Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ОТ 05.10.2004 ДЕЛО "ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПАРТИЯ МОРДОВИИ (PRESIDENTIAL PARTY OF MORDOVIA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" [РУС., АНГЛ.]

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                           [неофициальный перевод] <*>
   
                  ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                             ВТОРАЯ СЕКЦИЯ
                                   
           ДЕЛО "ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПАРТИЯ МОРДОВИИ (PRESIDENTIAL
            PARTY OF MORDOVIA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
                          (Жалоба N 65659/01)
                                   
                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА
                                   
                   (Страсбург, 5 октября 2004 года)
   
   --------------------------------
       <*>  Перевод  предоставлен Уполномоченным Российской  Федерации
   при Европейском суде по правам человека П. Лаптевым.
   
       По   делу  "Президентская  партия  Мордовии  против  Российской
   Федерации"  Европейский  суд по правам  человека  (Вторая  секция),
   заседая Палатой в составе:
       Ж.-П. Коста, Председателя Палаты,
       А.Б. Бака,
       Л. Лукайдеса,
       К. Бырсана,
       К. Юнгвирта,
       М. Угрехелидзе,
       А. Ковлера, судей,
       а также с участием С. Долле, Секретаря Секции Суда,
       заседая  за закрытыми дверями 9 сентября 2003 г. и 14  сентября
   2004 г.,
       принял следующее Постановление:
   
                               ПРОЦЕДУРА
   
       1.  Дело  было  инициировано жалобой (N 65659/01),  поданной  в
   Европейский  суд против Российской Федерации Президентской  партией
   Мордовии  -  общественно-политической  организацией,  основанной  в
   Мордовии, автономной республике на западе центральной части  России
   <*>  -  в соответствии со статьей 34 Европейской конвенции о защите
   прав  человека  и  основных  свобод. В  Европейском  суде  интересы
   партии представлял ее председатель Василий Гуслянников.
   --------------------------------
       <*> Так в тексте. - (Прим. перев.).
   
       2.   Власти  Российской  Федерации  в  Европейском  суде   были
   представлены  Уполномоченным Российской Федерации  при  Европейском
   суде по правам человека П. Лаптевым.
       3.  Партия-заявитель утверждала, в частности, что  отказ  в  ее
   перерегистрации в качестве политической партии нарушил ее право  на
   свободу объединений, гарантируемую статьей 11 Конвенции.
       4.  Жалоба была передана во Вторую секцию Суда (пункт 1 правила
   52   Регламента   Суда).   Палата  в  составе   указанной   Секции,
   рассматривавшая  данное дело (пункт 1 статьи  27  Конвенции),  была
   сформирована  в  соответствии с пунктом  1  правила  26  Регламента
   Суда.
       5.  Решением  от  9  сентября 2003 г. Европейский  суд  объявил
   жалобу частично приемлемой.
       6. Заявителем и властями Российской Федерации были представлены
   дополнительные  доводы  по  существу  дела  (пункт  1  правила   59
   Регламента  Суда). После консультаций со сторонами Европейский  суд
   принял решение не проводить слушаний по существу дела (пункт  3  in
   fine  правила  59  Регламента  Суда).  Каждая  сторона  представила
   возражения на доводы друг друга по существу.
   
                                 ФАКТЫ
   
   
       7.   Партия-заявитель   существовала  в  Республике   Мордовия,
   являющейся субъектом Российской Федерации.
       8.  15  марта 1994 г. Министерством юстиции Республики Мордовия
   была   зарегистрирована   Республиканская  общественно-политическая
   организация Республики Мордовия - Президентская партия Мордовии.
       9.   14  апреля  1995  г.  Государственной  Думой  Федерального
   Собрания  Российской Федерации был принят новый  Федеральный  закон
   "Об  общественных объединениях", который вступил в силу 19 мая 1995
   г.  В соответствии со статьей 52 указанного Федерального закона все
   общественные  организации, зарегистрированные до 19  мая  1995  г.,
   должны    были   пройти   процедуру   перерегистрации   и    внести
   соответствующие изменения в свои уставы до 1 июля 1999 г.
       10.  30 июня 1999 г. в Министерство юстиции Республики Мордовия
   предоставлены  документы для перерегистрации  Президентской  партии
   Мордовии.  Партия-заявитель представила Устав объединения,  который
   содержал следующие положения:
       "2. Цели партии
       2.1. Целями партии являются:
       -  содействие формированию свободного демократического общества
   в Республике Мордовия и России;
       - укрепление единства России;
       - борьба с сепаратизмом в Республике Мордовия;
       -  укрепление  принципа разделения властей  на  исполнительную,
   законодательную и судебную ветви;
       -   создание   сильной  исполнительной  власти,   возглавляемой
   Президентом  Республики Мордовия, избираемым  на  основании  прямых
   выборов,  и  интегрированной  в  исполнительную  власть  Российской
   Федерации;
       - построение высоко развитой рыночной экономики;
       - стремление к установлению социальной защиты каждого.
       При  достижении вышеназванных целей партия занимается следующей
   деятельностью:
       2.1.1.  Участвует  в  президентских,  парламентских  выборах  и
   выборах  в  местные  органы самоуправления  в  Республике  Мордовия
   посредством   подбора  и  выдвижения  кандидатов  и   оказания   им
   поддержки в ходе предвыборных кампаний.
       2.1.2.  Осуществляет  программы и инициативы,  направленные  на
   профессиональную    подготовку,   предоставляет    помощь    членам
   парламента  и членам партии в области экономики, права, управления,
   средств  массовой  информации  и  поддержку  при  приготовлении   и
   проведении предвыборных кампаний.
       2.1.3.  Разрабатывает  схему составления  списка  кандидатов  и
   устанавливает   ответственность  партии   за   членов   парламента,
   избранных от нее.
       2.1.4. Проводит предварительный отбор кандидатов для участия  в
   выборах.
       2.1.5. Поддерживает группы своих членов в парламенте.
       2.1.6.  Осуществляет  помощь физическим лицам,  общественным  и
   частным  организациям, научно-исследовательским  и  образовательным
   учреждениям в их деятельности, совпадающей с целями партии".
       11.  30  июня 1999 г. Министерство юстиции Республики  Мордовия
   отказало  Президентской партии Мордовии в перерегистрации, ссылаясь
   на   Федеральный  закон  "Об  общественных  объединениях"  и  Закон
   Республики   Мордовия   от  10  июня  1996   г.   "О   приобретении
   общественным   объединением  регионального   (общереспубликанского)
   статуса".  В Решении указывалось, что партия-заявитель  не  создала
   свои   структурные  подразделения  на  территории  более   половины
   районов  и городов республиканского значения Мордовии, чтобы  иметь
   статус  "общереспубликанской" партии. Далее в  Решении  отмечалось,
   что  партия-заявитель не выполнила требование об отражении в Уставе
   партии среди своих целей участие в политической жизни общества и  в
   выборах.
       12.  8  июля  1999 г. партия-заявитель направила возражения  на
   решение  Министерства юстиции Республики Мордовия. Она  утверждала,
   что  требование о подтверждении наличия территориальных структурных
   подразделений,  закрепленное  в  статье  21  Федерального   закона,
   применимо   исключительно   к  международным,   всероссийским   или
   межрегиональным общественным организациям. Она также настаивала  на
   том,  что  Устав  партии-заявителя содержал положения  относительно
   участия  партии-заявителя  в  политической  жизни  общества   и   в
   выборах.
       13. В тот же день партия-заявитель подала новое заявление о  ее
   перерегистрации  в Министерство юстиции Республики Мордовия.  Новая
   версия    Устава   партии-заявителя   была   дополнена    следующим
   заявлением:
       "2.1.  Основной  целью партии является участие  в  политической
   жизни   общества  посредством  оказания  влияния  на   политическое
   волеизъявление  граждан и его формирования,  участие  в  выборах  в
   государственные  органы  власти  и  местные  органы  самоуправления
   посредством  выдвижения  кандидатов и  проведения  их  предвыборных
   кампаний   и  в  формировании  и  деятельности  указанных   органов
   власти".
       14.  19  июля  1999 г. заместитель министра юстиции  Республики
   Мордовия   проинформировал  партию-заявителя   о   том,   что   она
   пропустила срок для перерегистрации.
       15.   В  августе  1999  года  Министерство  юстиции  Республики
   Мордовия,  ссылаясь  на  статью  52  Федерального  закона,   подало
   исковое   заявление  в  Ленинский  районный  суд  г.   Саранска   о
   ликвидации Президентской партии Мордовии на том основании, что  она
   не   была  перерегистрирована.  Партия-заявитель  подала  встречное
   заявление,  в  котором  она жаловалась на  необоснованный  отказ  в
   перерегистрации  и просила обязать Министерство юстиции  Республики
   Мордовия провести перерегистрацию.
       16.  29  декабря  1999 г. Ленинский районный  суд  г.  Саранска
   оставил   без   удовлетворения  требование  о  ликвидации   партии-
   заявителя.  Суд  указал, что, исходя из ее устава, было  достаточно
   ясно,  что  партия-заявитель  имела  намерение  принять  участие  в
   деятельности, являющейся "участием в политической жизни  общества".
   Суд   также  отметил,  что  требование  о  наличии  ее  структурных
   подразделений  в  более чем половине районов и  городов  Республики
   Мордовия   применимо  лишь  к  всероссийским,   межрегиональным   и
   международным общественным организациям. Суд пришел к  выводу,  что
   отказ  в  перерегистрации был незаконен, и принял  решение  обязать
   Министерство     юстиции     Республики     Мордовия     произвести
   перерегистрацию партии-заявителя.
       17.  Министерство  юстиции Республики Мордовия  обжаловало  это
   решение.
       18.  14  марта  2000 г. судебная коллегия по гражданским  делам
   Верховного суда Республики Мордовия вынесла определение  об  отмене
   Решения  от  29  декабря 1999 г. и постановила  свое  Решение.  Суд
   отметил,   что  партия-заявитель  прямо  не  указала  среди   своих
   основных  целей  "участие  в  политической  жизни  общества".   Суд
   отклонил   вывод   суда  первой  инстанции   о   том,   что   цели,
   перечисленные   в  статье  2.1.1  Устава  партии-заявителя,   могут
   квалифицироваться  как "участие в политической жизни  общества"  по
   смыслу  Федерального  закона  "Об общественных  объединениях".  Суд
   подтвердил  законность отказа в перерегистрации партии-заявителя  и
   в  соответствии со статьей 52 Федерального закона принял решение  о
   ликвидации партии. В этот же день Решение вступило в силу.
       19.   20   августа  2002  г.,  после  того,  как  жалоба   была
   коммуницирована  Европейским  судом властям  Российской  Федерации,
   председатель Верховного суда Республики Мордовия принес  протест  о
   пересмотре в порядке надзора Решения от 14 марта 2000 г.
       20.  5  сентября  2002 г. президиум Верховного суда  Республики
   Мордовия удовлетворил протест, отменил Решение от 14 марта 2000  г.
   и  подтвердил Решение Ленинского районного суда г. Саранска  от  29
   декабря  1999  г.  Последнее  Судебное  решение,  которым  отказ  в
   перерегистрации партии-заявителя был объявлен незаконным и  которым
   Министерство  юстиции  Республики Мордовия  было  обязано  провести
   перерегистрацию Президентской партии Мордовии, вступило в силу.
       21.   29   октября  2002  г.  Управление  Министерства  юстиции
   Российской  Федерации по Республике Мордовия направило заявление  в
   Суд  об  уточнении  порядка  исполнения  Судебного  решения  от  29
   декабря  1999  г. Оно заявило, что ввиду законодательных  изменений
   не  может  провести перерегистрацию Президентской  партии  Мордовии
   согласно  Судебному решению. Во-первых, 17 мая 2002  г.  полномочия
   по   производству   регистрации  юридических  лиц   были   переданы
   налоговым  органам.  Во-вторых, Федеральный закон  "О  политических
   партиях"  от  11  июля  2001  г. изменил  требования  для  создания
   политических  партий, и в заявлении Президентской  партии  Мордовии
   эти   требования   не   учтены.   В  частности,   согласно   новому
   законодательству  региональные политические партии  создаваться  не
   могут,   а  существовавшие  региональные  партии  лишились   своего
   статуса.
       22.  30  октября  2002 г. Ленинский районный  суд  г.  Саранска
   рассмотрел   данное  заявление  и  принял  Решение  о   прекращении
   процедуры  исполнения Решения от 29 декабря 1999 г. Суд принял  оба
   обоснования,  препятствующие  перерегистрации  партии-заявителя   в
   соответствии  с Судебным решением. Суд принял во внимание  то,  что
   председатель  партии Василий Гуслянников согласился с  прекращением
   процедуры исполнения решения, признав, что в соответствии  с  новым
   законодательством    они    не   могут   образовать    региональную
   политическую партию.
   
             II. Применимое национальное законодательство
   
       23.   Федеральный  закон  от  19  мая  1995  г.  N  82-ФЗ   "Об
   общественных объединениях" содержит следующие положения:
       Статья   52.   О   государственной   регистрации   общественных
   объединений,   созданных   до   вступления   в   силу    настоящего
   Федерального закона
       "Положения  настоящего  Федерального закона  о  государственной
   регистрации    общественных   объединений    распространяются    на
   общественные   объединения,  созданные   до   вступления   в   силу
   настоящего Федерального закона.
       /.../
       Государственная   перерегистрация   общественных   объединений,
   созданных  до  вступления  в силу настоящего  Федерального  закона,
   должна быть проведена не позднее 1 июля 1999 года..."
       Статья 12.1. Политические общественные объединения
       "Политическим  общественным объединением является  общественное
   объединение, в уставе которого в числе основных целей  должны  быть
   закреплены   участие  в  политической  жизни  общества  посредством
   влияния  на  формирование  политической  воли  граждан,  участие  в
   выборах   в   органы  государственной  власти  и  органы   местного
   самоуправления  посредством выдвижения кандидатов и организации  их
   предвыборной   агитации,  участие  в  организации  и   деятельности
   указанных органов.".
       24.   Федеральный  закон  от  11  июля  2001  г.  N  95-ФЗ   "О
   политических партиях" содержит следующие положения:
       Статья    47.    Преобразование   общероссийских   политических
   общественных  объединений и статус межрегиональных, региональных  и
   местных политических общественных объединений
       "/.../
       6.  По истечении срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи,
   межрегиональные,  региональные и местные политические  общественные
   объединения    утрачивают   статус   политического    общественного
   объединения   и   действуют  соответственно  как   межрегиональные,
   региональные  или местные общественные объединения на основании  их
   уставов,  которые применяются в части, не противоречащей настоящему
   Федеральному закону.".
   
                                 ПРАВО
   
            I. Предполагаемое нарушение статьи 11 Конвенции
   
       25.   Партия-заявитель  утверждала,   что   отказ   властей   в
   перерегистрации   ее   в  качестве  политической   партии   нарушил
   национальное  законодательство и не был необходим в демократическом
   обществе.   Таким  образом,  он  представлял  собой  необоснованное
   вмешательство в ее право на свободу объединений в нарушение  статьи
   11  Конвенции,  которая  в  части, применимой  к  настоящему  делу,
   гласит:
       "1.  Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу
   объединения с другими...
       2.  Осуществление  этих прав не подлежит никаким  ограничениям,
   кроме   тех,   которые  предусмотрены  Законом   и   необходимы   в
   демократическом  обществе в интересах национальной  безопасности  и
   общественного   порядка,  в  целях  предотвращения  беспорядков   и
   преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты  прав
   и свобод других лиц..."
       26.  Власти  Российской Федерации в свете выводов  национальных
   судов признали, что отказ в перерегистрации партии-заявителя  и  ее
   роспуск  были незаконными. Однако они утверждали, что право партии-
   заявителя,  закрепленное статьей 11 Конвенции,  нарушено  не  было,
   поскольку    президиум   Верховного   суда   Республики   Мордовия,
   рассмотрев  дело  в  надзорной  инстанции,  признал  этот  факт   и
   санкционировал  5  сентября 2002 г. проведение регистрации  партии-
   заявителя.
       27.   Партия-заявитель  не  согласилась  с   доводами   властей
   Российской  Федерации, ссылаясь на тот факт, что  ввиду  отсутствия
   регистрации  она  не  имела возможности функционировать  в  течение
   более  трех  лет, не смогла принять участие в выборах 1999  года  и
   что,  более того, она уже не могла получить регистрацию в 2002 году
   по причине произошедших законодательных изменений.
       28.   Европейский  суд  напомнил,  что  статья   11   Конвенции
   применяется  к  объединениям таким, как  политические  партии  (см.
   Постановление    Европейского   суда    по    делу    "Объединенная
   коммунистическая  партия  Турции и другие  против  Турции"  (United
   Communist  Party of Turkey and others v. Turkey) от 30 января  1998
   г.,  Reports  1998-I,  и Постановление Европейского  суда  по  делу
   "Социалистическая партия и другие против Турции"  (Socialist  Party
   and  others  v.  Turkey) от 25 мая 1998 г., Reports 1998-III),  тем
   более   к   партии,   такой,  как  партия-заявитель,   которая   не
   подозревается в подрыве конституционного строя государства.
       29.  Европейский  суд также напомнил, что отказ  в  регистрации
   объединения  может представлять собой вмешательство в осуществление
   права  на  свободу  объединений  (см.,  inter  alia,  Постановление
   Европейского  суда  по  делу "Сидиропулос и другие  против  Греции"
   (Sidiropoulos  and others v. Greece) от 10 июля  1998  г.,  Reports
   1998-IV, з 31, 40).
       30.   Далее   Европейский  суд  отметил,  что  доводы   властей
   Российской  Федерации относительно отмены отказа в  перерегистрации
   партии-заявителя    являются   повторением    их    предварительных
   возражений,  рассмотренных и отклоненных Европейским  судом  в  его
   Решении по вопросу приемлемости от 9 сентября 2003 г.
       31.  Европейский суд признал, что рассматриваемые  меры  должны
   были   повлиять   на  партию-заявителя,  как  ею  и   утверждалось,
   поскольку  она  не  имела возможности существенный  период  времени
   функционировать  и  не  могла участвовать в  региональных  выборах.
   Более  того, нанесенный ущерб не может быть восполнен, принимая  во
   внимание  тот  факт,  что  согласно  действующему  законодательству
   Российской  Федерации партия-заявитель не может быть  восстановлена
   в ее первоначальном виде.
       32.  В  настоящем деле не оспаривается, что такое вмешательство
   не  было  "на  основании закона". Придя к этому выводу, Европейский
   суд  не видит необходимости рассматривать, были ли в настоящем деле
   выполнены  условия, закрепленные в пункте 2 статьи 11 Конвенции,  а
   именно  преследовало ли вмешательство законную цель и было  ли  оно
   необходимо в демократическом обществе.
       33. Таким образом, имело место нарушение статьи 11 Конвенции.
   
                  II. Применение статьи 41 Конвенции
   
       34. Статья 41 Конвенции гласит:
       "Если  Суд  объявляет, что имело место нарушение Конвенции  или
   Протоколов  к  ней,  а  внутреннее право  Высокой  Договаривающейся
   Стороны    допускает   возможность   лишь   частичного   устранения
   последствий   этого   нарушения,  Суд,  в   случае   необходимости,
   присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне".
   
                               A. Ущерб
   
       35.  Партия-заявитель потребовала присудить ей 3 тысячи евро  в
   качестве компенсации причиненного ей морального вреда.
       36.   Власти   Российской  Федерации  сочли  такие   требования
   необоснованными и в любом случае чрезмерными.
       37.  Европейский суд в связи с этим счел, что партии-заявителю,
   несомненно,  причинен  ущерб  в связи с  длительной  невозможностью
   вести  деятельность в качестве общественной организации. Исходя  из
   принципа  справедливости,  как того требует  статья  41  Конвенции,
   Европейский  суд  присудил  заявителю  3  тысячи  евро  в  качестве
   компенсации морального вреда.
   
                    B. Судебные расходы и издержки
   
       38.  Заявитель  не  предъявил требований в  отношении  судебных
   расходов и издержек.
   
              C. Процентная ставка при просрочке платежей
   
       39.   Европейский  суд  посчитал,  что  процентная  ставка  при
   просрочке  платежей  должна быть установлена в  размере  предельной
   годовой  процентной  ставки  по  займам  Европейского  центрального
   банка плюс три процента.
   
                  НА ЭТИХ ОСНОВАНИЯХ СУД ЕДИНОГЛАСНО:
   
       1) постановил, что имело место нарушение статьи 11 Конвенции;
       2) постановил:
       a)  что  государство-ответчик  обязано  выплатить  заявителю  в
   течение  трех  месяцев со дня вступления Постановления  в  законную
   силу  в  соответствии  с пунктом 2 статьи 44  Конвенции  3000  (три
   тысячи)  евро в качестве компенсации морального вреда  в  пересчете
   на  российские  рубли по курсу, действующему на день выплаты,  плюс
   любые возможные налоги;
       b) что простые проценты по предельным годовым ставкам по займам
   Европейского центрального банка плюс три процента подлежат  выплате
   по истечении вышеупомянутых трех месяцев и до момента выплаты.
   
       Совершено  на  английском языке, и уведомление о  Постановлении
   направлено  в  письменном виде 5 октября 2004 г. в  соответствии  с
   пунктами 2 и 3 правила 77 Регламента Суда.
   
                                                   Председатель Палаты
                                                            Ж.-П.КОСТА
   
                                                 Секретарь Секции Суда
                                                               С.ДОЛЛЕ
   
   
   
   
   
                    EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS
                                   
                            SECOND SECTION
                                   
           CASE OF PRESIDENTIAL PARTY OF MORDOVIA v. RUSSIA
                      (Application No. 65659/01)
                                   
                             JUDGMENT <*>
                                   
                        (Strasbourg, 5.X.2004)
   
   --------------------------------
       <*>  This  judgment will become final in the circumstances  set
   out  in  Article  44 з 2 of the Convention. It may  be  subject  to
   editorial revision.
   
       In the case of Presidential Party of Mordovia v. Russia,
       The European Court of Human Rights (Second Section), sitting as
   a Chamber composed of:
       Mr J.-P. Costa, President,
       Mr A.B. Baka,
       Mr L. Loucaides,
       Mr C. {Birsan} <*>,
   --------------------------------
       <*> Здесь и далее по тексту слова на национальном языке набраны
   латинским шрифтом и выделены фигурными скобками.
   
       Mr K. Jungwiert,
       Mr M. Ugrekhelidze,
       Mr A. Kovler, judges,
       and Mrs {S. Dolle}, Section Registrar,
       Having  deliberated  in  private on 9  September  2003  and  14
   September 2004,
       Delivers the following judgment, which was adopted on the last-
   mentioned date:
                                   
                               PROCEDURE
                                   
       1. The case originated in an application (No. 65659/01) against
   the  Russian Federation lodged with the Court under Article  34  of
   the  Convention for the Protection of Human Rights and  Fundamental
   Freedoms  ("the Convention") by the Presidential Party of Mordovia,
   a  public  association based in the Republic of  Mordovia,  Russia.
   The   applicant   was   represented  by  its   president,   Mr   V.
   Guslyannikov.
       2.  The  Russian Government ("the Government") were represented
   by  Mr  P. Laptev, Representative of the Russian Federation at  the
   European Court of Human Rights.
       3.  The  applicant  alleged  that  the  refusal  to  renew  its
   registration as a political party violated its right to freedom  of
   association, guaranteed by Article 11 of the Convention.
       4.  The application was allocated to the Second Section of  the
   Court  (Rule  52 з 1 of the Rules of Court). Within  that  Section,
   the  Chamber that would consider the case (Article 27 з  1  of  the
   Convention) was constituted as provided in Rule 26 з 1.
       5.  By  a decision of 9 September 2003, the Court declared  the
   application admissible.
       6.  The applicant and the Government each filed observations on
   the  merits  (Rule  59  з  1). The Chamber  having  decided,  after
   consulting the parties, that no hearing on the merits was  required
   (Rule  59  з  3  in fine), the parties replied in writing  to  each
   other's observations.
                                   
                               THE FACTS
                                   
                   I. The circumstances of the case
                                   
       7. The applicant party was based in the Republic of Mordovia, a
   constituency of the Russian Federation.
       8. On 15 March 1994 the applicant party was registered with the
   Ministry  of  Justice  of  Mordovia as a "Mordovian  All-Republican
   Socio-Political Association - the Presidential Party  of  Mordovia"
   (Республиканская  общественно-политическая  организация  Республики
   Мордовия - Президентская Партия Мордовии).
       9. On 14 April 1995 the State Duma adopted a new Federal Law on
   Public    Associations   (Федеральный   закон   "Об    общественных
   объединениях - "the Federal Law on Associations") which  came  into
   force   on  19  May  1995.  Article  52  of  the  Federal  Law   on
   Associations required public associations registered before 19  May
   1995  to  ensure that their articles of association  complied  with
   the Federal Law on Associations and to renew their registration  by
   1 July 1999.
       10. On 30 June 1999 the applicant party applied to the Ministry
   of  Justice of Mordovia to renew its registration. It presented its
   Articles of Association which contained the following provisions:
       "2. The party's objectives
       2.1. The party's aims are:
       -  assisting in the formation of a free democratic  society  in
   the Republic of Mordovia and Russia;
       - strengthening Russia's unity;
       - fighting against the separatism of the Republic of Mordovia;
       -  enhancing  the separation of the executive, legislative  and
   judicial powers;
       -  creating  a  strong executive power headed by  the  directly
   elected  President of the Republic of Mordovia, integrated  in  the
   executive power of the Russian Federation;
       - building a highly developed market economy;
       - striving to achieve the individual's social protection.
       In order to meet these objectives the party:
       2.1.1.  participates in presidential, parliamentary  and  local
   elections  in the Republic of Mordovia by selecting and  nominating
   candidates and assisting in their electoral campaigns.
       2.1.2.  carries  out  programmes and  initiatives  directed  at
   professional   training,   provides  assistance   to   members   of
   parliament  and  party  members in  the  fields  of  economy,  law,
   administration, mass media and the arts to support the  preparation
   and running of electoral campaigns.
       2.1.3. develops a scheme to select a list of candidates and  to
   establish the liability to the party of its members of parliament.
       2.1.4.  holds  the  preliminary  election  of  candidates   for
   elections.
       2.1.5. supports the party groups in parliament.
       2.1.6.  assists  individuals, public and private organisations,
   research  and  educational  bodies in their  activities  concurring
   with the party's aims."
       11. On 30 June 1999 the Minister of Justice of Mordovia refused
   to  renew the applicant party's registration with reference to  the
   Federal  Law  on  Associations and to the Law of  the  Republic  of
   Mordovia  on  Becoming an All-Republican Public Association  (Закон
   Республики   Мордовия  "О  приобретении  общественным  объединением
   регионального (республиканского) статуса" - the Association Law  of
   Mordovia). The decision stated that the applicant party had  failed
   to  create  branches in more than half of the districts and  cities
   of   Mordovia   to   qualify   for  the   title   "All-Republican".
   Furthermore,  it  stated  that the applicant  party's  Articles  of
   Association  did not comply with the requirement to  include  among
   its  objectives participation in the political life of society  and
   in elections.
       12.  On  8  July 1999 the applicant party filed its  objections
   with  the  Ministry of Justice of Mordovia. It maintained that  the
   requirement to establish branches contained in Article  21  of  the
   Federal  Law  on Associations applied exclusively to international,
   all-Russian   or  inter-regional  public  associations.   It   also
   contended  that  its  Articles  of  Association  provided  for  the
   applicant  party's participation in the political life  of  society
   and in elections.
       13. On the same day the applicant party filed a new application
   for  the  renewal of its registration with the Ministry of  Justice
   of  Mordovia. The newly submitted Articles of Association contained
   the following statements:
       "2.1.  The main objective of the party is participation in  the
   political  life  of society through influencing and generating  the
   citizens'  political will, participation in elections to the  State
   authorities  and  local  government by  nominating  candidates  and
   organising  their  electoral  campaign,  and  taking  part  in  the
   setting-up and activities of the said bodies."
       14.  On 19 July 1999 the Deputy Minister of Justice of Mordovia
   informed the applicant that it had missed the deadline for  renewal
   of its registration.
       15.  In August 1999 the Ministry of Justice of Mordovia applied
   to  the  Leninsky District Court of Saransk for the dissolution  of
   the  applicant  party  on the ground that  it  had  failed  to  re-
   register.  The applicant party filed a counter-claim  in  which  it
   challenged  the  refusal to renew its registration  and  sought  an
   order requiring the Ministry of Justice to register it.
       16.  On 29 December 1999 the Leninsky District Court of Saransk
   dismissed  the  request  for  dissolution.  It  held  that  it  was
   sufficiently   clear  from  the  applicant  party's   Articles   of
   Association  that it intended to engage in activities amounting  to
   "participation  in  the  political life of society"  in  accordance
   with  the  Federal Law on Associations. The court also  found  that
   the  requirement to establish branches applied only to all-Russian,
   inter-regional and international public associations.  It  declared
   the  refusal  to  renew  the registration of  the  applicant  party
   unlawful  and ordered the Ministry of Justice of Mordovia to  renew
   the registration.
       17. The Minister of Justice of Mordovia appealed.
       18.  On  14  March  2000 the Supreme Court of the  Republic  of
   Mordovia  acting as an appeal instance quashed the judgment  of  29
   December  1999 and substituted its own decision. It found that  the
   applicant  party had failed to declare expressly its "participation
   in  the  political  life of society" as a statutory  objective.  It
   rejected  the  finding made by the first-instance  court  that  the
   activities  listed  in  Article  2.1.1  of  the  applicant  party's
   Articles  of  Association could qualify as  "participation  in  the
   political life of society" for the purposes of the Federal  Law  on
   Associations.   The   court  found  the  refusal   to   renew   the
   registration of the applicant party lawful and, in accordance  with
   Article  52  of  the  Federal  Law  on  Associations,  ordered  its
   dissolution. This decision became final on the same day.
       19.  On 20 August 2002, after communication of the case to  the
   respondent  Government by the Court, the acting  President  of  the
   Supreme  Court  of  the Republic of Mordovia  brought  on  his  own
   motion an application for supervisory review of the decision of  14
   March 2000.
       20.  On 5 September 2002 the Presidium of the Supreme Court  of
   the  Republic  of Mordovia granted the application by quashing  the
   decision  of  14  March  2000 and upholding  the  judgment  of  the
   Leninsky  District  Court of Saransk dated 29  December  1999.  The
   latter  judgment  declaring the refusal to renew  the  registration
   unlawful  and  requiring  the Ministry of Justice  of  Mordovia  to
   register the Presidential Party of Mordovia entered into force.
       21.  On  29  October  2002 the Department of  the  Ministry  of
   Justice  of  the Russian Federation in respect of the  Republic  of
   Mordovia sought a court order in respect of the enforcement of  the
   judgment   of   29  December  1999.  It  claimed  that,   following
   legislative  changes, it could not register the Presidential  Party
   of  Mordovia pursuant to the judgment. Firstly, on 17 May 2002  the
   competence  to register legal persons had been transferred  to  the
   tax  authorities. Secondly, the Law on Political Parties of 11 July
   2001  changed the requirements for establishing political  parties,
   and  the  application for registration of the applicant  party  had
   not  taken account of these requirements. In particular, under  the
   new  law  no  regional  political  parties  could  be  created  and
   existing regional parties were deprived of their current status.
       22.  On  30 October 2002 the Leninsky District Court of Saransk
   examined  the request and terminated the execution of the  judgment
   of   29  December  1999.  The  court  accepted  that  both  reasons
   prevented  the  party's registration pursuant to the  judgment.  It
   also  took  into  account  that the applicant's  president,  Mr  V.
   Guslyannikov,  had consented to the termination of the  enforcement
   proceedings in view of the legislative changes.
                                   
                       II. Relevant domestic law
                                   
       23. The Federal Law on Public Associations, No. 82-FZ of 19 May
   1995, provided in so far as relevant as follows:
       Article 52
       "The  articles  of  public associations registered  before  the
   entry  into  force  of  this  Federal  Law  shall  be  amended   in
   compliance with the said Federal Law [...].
       State  re-registration of public associations registered before
   the  entry  into  force of this Federal Law shall  be  carried  out
   before 1 July 1999."
       Article 12.1
       "A  political public association is a public association  whose
   articles  of  association  must provide for  participation  in  the
   political  life  of society through influencing and generating  the
   citizens'  political will, participation in elections to the  State
   bodies   and   local  government  by  nominating   candidates   and
   organising  their  electoral  campaign,  and  taking  part  in  the
   setting-up and activities of the said bodies."
       24.  The Federal Law on Political Parties, No. 95-FZ of 11 July
   2001 contains the following provision:
       Article 47 з 6
       "...   all   interregional,  regional   and   local   political
   associations  shall  cease  to enjoy  the  status  of  a  political
   association  and  shall  continue  to  function  as  interregional,
   regional and local public associations..."
                                   
                                THE LAW
                                   
         I. Alleged violation of Article 11 of the Convention
                                   
       25.  The  applicant  claimed that the authorities'  refusal  to
   renew  its  registration  as  a political  party  was  contrary  to
   domestic  law  and  was not necessary in a democratic  society.  It
   thus  constituted  an unjustified interference with  its  right  to
   freedom  of  association, contrary to Article 11 of the Convention,
   which in so far as relevant provides as follows:
       "1.  Everyone has the right to freedom of peaceful assembly and
   to freedom of association with others,...
       2.  No  restrictions shall be placed on the exercise  of  these
   rights  other than such as are prescribed by law and are  necessary
   in  a  democratic society in the interests of national security  or
   public  safety,  for the prevention of disorder or crime,  for  the
   protection of health or morals or for the protection of the  rights
   and freedoms of others...."
       26.  The  Government accepted, in view of the domestic  courts'
   findings,   that  the  refusal  to  renew  the  applicant   party's
   registration  and  its  dissolution were  unlawful.  However,  they
   maintained that there has been no violation of the applicant  party
   rights  under  Article 11 of the Convention since the Presidium  of
   the  Supreme  Court  of  the  Republic of  Mordovia,  acting  as  a
   supervisory  instance, acknowledged that and on  5  September  2002
   ordered the registration of the applicant party.
       27.   The   applicant  contested  the  Government's  arguments,
   referring to the fact that through lack of registration it was  not
   able  to function for over three years, could not run for the  1999
   elections  and,  furthermore,  was  prevented  from  renewing   its
   registration in 2002 due to legislative changes.
       28.  The Court recalls that Article 11 applies to associations,
   such  as  political parties (see United Communist Party  of  Turkey
   and  Others  v.  Turkey, judgment of 30 January  1998,  Reports  of
   Judgments  and Decisions 1998-I, and Socialist Party and Others  v.
   Turkey,  judgment of 25 May 1998, Reports 1998-III), all  the  more
   so  to  a  party  which, like the applicant, is  not  suspected  of
   undermining the constitutional structures.
       29.  The  Court also reiterates that a refusal to  register  an
   association may amount to an interference with the exercise of  the
   right  to freedom of association (see, inter alia, the Sidiropoulos
   and others v. Greece judgment of 10 July 1998, Reports 1998-IV,  зз
   31, 40).
       30.  The  Court  further  notes that the Government's  argument
   concerning the reparation of the refusal to register the  applicant
   party is a restatement of their preliminary objection examined  and
   dismissed  by  the  Court  in  its  admissibility  decision  of   9
   September 2003.
       31.  The  Court accepts that the measure in question must  have
   affected  the applicant party, as claimed, since it was  unable  to
   function   for  a  substantial  period  of  time  and   could   not
   participate in regional elections. Furthermore, the damage  appears
   irreparable  given  that,  under  current  legislation,  the  party
   cannot be reconstituted in its original concept.
       32.  It is not in dispute that the interference in question was
   not  "prescribed by law". Having reached this conclusion, the Court
   does  not  consider  it necessary to ascertain  whether  the  other
   requirements  of  paragraph 2 of Article 11 were complied  with  in
   the  instant  case  -  namely, whether the interference  pursued  a
   legitimate  aim  and  whether  it was  necessary  in  a  democratic
   society.
       33.  There has therefore been a violation of Article 11 of  the
   Convention.
                                   
            II. Application of Article 41 of the Convention
                                   
       34. Article 41 of the Convention provides:
       "If  the  Court  finds that there has been a violation  of  the
   Convention  or  the Protocols thereto, and if the internal  law  of
   the   High   Contracting  Party  concerned  allows   only   partial
   reparation  to be made, the Court shall, if necessary, afford  just
   satisfaction to the injured party."
                                   
                               A. Damage
                                   
       35.  The  applicant  party sought 3,000 euros  (EUR)  for  non-
   pecuniary damage.
       36.  The Government considered that the amount claimed  by  the
   applicant party is unsubstantiated and in any event excessive.
       37. The Court, for its part, considers that the applicant party
   must   have   sustained  damage  on  account  of   the   protracted
   impossibility to carry out its activities as a public  association.
   Making  its  assessment  on  an equitable  basis,  as  required  by
   Article 41 of the Convention, the Court awards the applicant  party
   the sum of 3,000 euros (EUR) for non-pecuniary damage.
                                   
                         B. Costs and expenses
                                   
       38. The applicant party made no claims under this head.
                                   
                          C. Default interest
                                   
       39.  The  Court  considers  it  appropriate  that  the  default
   interest  should  be  based on the marginal  lending  rate  of  the
   European  Central  Bank, to which should be added three  percentage
   points.
                                   
               FOR THESE REASONS, THE COURT UNANIMOUSLY
                                   
       1.  Holds that there has been a violation of Article 11 of  the
   Convention;
       2. Holds
       (a)  that the respondent State is to pay the applicant,  within
   three  months  from  the date on which the judgment  becomes  final
   according  to  Article 44 з 2 of the Convention, EUR  3,000  (three
   thousand  euros)  in  respect  of  non-pecuniary  damage,   to   be
   converted into Russian roubles at the rate applicable at  the  date
   of settlement, plus any tax that may be chargeable;
       (b)  that  from the expiry of the above-mentioned three  months
   until  settlement  simple interest shall be payable  on  the  above
   amount  at  a  rate  equal  to the marginal  lending  rate  of  the
   European  Central  Bank  during  the  default  period  plus   three
   percentage points.
   
       Done  in  English, and notified in writing on 5  October  2004,
   pursuant to Rule 77 зз 2 and 3 of the Rules of Court.
   
                                                            J.-P.COSTA
                                                             President
                                                                      
                                                             {S.DOLLE}
                                                             Registrar
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz