Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 30.09.2004 N 351-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ГОРПЕНКО МАКСИМА НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 97 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2003 ГОД" И ПОДПУНКТА 34 ПУНКТА 1 ПРИЛОЖЕНИЯ 20 К ДАННОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 30 сентября 2004 г. N 351-О
                                   
              ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
         ГРАЖДАНИНА ГОРПЕНКО МАКСИМА НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
           ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ ПЕРВОЙ
         СТАТЬИ 97 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ
          НА 2003 ГОД" И ПОДПУНКТА 34 ПУНКТА 1 ПРИЛОЖЕНИЯ 20
                     К ДАННОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
   
       Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
   В.Д.  Зорькина,  судей  М.В. Баглая, Н.С. Бондаря,  Г.А.  Гаджиева,
   ^.М.  Данилова,  Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М.  Казанцева,  М.ИКлеандрова,  А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина,  Н.В.
   Селезнева,  А.Я.  Сливы,  В.Г. Стрекозова,  О.С.  Хохряковой,  Б.С.
   Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
       заслушав  в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой,
   проводившей  на  основании статьи 41 Федерального  конституционного
   закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
   предварительное изучение жалобы гражданина М.Н. Горпенко,
   
                              установил:
   
       1.  В  своей жалобе в Конституционный Суд Российской  Федерации
   гражданин  М.Н.  Горпенко, проходивший до  29  сентября  2003  года
   военную  службу  по  контракту в войсковой части 14314,  оспаривает
   конституционность  положений части первой  статьи  97  Федерального
   закона от 24 декабря 2002 года "О федеральном бюджете на 2003  год"
   и  подпункта  34  пункта  1 приложения 20  к  данному  Федеральному
   закону,  в  соответствии с которыми с 1 января по 31  декабря  2003
   года  приостановлено действие абзаца четвертого пункта 1 статьи  14
   Федерального  закона  "О статусе военнослужащих"  в  части  выплаты
   военнослужащим,  проходящим военную службу по  контракту,  денежной
   компенсации   взамен  продовольственного  пайка   в   размере   его
   стоимости.
       По  мнению заявителя, оспариваемые положения, примененные в его
   деле  (решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 4 февраля
   2004  года  и  определение судебной коллегии по  гражданским  делам
   Дальневосточного  окружного военного суда от 11 марта  2004  года),
   означают  отказ  государства от выполнения на  определенный  период
   принятых    на    себя    публично-правовых   обязательств    перед
   военнослужащими   и   в   отсутствие  какого-либо   компенсаторного
   механизма   такого   приостановления  умаляют  права   граждан,   в
   частности  право  на продовольственное обеспечение, предусмотренное
   пунктом    1    статьи   14   Федерального   закона   "О    статусе
   военнослужащих",  что не согласуется с конституционными  принципами
   правового  социального государства и требованиями о  недопустимости
   конституционно не оправданных ограничений прав граждан и тем  самым
   противоречит статьям 1 (часть 1), 7 (часть 1) и 55 (части  2  и  3)
   Конституции Российской Федерации.
       2.   Вопросы   продовольственного  обеспечения   военнослужащих
   регулируются  пунктом 1 статьи 14 Федерального  закона  "О  статусе
   военнослужащих"  (в  редакции  от  27  мая  1998  года),   согласно
   которому      продовольственное     обеспечение      военнослужащих
   осуществляется   по  нормам  и  в  сроки,  которые  устанавливаются
   Правительством   Российской  Федерации,  в  порядке,   определяемом
   Министерством  обороны Российской Федерации, в частности,  в  форме
   выдачи  продовольственного  пайка и  выплаты  денежной  компенсации
   взамен   положенного  продовольственного  пайка   в   размере   его
   стоимости  -  по просьбе военнослужащих, проходящих военную  службу
   по  контракту, а для военнослужащих, проходящих военную  службу  по
   призыву,   только  за  время  нахождения  в  местах   использования
   отпуска.
       Из  содержания указанной нормы, рассматриваемой во  взаимосвязи
   со  статьями  12  и  13 данного Федерального закона,  определяющими
   размеры  и структуру денежного довольствия и дополнительных  выплат
   к  нему, следует, что продовольственное обеспечение военнослужащим,
   проходящим военную службу по контракту, предоставляется в  качестве
   дополнительной меры социальной защиты. Установление различных  форм
   такого   обеспечения,  определение  правовых  оснований   и   круга
   субъектов,  его получающих, осуществлено федеральным  законодателем
   в  пределах  его полномочий в названном Федеральном  законе,  нормы
   которого реализуются в соответствии с иными нормативными актами,  в
   том   числе   подзаконными:  федеральными  законами  о  федеральных
   бюджетах,  Положением  о продовольственном обеспечении  Вооруженных
   Сил  Российской  Федерации  на мирное  время  (утверждено  Приказом
   Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 г. N  400)  и
   др.
       В  соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004  г.  N
   122-ФЗ  с 1 января 2005 года вступает в силу новая редакция абзацев
   третьего  и  четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального  закона  "О
   статусе      военнослужащих",     согласно      которым      выдача
   продовольственного   пайка   в  натуре   сохраняется   только   для
   военнослужащих,  проходящих военную службу по контракту  в  районах
   Крайнего  Севера и приравненных к ним местностях,  по  их  просьбе;
   для  военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в  иных
   местностях, продовольственное обеспечение устанавливается только  в
   форме  денежной  компенсации взамен положенного  продовольственного
   пайка    в   размере,   установленном   Правительством   Российской
   Федерации.
       Действующее   же   до   31   декабря  2004   года   нормативное
   регулирование  подразумевает,  что выдача  денежной  компенсации  в
   размере   20   руб.   в   сутки  взамен  продовольственного   пайка
   допускается  для  военнослужащих,  проходящих  военную  службу   по
   контракту, только на основании их свободного волеизъявления.
       3.  В  Постановлении от 23 апреля 2004 года по делу о  проверке
   конституционности  отдельных  положений  Федеральных   законов   "О
   федеральном  бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете  на  2003
   год",  "О  федеральном  бюджете на 2004 год"  и  приложений  к  ним
   Конституционный  Суд  Российской Федерации  сформулировал  правовую
   позицию,  согласно которой федеральный закон о федеральном  бюджете
   создает   надлежащие  финансовые  условия  для   реализации   норм,
   закрепленных  в иных федеральных законах, изданных до его  принятия
   и  предусматривающих  финансовые  обязательства  государства,  т.е.
   предполагающих  предоставление каких-либо  средств  и  материальных
   гарантий  и  необходимость  соответствующих  расходов.  При   этом,
   поскольку  федеральный  бюджет  должен  основываться  на  принципах
   сбалансированности,  достоверности  и  реальности,   а   Российская
   Федерация  как правовое социальное государство не может произвольно
   отказываться   от   выполнения  взятых  на  себя  публично-правовых
   обязательств,   федеральный   законодатель   вправе   приостановить
   действие  финансовоемких  норм, обеспечивающих  реализацию  прав  и
   свобод  граждан  (что  нашло  свое отражение  в  Бюджетном  кодексе
   Российской   Федерации,  его  статьях  83  и   180),   предусмотрев
   надлежащий  механизм соответствующего возмещения, формы  и  способы
   которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
       Приостановление частью первой статьи 128 Федерального закона "О
   федеральном  бюджете  на  2003  год"  и  подпунктом  34  пункта   1
   приложения 20 к нему действия абзаца четвертого пункта 1 статьи  14
   Федерального   закона  "О  статусе  военнослужащих",   установление
   частью  первой статьи 97 Федерального закона "О федеральном бюджете
   на  2003 год" размера денежной компенсации в твердой сумме (20 руб.
   в  сутки)  - при отсутствии законодательного регулирования  порядка
   формирования   и  стоимости  пайка,  а  также  при  сохранении   за
   военнослужащими  права выбора (получать либо  не  получать  паек  в
   натуре)  -  не  означает  отказ  государства  от  взятых  на   себя
   обязательств    по   реализации   этой   формы   продовольственного
   обеспечения,   а  потому  сами  по  себе  оспариваемые   в   жалобе
   законоположения   не   могут   рассматриваться    как    нарушающие
   конституционные права и свободы граждан.
       4.   В   соответствии   со  статьями  96  и   97   Федерального
   конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации"  гражданин  вправе  обратиться  в  Конституционный   Суд
   Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав  и
   свобод   законом   и  такая  жалоба  признается  допустимой,   если
   оспариваемым  законом,  примененным  или  подлежащим  применению  в
   конкретном деле заявителя, затрагиваются его конституционные  права
   и свободы.
       Поскольку оспариваемыми законоположениями конституционные права
   гражданина  М.Н.  Горпенко нарушены не были, его  жалоба  не  может
   быть   принята   Конституционным  Судом  Российской   Федерации   к
   рассмотрению.
       Исходя  из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части  первой
   статьи  43  и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
   закона    "О    Конституционном   Суде    Российской    Федерации",
   Конституционный Суд Российской Федерации
   
                              определил:
   
       1.   Отказать  в  принятии  к  рассмотрению  жалобы  гражданина
   Горпенко   Максима   Николаевича,   поскольку   она   не   отвечает
   требованиям     Федерального     конституционного     закона     "О
   Конституционном  Суде  Российской  Федерации",  в  соответствии   с
   которыми жалоба может быть признана допустимой.
       2.  Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
   данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
   
                                                          Председатель
                                                 Конституционного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.Д.ЗОРЬКИН
   
                                                       Судья-секретарь
                                                 Конституционного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           Ю.М.ДАНИЛОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz