Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 14.05.2003 N 2742/03 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 7 РАЗДЕЛА 4 МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСЧЕТУ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, ИСЧИСЛЯЕМОЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.08.2001 N 110-ФЗ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ МНС РОССИИ ОТ 21.08.2002 N БГ-3-02/458 (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                      от 14 мая 2003 г. N 2742/03
   
                             (Извлечение)
   
       Высший  Арбитражный  Суд  Российской  Федерации  рассмотрел  в
   судебном   заседании  дело  по  заявлению  закрытого  акционерного
   общества  "Вектор"  о признании  недействующим  пункта 7 раздела 4
   Методических рекомендаций по расчету налоговой базы, исчисляемой в
   соответствии  со  статьей  10  Федерального закона  от  06.08.2001
   N  110-ФЗ,  утвержденных   Приказом   МНС  России  от   21.08.2002
   N БГ-3-02/458.
       Суд установил:
       ЗАО   "Вектор"   (далее   -  общество)   обратилось   в Высший
   Арбитражный  Суд  Российской  Федерации  с заявлением  о признании
   недействующим  пункта  7 раздела  4 Методических  рекомендаций  по
   расчету  налоговой базы,  исчисляемой в соответствии со статьей 10
   Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
   дополнений  в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
   и  некоторые  другие  акты законодательства Российской Федерации о
   налогах  и сборах,  а также о признании утратившими силу отдельных
   актов  (положений  актов)  законодательства Российской Федерации о
   налогах и сборах" (далее - Рекомендации).
       Как  указано в заявлении,  в соответствии с Законом Российской
   Федерации   "О   налоге   на  прибыль  предприятий  и организаций"
   продукция  общества  входила  в перечень  жизненно  необходимых  и
   важнейших изделий медицинского назначения и прибыль, полученная от
   реализации этой продукции,  не подлежала налогообложению,  то есть
   не включалась в налоговую базу до 01.01.2002.
       Исходя из положений введенной в действие с 01.01.2002 главы 25
   части  второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации (далее -
   Налоговый кодекс) и в связи с переходом организаций на определение
   доходов  по методу их начисления в пункте 7 раздела 4 Рекомендаций
   предусмотрено   включение  в налоговую  базу  переходного  периода
   прибыли,  которая ранее,  то есть в 2001 году,  не учитывалась при
   формировании налоговой базы для исчисления и уплаты налога.
       По  мнению  заявителя,   оспариваемое  положение  Рекомендаций
   противоречит статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ,
   пункту  8 статьи 10 этого Закона в редакции от 29.05.2002 N 57-ФЗ,
   а  также  не  соответствует  пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса.
   Пункт   7  раздела   4  Рекомендаций  нарушает  права  общества  и
   охраняемые  законом  интересы,  поскольку  его применение ухудшает
   имущественное положение общества,  ставит его в неравное положение
   по   сравнению   с  другими  юридическими  лицами  с точки  зрения
   налогообложения при прочих равных экономических показателях.
       МНС  России  в удовлетворении  заявленного  требования  просит
   отказать,  ссылаясь  на  то,  что  Рекомендации  изданы в пределах
   полномочий,  предоставленных  ему  Налоговым  кодексом, и в  целях
   реализации  положений  статьи  10  Федерального  закона  N 110-ФЗ,
   которым  не  предусмотрено  иного порядка расчета налоговой базы в
   переходный  период  для  лиц,  освобожденных в 2001 году от уплаты
   налога  на прибыль.  Министерство считает,  что положения пункта 7
   раздела 4 Рекомендаций соответствуют статье 10 Федерального закона
   N 110-ФЗ.
       Ознакомившись    с  письменными   доказательствами,    обсудив
   обстоятельства  дела,  доводы  сторон,  суд  признал заявление ЗАО
   "Вектор" обоснованным и подлежащим удовлетворению.
       Согласно  статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ
   в  первоначальной  редакции  в случае,  если при вступлении в силу
   главы   25   Налогового   кодекса  налогоплательщик  переходит  на
   определение доходов и расходов по методу начисления,  по состоянию
   на  1 января  2002  г.  он  обязан  отразить  в составе доходов от
   реализации  выручку от реализации,  определенную в соответствии со
   статьей  249 Налогового кодекса,  которая ранее не учитывалась при
   формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
       Если   у  налогоплательщика   отношение   суммы   выручки   от
   реализации,   которая   ранее   не  учитывалась  при  формировании
   налоговой  базы  по  налогу на прибыль,  превышает 10 процентов от
   суммы   выручки  от  реализации,   учтенной  в 2001  году  в целях
   налогообложения,  он  обязан  по  состоянию  на  1 января  2002 г.
   отразить  в составе  доходов от реализации выручку от реализации в
   размере, не превышающем 10 процентов от объема выручки, учтенной в
   2001  году   в  целях налогообложения (абз.  второй ст.  10 Закона
   N 110-ФЗ).
       Пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ
   в  редакции  от  24.07.2002  уточнен порядок уплаты в бюджет суммы
   налога от налоговой базы 2001 года с рассрочкой его уплаты до 2006
   года. По существу редакция Закона изменений не претерпела.
       Анализ содержания статьи 10 Закона дает основание для вывода о
   том,  что установленный ею порядок уплаты налога на прибыль вызван
   переходом         с        01.01.2002         большей        части
   организаций-налогоплательщиков  на  определение доходов и расходов
   по  методу  начисления  и касается  именно тех налогоплательщиков,
   которые  имели  налоговую  базу  и обязанность по уплате налога по
   итогам хозяйственной деятельности за 2001 год.
       В этом случае у организаций в одном и том же периоде возникала
   обязанность   по  уплате  налога  как  с выручки,   полученной  от
   реализованной в предыдущем периоде продукции (работ, услуг), когда
   эти  организации использовали метод определения доходов и расходов
   по поступлении оплаты,  так и от стоимости реализованной продукции
   по  методу  начисления.  Поэтому  целью  упомянутой  нормы  Закона
   является уменьшение налогового бремени путем рассрочки платежей на
   период с 2002-го по 2006 год.
       В  отношении  организаций,  освобожденных  от уплаты налога на
   прибыль  по  хозяйственной  деятельности  2001  года,  Законом  не
   установлены соответствующие правила.
       Пункт  7 раздела  4 Рекомендаций  разъясняет  порядок  расчета
   налоговой  базы организациями,  освобожденными от уплаты налога на
   прибыль до 01.01.2002, не имеющими налоговой базы 2001 года.
       Данной нормой предусмотрено,  что если в 2001 году организация
   имела льготу по налогу на прибыль и в связи с этим сумма налога на
   прибыль за 2001 год у нее составила нулевую сумму, то сумма налога
   на прибыль по налоговой базе переходного периода подлежит внесению
   в бюджет в порядке, аналогичном установленному пунктом 8 статьи 10
   Федерального   закона   N  110-ФЗ.   При   этом  исчисление  суммы
   производится непосредственно от самой суммы налога, исчисленной по
   базе переходного периода.
       Таким  образом,   положением  пункта 7 раздела  4 Рекомендаций
   порядок внесения в бюджет суммы налога, предусмотренный статьей 10
   Закона,  распространен на организации, не являющиеся плательщиками
   налога на прибыль в 2001 году в связи с наличием у них льготы и не
   имеющие  налоговой  базы  для  исчисления  налога  в установленном
   порядке.
       Этим  положением,  по  существу,  восполнен  пробел в законе и
   применена  аналогия  в отношении  субъекта  и элементов налогового
   обязательства,  что  недопустимо  с точки  зрения  понятия законно
   установленного налога.
       Довод МНС России со ссылкой на статью 2 Закона об отсутствии в
   перечне льгот по налогу на прибыль,  действие которых сохранено на
   2002 год,  льготы организациям, реализующим продукцию медицинского
   назначения,   не   может   быть   принят   в качестве  обоснования
   правомерности оспариваемого пункта 7 раздела 4 Рекомендаций.
       С  момента  введения  в действие  с 01.01.2002  главы 25 части
   второй  Налогового кодекса общество утратило право на льготу.  Это
   обстоятельство заявителем не оспаривается.
       Сохранение  льгот  на  2002  год  организациям,   занимающимся
   определенными видами деятельности, указанными в перечне, означает,
   что  они  вправе  не  уплачивать налог на прибыль по деятельности,
   осуществляемой в 2002 году, что к данному делу отношения не имеет.
       Общество   производило  и реализовывало  изделия  медицинского
   назначения  в 2001  году  и имело право на льготу в соответствии с
   действующим  в этом  же  периоде  Законом  Российской Федерации "О
   налоге   на   прибыль   предприятий   и  организаций"   по  итогам
   хозяйственной деятельности указанного периода.
       Оспариваемым  положением  Рекомендаций возлагается обязанность
   по  уплате  налога  на организации,  освобожденные от его уплаты в
   2001 году, и только на те, которые вели учет доходов и расходов по
   методу оплаты и не получили денежные средства в счет реализованной
   в этом периоде продукции до 01.01.2002.
       Исходя  из  принципа,  содержащегося  в статье  56  Налогового
   кодекса,  право  на  льготу  по  налогу не может быть поставлено в
   зависимость от избранного организацией метода учетной политики.
       Однако   в пункте  7 раздела  4 Рекомендаций  из-за  различных
   методов  учетной  политики  хозяйствующие  субъекты  поставлены  в
   неравное  экономическое  положение  при прочих равных условиях,  и
   права   части   из  них,   в  том  числе  заявителя,   оказываются
   ущемленными.
       При  таких  обстоятельствах  следует  признать,  что положения
   пункта 7 раздела 4 Рекомендаций нарушают права и законные интересы
   общества  и не  соответствуют  статье  10  Федерального  закона от
   06.08.2001 N 110-ФЗ.
       Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       Признать   пункт   7 раздела  4 Методических  рекомендаций  по
   расчету  налоговой базы,  исчисляемой в соответствии со статьей 10
   Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
   дополнений  в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
   и  некоторые  другие  акты законодательства Российской Федерации о
   налогах  и сборах,  а также о признании утратившими силу отдельных
   актов  (положений  актов)  законодательства  о налогах  и сборах",
   утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам
   и сборам от 21.08.2002 N БГ-3-02/458, не соответствующим статье 10
   Федерального   закона   от   06.08.2001   N  110-ФЗ   и  полностью
   недействующим.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz