Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.05.2003 N ГКПИ03-476 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМ АБЗ. 2 П. 7 ПРИМЕРНЫХ ПРАВИЛ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В РСФСР, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 31.07.1984 N 335, ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЙ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 30 мая 2003 г. N ГКПИ03-476
                                                                      
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                  Носовской Е.В.,
       с участием прокурора                           Гончаровой Н.Ю.
   
       рассмотрел  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  Д.  о признании частично незаконным абзаца  2  пункта  7
   Примерных  правил  учета граждан, нуждающихся в улучшении  жилищных
   условий,  и  предоставления жилых помещений в  РСФСР,  утвержденных
   Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335,
   
                              установил:
   
       Д.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
   о  признании  незаконным последнего абзаца пункта  7  Постановления
   Совета  Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О  порядке  учета
   граждан,    нуждающихся   в   улучшении   жилищных    условий,    и
   предоставления  жилых помещений в РСФСР" в части слов:  "проживания
   граждан в общежитиях", пп. "д".
       Как  указывает  заявитель, оспариваемые положения  нормативного
   правового  акта  не  соответствуют  действующему  законодательству,
   изданы  с  превышением полномочий Правительства РФ  и  ограничивают
   право   граждан  на  постановку  на  учет  и  предоставление  жилых
   помещений  дополнительным условием - сроком проживания в общежитии,
   что допустимо только на основании федерального закона.
       Заявитель  Д. извещен о времени и месте судебного заседания,  в
   суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
       Представитель  заинтересованного  лица  -  Правительства  РФ  -
   Демина  Н.И. возражала против удовлетворения заявленных  требований
   и  пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового
   акта   не   противоречат   федеральному  законодательству,   изданы
   правомочным органом и не нарушают жилищные права граждан.
       Выслушав  объяснения  представителя  заинтересованного  лица  -
   Правительства  РФ  -  Деминой  Н.И.,  исследовав  материалы   дела,
   заслушав   заключение   прокурора   Генеральной   прокуратуры    РФ
   Гончаровой   Н.Ю.,   полагавшей,   что   заявление   не    подлежит
   удовлетворению,  и  судебные  прения,  Верховный   Суд   Российской
   Федерации   не  находит  оснований  для  удовлетворения  заявленных
   требований.
       Согласно  ст.  13  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации
   ненормативный  акт  государственного  органа  или  органа  местного
   самоуправления,  а  в  случаях,  предусмотренных   законом,   также
   нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым  актам
   и  нарушающие  гражданские  права  и  охраняемые  законом  интересы
   гражданина  или  юридического  лица,  могут  быть  признаны   судом
   недействительными.
       Совет  Министров РСФСР Постановлением от 31 июля 1984 г. N  335
   утвердил  Примерные правила учета граждан, нуждающихся в  улучшении
   жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (в  ред.
   Постановлений Правительства РФ от 18.01.1992 N 34, от 23.07.1993  N
   726, от 28.02.1996 N 199).
       Согласно  абзацу 2 пункта 7 Примерных правил в  правилах  учета
   граждан,    нуждающихся   в   улучшении   жилищных    условий,    и
   предоставления  жилых  помещений, утверждаемых  Советами  Министров
   автономных    республик,   исполнительными   комитетами    краевых,
   областных, Московского и Ленинградского городских Советов  народных
   депутатов,     с    учетом    местных    условий    устанавливается
   продолжительность  проживания граждан в общежитиях  и  на  условиях
   поднайма  либо  найма  жилых  помещений  в  случаях,  указанных   в
   подпунктах  "д"  и  "е"  настоящего  пункта,  а  также  могут  быть
   предусмотрены    дополнительные   основания    признания    граждан
   нуждающимися в улучшении жилищных условий.
       В статье 29 Жилищного кодекса РСФСР названы основания признания
   граждан  нуждающимися  в улучшении жилищных условий,  в  частности,
   согласно   пункту  5  части  1  настоящей  статьи  нуждающимися   в
   улучшении  жилищных  условий  признаются  граждане,  проживающие  в
   общежитиях,  за  исключением сезонных и временных работников,  лиц,
   работающих  по  срочному  трудовому  договору,  а  также   граждан,
   поселившихся в связи с обучением.
       Установленное  пунктом 5 части 1 статьи  29  Жилищного  кодекса
   РСФСР   основание  признания  граждан  нуждающимися   в   улучшении
   жилищных  условий воспроизведено в подпункте "д" пункта 7 Примерных
   правил.
       Предусмотренное абзацем 2 пункта 7 Примерных правил положение о
   возможности  установления в правилах учета граждан,  нуждающихся  в
   улучшении  жилищных  условий, и предоставления  жилых  помещений  с
   учетом  местных  условий  продолжительности  проживания  граждан  в
   общежитиях,  указанных  в  подпункте  "д"  настоящего  пункта,   не
   относится  к основаниям признания граждан нуждающимися в  улучшении
   жилищных условий.
       Право  граждан,  нуждающихся в улучшении жилищных  условий,  на
   получение  жилого  помещения законодателем  обусловлено  постоянным
   проживанием в конкретном населенном пункте.
       Примерные   правила  учета  граждан,  нуждающихся  в  улучшении
   жилищных  условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР  изданы
   до  вступления  в  силу Конституции Российской Федерации,  принятой
   всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., содержащей  положения
   о  разграничении  предметов ведения между Российской  Федерацией  и
   субъектами Российской Федерации.
       Согласно  статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции  Российской
   Федерации жилищное законодательство находится в совместном  ведении
   Российской  Федерации и ее субъектов. Статья  3  Закона  Российской
   Федерации  "Об основах федеральной жилищной политики" возлагает  на
   органы   государственной  власти  и  управления,  органы   местного
   самоуправления обязанность по обеспечению прав граждан  на  жилище,
   в   том   числе   по  осуществлению  учета,  установлению   порядка
   распределения и предоставления гражданам жилых помещений.
       В  оспариваемом  нормативном правовом акте  не  определен  срок
   проживания  граждан в общежитиях для решения вопроса  о  приеме  на
   учет по улучшению жилищных условий.
       Устанавливаемый субъектом Российской Федерации срок  проживания
   в  общежитии  - это не основание для признания граждан нуждающимися
   в  улучшении  жилищных  условий, а  лишь  условие  возникновения  у
   граждан  права  на  получение  жилого помещения,  что  вытекает  из
   содержания статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР.
       Конституционный Суд РФ в определении от 9 апреля 2002 г. N 123-
   О  "Об  отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина  Аванова
   Александра   Яковлевича  на  нарушение  его  конституционных   прав
   положениями  части  2  статьи  11  Закона  города  Москвы   "Основы
   жилищной  политики  города  Москвы"  отметил,  что  конституционное
   право  на  жилище  предполагает создание  органами  государственной
   власти   и  органами  местного  самоуправления  условий   для   его
   осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за  доступную
   цену  из  государственного и других жилищных  фондов  малоимущим  и
   иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья  40
   Конституции  Российской Федерации). Реализация  этого  права  может
   быть   обусловлена  определенными  требованиями,  закрепленными   в
   законодательных нормах.
       Регламентируя  условия  реализации  конституционного  права  на
   жилище,  включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении
   жилищных  условий, законодатель в целях исключения  злоупотребления
   правом   может   предусмотреть   в   нормативных   правовых   актах
   определенные организационно-учетные правила.
       Введение  условия  о  продолжительности  проживания  граждан  в
   общежитиях  направлено  на обеспечение справедливого  распределения
   жилья,  на  предотвращение  возможных  злоупотреблений  со  стороны
   граждан,  обращающихся  с  заявлением  о  постановке  на  учет   по
   улучшению  жилищных  условий,  и органов  управления  муниципальным
   жильем,  а  также на защиту прав и законных интересов собственников
   жилого   фонда,   иных   граждан  не  может   рассматриваться   как
   ограничение  прав  граждан на получение жилого  помещения  в  домах
   государственного и общественного жилищного фонда.
       В статье 29 Жилищного кодекса РСФСР названы основания признания
   граждан   нуждающимися  в  улучшении  жилищных  условий.  Признание
   граждан  нуждающимися в улучшении жилищных условий  по  основаниям,
   предусмотренным  законом,  и  принятие  их  на  учет  по  улучшению
   жилищных   условий  в  соответствии  с  правилами  учета   граждан,
   нуждающихся в улучшении жилищных условий, порождает у них право  на
   получение жилого помещения.
       С учетом изложенного доводы заявителя о том, что положения абз.
   2  пункта  7  Примерных  правил противоречат  статье  29  Жилищного
   кодекса РСФСР, являются несостоятельными.
       Представитель Правительства РФ Демина Н.И. пояснила  суду,  что
   Примерные  правила  утверждены правомочным органом,  т.к.  согласно
   Конституции РСФСР, введенной в действие с 12 апреля 1978 г.,  Совет
   Министров  РСФСР издавал постановления и распоряжения на  основе  и
   во исполнение законодательства СССР и РСФСР.
       Статьей  49 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что  правила
   учета   граждан,  нуждающихся  в  улучшении  жилищных  условий,   и
   предоставления    жилых   помещений   утверждаются    в    порядке,
   определяемом Советом Министров РСФСР.
       Учитывая,  что  оспариваемые положения  нормативного  правового
   акта   не   противоречат   федеральному  законодательству,   изданы
   правомочным  органом  государственной власти и  не  нарушают  права
   граждан на жилище, заявление Д. не подлежит удовлетворению.
       На  основании  изложенного и руководствуясь ст. ст.  194,  195,
   198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление Д. о признании частично незаконным абзаца 2 пункта  7
   Примерных  правил  учета граждан, нуждающихся в улучшении  жилищных
   условий,  и  предоставления жилых помещений в  РСФСР,  утвержденных
   Постановлением  Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984  г.  N  335,
   оставить без удовлетворения.
       Решение  может  быть  обжаловано, а прокурором,  участвующим  в
   деле,   -   принесено  кассационное  представление  в  Кассационную
   коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в  течение  10  дней
   после вынесения судом решения в окончательной форме.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz