ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2003 г. N ГКПИ03-476
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Носовской Е.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Д. о признании частично незаконным абзаца 2 пункта 7
Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335,
установил:
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
о признании незаконным последнего абзаца пункта 7 Постановления
Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР" в части слов: "проживания
граждан в общежитиях", пп. "д".
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного
правового акта не соответствуют действующему законодательству,
изданы с превышением полномочий Правительства РФ и ограничивают
право граждан на постановку на учет и предоставление жилых
помещений дополнительным условием - сроком проживания в общежитии,
что допустимо только на основании федерального закона.
Заявитель Д. извещен о времени и месте судебного заседания, в
суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - Правительства РФ -
Демина Н.И. возражала против удовлетворения заявленных требований
и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового
акта не противоречат федеральному законодательству, изданы
правомочным органом и не нарушают жилищные права граждан.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица -
Правительства РФ - Деминой Н.И., исследовав материалы дела,
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что заявление не подлежит
удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской
Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных
требований.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации
ненормативный акт государственного органа или органа местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам
и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными.
Совет Министров РСФСР Постановлением от 31 июля 1984 г. N 335
утвердил Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (в ред.
Постановлений Правительства РФ от 18.01.1992 N 34, от 23.07.1993 N
726, от 28.02.1996 N 199).
Согласно абзацу 2 пункта 7 Примерных правил в правилах учета
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений, утверждаемых Советами Министров
автономных республик, исполнительными комитетами краевых,
областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных
депутатов, с учетом местных условий устанавливается
продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях
поднайма либо найма жилых помещений в случаях, указанных в
подпунктах "д" и "е" настоящего пункта, а также могут быть
предусмотрены дополнительные основания признания граждан
нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В статье 29 Жилищного кодекса РСФСР названы основания признания
граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности,
согласно пункту 5 части 1 настоящей статьи нуждающимися в
улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в
общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц,
работающих по срочному трудовому договору, а также граждан,
поселившихся в связи с обучением.
Установленное пунктом 5 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса
РСФСР основание признания граждан нуждающимися в улучшении
жилищных условий воспроизведено в подпункте "д" пункта 7 Примерных
правил.
Предусмотренное абзацем 2 пункта 7 Примерных правил положение о
возможности установления в правилах учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с
учетом местных условий продолжительности проживания граждан в
общежитиях, указанных в подпункте "д" настоящего пункта, не
относится к основаниям признания граждан нуждающимися в улучшении
жилищных условий.
Право граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на
получение жилого помещения законодателем обусловлено постоянным
проживанием в конкретном населенном пункте.
Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР изданы
до вступления в силу Конституции Российской Федерации, принятой
всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., содержащей положения
о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и
субъектами Российской Федерации.
Согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской
Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов. Статья 3 Закона Российской
Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" возлагает на
органы государственной власти и управления, органы местного
самоуправления обязанность по обеспечению прав граждан на жилище,
в том числе по осуществлению учета, установлению порядка
распределения и предоставления гражданам жилых помещений.
В оспариваемом нормативном правовом акте не определен срок
проживания граждан в общежитиях для решения вопроса о приеме на
учет по улучшению жилищных условий.
Устанавливаемый субъектом Российской Федерации срок проживания
в общежитии - это не основание для признания граждан нуждающимися
в улучшении жилищных условий, а лишь условие возникновения у
граждан права на получение жилого помещения, что вытекает из
содержания статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР.
Конституционный Суд РФ в определении от 9 апреля 2002 г. N 123-
О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова
Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав
положениями части 2 статьи 11 Закона города Москвы "Основы
жилищной политики города Москвы" отметил, что конституционное
право на жилище предполагает создание органами государственной
власти и органами местного самоуправления условий для его
осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную
цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и
иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40
Конституции Российской Федерации). Реализация этого права может
быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в
законодательных нормах.
Регламентируя условия реализации конституционного права на
жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении
жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления
правом может предусмотреть в нормативных правовых актах
определенные организационно-учетные правила.
Введение условия о продолжительности проживания граждан в
общежитиях направлено на обеспечение справедливого распределения
жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны
граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по
улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным
жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников
жилого фонда, иных граждан не может рассматриваться как
ограничение прав граждан на получение жилого помещения в домах
государственного и общественного жилищного фонда.
В статье 29 Жилищного кодекса РСФСР названы основания признания
граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Признание
граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям,
предусмотренным законом, и принятие их на учет по улучшению
жилищных условий в соответствии с правилами учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, порождает у них право на
получение жилого помещения.
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что положения абз.
2 пункта 7 Примерных правил противоречат статье 29 Жилищного
кодекса РСФСР, являются несостоятельными.
Представитель Правительства РФ Демина Н.И. пояснила суду, что
Примерные правила утверждены правомочным органом, т.к. согласно
Конституции РСФСР, введенной в действие с 12 апреля 1978 г., Совет
Министров РСФСР издавал постановления и распоряжения на основе и
во исполнение законодательства СССР и РСФСР.
Статьей 49 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что правила
учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений утверждаются в порядке,
определяемом Советом Министров РСФСР.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового
акта не противоречат федеральному законодательству, изданы
правомочным органом государственной власти и не нарушают права
граждан на жилище, заявление Д. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195,
198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Д. о признании частично незаконным абзаца 2 пункта 7
Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335,
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в
деле, - принесено кассационное представление в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
|