Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.11.2004 N ВКПИ04-110 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ РУКОВОДСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ ОТ 12.03.2003 N 80

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 10 ноября 2004 г. N ВКПИ04-110
   
       Именем Российской Федерации
   
       Военная   коллегия  Верховного  Суда  Российской  Федерации   в
   составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда
       Российской Федерации
       генерал-майора юстиции                           Хомчика В.В.,
       при секретаре -
       капитане юстиции                                Ушаковой М.В.,
       с участием заявителя                                       З.,
       представителей ответчика
       Министра обороны
       Российской Федерации                              Флягина А.В.
                                                       и Радько В.Ю.,
       старшего военного прокурора
       отдела Главной военной прокуратуры
       полковника юстиции                             Багателия В.И.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  гражданина З. о признании недействующим  Руководства  по
   организации  работы высшего военно-учебного заведения  Министерства
   обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ N 80  от  12
   марта  2003 года "Об утверждении Руководства по организации  работы
   высшего  военно-учебного заведения Министерства обороны  Российской
   Федерации",
   
                              установила:
   
       З.  обратился  в  Верховный  Суд РФ  с  заявлением,  в  котором
   указывает,  что оспариваемый им нормативный правовой  акт  в  части
   введения  нового  вида учебного подразделения -  цикл  противоречит
   Федеральному  закону  "О  высшем и послевузовском  профессиональном
   образовании"  и  Постановлениям Правительства  РФ  "Об  утверждении
   Типового   положения   об   образовательном   учреждении    высшего
   профессионального    образования   (высшем    учебном    заведении)
   Российской  Федерации"  и  "Об  утверждении  Типового  положения  о
   военном   образовательном   учреждении  высшего   профессионального
   образования".
       При   этом   он   указывает,  что  Закон  не  делит   должности
   педагогического  состава в зависимости от типа реализуемых  учебных
   программ  и преподаваемых дисциплин. По мнению заявителя,  Перечень
   структурных   подразделений   учебных  заведений,   предусмотренный
   указанными   Типовыми   положениями,   является   исчерпывающим   и
   расширительному  толкованию не подлежит. В связи  с  этим  введение
   обжалуемым  нормативным актом нового структурного  подразделения  -
   цикл на законе не основано.
       З.  настаивает на том, что обжалуемый нормативный акт  нарушает
   его  права,  поскольку на его основании военный суд отказал  ему  в
   удовлетворении  заявления о выплате денежного содержания  по  новым
   тарифным  разрядам,  установленным  профессорско-преподавательскому
   составу  кафедр  высших военно-учебных заведений Приказом  Министра
   обороны РФ N 99-2001 г.
       З.  в  судебном заседании полностью поддержал свое заявление  и
   просил  признать незаконным оспариваемый им Приказ Министра обороны
   РФ.
       Представители  Министра обороны РФ Флягин А.В.  и  Радько  В.Ю.
   возражали   против  удовлетворения  заявления   З.,   указав,   что
   указанные  акты позволяют иметь в высшем военном учебном  заведении
   не  только  факультеты  и  кафедры, но и иные  структурные  учебные
   подразделения,  поэтому Приказ Министра обороны N 80  от  12  марта
   2003 года является законным.
       Выслушав  выступление  заявителя  З.,  представителей  Министра
   обороны РФ Флягина А.В. и Радько В.Ю., исследовав материалы дела  и
   заслушав  заключение  старшего военного  прокурора  отдела  Главной
   военной  прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего
   необходимым  в удовлетворении заявления отказать, Военная  коллегия
   Верховного   Суда  РФ  находит,  что  заявление  З.   не   подлежит
   удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона  "О  высшем  и
   послевузовском  профессиональном  образовании"  N  125-ФЗ   от   22
   августа  1996  года  высшие  учебные  заведения  самостоятельны   в
   формировании своей структуры, за исключением их филиалов. Статус  и
   функции   структурного  подразделения  высшего  учебного  заведения
   определяются  положением,  утвержденным в порядке,  предусмотренном
   уставом высшего учебного заведения.
       Аналогичная    норма   содержится   в   п.   17   Постановления
   Правительства  РФ  от  5  апреля 2001 года N  264  "Об  утверждении
   Типового   положения   об   образовательном   учреждении    высшего
   профессионального    образования   (высшем    учебном    заведении)
   Российской Федерации".
       Пунктом 15 указанного Типового положения предусмотрено,  что  в
   состав  высшего  учебного  заведения  входят  кафедры  по  отраслям
   знаний   и  факультеты  по  направлениям  подготовки  специалистов.
   Высшее  учебное  заведение может иметь филиалы,  представительства,
   научно-исследовательские   подразделения,   конструкторские   бюро,
   аспирантуру,  интернатуру,  ординатуру,  докторантуру,  структурные
   подразделения   дополнительного   профессионального    образования,
   внеучебной  и воспитательной работы, подготовительные  отделения  и
   курсы,   объекты   производственной  и  социальной  инфраструктуры,
   общежития, клинические базы и другие структурные подразделения.
       Типовым   положением  об  образовательном  учреждении   высшего
   профессионального   образования   установлено,   что   деятельность
   военного   образовательного  учреждения  высшего  профессионального
   образования   регулируется  соответствующим   типовым   положением,
   утвержденным Правительством Российской Федерации.
       Типовое  положение о военном образовательном учреждении высшего
   профессионального     образования     утверждено     Постановлением
   Правительства от 18 июня 1999 г. N 650.
       Учредителем  высших  учебных  заведений,  реализующих   военные
   профессиональные    образовательные    программы    (военно-учебных
   заведений),  в  силу  ч.  1 ст. 10 указанного  Федерального  закона
   может быть только Правительство Российской Федерации.
       Вместе  с  тем Правительство РФ Постановлением от 18 июня  1999
   года  N  650  (п.  2  Типового положения о военном  образовательном
   учреждении   высшего  профессионального  образования)  делегировало
   свои  полномочия учредителя после создания (реорганизации)  высшего
   военно-учебного  заведения федеральным органам, в  которых  законом
   предусмотрена военная служба.
       В  соответствии  с  пунктом 6 указанного Типового  положения  в
   состав  высшего военно-учебного заведения могут входить  кафедры  и
   факультеты  по  направлениям (специальностям) подготовки  офицеров.
   Высшее  военно-учебное  заведение может иметь  филиалы,  научные  и
   научно-исследовательские подразделения, подразделения слушателей  и
   курсантов,    подразделения   послевузовского   и   дополнительного
   профессионального     образования,     учреждения     (организации)
   обеспечения и другие структурные подразделения.
       Указанный   нормативный  правовой  акт   предусматривает,   что
   структурное  подразделение  высшего  военно-учебного  заведения  не
   является  юридическим  лицом, а его статус и  функции  определяются
   положением,   утверждаемым  в  порядке,   предусмотренном   уставом
   высшего военно-учебного заведения. Структура и штат высшего военно-
   учебного заведения разрабатываются на основе типовых штатов  высших
   военно-учебных  заведений и утверждаются в  порядке,  установленном
   нормативными правовыми актами федерального органа.
       Устав  высшего  военно-учебного  заведения  в  силу  пункта  18
   указанного   Типового   положения   принимается   общим   собранием
   (конференцией)  руководящего,  научно-педагогического  состава,   а
   также  представителей  других категорий постоянного  и  переменного
   состава    высшего   военно-учебного   заведения   и   утверждается
   руководителем федерального органа.
       Руководство   по  организации  работы  высшего  военно-учебного
   заведения  Министерства  обороны  Российской  Федерации  утверждено
   Приказом  Министра обороны РФ от 12 марта 2003 года N 80  (далее  -
   Руководство).
       В  соответствии  с указанным Руководством высшее военно-учебное
   заведение  создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством
   Российской  Федерации по представлению Министра обороны  Российской
   Федерации.  Полномочия  учредителя после  создания  (реорганизации)
   высшего военно-учебного заведения выполняет Министерство обороны.
       Пунктом  7  Руководства предусмотрено,  что  структура  и  штат
   военно-учебного   заведения  разрабатываются   на   основе   задач,
   возложенных  на  вуз,  и типовых штатов вузов. Штатная  численность
   слушателей,    курсантов,    докторантов    и    адъюнктов     вуза
   устанавливается Министром обороны Российской Федерации.
       В  указанном  пункте Руководства установлено,  что  к  основным
   структурным  учебно-научным подразделениям высшего  военно-учебного
   заведения относятся факультеты, кафедры, циклы.
       Согласно   пункту  10  данного  Руководства  кафедра   является
   основным   учебно-научным  подразделением  высшего  военно-учебного
   заведения,    а    цикл   -   учебно-методическим   подразделением,
   создаваемым   в   высшем   военно-учебном  заведении,   реализующим
   профессиональные      образовательные      программы       среднего
   профессионального образования.
       Анализ  приведенных норм нормативных правовых  актов  позволяет
   прийти к следующим выводам.
       Вопреки    утверждению    заявителя,    перечень    структурных
   подразделений  высших  учебных заведений,  содержащийся  в  Типовых
   положениях,  утвержденных Постановлениями Правительства  РФ  от  18
   июня  1999  года N 650 и от 5 апреля 2001 года N 264, исчерпывающим
   не  является, так как в них оговорена возможность создания в  ВУЗах
   других структурных подразделений.
       Поскольку   Министерство  обороны  РФ   обладает   полномочиями
   учредителя  после  создания (реорганизации)  высших  военно-учебных
   заведений,  в  том  числе  по  утверждению  их  Уставов,  а   также
   полномочиями по разработке и утверждению как типовых, так и  штатов
   конкретных  ВВУЗов,  оно правомочно издавать  нормативные  правовые
   акты,  устанавливающие возможность создания в высших военно-учебных
   заведениях  структурных  подразделений,  которые  не  содержатся  в
   перечне Типовых положений.
       Более  того, создание в высших военно-учебных заведениях циклов
   обусловлено  тем  обстоятельством,  что  в  соответствии  с  п.  11
   Типового  положения  о военном образовательном  учреждении  высшего
   профессионального   образования  и  п.   16   Руководства   военные
   институты   и   филиалы  высших  военно-учебных   заведений   могут
   реализовывать  профессиональные образовательные программы  среднего
   профессионального образования.
       Что    же    касается    дифференциации    в    оплате    труда
   преподавательского  состава  ВВУЗов  в  зависимости  от  занимаемой
   должности,  то  данное обстоятельство не может свидетельствовать  о
   незаконности оспариваемого заявителем нормативного акта,  поскольку
   регулируется иными нормативными правовыми актами.
       На  основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что
   оспариваемый  заявителем нормативный акт по указанным  в  заявлении
   З.  основаниям  не  противоречит названным  Федеральному  закону  и
   Постановлениям Правительства РФ.
       Руководствуясь  ст. ст. 194 - 198, 252 и 253  ГПК  РФ,  Военная
   коллегия Верховного Суда РФ
   
                                решила:
   
       З.  о признании недействующим Руководства по организации работы
   высшего   военно-учебного   заведения  Министерства   обороны   РФ,
   утвержденного  Приказом Министра обороны РФ N 80 от 12  марта  2003
   года  "Об  утверждении  Руководства по организации  работы  высшего
   военно-учебного    заведения   Министерства   обороны    Российской
   Федерации", отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано  в  Кассационную   коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со  дня  его
   вынесения.
   
                                                  Председательствующий
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                              В.ХОМЧИК
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz