ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2004 г. N 1305-IV ГД
ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ
ПО ОГРАНИЧЕНИЮ РОСТА ЦЕН НА ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА
НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Принять Обращение Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации о
неотложных мерах по ограничению роста цен на основные виды топлива
на внутреннем рынке Российской Федерации".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
Правительство Российской Федерации.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Б.В.ГРЫЗЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЩЕНИЕ
от 10 декабря 2004 года
К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ РОСТА ЦЕН НА ОСНОВНЫЕ
ВИДЫ ТОПЛИВА НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Социально-экономическая и политическая стабильность Российской
Федерации, повышение благосостояния граждан Российской Федерации и
конкурентоспособности ее экономики во многом определяется
состоянием топливно-энергетического комплекса страны. В связи с
этим значительное повышение цен на основные виды топлива на
внутреннем рынке Российской Федерации в 2004 году является
негативной в социальном отношении тенденцией, для преодоления
которой требуется принятие мер как государственными органами,
органами местного самоуправления, так и субъектами
предпринимательской деятельности.
В 2004 году в мире произошел существенный рост цен на
углеводородное сырье. По данным Федеральной службы государственной
статистики, а также других органов исполнительной власти
Российской Федерации, на внутреннем рынке наблюдается сходная
ситуация. Так, при росте потребительских цен с октября 2003 года
по октябрь 2004 года включительно на 11,5% цены на низкооктановый
автомобильный бензин выросли на 48,4%, на дизельное топливо - на
51,3%.
В угольной промышленности цена коксующегося угля с декабря 2003
года по октябрь 2004 года включительно выросла на 43%, а на
энергетический каменный уголь - на 55,8%. Рост цены на
естественный газ за этот же период составил 120%.
Увеличение цен на основные виды топлива существенно опережает
рост денежных доходов населения. Повышение цен на нефть и
нефтепродукты приводит к значительным издержкам производства
продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства,
неизбежно сказывается на увеличении расходов бюджетов Российской
Федерации на закупку основных видов топлива, а также негативно
влияет на развитие ключевых отраслей экономики Российской
Федерации.
Например, в отдельных регионах России уже сейчас предполагается
повышение тарифов на электроэнергию для населения на 15 - 28%.
Удорожание авиационного топлива в гражданской авиации на 35 - 40%
в сравнении с ценами в январе 2004 года сказалось на увеличении
тарифов на авиаперевозки, а следовательно, и доступности перевозок
для пассажиров.
Наряду с таким объективным фактором, как рост мировых цен на
углеводородное сырье, положение усугубляет ряд субъективных
факторов: сезонное увеличение в Российской Федерации цен на
топливо в весенне-осенний период, рост налоговой составляющей в
цене углеводородного сырья, а также стремление ряда субъектов
предпринимательской деятельности топливно-энергетического
комплекса получить максимально высокую долю прибыли в условиях
благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры мировых цен на
нефть.
Причинами роста цен на основные виды топлива являются также
недостаточная развитость внутреннего рынка углеводородного сырья
и, в частности, отсутствие прозрачности формирования оптовых и
розничных цен на него. Не способствуют стабилизации этих цен также
случаи недобросовестной конкуренции и другие нарушения
антимонопольного законодательства Российской Федерации некоторыми
крупными нефтяными компаниями. Ограничение доступа субъектов
малого предпринимательства на рынок розничной продажи бензина -
одно из проявлений такой недобросовестной конкуренции.
По данным Федеральной антимонопольной службы Российской
Федерации, во втором квартале 2004 года выявлены нарушения Закона
РСФСР N 948-1 от 23 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" и возбуждены
дела в отношении нескольких нефтяных компаний. Вместе с тем
правоприменительная практика показывает, что санкции, налагаемые
на нарушителей антимонопольного законодательства Российской
Федерации, должны быть значительно ужесточены.
По мнению Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, в Российской Федерации цены на нефть и нефтепродукты,
уголь и ряд других основных видов топлива пока в должной мере не
регулируются государством, отсутствует соответствующий федеральный
закон, который бы установил основы ценовой политики Российской
Федерации, в том числе в топливно-энергетическом комплексе. В ряде
государств (Австрийской Республике, Королевстве Дания, Королевстве
Норвегия, Республике Казахстан, Украине) такие законы, в которых
принцип свободы ценообразования претерпевает определенные
ограничения в целях обеспечения интересов общества и государства,
приняты и действуют.
В целях создания условий для эффективного развития в Российской
Федерации внутреннего рынка основных видов топлива, усиления
социальной ответственности субъектов предпринимательской
деятельности топливно-энергетического комплекса, а также
ограничения роста цен на основные виды топлива Государственная
Дума обращается к Правительству Российской Федерации с
предложением рассмотреть вопросы:
о внесении в Государственную Думу законопроектов,
предусматривающих изменение антимонопольного законодательства
Российской Федерации в части усиления ответственности за его
нарушение;
о совершенствовании правового регулирования биржевой торговли
основными видами топлива, в том числе нефтью и нефтепродуктами;
о разработке комплекса мер, направленных на повышение
доступности для граждан информации о функционировании внутреннего
рынка основных видов топлива;
об оптимизации налогообложения субъектов предпринимательской
деятельности топливно-энергетического комплекса, а также механизма
формирования свободных и регулируемых цен на основные виды топлива
на внутреннем рынке Российской Федерации;
о содействии созданию благоприятных условий для привлечения
субъектов малого предпринимательства к деятельности по
производству и реализации нефти и нефтепродуктов;
о принятии иных мер по ограничению дальнейшего роста цен на
основные виды топлива на внутреннем рынке Российской Федерации.
|