Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПРИКАЗ ГОСАТОМНАДЗОРА РФ ОТ 31.07.2003 N 86 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ. РД-08-01-2003 (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 28.08.2003 N 5024)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


   Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2003 г. N 5024
   ------------------------------------------------------------------
   
                 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
                      И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
   
                                ПРИКАЗ
                        от 31 июля 2003 г. N 86
   
                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
                О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО
                  УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
   
       С  целью  реализации  Постановления  Правительства  Российской
   Федерации  от  15  декабря  2000  г.  N  962  "О  порядке  ведения
   государственного учета и контроля ядерных материалов" приказываю:
       1.  Утвердить  прилагаемое  Положение  о надзоре  за  системой
   государственного    учета    и   контроля    ядерных    материалов
   (РД-08-01-2003).
       2.   Управлению   делами   в установленном  порядке  направить
   настоящий  Приказ  на  государственную  регистрацию в Министерство
   юстиции Российской Федерации.
   
                                                            Начальник
                                                Госатомнадзора России
                                                          А.Б.МАЛЫШЕВ
   
   
   
   
   
                                                           Утверждено
                                                  Приказом начальника
                                                Госатомнадзора России
                                              от 31 июля 2003 г. N 86
   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
             О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА
                     И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
   
                             РД-08-01-2003
   
       Настоящее    положение,    разработанное   в  соответствии   с
   Постановлением Правительства Российской  Федерации  от  15.12.2000
   N 962 "О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных
   материалов" <*>, устанавливает цель, общие принципы и требования к
   организации  надзора за системой государственного учета и контроля
   ядерных  материалов  Федеральным  надзором  России  по  ядерной  и
   радиационной безопасности (далее - Госатомнадзор России).
       --------------------------------
       <*>   Опубликовано   в  Сборнике  законодательства  Российской
   Федерации от 25.12.2000 N 52, часть 3, ст. 5745.
   
       1. В целях настоящего документа используются следующие термины
   и определения:
       -  аномалия  в учете и контроле ядерных материалов - недостача
   или  излишек  ядерных  материалов,  ошибки  в учетных или отчетных
   документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным
   материалам, нарушения порядка производства, использования, передач
   ядерных материалов;
       -   комплексная   инспекция  Госатомнадзора  России  (далее  -
   комплексная   инспекция)   - инспекция,   которая  предусматривает
   проверку  деятельности  организации  по  всему (или большей части)
   комплексу   вопросов   обеспечения  безопасности,   находящихся  в
   компетенции  Госатомнадзора  России,  включая  проверку  состояния
   государственного  учета и контроля ядерных материалов.  Проводится
   комиссией   в  соответствии  с программой  комплексной  инспекции.
   Состав  комиссии  и программа комплексной инспекции утверждаются в
   установленном Госатомнадзором России порядке;
       -  инспекция  состояния  учета  и контроля  ядерных материалов
   (далее    -   инспекция)    -  форма   надзора,    осуществляемого
   Госатомнадзором России,  включающая проверку выполнения требований
   к   учету   и  контролю,   условий   лицензий  и ранее  вынесенных
   постановлений   и  выданных   предписаний  Госатомнадзора  России,
   наличия ядерных материалов в местах их нахождения;
       - инцидент - установленный факт недостачи,  излишков,  а также
   несанкционированного  использования  и/или незаконного перемещения
   ядерных   материалов,   в   том  числе  через  таможенную  границу
   Российской Федерации;
       -   оперативная   инспекция  Госатомнадзора  России  (далее  -
   оперативная   инспекция)   - инспекция,   которая  предусматривает
   проверку   состояния  государственного  учета  и контроля  ядерных
   материалов по отдельным вопросам в организациях,  в подразделениях
   и  на  рабочих  местах  организаций.  Проводится  инспектором  или
   группой    инспекторов   по   плану   или   решению   структурного
   подразделения   Госатомнадзора  России  или  его  территориального
   органа;
       -  специальный  отчет  - отчет  об  обстоятельствах и причинах
   аномалии в учете и контроле ядерных материалов;
       -  технические  средства  - средства  измерений  количества  и
   состава  ядерных  материалов,  средства контроля доступа к ядерным
   материалам, используемые при учете и контроле ядерных материалов и
   надзоре  за  системой  государственного  учета  и контроля ядерных
   материалов;
       -  требования  к учету и контролю - совокупность требований по
   вопросам  учета  и контроля  ядерных  материалов,  устанавливаемых
   нормативными   правовыми  актами,   федеральными  и ведомственными
   нормами и правилами;
       -  целевая  инспекция  Госатомнадзора  России (далее - целевая
   инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку состояния
   государственного учета и контроля ядерных материалов в организации
   в  целом  или  по  отдельным вопросам и проводится инспектором или
   группой  инспекторов  Госатомнадзора  России  и привлекаемых,  при
   необходимости,  по согласованию специалистов других организаций по
   программе,  утвержденной  в установленном  Госатомнадзором  России
   порядке.
       2.   Надзор  за  системой  государственного  учета  и контроля
   ядерных материалов включает в себя проверку выполнения федеральных
   и   ведомственных   норм   и  правил  по  ядерной,   радиационной,
   технической  и пожарной  безопасности  в области  государственного
   учета  и контроля  ядерных материалов,  условий лицензий,  а также
   состояния  государственного  учета и контроля ядерных материалов и
   их  наличия  на  территории  Российской Федерации путем проведения
   инспекций.
       Проверка  состояния  государственного учета и контроля ядерных
   материалов  включает в себя проверку выполнения требований к учету
   и  контролю  путем  организации  и проведения  инспекций,  анализа
   информации и принятия мер при выявлении нарушений учета и контроля
   ядерных материалов.
       3.  Положения настоящего документа обязательны для юридических
   лиц независимо от организационно-правовой формы и должностных лиц,
   осуществляющих  деятельность  в области  государственного  учета и
   контроля ядерных материалов и надзора за системой государственного
   учета и контроля ядерных материалов.
       4.   Надзор  за  системой  государственного  учета  и контроля
   ядерных    материалов    осуществляется   с  целью   выявления   и
   предотвращения     нарушений     в    функционировании     системы
   государственного учета и контроля ядерных материалов,  причин этих
   нарушений, факторов, препятствующих осуществлению государственного
   учета    и   контроля    ядерных    материалов,     предотвращения
   неконтролируемого    распространения    и  использования   ядерных
   материалов.
       5.  Для  достижения  цели надзора за системой государственного
   учета   и  контроля  ядерных  материалов  Госатомнадзор  России  в
   пределах своих полномочий:
       -    получает    и   анализирует    информацию   по   вопросам
   функционирования системы государственного учета и контроля ядерных
   материалов и ее составных частей;
       -  организует  и проводит инспекции состояния государственного
   учета   и контроля  ядерных  материалов,   анализирует  и обобщает
   результаты инспекций;
       -  принимает меры,  направленные на устранение организациями и
   должностными   лицами   выявленных   нарушений  в функционировании
   системы  государственного  учета  и контроля  ядерных материалов и
   причин этих нарушений;
       -  предоставляет  информацию о результатах надзора за системой
   государственного   учета  и контроля  ядерных  материалов  органам
   государственной власти Российской Федерации.
       6.  В  основе организации надзора за системой государственного
   учета и контроля ядерных материалов лежит следующее:
       -   взаимодействие   Госатомнадзора   России  с организациями,
   осуществляющими  обращение  с ядерными  материалами,  с Российской
   академией  наук,  с  федеральными  органами исполнительной власти,
   осуществляющими  государственное управление использованием атомной
   энергии,    государственное    регулирование    безопасности   при
   использовании атомной энергии;
       -  осуществление  надзора не должно необоснованно ограничивать
   деятельность  организаций,   осуществляющих  обращение  с ядерными
   материалами,  и иных организаций по осуществлению учета и контроля
   ядерных материалов.
       7.   Надзор  за  системой  государственного  учета  и контроля
   ядерных   материалов   осуществляется  путем  проверки  выполнения
   требований   к учету  и контролю  организациями,   осуществляющими
   обращение  с ядерными  материалами,   информационно-аналитическими
   организациями,  центрами сбора, обработки и передачи информации по
   учету   и  контролю   ядерных  материалов,   деятельность  которых
   регламентируется    нормативными   правовыми   актами,    органами
   управления,    обеспечивающими    функционирование    системы   на
   федеральном и ведомственном уровне.
       8.   Госатомнадзор   России   создает   и ведет  базы  данных,
   необходимые для осуществления надзора за системой государственного
   учета и контроля ядерных материалов.  Накопление учетных данных по
   ядерным материалам, а также ведение баз данных по учету и контролю
   ядерных материалов Госатомнадзором России не осуществляется.
       9.    Организации,    осуществляющие   обращение   с  ядерными
   материалами, и органы  управления системы государственного учета и
   контроля   ядерных  материалов  не  должны  создавать  препятствий
   должностным  лицам  Госатомнадзора России при выполнении ими своих
   функций  по  надзору за системой государственного учета и контроля
   ядерных материалов.
       10.   Доступ  работников  Госатомнадзора  России  к информации
   организаций,    к    информации,    содержащейся    в  федеральной
   автоматизированной информационной системе государственного учета и
   контроля   ядерных   материалов,   в   информационно-аналитических
   организациях  и центрах  сбора,  обработки  и передачи информации,
   обеспечивающих  функционирование  системы государственного учета и
   контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровне,
   осуществляется  в соответствии с порядком,  установленным для этих
   организаций.
       Доступ  должностных  лиц  Госатомнадзора  России к материалам,
   составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном
   законодательством Российской Федерации порядке.
       Информация,    получаемая   Госатомнадзором   России   в  ходе
   осуществления   надзора   за  системой  государственного  учета  и
   контроля  ядерных  материалов, используется исключительно с целью,
   изложенной   в  пункте   6 настоящего  Положения,   с  соблюдением
   предусмотренных  законодательством Российской Федерации требований
   по  защите  государственной и коммерческой тайны,  а также прав на
   интеллектуальную собственность.
       11.   Состояние   государственного  учета  и контроля  ядерных
   материалов  проверяется  при  целевых  и оперативных  инспекциях и
   может проверяться в ходе комплексных инспекций.
       Указанные инспекции могут быть плановыми и внеплановыми.
       О  плановой  комплексной  или целевой инспекции инспектируемая
   организация уведомляется заранее не позднее чем за 15 рабочих дней
   до ее начала, о внеплановой - не позднее чем за 3 рабочих дня.
       Внеплановые  инспекции могут проводиться в связи с выявленными
   инцидентами или аномалиями в учете и контроле ядерных материалов и
   в  других случаях по решению руководства Госатомнадзора России или
   его территориальных органов.
       12. Целевые инспекции должны проводиться не реже одного раза в
   год  по  зонам  баланса  ядерного  материала  и по  инспектируемой
   организации.
       Инспекции    должны    проводиться    с  учетом   особенностей
   технологического  цикла инспектируемой организации и необходимости
   проведения измерений при проверке наличия ядерных материалов.
       13. Каждая инспекция должна включать в себя следующие этапы:
       - подготовка к проведению инспекции и организация инспекции;
       - проведение инспекции;
       - оформление результатов инспекции.
       14. Инспекция, как правило, должна включать проверку:
       -  наличия  у организации,  подавшей  заявление  на  получение
   разрешения    (лицензии),     возможностей    для    осуществления
   лицензируемой  деятельности  с соблюдением  требований  к учету  и
   контролю ядерных материалов;
       - выполнения условий действия лицензий Госатомнадзора России;
       -   выполнения   ранее   вынесенных  постановлений  и выданных
   предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;
       - проведения расследований аномалий в учете и контроле ядерных
   материалов и нарушений в функционировании системы государственного
   учета и контроля ядерных материалов;
       -  наличия  ядерных  материалов  в местах  их нахождения путем
   проведения выборочных измерений характеристик ядерных материалов;
       -   выполнения   требований   к  учету  и контролю.   Проверка
   выполнения требований по вопросам защиты информации осуществляется
   представителями    Государственной    технической   комиссии   при
   Президенте  Российской Федерации,  привлекаемыми по согласованию к
   участию в проведении инспекции;
       - соответствия ведомственных нормативных документов по учету и
   контролю   ядерных   материалов   федеральным  нормам  и правилам,
   соответствия  нормативных  документов  организации  федеральным  и
   ведомственным   нормам  и правилам  по  учету  и контролю  ядерных
   материалов;
       -   выполнения   условий   разрешений  Госатомнадзора  России,
   выдаваемых  руководящему  персоналу объектов использования атомной
   энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов;
       -   наличия  системы  профессиональной  подготовки  персонала,
   осуществляющего   деятельность   по   учету   и  контролю  ядерных
   материалов.
       Конкретное   содержание  проверок  устанавливается  программой
   инспекции,  утверждаемой  в установленном  Госатомнадзором  России
   порядке.
       15.  Должностные  лица Госатомнадзора России в ходе проведения
   инспекций  вправе  запрашивать  и получать  документы и материалы,
   необходимые  для  реализации  целей  инспекций,  а  также получать
   объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации
   по вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции.
       16.  При  осуществлении  надзора  за системой государственного
   учета  и контроля  ядерных  материалов  по  решению Госатомнадзора
   России   или   его   территориальных   органов  могут  применяться
   технические     средства.     Применение    технических    средств
   согласовывается   с  инспектируемой   организацией   по   вопросам
   безопасности их использования.
       Использование  технических  средств  при  проведении инспекций
   должно   осуществляться   специально  обученными  для  этих  целей
   работниками   Госатомнадзора   России  при  соблюдении  требований
   техники  безопасности,  радиационной  безопасности и мер по защите
   информации о ядерных материалах.
       Территориальные  органы  и организации  Госатомнадзора  России
   должны поддерживать работоспособность принадлежащих им технических
   средств,  а  также обеспечивать своевременную поверку и калибровку
   средств  измерений,  входящих  в состав  этих технических средств.
   Измерения ядерных материалов в ходе инспекций должны проводиться в
   соответствии  с утвержденными  в установленном  порядке методиками
   выполнения    измерений   с  использованием   приборов,    имеющих
   действующее поверочное клеймо.
       17.    По   результатам   инспекций   составляется   акт   или
   акт-предписание   или   предписание,   экземпляр   которого  после
   оформления   выдается   в  установленном   порядке  инспектируемой
   организации.
       18.  В  случае  выявления нарушений в функционировании системы
   государственного учета и контроля ядерных материалов Госатомнадзор
   России   и  его   должностные   лица  принимают  в пределах  своих
   полномочий меры:
       -   выдают   руководителям   и должностным  лицам  организаций
   обязательные  для  исполнения предписания об устранении выявленных
   нарушений;
       -   выдают   руководителям   и должностным  лицам  организаций
   обязательные  для  исполнения  предписания  о приостановке  работ,
   проводимых  с нарушениями  требований  федеральных норм и правил и
   условий действия лицензий;
       -   приостанавливают   или   прекращают   действие  разрешений
   Госатомнадзора   России   на   право   ведения   работ   в области
   использования   атомной  энергии,   выдаваемых  должностным  лицам
   организаций,   осуществляющих  обращение  с ядерными  материалами,
   отвечающим  за  организацию и обеспечение учета и контроля ядерных
   материалов;
       -    приостанавливают   или   прекращают   действие   выданных
   Госатомнадзором   России   или   его   территориальными   органами
   разрешений  (лицензий)  организациям,  осуществляющим  обращение с
   ядерными материалами;
       -  привлекают  к административной ответственности организации,
   должностных    лиц    и   граждан   в  случаях,    предусмотренных
   законодательством Российской Федерации;
       - направляют правоохранительным органам материалы о нарушениях
   законодательства   Российской  Федерации  в области  использования
   атомной  энергии,  требований  федеральных норм и правил и условий
   действия  лицензий (разрешений),  если нарушения содержат признаки
   преступлений   согласно   уголовному  законодательству  Российской
   Федерации.
       19. Учет и анализ результатов надзора осуществляется:
       - работником подразделения, осуществляющего надзор за системой
   государственного    учета    и   контроля    ядерных   материалов,
   территориального органа Госатомнадзора России;
       -   подразделением   территориального   органа  Госатомнадзора
   России,   ответственным   за  осуществление  надзора  за  системой
   государственного учета и контроля ядерных материалов;
       - территориальным органом Госатомнадзора России;
       -  подразделением центрального аппарата Госатомнадзора России,
   выполняющим   функции   организации   и осуществления  надзора  за
   системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
       20.  Анализ  производится  на основании следующих документов и
   информации:
       -   актов,   актов-предписаний  и предписаний  по  результатам
   проведенных инспекций;
       - отчетов по результатам проведенных инспекций;
       - информации о состоянии учета и контроля ядерных материалов в
   организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;
       - специальных отчетов;
       -  отчетных  документов  органов  управления,   обеспечивающих
   функционирование системы государственного учета и контроля ядерных
   материалов     на     федеральном     и   ведомственном    уровне,
   информационно-аналитических  центров  сбора,  обработки и передачи
   информации  и организаций,   осуществляющих  обращение  с ядерными
   материалами, получаемыми по запросам Госатомнадзора России;
       - отчетов организаций о выполнении постановлений и предписаний
   Госатомнадзора России и его территориальных органов;
       -   информации   о  выявлении,   предупреждении   и  раскрытии
   незаконных действий в отношении ядерных материалов.
       21.  По  результатам  анализа готовится заключение о состоянии
   системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
       Заключение   о  состоянии  системы  государственного  учета  и
   контроля  ядерных  материалов  готовится  в сроки,   установленные
   положением  о планировании  и отчетности  в системе Госатомнадзора
   России для подготовки годового отчета о деятельности:
       - территориального органа;
       - Госатомнадзора России.
       22. Учету и хранению в Госатомнадзоре России подлежат:
       -   акты,   акты-предписания   и  предписания  по  результатам
   проведенных инспекций;
       - отчеты по результатам проведенных инспекций;
       -  акты  по  результатам расследования инцидентов и аномалий в
   учете и контроле ядерных материалов;
       - специальные отчеты организаций;
       -  отчетные  документы  организаций,  получаемые  по  запросам
   Госатомнадзора России;
       -  отчеты организаций о выполнении постановлений и предписаний
   Госатомнадзора России и его территориальных органов;
       -   информация   о  выявлении,   предупреждении   и  раскрытии
   незаконных действий в отношении ядерных материалов;
       -  заключения  о состоянии  системы  государственного  учета и
   контроля ядерных материалов.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz