своих служебных (должностных) обязанностей;
       е)  деятельность,  способствующая созданию  положительного  или
   отрицательного  отношения  избирателей к кандидату,  избирательному
   объединению,  избирательному блоку, к  которым  принадлежит  данный
   кандидат,  к  избирательному  объединению,  избирательному   блоку,
   выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;
       ж)  иные  действия,  имеющие  целью  побудить  или  побуждающие
   избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или  против
   них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.
       Как  отмечалось выше, состоявшаяся в Кремле встреча  Президента
   Российской  Федерации  с  зарегистрированным  кандидатом  М.В.,  ее
   ответы на вопросы журналистов в аэропорту "Пулково" по поводу  этой
   встречи, носили для М.В. служебный характер.
       Ни  одного из перечисленных в пункте 2 статьи 48 избирательного
   Закона    обстоятельств,    которые   свидетельствовали    бы    об
   осуществлении  кандидатом  М.В.  во  время  встречи  с  Президентом
   Российской   Федерации,  журналистами  агитационной   деятельности,
   судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
       Не представлено доказательств этого и заявителями.
       При таком положении вывод суда о том, что исполнение кандидатом
   М.В.  своих  служебных обязанностей во время встреч  с  Президентом
   Российской   Федерации,  журналистами  не  было  сопряжено   с   ее
   агитационной  деятельностью,  а  потому  не  может  быть   признано
   использованием  ею преимуществ своего должностного  или  служебного
   положения, следует признать верным.
       Доводы  заявителей  о  том,  что агитационный  характер  носили
   действия Президента Российской Федерации и государственных  средств
   массовой  информации,  распространивших  по  телевизионным  каналам
   видеосюжеты  о  встречах М.В. в Кремле и аэропорту  "Пулково",  суд
   правильно  посчитал не имеющими правового значения  для  разрешения
   данного  спора,  поскольку  действия  указанных  лиц  не  были  его
   предметом.
       Установив, таким образом, что видеоматериалы о встречах М.В. не
   являлись  агитационными,  суд правомерно  посчитал  необоснованными
   ссылки   заявителей  на  то,  что  в  соответствии  с  требованиями
   избирательного  Закона эти материалы подлежали  оплате  из  средств
   специального избирательного фонда кандидата.
       При   таких   обстоятельствах  решение   суда   об   отказе   в
   удовлетворении заявленных зарегистрированными кандидатами М.  и  С.
   требований следует признать законным и обоснованным.
       Доводы  их  кассационных жалоб о том,  что  М.В.  была  обязана
   воспрепятствовать   незаконной  агитации  за   ее   кандидатуру   в
   средствах  массовой  информации,  не  основаны  на  законе.   Норм,
   которые   возлагали   бы  на  кандидата  такую  обязанность,   либо
   предусматривали  в  качестве последствия за ее неисполнение  отмену
   регистрации кандидата, избирательный Закон не содержит.
       Прочие доводы кассационных жалоб заявителей направлены на  иную
   оценку   обстоятельств,  исследованных  судом  в   соответствии   с
   правилами  статей  12,  56  и  67 ГПК РФ,  и  основанием  к  отмене
   судебного решения являться не могут.
       На  основании изложенного и руководствуясь статьями 360  и  361
   ГПК  РФ,  Судебная  коллегия по гражданским делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Санкт-Петербургского городского суда  от  12  сентября
   2003   года   оставить   без  изменения,  а   кассационные   жалобы
   зарегистрированных кандидатов в губернаторы Санкт-Петербурга  М.  и
   С. - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz