Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.05.2003 N 75-Г03-9 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ П. 13 ТАБЛИЦЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "О РЕСПУБЛИКАНСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ И ФИНАНСОВЫХ НОРМАТИВАХ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ" ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕ НАРУШАЕТ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 26 мая 2003 года
   
                                                       Дело N 75-Г03-9
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                       Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела  в судебном заседании от 26 мая 2003 года  дело  по
   заявлению  администрации г. Петрозаводска о признании недействующим
   п.   13  таблицы  приложения  2  к  Закону  Республики  Карелия  "О
   республиканских  социальных  и  финансовых  нормативах   Республики
   Карелия"    по    кассационной   жалобе   администрации    местного
   самоуправления   г.  Петрозаводска  на  решение   Верховного   Суда
   Республики  Карелия от 18 марта 2003 года, которым постановлено:  в
   удовлетворении   заявления   администрации   г.   Петрозаводска   о
   признании  недействующим пункта 13 таблицы приложения  2  к  Закону
   Республики  Карелия  "О  республиканских  социальных  и  финансовых
   нормативах Республики Карелия" отказать.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.
   Еременко,   объяснения  представителя  заявителя  по   доверенности
   Миммиевой   А.С.,   поддержавшей   доводы   кассационной    жалобы,
   представителя  Главы Республики Карелия Н.С. Карповой,  возражавшей
   против  удовлетворения  жалобы, заключение  помощника  Генерального
   прокурора  Российской  Федерации Е.Л.  Воскобойниковой,  полагавшей
   решение   оставить   без  удовлетворения,  Судебная   коллегия   по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       глава  самоуправления  г.  Петрозаводска  обратился  в  суд   с
   заявлением      о     признании     противоречащим     федеральному
   законодательству  п. 13 таблицы приложения N 2 к Закону  Республики
   Карелия  "О  республиканских  социальных  и  финансовых  нормативах
   Республики Карелия " от 31 марта 2000 года, действующим в  редакции
   Закона  Республики  Карелия  от  29  июля  2002  года  "О  внесении
   изменений   и   дополнений   в   Закон   Республики   Карелия    "О
   республиканских  социальных  и  финансовых  нормативах   Республики
   Карелия".
       Заявление  мотивировано тем, что указанным  пунктом  установлен
   размер  субсидий, направляемых органам местного самоуправления  для
   осуществления ими денежных выплат на питание, приобретение  одежды,
   обуви,  мягкого  инвентаря для детей, находящихся  под  опекой.  По
   мнению  заявителя, указанный пункт устанавливает размер  пособия  -
   14900   руб.  в  год  на  одного  ребенка  без  учета  возраста   и
   контингента.   Данное   положение  не  соответствует   федеральному
   законодательству    и    нарушает   интересы    органов    местного
   самоуправления по следующим основаниям.
       В  соответствии со ст. 150 Семейного кодекса РФ  на  содержание
   ребенка  опекуну  (попечителю)  ежемесячно  выплачиваются  денежные
   средства  в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством  РФ.
   Постановлением Правительства РФ от 20.06.92 "О неотложных мерах  по
   социальной  защите  детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения
   родителей" установлены натуральные нормы обеспечения. При этом,  по
   утверждению   заявителя,  п.  1  Постановления  N   409   возлагает
   обязанность  по  содержанию детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
   попечения родителей, на органы исполнительной власти субъектов РФ.
       В  силу  того,  что Гражданским кодексом РФ на местный  уровень
   переданы  государственные  полномочия по  опеке  и  попечительству,
   администрация   местного   самоуправления   осуществляет    выплату
   опекунских    пособий,   при   этом   в   пределах    ассигнований,
   установленных оспариваемой нормой.
       В  обоснование  своего заявления администрация г. Петрозаводска
   сослалась  на  то,  что  решением Петрозаводского  городского  суда
   Республики  Карелия от 25.04.02 п. 1 постановления  главы  местного
   самоуправления   от  04.07.2000  "Об  утверждении   денежных   норм
   обеспечения     детей,    находящихся    под    опекой"     признан
   недействительным  с 01.01.02. Глава местного самоуправления  обязан
   решением  суда привести постановление в соответствие с требованиями
   федерального законодательства в части установления размера  пособия
   исходя из фактических цен региона.
       Учитывая, что размер денежного пособия, рассчитанный  по  ценам
   региона,  превышает размер, установленный оспариваемым  положением,
   данная   норма  республиканского  закона  нарушает  права  местного
   самоуправления,  возлагая обязанность по выплате  пособий  за  счет
   средств местного бюджета.
       Кроме  того,  устанавливая годовой размер опекунского  пособия,
   оспариваемая   норма   нарушает   компетенцию   органов    местного
   самоуправления.
       По   мнению   заявителя,   оспариваемая   норма   устанавливает
   предельный  размер  годового пособия на детей и  не  учитывает  при
   этом    фактических   цен   региона,   противоречит   Постановлению
   Правительства  РФ от 20.06.92, приказу Министерства образования  РФ
   от  19.08.99,  ст.  38 ФЗ "Об общих принципах организации  местного
   самоуправления".
       В   судебном   заседании  представители  заявителя   поддержали
   заявленные  требования  по указанным выше  доводам  и  просили  суд
   признать  оспариваемое положение не действующим с  момента  издания
   правового акта.
       Представители  Законодательного Собрания Республики  Карелия  и
   Главы    Республики    Карелия   считают   заявленные    требования
   необоснованными  и  просили  в удовлетворении  заявления  отказать,
   полагая, что указанное требование не основано на законе.
       Привлеченный   к   участию  в  деле  представитель   Управления
   Министерства   юстиции  РФ  по  Республике  Карелия  полагал,   что
   заявление   необоснованно   и  удовлетворению   не   подлежит,   по
   оспариваемому   Закону   в  материалах  дела   имеется   экспертное
   заключение.
       По делу постановлено указанное выше решение.
       Администрация  местного самоуправления г. Петрозаводска  подала
   кассационную   жалобу,  в  которой  просит   решение   отменить   и
   удовлетворить заявленные требования.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
       Разрешая  спор,  суд  исходил  из того,  что  Закон  Республики
   Карелия  от  31.03.2000 "О республиканских социальных и  финансовых
   нормативах   Республики  Карелия"  действует  в   редакции   Закона
   Республики  Карелия от 29.07.02 "О внесении изменений и  дополнений
   в   Закон  Республики  Карелия  "О  республиканских  социальных   и
   финансовых нормативах Республики Карелия". Приложением N 2 к  этому
   Закону  установлены  республиканские финансовые нормативы  расходов
   на  обеспечение населения общеобразовательными услугами,  а  п.  13
   данного  приложения установлен размер субсидии местным бюджетам  на
   выплату  денежных средств на питание, приобретение  одежды,  обуви,
   мягкого    инвентаря    для   детей,   находящихся    под    опекой
   (попечительством).  Данные  субсидии установлены  в  размере  14900
   рублей на одного ребенка.
       Правомочность   законодательного   органа   субъекта   РФ    по
   установлению   социальных  и  финансовых  нормативов   подтверждена
   решением  Верховного  Суда  РК  от  13.09.01  по  заявлению  И.   о
   признании  Закона Республики Карелия "О республиканских  социальных
   и   финансовых   нормативах   Республики  Карелия"   противоречащим
   федеральному  законодательству. Указанное  решение  суда  оставлено
   без изменения определением Верховного Суда РФ от 12.11.01.
       В  силу  преамбулы Закона Республики Карелия "О республиканских
   социальных    и    финансовых   нормативах   Республики    Карелия"
   республиканские  нормативы  устанавливаются  в  целях  выравнивания
   социального   развития  муниципальных  образований   республики   и
   удовлетворения  потребностей населения  общедоступными  социальными
   услугами,   а  в  соответствии  со  ст.  3  Закона  республиканские
   социальные  и  финансовые нормативы устанавливаются  и  применяются
   для  обеспечения поддержки развития социальной сферы,  нормативного
   обеспечения  формирования и использования бюджетных и  внебюджетных
   средств на социальные нужды.
       Как  правильно  указал суд, оспариваемый п. 13 приложения  N  2
   Закона  Республики Карелия не нарушает компетенции органов местного
   самоуправления    и   требований   федерального   законодательства,
   предъявляемых    к   размеру   опекунского   пособия,    поскольку,
   устанавливая  размер  помощи местным бюджетам  из  средств  бюджета
   субъекта   РФ   на   выплату  пособия  на  содержание   детей,   не
   устанавливает   размер   опекунского   пособия,   который    должен
   рассчитываться   в   соответствии   с   требованиями   федерального
   законодательства     и    устанавливаться     органами     местного
   самоуправления.
       Суд,  признавая  несостоятельным довод заявителя  о  возложении
   федеральным  законодательством  на  органы  исполнительной   власти
   субъектов  РФ  обязанности  по  содержанию  детей-сирот  и   детей,
   оставшихся  без попечения родителей, исходил из того, что  пункт  1
   Постановления Правительства РФ от 20.06.92 "О неотложных  мерах  по
   социальной  защите  детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения
   родителей"  обязывает  органы исполнительной  власти  субъектов  РФ
   обеспечивать в первоочередном порядке учреждения для детей-сирот  и
   детей,  оставшихся  без  попечения родителей,  продуктами  питания,
   одеждой,  обувью,  мягким  инвентарем и необходимым  оборудованием,
   что   в   свою  очередь  не  означает  обязанность  органов  власти
   субъектов  РФ  нести  затраты на выплату опекунских  пособий  и  не
   определяет порядок финансирования данных затрат.
       В  соответствии со ст. 150 Семейного кодекса РФ  на  содержание
   ребенка,  находящегося под опекой, опекуну ежемесячно выплачиваются
   средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.
       Как  видно из п. п. 1, 2 "Положения о порядке выплаты  денежных
   средств  на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого  инвентаря
   для    детей,    находящихся    под   опекой    (попечительством)",
   утвержденного  приказом Министерства образования  РФ  от  19.08.99,
   назначение  и  выплата ежемесячного пособия опекунам осуществляется
   органами  опеки  и попечительства, а назначение и выплата  денежных
   средств осуществляется исходя из установленных натуральных норм  по
   фактическим ценам данного региона. (Решением Верховного Суда РФ  от
   07.04.2000  п. 1 Положения был признан соответствующим  Конституции
   РФ,   решением   Верховного   Суда   РФ   от   23.11.2000   признан
   соответствующим  федеральному законодательству п.  3  Постановления
   Правительства РФ N 409 от 20.06.92).
       Органами  опеки и попечительства в силу п. 2 ст. 121  Семейного
   кодекса РФ и ст. 34 ГК РФ являются органы местного самоуправления.
       Ни  правовыми  актами, ни Постановлением  Правительства  РФ  от
   20.06.92  "О  неотложных мерах по социальной защите  детей-сирот  и
   детей,   оставшихся  без  попечения  родителей"   не   предусмотрен
   источник  финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных
   законом ежемесячных пособий на содержание детей.
       Поэтому  в  соответствии  со ст. 5 Федерального  закона  РФ  "О
   дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и  детей,
   оставшихся  без попечения родителей" расходы на реализацию  мер  по
   обеспечению  дополнительных гарантий по  социальной  защите  детей-
   сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся  за
   счет  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за  счет
   государственных  внебюджетных  фондов  и  других,  не   запрещенных
   законом,  источников,  а  порядок возмещения  расходов  на  выплату
   ежемесячных  пособий  опекунам  утверждается  Правительством  РФ  и
   органами исполнительной власти субъектов РФ.
       Поскольку   статья  5  указанного  Закона  определяет   порядок
   финансирования  дополнительных гарантий для  детей-сирот  и  детей,
   оставшихся  без  попечения родителей, а согласно ст.  1  указанного
   Федерального  закона  РФ  дополнительные  гарантии  по   социальной
   защите  -  это законодательно закрепленные дополнительные  меры  по
   социальной   защите,  т.е.:  дополнительные   гарантии   права   на
   образование  (ст.  6),  на  медицинское обслуживание  (ст.  7),  на
   имущество и жилое помещение (ст. 8), на труд. Обеспечение  опекунов
   пособиями  на  содержание подопечного не относится к дополнительным
   гарантиям,  которые  предоставляет этот Закон,  поэтому  ссылку  на
   указанный нормативный правовой акт суд признал несостоятельной.
       Не  нашла  своего подтверждения и ссылка заявителя  на  решение
   Петрозаводского  городского суда от 25 апреля  2002  года,  которым
   признан    недействительным    пункт    1    постановления    главы
   самоуправления   г.  Петрозаводска  от  4  июля   2000   года   "Об
   утверждении  денежных  норм  обеспечения  детей,  находящихся   под
   опекой  (попечительством)", поскольку с 1 января 2002 года  это  не
   имеет юридического значения для рассмотрения настоящего заявления.
       В  соответствии  со  ст. 85 Бюджетного кодекса  РФ  расходы  на
   обеспечение социальной защиты населения финансируются совместно  за
   счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ  и
   средств местных бюджетов.
       Поэтому  довод  о  том, что финансовый норматив  республики  на
   выплату  опекунского пособия должен составлять  размер  опекунского
   пособия,  исчисленный по нормам, установленным  Правительством  РФ,
   не  может  быть признан состоятельным, так как возложение  расходов
   по   выплате  такого  пособия  только  на  бюджет  субъекта  РФ  не
   соответствует  требованиям  указанных выше  положений  федерального
   законодательства.
       Суд  не согласился со ссылкой заявителя на ст. 38 ФЗ "Об  общих
   принципах  организации местного самоуправления в РФ",  так  как  ни
   оспариваемым нормативным правовым актом, ни иными правовыми  актами
   субъект  РФ  -  Республика Карелия - не передавал органам  местного
   самоуправления отдельных государственных полномочий и  не  принимал
   решения,    влекущего   увеличение   расходов   органов    местного
   самоуправления.
       Доводы в кассационной жалобе о том, что законом устанавливаются
   социальные стандарты, не подтверждается республиканским Законом.
       В  соответствии со ст. 16 Закона республиканские  социальные  и
   финансовые   нормативы   являются  основой   для   формирования   и
   исполнения  республиканского и местных бюджетов Республики  Карелия
   и  межбюджетных  отношений в Республике Карелия  в  соответствии  с
   бюджетным   законодательством,   следовательно,   органы   местного
   самоуправления вправе устанавливать собственные местные  социальные
   и  финансовые  нормативы, превышающие республиканские социальные  и
   финансовые  нормативы  Республики Карелия, при  наличии  в  местных
   бюджетах  собственных источников финансирования и  других  ресурсов
   по их обеспечению (статья 5 Закона).
       Руководствуясь  ст.  361  ГПК  Российской  Федерации,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Республики Карелия от  18  марта  2003
   года  оставить  без  изменения, кассационную  жалобу  администрации
   местного самоуправления г. Петрозаводска - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz