Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.04.2003 N 58-Г03-8 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ В ЧАСТИ ПУНКТОВ 2.4, 3.8 ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 03.08.2000 N 286, УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОГРАНИЧИВАЮТ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ГРАЖДАНАМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 1 апреля 2003 года
   
                                                       Дело N 58-Г03-8
                                                                      
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                     Корчашкиной Т.Е.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании 1 апреля 2003  г.  по
   кассационной  жалобе  правительства Хабаровского  края  на  решение
   Хабаровского  краевого суда от 30 января 2003 г. дело по  заявлению
   прокурора  Хабаровского  края  о признании  недействующими  пунктов
   2.4,  3.8 (в части) Порядка предоставления субсидий на оплату жилья
   и    коммунальных   услуг   в   Хабаровском   крае,   утвержденного
   постановлением главы администрации Хабаровского края от  03.08.2000
   N  286  (в  редакции постановлений главы администрации Хабаровского
   края  от  22.08.2000 N 303, от 16.04.2001 N 134,  от  23.08.2001  N
   359, от 17.09.2001 N 406).
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Горохова  Б.А., объяснения представителя правительства Хабаровского
   края   Владимирова  В.П.  (доверенность  от  25.01.2002   N   525),
   объяснения  прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации
   Власовой  Т.А.,  полагавшей решение суда  оставить  без  изменения,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       постановлением главы администрации Хабаровского края N 286 от 3
   августа  2000  г.  (в  редакции постановлений  главы  администрации
   Хабаровского  края  от 22.08.2000 N 303, от 16.04.2001  N  134,  от
   23.08.2001  N  359,  от  17.09.2001 N 406) был  утвержден  "Порядок
   предоставления  субсидий на оплату жилья  и  коммунальных  услуг  в
   Хабаровском   крае",  пунктами  2.4  и  3.8  которого   установлены
   ограничения  для  граждан в получении субсидий на  оплату  жилья  и
   коммунальных услуг в зависимости от наличия у них задолженности  по
   оплате коммунальных услуг.
       В  соответствии  с п. 2.4 порядка на граждан,  претендующих  на
   получение  субсидий  и  имеющих задолженность  по  оплате  жилищно-
   коммунальных  услуг  свыше одного месяца,  возлагается  обязанность
   погасить   задолженность  или  подписать  соглашение  о   погашении
   имеющейся  задолженности в течение трех - шести  месяцев;  согласно
   абзацу   2  п.  3.8  одним  из  оснований  приостановления  выплаты
   субсидии  является образование задолженности по оплате за  жилищно-
   коммунальные услуги.
       Прокурор  Хабаровского края обратился  в  суд  с  заявлением  о
   признании  частично недействительными указанных  пунктов  2.4,  3.8
   порядка,  ссылаясь  на то, что эти нормы противоречат  действующему
   законодательству:    Федеральному   закону    "О    государственной
   социальной  помощи",  Закону  РФ "Об основах  федеральной  жилищной
   политики", Положению о предоставлении гражданам субсидий на  оплату
   жилья    и   коммунальных   услуг,   утвержденному   Постановлением
   Правительства   РФ  от  02.08.99  N  887,  поскольку   ограничивают
   предоставленные  гражданам  федеральным законодательством  гарантии
   на получение жилищно-коммунальных субсидий.
       Решением  Хабаровского  краевого суда  от  30  января  2003  г.
   заявление было оставлено без удовлетворения.
       В кассационной жалобе правительства Хабаровского края поставлен
   вопрос  об  отмене  решения  как  вынесенного  с  нарушением   норм
   материального и процессуального права.
       Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
   Верховного  Суда  Российской Федерации оснований к  отмене  решения
   суда не усматривает.
       Согласно  п.  "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской  Федерации
   социальное  обеспечение находится в совместном  ведении  Российской
   Федерации и субъектов Российской Федерации.
       В  соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской  Федерации
   законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской
   Федерации,  принятые  по предметам совместного  ведения  Российской
   Федерации  и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить
   федеральным законам.
       В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-
   1   "Об   основах  федеральной  жилищной  политики"   (в   редакции
   Федеральных  законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997  N  68-ФЗ,
   от   17.06.1999   N   113-ФЗ,  от  08.07.1999  N   152-ФЗ)   органы
   государственного  управления, местная  администрация  предоставляют
   компенсации  (субсидии) гражданам, обеспечивающие  оплату  жилья  в
   пределах  социальной  нормы площади жилья и нормативов  потребления
   коммунальных  услуг с учетом совокупного дохода семьи,  действующих
   льгот и утвержденного бюджета.
       Постановлением  Правительства РФ N 887 от  2  августа  1999  г.
   утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на  оплату
   жилья  и  коммунальных услуг, которым определены принципы и порядок
   предоставления субсидий гражданам.
       В  соответствии  с п. 1 Положения субсидии на  оплату  жилья  и
   коммунальных     услуг    предоставляются    гражданам     органами
   государственной  власти субъектов Российской Федерации  и  органами
   местного  самоуправления в пределах социальной нормы площади  жилья
   и  нормативов  потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного
   минимума,  совокупного дохода семьи и действующих льгот.  При  этом
   Положение   не   предусматривает  ограничений   по   предоставлению
   субсидий  в  зависимости  от имеющейся у граждан  задолженности  по
   оплате жилищно-коммунальных услуг.
       Не  установлено  таких  ограничений и в Федеральном  законе  от
   17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
       Согласно   ст.   10   данного   Федерального   закона   выплата
   государственной    социальной   помощи   может   быть    прекращена
   (приостановлена)  только по перечисленным в ней  основаниям,  среди
   которых  наличие у гражданина задолженности по коммунальным услугам
   не предусмотрено.
       В решении суда правильно указано на то, что в силу ст. 4 Закона
   РФ  "Об  основах федеральной жилищной политики" и ст. 57  Жилищного
   кодекса   РСФСР   оплата  жилья  и  коммунальных   услуг   является
   обязанностью  граждан.  Решение вопроса  о  погашении  имеющейся  у
   граждан    задолженности   находится   в   рамках   правоотношений,
   регламентируемых   жилищным  и  гражданским  законодательством,   и
   должно      осуществляться      жилищно-коммунальными      органами
   предусмотренными   законодательством   методами   и   формами,   не
   затрагивающими  предоставление государственных социальных  гарантий
   социально незащищенным малоимущим гражданам.
       Вывод  суда  о том, что пункт 2.4 и абзац 2 пункта 3.8  Порядка
   предоставления  субсидий на оплату жилья  и  коммунальных  услуг  в
   Хабаровском  крае, утвержденного постановлением главы администрации
   Хабаровского  края  от  3  августа  2000  г.  N  286,  противоречат
   федеральному законодательству, является правильным.
       Ссылки в кассационной жалобе правительства Хабаровского края на
   противоречие выводов суда Указу Президента Российской  Федерации  N
   425  от  28.04.1997  "О реформе жилищно-коммунального  хозяйства  в
   Российской  Федерации"  обоснованными  быть  признаны   не   могут,
   поскольку    данным   Указом   Президента   РФ   была    определена
   перспективная  концепция построения коммунального хозяйства  и  его
   нормативного   регламентирования.  В  ходе  реформ   предполагалось
   установление процедур, не допускающих отказа в выдаче  субсидий  на
   оплату  жилья  и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную
   задолженность  по  оплате  жилья,  при  их  согласии  погасить  эту
   задолженность. Эти нормы Указа фактически реализованы  не  были,  а
   право  граждан  на  получение субсидий по оплате жилья  установлено
   нормами   Федеральных  законов  "Об  основах  федеральной  жилищной
   политики"  и  "О государственной социальной помощи", которым  нормы
   подзаконного нормативного правового акта противоречить не могут.
       Правильно указал суд и на то, что данные Федеральные  законы  и
   Постановление   Правительства  Российской  Федерации   приняты   по
   предметам  совместного  ведения Российской  Федерации  и  субъектов
   Российской  Федерации, а в силу ч. 5 ст. 76 Конституции  Российской
   Федерации  нормативный правовой акт субъекта  Российской  Федерации
   по  предмету  совместного ведения Российской Федерации и  субъектов
   Российской Федерации не может противоречить федеральному закону.
       Решение  суда  является законным и обоснованным, оснований  для
   его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
       На основании ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Хабаровского  краевого  суда  от  30  января  2003  г.
   оставить   без   изменения,   кассационную   жалобу   правительства
   Хабаровского края - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz