Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

НАПРАВЛЕНИЕ 522900 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) МАГИСТР В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УТВ. МИНОБРАЗОВАНИЕМ РФ 30.06.2003)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                                                   
                                                             Утверждаю
                                                           Заместитель
                                                  Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                           Л.С.ГРЕБНЕВ
                                                     30 июня 2003 года
   
                                                 Номер государственной
                                                           регистрации
                                                           604 гум/маг
   
                                                              Вводится
                                                 с момента утверждения
   
               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                                   
             НАПРАВЛЕНИЕ 522900 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
                                   
              СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР В ОБЛАСТИ
                        МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
   
                  1. Общая характеристика направления
                   522900 - Международные отношения
   
       1.1.  Направление утверждено Приказом Министерства  образования
   Российской Федерации от 28.04.2003 N 1882.
       1.2.  Степень  (квалификация) выпускника -  магистр  в  области
   международных отношений.
       Нормативный  срок  освоения основной образовательной  программы
   подготовки   магистра   по  направлению  522900   -   Международные
   отношения при очной форме обучения - 6 лет.
       Основная образовательная программа подготовки магистра  состоит
   из   программы  подготовки  бакалавра  по  направлению   522900   -
   Международные  отношения  (4 года) и специализированной  подготовки
   магистра (2 года).
       1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
       По    профессиональному   предназначению   и   квалификационной
   характеристике   (степени)   деятельность   магистра   в    области
   международных  отношений направлена на комплексный  анализ  системы
   международных    отношений,   а   также   важнейших   международных
   организаций  и  объединений, проблем и тенденций  развития  мировой
   политики,   вопросов  международной  и  национальной  безопасности,
   внешней  политики  Российской Федерации и  других  государств.  Она
   осуществляется в виде аналитической обработки внешнеполитической  и
   международной  информации,  разработки  соответствующих  прогнозно-
   аналитических     рекомендаций     по     вопросам     деятельности
   государственных органов, участвующих в проведении внешней  политики
   и  реализации  международных связей, в том  числе  дипломатических,
   торгово-экономических,    научных,   образовательно-информационных,
   культурных  и  других  современных  двусторонних  и  многосторонних
   коммуникационных обменов и отношений.
       Профессиональная деятельность магистра в области  международных
   отношений  предусматривает выполнение функций  референта,  научного
   сотрудника,  консультанта, эксперта в данной  области,  переводчика
   (переводчика-референта)  по  соответствующему  иностранному   языку
   (языкам)  при  работе в государственных органах, государственных  и
   негосударственных    организациях,   научных   и    образовательных
   учреждениях Российской Федерации.
       Магистр   подготовлен  к  деятельности,  требующей  углубленной
   фундаментальной  и  профессиональной  подготовки,  в  том  числе  к
   научно-исследовательской   работе,   а   при    условии    освоения
   соответствующей    профессиональной    образовательной    программы
   педагогического профиля - к педагогической деятельности.
       1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
       Магистр   в  области  международных  отношений  подготовлен   к
   обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
       07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода);
       07.00.15 - История международных отношений и внешней политики;
       08.00.14 - Мировая экономика;
       12.00.10 - Международное право, Европейское право;
       23.00.01  - Теория политики, история и методология политической
   науки;
       23.00.02  -  Политические  институты и  процессы,  политическая
   конфликтология, политические технологии;
       23.00.04  -  Политические  проблемы международных  отношений  и
   глобального развития.
       1.5.  Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное
   поле направления подготовки).
       1.5.1. Мировая политика.
       Исследования   мировых   политических   процессов:    тенденции
   (глобализация, демократизация, интеграция и регионализация),  поиск
   путей,  возможностей и средств воздействия на изменения  в  мировой
   политике.
       Проблемы  современной  мировой системы в  целом:  международная
   безопасность  (ее  различные аспекты),  окружающая  среда,  ресурсы
   современного  мира,  конфликты  и их  урегулирование,  национальные
   отношения и национализм.
       Современные   субъекты   мировой   политики:   изменение   роли
   национальных   государств   в  мировой  политике,   наднациональные
   субъекты   мировой   политики   (роль  международных   организаций,
   деятельность     неправительственных     организаций).     Проблема
   взаимодействия правительственных и неправительственных  организаций
   при решении проблем мировой политики.
       1.5.2.  Теория  международных  отношений  и  внешнеполитический
   анализ.
       Направления  методологических поисков  в  теории  международных
   отношений.  Классические теории международных отношений. Крупнейшие
   школы  теорий международных отношений (США, Франция, Великобритания
   и   другие  страны).  Современное  состояние  теории  международных
   отношений   и  развитие  теоретических  исследований  в   отдельных
   областях  международных отношений: теория принятия решений,  теории
   международной интеграции, теории международных конфликтов и др.
       Проблемы   современных   российских  исследований   по   теории
   международных отношений.
       Исследования   внешнеполитического  процесса:  его   структура,
   основные   элементы   (разработка   внешнеполитических   концепций;
   доктрины,   стратегии;   подготовка   решений,   их   принятие    и
   реализация).     Институциональный    аспект    внешнеполитического
   процесса;  экономические, внутриполитические,  военные,  культурные
   факторы  внешнеполитического процесса. Роль политических лидеров  в
   формировании    и   реализации   влияния   групп    интересов    на
   внешнеполитический  процесс.  Институциональные  и   функциональные
   особенности  формирования  и реализации  внешней  политики  ведущих
   государств современности.
       Характеристика внешнеполитического процесса современной России.
   Организация  и  методика  аналитической деятельности,  ее  основные
   этапы и элементы. Внешнеполитические сценарии и прогнозы.
       1.5.3. История международных отношений ХХ столетия.
       Эволюция  методологии изучения истории международных отношений.
   Многофакторная концепция международных отношений П. Ренувера и  Ж.-
   Б. Дюрозеля.
       Сопоставительный анализ основных систем международных отношений
   ХХ века. Демократия и тоталитаризм в международных отношениях.
       Концепции и системы безопасности в международных отношениях, их
   эволюция.  Роль конфликтов и войн в истории международных отношений
   ХХ века.
       Основные  факторы развития международных отношений:  экономика,
   идеология.   Геополитика,  взаимодействие  цивилизаций:   сравнение
   работ Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, З. Бжезинского.
       Причины  первой  мировой  войны  в  свете  новых  исследований.
   Значение   и   результаты   первой   мировой   войны.   Версальско-
   Вашингтонская  система  международных  отношений,  ее   характерные
   черты и попытки реформирования.
       Внешняя  политика Советской России: ставка на мировую революцию
   или  мирное  сосуществование. Дуализм советской внешней политики  и
   ее  эволюция.  Особенности внешней политики  тоталитарных  режимов:
   германский  нацизм,  советский  сталинизм.  Политика  умиротворения
   западных  держав:  ее причины и сущность. Альтернативы  1939  года.
   Советско-германский  договор  о  ненападении:  новые  исследования.
   Особенности  расстановки политических сил  в  1939  -  1941  годах.
   Антигитлеровская коалиция: достижения, проблемы, наследие.
       Новые  явления в международных отношениях после второй  мировой
   войны.   Ялтинско-Потсдамская  система   международных   отношений:
   основные характеристики.
       Холодная   война:  происхождение,  основные  характеристики   и
   аспекты.  Основные этапы холодной войны. Завершение холодной  войны
   и распад Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.
       Складывание  нового  миропорядка. Внешняя  политика  Российской
   Федерации: приоритеты и основные направления.
       1.5.4. Дипломатии Российской Федерации и зарубежных стран.
       Исследования соотношения внешней политики и дипломатии, функций
   и  позиции  дипломатии в современном мире. Теоретические подходы  к
   дипломатии, эволюция дипломатических методов.
       Кардинальные перемены в мире и дипломатия. Влияние  современных
   средств  коммуникации на развитие дипломатии. Дипломатия  в  рамках
   международных  организаций, конференционная дипломатия.  Переговоры
   как  основной  метод  дипломатии. Переговоры в  рамках  конфликтных
   отношений  и  при  осуществлении сотрудничества.  Возрастание  роли
   многосторонних  переговоров  и переговоров  на  высшем  уровне,  их
   особенности.
       Сравнительный анализ дипломатической службы России и зарубежных
   стран:  возникновение, развитие, современная структура  и  функции.
   МИД   и  загранпредставительства.  Основные  направления  и  задачи
   дипломатической деятельности России на современном этапе.
       1.5.5. Международные гуманитарные связи.
       Международные   гуманитарные  связи  в  системе   международных
   отношений.   Методология   и   методы  исследования   международных
   отношений  в  гуманитарной  сфере. Проблема  влияния  гуманитарного
   прогресса   на   формирование  системы   международных   отношений:
   современное   содержание   гуманизма   как   гуманитарной    основы
   международного  сотрудничества.  Динамика  развития  международного
   гуманитарного  права  и  особенности его применения.  Международное
   сотрудничество в обеспечении прав человека.
       Теории  современного информационного общества  и  межкультурных
   коммуникаций.  Роль межцивилизационного общения в отношениях  между
   народами  и  формировании современного мирового  порядка  (проблемы
   межэтнического   и  межконфессионального  взаимодействия,   решение
   проблем  отсталости,  устойчивого глобального развития,  сохранения
   мирового  культурного  наследия).  Анализ  содержания  деятельности
   ЮНЕСКО,    международных    неправительственных    организаций    и
   межгосударственного сотрудничества в области образования,  науки  и
   культуры.       Международно-правовое      обеспечение       защиты
   интеллектуальной собственности и культурных ценностей.
       Внешняя  культурная политика государств: сравнительный  анализ.
   Исследование  процессов формирования ее структуры, целей  и  задач:
   взаимодействие  законодательной  и исполнительной  власти,  органов
   государственного   управления  и  учреждений  образования,   науки,
   культуры, общественных организаций. Культурная дипломатия: формы  и
   методы      ее      осуществления.     Особенности     формирования
   внешнеполитических  стереотипов  массового  сознания.   Особенности
   менеджмента  в  области международных культурных  обменов.  Внешняя
   культурная  политика  Российской Федерации:  общегосударственный  и
   региональные аспекты.
       Научно-исследовательская составляющая каждой из  аннотированных
   магистерских  программ по решению Ученого совета  вуза  реализуется
   через     авторские     магистерские    программы     (магистерские
   специализации),  отражающие  существующие  в  данном  вузе  научно-
   педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
   
       2. Требования к уровню подготовки для освоения программы
                специализированной подготовки магистра
                     и условия конкурсного отбора
   
       2.1.   Лица,   желающие  освоить  программу  специализированной
   подготовки  магистра  в  области  международных  отношений,  должны
   иметь    высшее    профессиональное   образование,   подтвержденное
   документом государственного образца.
       2.2.   Лица,   имеющие   диплом   бакалавра   по   направлениям
   "Регионоведение"  и  "Международные  отношения",   зачисляются   на
   специализированную  магистерскую подготовку на  конкурсной  основе.
   Условия   конкурсного   отбора   определяются   вузом   на   основе
   государственного      образовательного      стандарта       высшего
   профессионального  образования, в  части  подготовки  бакалавра  по
   направлению 522900 - Международные отношения.
       2.3.   Лица,   желающие  освоить  программу  специализированной
   подготовки  магистра  по  данному  направлению  и  имеющие   высшее
   профессиональное образование, профиль которого не указан в п.  2.2,
   допускаются   к   конкурсу  по  результатам  сдачи   экзаменов   по
   дисциплинам,   необходимым   для  освоения   программы   подготовки
   магистра    и   предусмотренным   государственным   образовательным
   стандартом   подготовки   бакалавра   по   направлению   522900   -
   Международные отношения.
   
            3. Общие требования к основной образовательной
             программе подготовки магистра по направлению
                   522900 - Международные отношения
   
       3.1.  Основная  образовательная программа  подготовки  магистра
   разрабатывается    на    основании   настоящего    государственного
   образовательного  стандарта  и  включает  в  себя   учебный   план,
   программы учебных дисциплин, программы практик и программы  научно-
   исследовательской работы.
       3.2.  Требования  к обязательному минимуму содержания  основной
   образовательной  программы  подготовки  магистра,  к  условиям   ее
   реализации   и   срокам   ее   освоения   определяются    настоящим
   государственным   образовательным   стандартом.   По    направлению
   разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
       3.3.  Основная  образовательная программа  подготовки  магистра
   состоит  из основной образовательной программы подготовки бакалавра
   и   программы  специализированной  подготовки,  которая,   в   свою
   очередь,   формируется   из   дисциплин  федерального   компонента,
   дисциплин    национально-регионального   (вузовского)   компонента,
   дисциплин  по  выбору  студента и научно-исследовательской  работы.
   Дисциплины  по  выбору студента в каждом цикле должны содержательно
   дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
       3.4.  Основная  образовательная программа  подготовки  магистра
   имеет следующую структуру:
       - в соответствии с программой подготовки бакалавра:
       цикл   ГСЭ   -  общие  гуманитарные  и  социально-экономические
   дисциплины;
       цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
       цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины;
       цикл СД - специальные дисциплины;
       цикл ДФД - дополнительные и факультативные дисциплины;
       ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
       - в соответствии с программой специализированной подготовки:
       цикл    ДНМ   -   дисциплины   направления   специализированной
   подготовки;
       цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
       НИРМ     -     научная    (научно-исследовательская,    научно-
   педагогическая) работа магистра;
       ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
       3.5.  Содержание национально-регионального компонента  основной
   образовательной  программы подготовки магистра должно  обеспечивать
   подготовку    выпускника   в   соответствии   с    квалификационной
   характеристикой,     установленной    настоящим     государственным
   образовательным стандартом.
   
           4. Требования к обязательному минимуму содержания
        основной образовательной программы подготовки магистра
            по направлению 522900 - Международные отношения
   
   ---------T-----------------------------------------------T-------¬
   ¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы  ¦ Всего ¦
   ¦        ¦                                               ¦ часов ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦   1    ¦                       2                       ¦   3   ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦        ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦8532   ¦
   ¦        ¦основной образовательной программы подготовки  ¦       ¦
   ¦        ¦бакалавра по данному направлению определены в  ¦       ¦
   ¦        ¦государственном образовательном стандарте      ¦       ¦
   ¦        ¦высшего профессионального образования, в части ¦       ¦
   ¦        ¦подготовки бакалавра по направлению 522800 -   ¦       ¦
   ¦        ¦Международные отношения                        ¦       ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦          Требования к обязательному минимуму содержания        ¦
   ¦                 специализированной подготовки                  ¦
   +--------T-----------------------------------------------T-------+
   ¦ДНМ     ¦Дисциплины направления                         ¦1134   ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦ДНМ.Ф.00¦Федеральный компонент                          ¦700    ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦ДНМ.01  ¦История и методология исследований             ¦136    ¦
   ¦        ¦международных отношений и мировой политики     ¦       ¦
   ¦        ¦ Формирование исследований по международным    ¦       ¦
   ¦        ¦отношениям в мире. Развитие международных      ¦       ¦
   ¦        ¦исследований в СССР и России.                  ¦       ¦
   ¦        ¦Междисциплинарность исследований. Основные     ¦       ¦
   ¦        ¦методологические подходы и методы. Основные    ¦       ¦
   ¦        ¦научные и исследовательские центры в России и  ¦       ¦
   ¦        ¦мире, основные профессиональные ассоциации.    ¦       ¦
   ¦        ¦ Появление мировой политики. Ее развитие.      ¦       ¦
   ¦        ¦Дискуссии по исследованиям мировой политики и  ¦       ¦
   ¦        ¦международным отношениям.                      ¦       ¦
   ¦        ¦ Методология и методы изучения. Количественные ¦       ¦
   ¦        ¦и качественные методы анализа. Проблема        ¦       ¦
   ¦        ¦моделирования и прогнозирования. Различные виды¦       ¦
   ¦        ¦моделирования.                                 ¦       ¦
   ¦        ¦ Различия и пересечения предметных областей    ¦       ¦
   ¦        ¦исследований международных отношений и мировой ¦       ¦
   ¦        ¦политики в истории, политологии, экономике,    ¦       ¦
   ¦        ¦праве и др.                                    ¦       ¦
   ¦        ¦ Методологические основы теории международных  ¦       ¦
   ¦        ¦отношений: крупнейшие школы теории             ¦       ¦
   ¦        ¦международных отношений (США, Франция,         ¦       ¦
   ¦        ¦Великобритания и другие страны); новейшие      ¦       ¦
   ¦        ¦направления методологических поисков в         ¦       ¦
   ¦        ¦современной теории международных отношений;    ¦       ¦
   ¦        ¦развитие теоретических исследований в отдельных¦       ¦
   ¦        ¦областях международных отношений (теория       ¦       ¦
   ¦        ¦принятия решений, теория международной         ¦       ¦
   ¦        ¦интеграции, теории международных конфликтов и  ¦       ¦
   ¦        ¦др.); проблемы формирования российской         ¦       ¦
   ¦        ¦теоретической науки о международных отношениях ¦       ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦ДНМ.02  ¦Современные проблемы исследований международных¦136    ¦
   ¦        ¦отношений и мировой политики                   ¦       ¦
   ¦        ¦ Проблема кардинальных перемен в конце ХХ -    ¦       ¦
   ¦        ¦начале XXI века (глобализация, демократизация, ¦       ¦
   ¦        ¦интеграция и регионализация) и их осмысление в ¦       ¦
   ¦        ¦исследованиях международных отношений и мировой¦       ¦
   ¦        ¦политики. Различные подходы к пониманию        ¦       ¦
   ¦        ¦тенденций политического развития мира.         ¦       ¦
   ¦        ¦Соотношение внешней и внутренней политики.     ¦       ¦
   ¦        ¦ Структура современной политической системы:   ¦       ¦
   ¦        ¦участники (традиционные и новые), институты,   ¦       ¦
   ¦        ¦режимы. Проблема взаимодействия                ¦       ¦
   ¦        ¦правительственных и неправительственных        ¦       ¦
   ¦        ¦участников при решении проблем мировой         ¦       ¦
   ¦        ¦политики.                                      ¦       ¦
   ¦        ¦ Изменения международной проблематики. Новая   ¦       ¦
   ¦        ¦глобальная повестка дня в различных сферах:    ¦       ¦
   ¦        ¦насилие и его предотвращение (безопасность и   ¦       ¦
   ¦        ¦контроль над оружием массового уничтожения,    ¦       ¦
   ¦        ¦режимы нераспространения, ПРО, обычные         ¦       ¦
   ¦        ¦вооружения, терроризм и другие новые угрозы    ¦       ¦
   ¦        ¦безопасности); в политико-экономической сфере  ¦       ¦
   ¦        ¦(ресурсы, финансовые проблемы), в              ¦       ¦
   ¦        ¦демографической; в политико-правовой           ¦       ¦
   ¦        ¦(суверенитет и проблема гуманитарного          ¦       ¦
   ¦        ¦вмешательства, территориальная целостность и   ¦       ¦
   ¦        ¦право нации на самоопределение).               ¦       ¦
   ¦        ¦ Тенденции и противоречия развития мировой     ¦       ¦
   ¦        ¦политической системы: эволюционное и кризисное ¦       ¦
   ¦        ¦развитие мировой политической системы,         ¦       ¦
   ¦        ¦интеграция и регионализация, демократизация и  ¦       ¦
   ¦        ¦"третий путь", конфликты и сотрудничество.     ¦       ¦
   ¦        ¦ Проблемы современного миропорядка:            ¦       ¦
   ¦        ¦монополярность, многополярность современного   ¦       ¦
   ¦        ¦мира. Различные подходы.                       ¦       ¦
   ¦        ¦ Россия в современном политическом мире: ее    ¦       ¦
   ¦        ¦роль, воздействие на мировую политическую      ¦       ¦
   ¦        ¦систему. Основные направления внешней политики ¦       ¦
   ¦        ¦России                                         ¦       ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦ДНМ.03  ¦Иностранный язык                               ¦300    ¦
   ¦        ¦ Язык как средство международного общения.     ¦       ¦
   ¦        ¦Понятийный аппарат исследований международных  ¦       ¦
   ¦        ¦отношений и мировой политики в русском языке и ¦       ¦
   ¦        ¦в одном - двух иностранных языках (в частности,¦       ¦
   ¦        ¦в английском языке).                           ¦       ¦
   ¦        ¦ Анализ зарубежной прессы, научной литературы, ¦       ¦
   ¦        ¦официальных документов на иностранном языке.   ¦       ¦
   ¦        ¦Особенности языка и стиля различных источников.¦       ¦
   ¦        ¦Проблемы передачи модальности, семантики       ¦       ¦
   ¦        ¦некоторых структур, относящихся к лингвистике  ¦       ¦
   ¦        ¦текста, модели трансформации предложений при   ¦       ¦
   ¦        ¦переводе на русский и иностранный язык.        ¦       ¦
   ¦        ¦ Специальные курсы изучения иностранных языков ¦       ¦
   ¦        ¦с целью полного овладения ими, в том числе     ¦       ¦
   ¦        ¦свободной подготовки и написания аналитических ¦       ¦
   ¦        ¦и иных материалов по избранной специальности   ¦       ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦ДНМ.04  ¦Информационные технологии в прогнозно-         ¦128    ¦
   ¦        ¦аналитической деятельности                     ¦       ¦
   ¦        ¦ Организация аналитической и прогностической   ¦       ¦
   ¦        ¦деятельности; ее основные этапы и элементы.    ¦       ¦
   ¦        ¦Информационно-технологическое, программное     ¦       ¦
   ¦        ¦обеспечение прогнозно-аналитической работы.    ¦       ¦
   ¦        ¦Современные банки данных, современные          ¦       ¦
   ¦        ¦информационные сети и компьютерные технологии, ¦       ¦
   ¦        ¦используемые в политическом, внешнеполитическом¦       ¦
   ¦        ¦анализе и прогнозировании                      ¦       ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦ДНМ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434    ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦ДНМ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента,         ¦       ¦
   ¦        ¦устанавливаемые вузом                          ¦       ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦СДМ     ¦Специальные дисциплины <*>                     ¦900    ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦СДМ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента,         ¦300    ¦
   ¦        ¦устанавливаемые вузом                          ¦       ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦НИРМ    ¦Научно-исследовательская работа                ¦2034   ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре     ¦4 - 6  ¦
   ¦        ¦                                               ¦нед.   ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦НИРМ.02 ¦Научно-исследовательская практика              ¦4 - 6  ¦
   ¦        ¦                                               ¦нед.   ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦НИРМ.03 ¦Научно-педагогическая практика                 ¦4 - 6  ¦
   ¦        ¦                                               ¦нед.   ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦НИРМ.04 ¦Подготовка магистерской диссертации            ¦12 - 14¦
   ¦        ¦                                               ¦нед.   ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦ИГАМ    ¦Итоговая государственная аттестация            ¦4 - 6  ¦
   ¦        ¦                                               ¦нед.   ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦        ¦Защита выпускной квалификационной работы       ¦       ¦
   ¦        ¦(магистерской диссертации)                     ¦       ¦
   +--------+-----------------------------------------------+-------+
   ¦        ¦Всего                                          ¦4068   ¦
   L--------+-----------------------------------------------+--------
   
   --------------------------------
       <*>  Состав  и  содержание специальных  дисциплин  определяется
   требованиями  специализации  магистра  при  реализации   конкретной
   магистерской программы.
   
              5. Сроки освоения основной образовательной
             программы подготовки магистра по направлению
                   522900 - Международные отношения
   
       5.1.   Срок   освоения   основной   образовательной   программы
   подготовки  магистра  при  очной  форме  обучения  составляет   312
   недель:
       образовательная программа подготовки
       бакалавра                                        - 208 недель,
       специализированная программа подготовки
       магистра                                         - 104 недели,
       в том числе:
       теоретическое обучение, включая научно-
       исследовательскую работу в семестре,
       практикумы, а также экзаменационные
       сессии                                            - 45 недель;
       практики                                      - 8 - 16 недель;
       подготовка магистерской диссертации          - 12 - 14 недель;
       итоговая государственная аттестация,
       включая защиту выпускной
       квалификационной работы                        - 4 - 6 недель;
       каникулы, включая отпуск
       после окончания вуза                     - не менее 20 недель.
       5.2.   Сроки   освоения   основной  образовательной   программы
   подготовки  магистра по очно-заочной (вечерней) форме  обучения,  а
   также  в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются  на
   полтора  года  относительно нормативного срока,  установленного  п.
   1.2  настоящего государственного образовательного стандарта, в  том
   числе по программе бакалавра на один год.
       5.3.  Максимальный объем учебной нагрузки студента - 54 часа  в
   неделю,   включая   все   виды  его  аудиторной   и   внеаудиторной
   (самостоятельной) работы.
       5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
   в   среднем   за   период  теоретического  обучения   по   основной
   образовательной  программе  подготовки  бакалавра  -  27  часов   в
   неделю,  за  период  специализированной подготовки  магистра  -  14
   часов  в  неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
   практические   занятия  по  физической  культуре   и   занятия   по
   факультативным дисциплинам.
       5.5.   При   очно-заочной  (вечерней)  форме   обучения   объем
   аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
       5.6.  Общий  объем каникулярного времени в учебном году  должен
   составлять  7  -  10  недель, в том числе не менее  двух  недель  в
   зимний период.
   
           6. Требования к разработке и условиям реализации
        основной образовательной программы подготовки магистра
            по направлению 522900 - Международные отношения
   
       6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
   подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
       6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает  и
   утверждает основную образовательную программу подготовки  магистра,
   реализуемую    вузом,   на   основе   настоящего   государственного
   образовательного стандарта.
       Дисциплины  по  выбору являются обязательными, а факультативные
   дисциплины,  предусматриваемые  учебным  планом  высшего   учебного
   заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
       Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид
   учебной  работы  по  дисциплине  и выполняются  в  пределах  часов,
   отводимых на ее изучение.
       По  всем  дисциплинам и практикам, включенным  в  учебный  план
   высшего  учебного  заведения, должна выставляться итоговая  оценка:
   "отлично",         "хорошо",        "удовлетворительно"         или
   "неудовлетворительно", "зачтено" или "не зачтено".
       В  период  действия  данного  документа  перечень  магистерских
   программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
       Требования к научно-исследовательской части программы:
       Программа   специализированной   подготовки   магистра   должна
   предусматривать   формирование   у   студента   следующих   научно-
   методических навыков и умений:
       формулировать проблему, цель и задачи исследования;
       выбирать адекватные задачам методы исследования;
       составлять  план исследования и осуществлять поиск  необходимой
   информации;
       вести  информационно-библиографическую  работу  с  привлечением
   современных технологий;
       анализировать  собранную  информацию  и  объяснять   полученные
   результаты;
       представлять   итоги  проделанной  работы   в   виде   отчетов,
   рефератов,   статей,  оформленных  в  соответствии  с  современными
   требованиями.
       6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
   учебное заведение имеет право:
       изменять   объем  (количество  часов,  отводимых  на   освоение
   учебного  материала)  циклов дисциплин - в пределах  5%,  дисциплин
   циклов  -  10%  при  условии  выполнения требований  к  содержанию,
   указанных в настоящем стандарте;
       предоставлять  студентам-магистрантам возможность  для  занятий
   физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
       осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по
   программам,   составленным   на  основе  результатов   исследований
   научных  школ  вуза,  учитывающих региональную  и  профессиональную
   специфику,    при   условии   реализации   содержания    дисциплин,
   определяемых настоящим документом.
       6.2.  Требования к условиям реализации основной образовательной
   программы  подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую
   часть.
       6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии  с
   индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным  с
   участием  научного руководителя магистранта и научного руководителя
   магистерской    программы    с   учетом   пожеланий    магистранта.
   Индивидуальный   учебный  план  магистранта  утверждается   деканом
   факультета.
       6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
       Условия    реализации   основной   образовательной    программы
   подготовки магистра в области международных отношений, в том  числе
   и   по   качеству  кадрового  обеспечения,  должны  соответствовать
   лицензионным нормативам. Необходимым условием реализации  программы
   является  наличие  в вузе не менее 50% основного  штатного  состава
   преподавателей   по  профессиональным  и  специальным   дисциплинам
   направления.  В  отношении профессорско-преподавательского  состава
   выпускающих  кафедр  и  кафедр,  реализующих  программы   дисциплин
   направления,  циклов  ОПД и СД должны выполняться  также  следующие
   требования:
       показатель  качества  штатного  профессорско-преподавательского
   состава  должен составлять не менее 60%, в том числе докторов  наук
   по  научным специальностям соответствующего профиля, профессоров  -
   не менее 25%;
       профиль  научно-педагогических кадров, реализующих обязательные
   профессиональные  и специальные дисциплины, должен  соответствовать
   профилю    преподаваемых   ими   дисциплин,   прежде   всего,    по
   специальности  их основного высшего профессионального  образования,
   научной   специальности  послевузовского  образования  (по  которой
   защищена   кандидатская  или  докторская  диссертация)   и/или   по
   разработанным   ими   (в  соответствии  с   программами   по   этим
   дисциплинам)  учебным  изданиям, как  правило,  с  рекомендательным
   грифом   соответствующего  Учебно-методического  совета,  УМО   или
   Минобразования России.
       6.3.  Требования к ресурсному обеспечению реализации  программы
   подготовки.
       Требования  настоящего образовательного стандарта  относительно
   учебно-методического,  информационного, материально-технического  и
   другого  ресурсного  обеспечения  учебного  процесса  соответствуют
   нормативным    требованиям,   предъявляемым    к    государственным
   образовательным  учреждениям высшего профессионального  образования
   при лицензировании, аттестации и аккредитации.
       Перечни  учебной  и методической литературы, других  источников
   информационной   базы,   необходимой   для   реализации    основной
   образовательной   программы,   содержатся   в   примерных   учебных
   программах  по  дисциплинам,  в  приложениях  к  примерным  учебным
   планам,   которые   разрабатываются  и  регулярно   обновляются   и
   уточняются УМО.
       6.4. Требования к организации практик.
       Требования  к организации и проведению практик, предусмотренных
   настоящим  образовательным  стандартом,  раскрываются  в  примерных
   программах  этих практик, разрабатываемых, обновляемых и уточняемых
   УМО.
   
       7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
                   522900 - Международные отношения
   
       7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
       7.1.1.   Общие   требования   к  уровню   подготовки   магистра
   определяются содержанием аналогичного раздела требований  к  уровню
   подготовки     бакалавра     и     требованиями,     обусловленными
   специализированной подготовкой.
       Требования  к  уровню  подготовки бакалавра  изложены  в  п.  7
   государственного      образовательного      стандарта       высшего
   профессионального  образования, в  части  подготовки  бакалавра  по
   направлению 522900 - Международные отношения.
       7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
   магистра, включают:
       владение  навыками  самостоятельной научно-исследовательской  и
   научно-педагогической     деятельности,     требующими     широкого
   образования в соответствующем направлении;
       умения:
       формулировать  и  решать  задачи, возникающие  в  ходе  научно-
   исследовательской   и  педагогической  деятельности   и   требующие
   углубленных профессиональных знаний;
       выбирать   необходимые   методы  исследования,   модифицировать
   существующие  и  разрабатывать  новые  методы,  исходя   из   задач
   конкретного исследования;
       обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать
   их с учетом имеющихся данных;
       вести   библиографическую  работу  с  привлечением  современных
   информационных технологий;
       представлять   итоги  проделанной  работы   в   виде   отчетов,
   рефератов,   статей,  оформленных  в  соответствии   с   имеющимися
   требованиями,  с привлечением современных средств редактирования  и
   печати.
       Кроме  того,  магистр в области международных отношений  должен
   уметь:
       анализировать внешнеполитическую ситуацию;
       составлять   аналитические  и  прогнозные   сценарии   развития
   внешнеполитической ситуации;
       формулировать  основные  подходы к  решению  внешнеполитических
   проблем;
       определять   проблему,   формулировать   гипотезу   и    задачи
   исследования;
       составлять план исследования;
       применять   и   модифицировать  существующие   профессиональные
   исследовательские  методы и разрабатывать новые  методы  конкретных
   исследований.
       По   профессиональному  предназначению  и  в   соответствии   с
   квалификацией (степенью) магистр в области международных  отношений
   отвечает следующим требованиям:
       имеет   представления  о  природе,  типах  и  уровнях  научного
   познания;   об   исторических  типах  науки  и   значении   научной
   рациональности;  о предметной, мировоззренческой,  методологической
   специфике   гуманитарных,   естественных,   технических   наук,   о
   тенденциях  к  интеграции современного научного познания;  понимает
   взаимосвязи  творческих  компонентов  научной  деятельности,  типов
   научной   рациональности,  этические  аспекты  оценки   результатов
   научного  творчества;  понимает  проблемы  человека,  его  бытия  и
   истории   в   контексте  различных  мировоззренческих   направлений
   современной  социальной  философии,  роль  насилия  и  ненасилия  в
   истории  и  в  поведении человека, связь свободы и  ответственности
   как свойств развитой личности;
       имеет  представления о месте и роли компьютерных  технологий  в
   науке  и современном образовании; об основных методах использования
   компьютеров  в  гуманитарных исследованиях, о смене фундаментальных
   парадигм  в  истории  естественнонаучного знания;  о  новом  образе
   научного    мышления    в   контексте   эволюционно-синергетической
   парадигмы; о месте человека и социума в эволюционной картине  мира,
   о  специфике  профессионально-ориентированных методов исследования;
   владеет    современными   методами   статистического   анализа    и
   математического   моделирования  в  профессионально-ориентированных
   исследованиях;
       обладает  фундаментальной подготовкой по избранному направлению
   и специализации, а также в областях пограничных, смежных проблем;
       обладает    твердыми   навыками   анализа   и   прогнозирования
   внутриполитических  и  внешнеполитических процессов,  международных
   ситуаций,  в  том  числе  с  применением  новейших  формализованных
   информационных методик и компьютерных программ;
       способен  вычленять, формулировать и разрешать профессионально-
   ориентированную   научную   проблему,  проводить   исследования   в
   соответствующей отрасли науки;
       способен  вести  самостоятельную научную,  научно-аналитическую
   работу  в  вузах,  исследовательских институтах  и  государственных
   учреждениях по международной и внешнеполитической проблематике;
       владеет  профессиональными практическими  умениями  и  навыками
   обучения по специальности в вузе (других типах учебных заведений);
       владеет иностранными языками;
       готов   к   решению  наиболее  сложных  дискуссионных  вопросов
   методологии  современных  социальных  наук,  теоретических  проблем
   мировой   политики,   глобальных   и   региональных   международных
   политических  процессов,  а  также политики  России  в  современном
   меняющемся мире.
       7.1.3. Специальные требования.
       Магистр  в  области международных отношений должен быть  широко
   эрудирован  в  основных  областях  гуманитарного  знания,  обладать
   фундаментальной   научной  базой,  позволяющей  ориентироваться   в
   комплексе  мировоззренческих проблем  современной  науки  в  целом,
   глобальных  проблем  современной цивилизации; владеть  методологией
   научного    творчества,   различать   концептуальные   подходы    к
   использованию  современных  информационных  технологий  и   владеть
   стратегиями  выбора  адекватных  методов  получения,  обработки   и
   использования  научной  информации, быть готовым  к  аналитической,
   научно-исследовательской    деятельности,    к     самостоятельному
   выдвижению  проблем,  соответствующих основным тенденциям  развития
   научной  мысли  и социальным потребностям; к творческой  разработке
   методик  их  исследования  с  учетом  междисциплинарных  связей   в
   научной  деятельности;  в научно-педагогической  деятельности  быть
   готовым к определению целей и содержания учебных курсов, исходя  из
   требований   различных  категорий  слушателей,  учитывая   новейшие
   методики обучения.
       Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской
   части программы специализированной подготовки определяются вузом.
       УМО  может дополнительно рекомендовать требования, соответствие
   которым     обеспечивает    выпускнику    возможность    заниматься
   определенными  видами  профессиональной  деятельности,  отражающими
   содержание специализированной подготовки.
       7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
       7.2.1.  Итоговая  государственная аттестация магистра  включает
   защиту     выпускной    квалификационной    работы    (магистерской
   диссертации)   и   должна   включать   государственные    экзамены,
   устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО.
       Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах,
   должен   обеспечивать  возможность  засчитывать  их  результаты   в
   качестве  вступительных экзаменов в аспирантуру по  соответствующим
   научным направлениям.
       Высшее    учебное    заведение   вправе   дополнять    перечень
   аттестационных    испытаний,    входящих    в    состав    итоговой
   государственной аттестации выпускников.
       При   выборе  итоговых  государственных  испытаний  выпускников
   необходимо руководствоваться следующим:
       основным обязательным видом государственной итоговой аттестации
   выпускников  является  защита  выпускной  квалификационной   работы
   (магистерской диссертации);
       программа  и  порядок проведения государственных аттестационных
   испытаний  принимаются  Ученым советом  вуза  на  основе  примерных
   программ,   разработанных  УМО,  в  соответствии  с  Положением   о
   государственной итоговой аттестации.
       7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
       Магистерская   диссертация  должна   обеспечивать   не   только
   закрепление  академической культуры, но и необходимую  совокупность
   методологических представлений и методических навыков  в  избранной
   области профессиональной деятельности.
       Вид  выпускной  квалификационной работы, ее объем  и  структура
   определяются  вузом  в  соответствии  с  Положением   об   итоговой
   государственной аттестации.
       При  экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской
   диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
       7.2.3.  Государственные  экзамены представляют  собой  итоговые
   экзамены   по   иностранному  языку  (языкам)   и   профессионально
   ориентированный  междисциплинарный экзамен,  которые  устанавливают
   соответствие  подготовленности  выпускника  требованиям  настоящего
   образовательного  стандарта, в части требований  п.  п.  1.2,  1.3,
   7.1.
   
       Проект   государственного  образовательного  стандарта  высшего
   профессионального  образования  рассмотрен  на   заседании   Совета
   Учебно-методического  объединения  вузов  Российской  Федерации  по
   образованию   в  области  международных  отношений  от   22.12.1999
   (Протокол  N  5/1999).  Дополнения  и  изменения  внесены  решением
   Совета  УМО  вузов  Российской Федерации по образованию  в  области
   международных отношений от 17.12.2002 (Протокол N 2(8)/2002).
       Составители:
       Учебно-методическое объединение вузов Российской  Федерации  по
   образованию в области международных отношений.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz