Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.07.2003 N ГКПИ 03-114 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 16 июля 2003 г. N ГКПИ 03-114
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда РФ                      Зелепукина А.Н.,
       с участием прокурора
       Генеральной прокуратуры                       Гончаровой Н.Ю.,
       при секретаре                                Терентьевой С.В.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  Бусарова  Олега Борисовича о признании недействующими и
   не  подлежащими  применению положений абзаца 3 пункта 17.4 в части
   возложения  обязанности  при  отсутствии  компетенции у начальника
   учреждения  или органа уголовно-исполнительной системы по принятию
   решения   об   увольнении  по  направлении  рапорта  сотрудника  и
   соответствующих  материалов  начальнику,  имеющему такое право,  а
   также  в части  слов "положительно аттестуемого" в абзаце 2 пункта
   17.15 главы 17 "Инструкции о порядке применения Положения о службе
   в  органах  внутренних  дел  Российской  Федерации в учреждениях и
   органах   уголовно-исполнительной   системы  Министерства  юстиции
   Российской  Федерации",  утвержденной  Приказом  Министра  юстиции
   Российской Федерации от 26 апреля 2002 года N 117,
   
                              установил:
   
       Приказом  Министерства  юстиции  от  26 апреля 2002 года N 117
   утверждена  "Инструкция  о порядке применения Положения о службе в
   органах   внутренних  дел  Российской  Федерации  в учреждениях  и
   органах   уголовно-исполнительной   системы  Министерства  юстиции
   Российской  Федерации",  которая зарегистрирована 13 мая 2002 года
   N 3424 и опубликована в установленном порядке.
       В   соответствии   с  оспариваемыми   положениями   упомянутой
   Инструкции:
       17.4.  Если  увольнение в связи с нарушением условий контракта
   (пункт  "д"  статьи  58  Положения)  осуществляется  по инициативе
   сотрудника,     то     начальник     учреждения     или     органа
   уголовно-исполнительной   системы   обязан   в двухнедельный  срок
   провести    проверку    сведений    о   нарушении   и  в  пределах
   предоставленных полномочий принять одно из следующих решений:
       разработать  меры  по  устранению нарушений условий контракта,
   предложить  сотруднику  написать рапорт о его согласии с принятыми
   мерами,  продолжении  службы  в уголовно-исполнительной  системе и
   отзыве предыдущего рапорта;
       уволить   сотрудника   со  службы  с его  согласия  в связи  с
   нарушением    по    вине    начальника   учреждения   или   органа
   уголовно-исполнительной  системы  условий  контракта,  которые  не
   могут  быть  им  устранены.  Если  решение  вопроса  об увольнении
   выходит  за  пределы  компетенции начальника учреждения или органа
   уголовно-исполнительной  системы,  то  он  обязан  незамедлительно
   направить  рапорт  и материалы  проверки  вышестоящему начальнику,
   имеющему такое право.
       17.15.  При  определении  основания  для увольнения сотрудника
   учитываются  его возраст,  состояние здоровья,  работоспособность,
   выслуга  лет  для назначения пенсии,  отношение к службе,  а также
   льготы,  гарантии и компенсации,  предоставляемые в зависимости от
   оснований  увольнения  в соответствии  с законодательными  и иными
   нормативными правовыми актами Российской Федерации и Положением.
       Если   имеются   основания   для   применения   двух   и более
   формулировок  увольнения  положительно аттестуемого сотрудника,  с
   его  согласия  указывается  та  из  них,  которая  дает  право  на
   получение наибольших льгот, гарантий, компенсаций и преимуществ.
       Начальники   учреждений   и  органов   уголовно-исполнительной
   системы   и  кадровых   подразделений   несут  ответственность  за
   правильное определение оснований увольнения сотрудников.
       Бусаров  О.Б.  обратился в суд с заявлением,  в котором просил
   признать  недействующими  и не  подлежащими  применению  положения
   абзаца  3 пункта  17.4 в части возложения обязанности при принятии
   руководителем  решения  об увольнении при отсутствии компетенции у
   начальника  учреждения  или органа уголовно-исполнительной системы
   по  направлении  рапорта  сотрудника  и соответствующих материалов
   начальнику,   имеющему   такое   право,   а   также  в части  слов
   "положительно  аттестуемого" в абзаце 2 пункта 17.15 "Инструкции о
   порядке  применения  Положения  о службе  в органах внутренних дел
   Российской      Федерации      в     учреждениях      и    органах
   уголовно-исполнительной  системы  Министерства  юстиции Российской
   Федерации",  утвержденной  Приказом  Министра  юстиции  Российской
   Федерации  от 26 апреля 2002 года N 117,  которые противоречат ст.
   ст.  2, 17, 18, 19, 37, 46, 55 Конституции России; ст.  ст.  2, 5,
   11, 22, 80 Трудового кодекса Российской Федерации; ст. ст. 11, 17,
   58   "Положения   о службе  в органах  внутренних  дел  Российской
   Федерации",  утвержденного  Постановлением Верховного Совета РФ от
   23 декабря 1992 года N 4202-1, п.  5 и подп. "б" пункта 5 Типового
   контракта  о службе в УИС РФ,  а также ст.  9.3 Порядка проведения
   аттестации   сотрудников,   утвержденного   Приказом  Министерства
   юстиции Российской Федерации от 26 апреля 2002 года N 117.
       Заслушав   представителей  Министерства  юстиции,   заключение
   прокурора Генеральной прокуратуры Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что
   заявление  не подлежит удовлетворению,  исследовав материалы дела,
   Верховный   Суд   Российской  Федерации  не  находит  оснований  к
   удовлетворению заявления.
       Согласно  ст.  21  Федерального  закона от 21 июля 1998   года
   N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты
   Российской      Федерации      в    связи     с    реформированием
   уголовно-исполнительной  системы"  (с изменениями от 30 марта 1999
   г.,  5 августа 2000 г.  и 18 декабря 2001 г.) действие Положения о
   службе  в органах  внутренних  дел,  утвержденного  Постановлением
   Верховного  Совета  Российской  Федерации от 23 декабря   1992  г.
   N 4202-1, распространено на  сотрудников  органов  внутренних дел,
   переходящих  на  службу  в органы  уголовно-исполнительной системы
   Министерства юстиции Российской Федерации,  а также на лиц,  вновь
   поступающих в указанные учреждения и органы.
       В  соответствии  с п.  4 Указа Президента РФ от 8 октября 1997
   года  N 1100  "О  реформировании  уголовно-исполнительной  системы
   Министерства   внутренних  дел  Российской  Федерации"  порядок  и
   условия  прохождения  службы,  а  также  организация  деятельности
   работников  уголовно-исполнительной  системы  Министерства юстиции
   Российской   Федерации  регламентируются  "Положением  о службе  в
   органах   внутренних   дел  Российской  Федерации",   утвержденным
   Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1
   "Об   утверждении  Положения  о службе  в органах  внутренних  дел
   Российской   Федерации   и  текста   Присяги   сотрудника  органов
   внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации
   "Об учреждениях и органах,  исполняющих уголовные наказания в виде
   лишения  свободы",   Уголовно-исполнительным  кодексом  Российской
   Федерации,  а также иными соответствующими федеральными законами и
   правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих
   уголовные наказания.
       В  связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации
   Министерство  юстиции  Российской  Федерации  своим Приказом от 26
   апреля  2002  г.  N 117 утвердило "Инструкцию о порядке применения
   Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в
   учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства
   юстиции Российской Федерации".
       Как  следует  из представленных документов,  заявитель Бусаров
   О.Б. являлся старшим лейтенантом внутренней службы, юрисконсультом
   юридической  службы  организационного отдела Управления исполнения
   наказаний  и Приказом N 181 л/с от 28 октября 2002 года Управления
   исполнения наказаний по Пензенской области уволен по п. "а" ст. 58
   (по  собственному желанию) Положения о службе в органах внутренних
   дел Российской Федерации.
       Решением Железнодорожного районного суда г.  Пензы от 9 апреля
   2003 года,  оставленным без изменения 6 мая 2003 года определением
   судебной  коллегии  по  гражданским  делам  Пензенского областного
   суда,   отказано   в  удовлетворении   заявления   Бусарова  О.Б.,
   просившего   изменить   основание  его  увольнения  с собственного
   желания  на  увольнение  в связи с нарушением условий контракта со
   стороны УИН Минюста России по Пензенской области.
       Бусаров О.Б.,  обращаясь в Верховный Суд Российской Федерации,
   полагает,   что   оспариваемые  им  положения  Инструкции  явились
   препятствием  при  реализации его законного права при увольнении в
   связи с нарушением условий контракта.
       Однако,  как следует из вышеизложенного, "Инструкция о порядке
   применения  Положения о службе в органах внутренних дел Российской
   Федерации  в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
   Министерства     юстиции    Российской    Федерации"    утверждена
   Министерством   юстиции   в пределах  предоставленных  полномочий,
   оснований   для   вывода   о несоответствии  оспариваемых  пунктов
   Инструкции действующему законодательству не имеется.
       Так, в пункте 17.4 Инструкции указывается на необходимость при
   решении  вопроса  об  увольнении по заявлению сотрудника в связи с
   нарушением  условий  контракта  по  вине начальника учреждения или
   органа  уголовно-исполнительной системы при отсутствии компетенции
   у начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы
   незамедлительно направить рапорт и материалы проверки вышестоящему
   начальнику, имеющему такое право.
       Установленный   таким   образом   порядок   увольнения  вызван
   спецификой служебных отношений, руководители учреждения или органа
   уголовно-исполнительной  системы имеют право решать вопросы приема
   и увольнения только в пределах своей компетенции.
       Эта  компетенция  определена  в ст.  60  Положения  о службе в
   органах  внутренних  дел,  согласно  ч.  2  которой  увольнение из
   органов  внутренних  дел  лиц,  состоящих  на должностях среднего,
   старшего   и высшего  начальствующего  состава,   производится  до
   подполковника    милиции,    подполковника    внутренней   службы,
   подполковника    юстиции   включительно   заместителями   министра
   внутренних  дел  Российской  Федерации,  министрами внутренних дел
   республик в составе Российской Федерации,  начальниками управлений
   (главных  управлений)  автономной  области,   автономных  округов,
   краев,   областей,  городов  Москвы  и Санкт-Петербурга,  а  также
   начальниками,   которым   такое   право   предоставлено  министром
   внутренних дел Российской Федерации.
       В то же время, как следует из ч. 1 ст. 60 Положения о службе в
   органах  внутренних  дел, увольнение  из  органов  внутренних  дел
   сотрудников  органов  внутренних  дел,   состоящих  на  должностях
   рядового  и младшего  начальствующего  состава,   производится  их
   прямыми начальниками в пределах их полномочий.
       Определение  таким  образом  порядка  увольнения сотрудников в
   абз.  3  п.  17.4  оспариваемой  "Инструкции  о порядке применения
   Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в
   учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства
   юстиции   Российской  Федерации"  в наибольшей  степени  учитывает
   положения  действующего законодательства и установленную в ст.  60
   "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации"
   компетенцию       руководителей      учреждений      и     органов
   уголовно-исполнительной системы.
       В  абз.   2  пункта  17.15  "Инструкции  о порядке  применения
   Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в
   учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства
   юстиции  Российской Федерации" заявителем оспаривается обязанность
   руководителя,  принимающего  решение об увольнении,  учитывать при
   наличии нескольких оснований к увольнению право на выбор основания
   увольнения    положительно   аттестуемого   сотрудника,    дающего
   наибольшие льготы и преимущества.
       Данная  в Инструкции формулировка не нарушает прав увольняемых
   сотрудников на выбор основания увольнения со службы,  а направлена
   на   приобретение  положительно  аттестуемыми  сотрудниками  более
   значительного объема прав в области льгот и преимуществ, поскольку
   применение   конкретного  основания  увольнения  в соответствии  с
   данным  пунктом  Инструкции  допускается  только с согласия самого
   увольняемого.
       Заявитель  полагает,  что положения оспариваемого нормативного
   правового акта противоречат ст.  ст.  2,  17,  18,  19, 37, 46, 55
   Конституции  Российской Федерации,  согласно которым человек,  его
   права  и свободы  являются  наивысшей  ценностью,  все равны перед
   законом  и судом,   допускается  реализация  прав  без  какой-либо
   дискриминации,  право  на  свободный  труд  и возможность судебной
   защиты этих прав,  невозможности их умаления и отрицания,  а также
   допустимость   ограничения   прав  только  федеральным  законом  в
   определенных в Конституции случаях.
       Доводы  заявителя  о нарушении указанных положений Конституции
   Российской  Федерации  в оспариваемых  пунктах Инструкции являются
   безосновательными,  поскольку  Инструкция  была  в соответствии  с
   приведенными   выше  Федеральными  законами  и Указами  Президента
   Российской Федерации,  не противоречит им и Конституции Российской
   Федерации.
       Правовые нормы Трудового кодекса Российской Федерации к данным
   правоотношениям применяться не могут, поскольку в силу ч. 6 ст. 11
   этого  Кодекса  действие  настоящего  Кодекса  и иных  нормативных
   правовых   актов,    содержащих   нормы   трудового   права,    не
   распространяется  на военнослужащих при исполнении ими обязанности
   военной  службы  и иных  лиц,  если  это  установлено  федеральным
   законом.  Таким  законом  является  Закон  Российской    Федерации
   N   5473-1   "Об  учреждениях  и органах,   исполняющих  уголовные
   наказания  в виде  лишения свободы" (с изменениями от 15 июня 1996
   года,  13  апреля  1998 г.,  21 июля 1998 г.,  20 июня 2000 г.,  9
   марта  2001  г.,  24  декабря  2002 г.),  в ч.  3 ст.  24 которого
   указано,  что  порядок и  условия  прохождения службы сотрудниками
   уголовно-исполнительной   системы   регулируются  этим  Законом  и
   другими  законами  Российской  Федерации,  Положением  о службе  в
   учреждениях     и   органах    уголовно-исполнительной    системы,
   нормативными  правовыми  актами  Министерства  юстиции  Российской
   Федерации.
       Утверждения Бусарова О.Б.  о противоречии оспариваемых пунктов
   Инструкции  ст.  ст.  11,  17,  58  "Положения  о службе в органах
   внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением
   Верховного   Совета   РФ   от   23  декабря  1992  года  N 4202-1,
   регулирующих  порядок и условия заключения контракта,  возможность
   указания   в  нем  на  последствия  при  нарушении  этих  условий,
   периодичность  прохождения  и основания  аттестации,  основания  к
   увольнению (в том числе и в связи с нарушением условий контракта),
   также  являются  безосновательными,  так  как основания для такого
   вывода отсутствуют, поскольку рассматривают иные вопросы.
       Проверка   соответствия   оспариваемых  пунктов  Инструкции  с
   равными  по  юридической  силе  п.  5 подп.  "б" пункта 5 Типового
   контракта  о службе в УИС РФ,  а также ст.  9.3 Порядка проведения
   аттестации   сотрудников,   утвержденного   Приказом  Министерства
   юстиции Российской  Федерации  от  26  апреля 2002 года N 117,  не
   входит в компетенцию суда,  так как согласно ч.  2 ст. 253 ГПК РФ,
   только  установив,   что  оспариваемый  нормативный  правовой  акт
   противоречит   федеральному   закону   либо  другому  нормативному
   правовому  акту,  имеющему большую юридическую силу,  правовой акт
   признается недействующим.
       Иные  доводы  заявителя  о необходимости расторжения трудового
   договора  с указанной  в заявлении  даты,  отсутствии  оснований к
   аттестации  при  увольнении  по  заявлению  сотрудника  в связи  с
   нарушениями  условий  контракта,  наличии зависимости увольнения в
   связи  с нарушением  условий контракта от положительной аттестации
   непосредственного  отношения  к оспариваемым положениям Инструкции
   не  имеют,  а  поэтому  не могут повлиять на выводы суда и полежат
   отклонению.
       Таким образом, оснований для вывода о противоречии "Инструкции
   о  порядке  применения Положения о службе в органах внутренних дел
   Российской      Федерации      в     учреждениях      и    органах
   уголовно-исполнительной  системы  Министерства  юстиции Российской
   Федерации" действующему законодательству не имеется.
       Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ,
   
                                решил:
   
       отказать  в удовлетворении заявления Бусарова Олега Борисовича
   о  признании  недействующими и не подлежащими применению положений
   абзаца 3 пункта 17.4 в части возложения обязанности при отсутствии
   компетенции      у    начальника     учреждения     или     органа
   уголовно-исполнительной  системы по принятию решения об увольнении
   по  направлении  рапорта  сотрудника  и соответствующих материалов
   начальнику,   имеющему   такое   право,   а   также  в части  слов
   "положительно  аттестуемого"  в абзаце  2 пункта  17.15  главы  17
   "Инструкции  о порядке  применения  Положения  о службе  в органах
   внутренних   дел   Российской  Федерации  в учреждениях  и органах
   уголовно-исполнительной  системы  Министерства  юстиции Российской
   Федерации",  утвержденной  Приказом  Министра  юстиции  Российской
   Федерации от 26 апреля 2002 года N 117.
       Решение  может  быть  обжаловано  в течение  10  дней  со  дня
   изготовления   в  окончательной   форме   в Кассационную  коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz