ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2003 г. N 547
О ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
(с изм., согл. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" и в целях совершенствования подготовки населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о подготовке населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
2. Установить, что подготовка населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее
именуются - чрезвычайные ситуации) организуется в рамках единой
системы подготовки населения в области гражданской обороны и
защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по
соответствующим группам в организациях (в том числе в
образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
3. Методическое руководство, координацию и контроль за
подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
возложить на Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
4. Министерству образования и науки Российской Федерации с
участием Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий при разработке государственных образовательных стандартов
и образовательных программ предусматривать обязательный минимум
подготовки лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и
учреждениях начального, среднего и высшего профессионального
образования, в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
5. Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям,
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
и другим федеральным органам исполнительной власти, органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам
местного самоуправления обеспечивать пропаганду знаний в области
защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе с
использованием средств массовой информации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
6. Признать утратившим силу Постановление Правительства
Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 "О порядке
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст.
3128).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 сентября 2003 г. N 547
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
1. Настоящее Положение определяет группы населения, проходящие
обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее именуются -
чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и формы обучения
населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
2. Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций
проходят:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не
включенные в состав органов управления единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее
именуются - работающее население);
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее
именуются - неработающее население);
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и
учреждениях начального, среднего и высшего профессионального
образования (далее именуются - обучающиеся);
г) руководители органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные
решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и включенные в состав органов управления единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее
именуются - уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций (далее именуются - председатели комиссий по
чрезвычайным ситуациям).
3. Основными задачами при подготовке населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций являются:
а) обучение населения правилам поведения, основным способам
защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания
первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования
средствами индивидуальной и коллективной защиты;
б) выработка у руководителей органов государственной власти,
органов местного самоуправления и организаций навыков управления
силами и средствами, входящими в состав единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) совершенствование практических навыков руководителей органов
государственной власти, органов местного самоуправления и
организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным
ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе
учений и тренировок порядка действий при различных режимах
функционирования единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-
спасательных и других неотложных работ.
4. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций
предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту
работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное
изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим
закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций,
просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по
месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий,
памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и
просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по
соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности
жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности",
утверждаемым Министерством образования и науки Российской
Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
г) для руководителей органов государственной власти - повышение
квалификации в Российской академии государственной службы при
Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы
с нормативными документами по вопросам организации и осуществления
мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в
ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам
Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям,
руководителей органов местного самоуправления и организаций,
уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного
раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в
сборах, учениях и тренировках.
5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с
выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных
ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение
первого года работы является обязательной. Повышение квалификации
может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в
том числе с использованием дистанционных образовательных
технологий.
6. Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных
ситуаций проходят:
а) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и организаций - в Академии
гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
б) руководители и председатели комиссий по чрезвычайным
ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-
методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям субъектов Российской Федерации;
в) уполномоченные работники - в учебных заведениях Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях
повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и
организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах
гражданской обороны муниципальных образований.
Повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности" и преподавателей - организаторов курса "Основы
безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в чрезвычайных
ситуациях осуществляется в учебных заведениях Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях
повышения квалификации Федерального агентства по образованию и
других федеральных органов исполнительной власти, являющихся
учредителями образовательных учреждений, учебно-методических
центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
7. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе
проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных
учений и тренировок.
8. Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток
проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2
года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. Командно-
штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1
раз в год продолжительностью до 1 суток.
К проведению командно-штабных учений в федеральных органах
исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в
установленном порядке привлекаться оперативные группы военных
округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил
Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской Федерации и органов внутренних дел Российской
Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления - силы и средства единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов
проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-
спасательных формирований (далее именуются - формирования)
организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной
готовности - 1 раз в год.
10. Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся
1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях,
имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-
профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других
организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки
продолжительностью до 8 часов.
11. Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях
начального, среднего и высшего профессионального образования
проводятся ежегодно.
12. Лица, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты
от чрезвычайных ситуаций, должны быть проинформированы о возможном
риске при их проведении.
13. Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий:
а) осуществляет координацию, методическое руководство и
контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
б) определяет перечень уполномоченных работников, проходящих
переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов
исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных
образований;
в) разрабатывает и утверждает примерные программы обучения в
учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных
образований, а также работающего населения;
г) согласовывает программы обучения уполномоченных работников в
учреждениях повышения квалификации федеральных органов
исполнительной власти и организаций, а также программы курса
"Основы безопасности жизнедеятельности" для общеобразовательных
учреждений, федеральный компонент государственных образовательных
стандартов и примерные программы дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности" для образовательных учреждений
профессионального образования.
14. Финансирование подготовки руководителей, председателей
комиссий по чрезвычайным ситуациям и уполномоченных работников
федеральных органов исполнительной власти, председателей комиссий
по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, организации и проведения федеральными
органами исполнительной власти учений и тренировок в области
защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах средств,
выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
Финансирование содержания учебно-методических центров по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации, подготовки уполномоченных работников территориальных
подсистем единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также проведения органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и
тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации.
Финансирование подготовки председателей комиссий по
чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления,
уполномоченных работников соответствующего звена территориальной
подсистемы единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской
обороны муниципальных образований, подготовки неработающего
населения, а также проведения органами местного самоуправления
учений и тренировок осуществляется за счет средств местных
бюджетов.
Финансирование подготовки работающего населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации
формирований, а также проведения организациями учений и тренировок
осуществляется за счет организаций.
|