Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО ГТК РФ ОТ 02.09.2004 N 17-12/32023 О ПРАВОМОЧИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЭКСПЕРТИЗ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПИСЬМО
                  от 2 сентября 2004 г. N 17-12/32023
                                   
             О ПРАВОМОЧИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
              ЭКСПЕРТИЗ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
                        ОБЪЕКТОВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
   
       В  Управлении  таможенных расследований и дознания  рассмотрено
   письмо  Шереметьевской  таможни  от  20.05.2004  N  43-05/10264   с
   просьбой  разъяснить вопрос о правомочии проведения  экспертами,  в
   том   числе  экспертами  таможенных  органов,  оценочных  экспертиз
   товаров в рамках административных и уголовных дел.
       В  связи  с  тем,  что данный вопрос поднимался неоднократно  и
   другими таможенными органами, разъясняем следующее.
       Определение   (установление)  рыночной  стоимости   таможенными
   органами  при  осуществлении  своих государственных  контрольных  и
   административных  полномочий  с  использованием   лиц,   обладающих
   специальными   познаниями   (экспертов),   должно   соответствовать
   требованиям  действующего законодательства, а  также  ведомственным
   нормативным правовым актам.
       Согласно  ст. 3 Федерального закона от 31.05.2001  N  73-ФЗ  "О
   государственной   судебно-экспертной  деятельности   в   Российской
   Федерации"  правовой основой судебно-экспертной деятельности  среди
   иных   правовых   нормативных  актов  являются  Таможенный   кодекс
   Российской Федерации, УПК РФ и КоАП России.
       Ст.  13  этого  Закона указывает, что должность эксперта  может
   занимать    гражданин   Российской   Федерации,   имеющий    высшее
   профессиональное образование и прошедший последующую подготовку  по
   конкретной   экспертной  специальности  в  порядке,   установленном
   нормативными  правовыми актами соответствующих федеральных  органов
   исполнительной власти.
       Ст.  57  УПК  РФ,  ст.  25.9 КоАП, ст. 378 Таможенного  кодекса
   Российской  Федерации  также предъявляют к  эксперту  требование  о
   наличии  специальных  (достаточных) знаний (познаний),  позволяющих
   произвести  экспертизу и дать заключение. Это же  требование  нашло
   свое  отражение  и  в  "Методических  рекомендациях  по  назначению
   должностными  лицами  таможенных  органов  экспертиз  и  по  оценке
   заключений  эксперта"  (приложение  1  к  письму  ГТК   России   от
   29.12.2003 N 01-06/50632).
       Согласно  положениям, изложенным в "Методических  рекомендациях
   по  проведению  экспертиз  в  таможенных  лабораториях  (экспертно-
   криминалистических  подразделениях ГТК  России),  а  также  в  иных
   соответствующих организациях или другими экспертами" (приложение  2
   к  письму  ГТК  России  от  29.12.2003 N  01-06/50632),  экспертизы
   проводятся    сотрудниками,    удовлетворяющими    квалификационным
   требованиям,  изложенным в Приказе ГТК России от 04.06.2003  N  624
   "Об утверждении Положения об аттестации экспертов".
       Таможенные  органы,  являясь  государственными  исполнительными
   органами,  должны действовать в установленной сфере деятельности  и
   руководствоваться  законодательством, определяющим  их  полномочия,
   задачи  и функции (ст. 1 Положения о Федеральной таможенной службе,
   утвержденной  Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   21.08.2004   N   429).   Ни  в  одном  из  законодательных   актов,
   определяющих   компетенцию  таможенных  органов,  не  предусмотрено
   правоотношений  контролирующих органов и  участников  ВЭД  в  форме
   сделки.  Также не предусмотрены правоотношения в форме  сделки  при
   производстве   расследований  административных  и  уголовных   дел.
   Исходя   из   этого,  ФЗ  от  29.07.1998  N  135-ФЗ  "Об  оценочной
   деятельности  в  Российской Федерации", регулирующий правоотношения
   в  форме  сделки с объектами собственности Российской  Федерации  и
   иными  объектами, в таможенном деле применяться не может,  так  как
   входит  в  противоречие  с требованиями ст.  ст.  26.2,  26.4  КоАП
   России, ст. ст. 75, 204 УПК РФ и ст. 379 ТК Российской Федерации.
       В  ходе  изучения  уголовных дел, прекращенных производством  в
   2003  году, и материалов об отказе в возбуждении уголовных  дел,  а
   также    административных    дел   выявлены    обозначенные    выше
   процессуальные нарушения.
       Так, при производстве административного расследования по делу N
   10215000-315/2003,  возбужденному  по  ст.  16.1  КоАП,  экспертиза
   назначалась  в ЭКС N 2 г. Калининграда и исполнялась экспертом,  не
   имеющим  высшего технического и высшего экономического образования.
   Тем   не  менее  эксперт  произвел  оценку  технического  состояния
   транспортного  средства и определил его рыночную стоимость.  Данное
   действие  эксперта противоречит требованиям статьи 13  Федерального
   закона  от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной
   деятельности   в   Российской   Федерации".   В   дальнейшем    при
   расследовании  дознавателем  уголовного  дела  N  30042   имеющиеся
   противоречия  устранены  не  были,  допустимость  доказательств  не
   исследовалась.
       Аналогичные  нарушения  содержатся в  делах  Неманской  таможни
   (административное  дело  N  10220000-388/2003,  уголовное  дело   N
   30033),  Костомукшской таможни (административное дело  N  10219000-
   241/2003,   уголовное   дело   N   74899),   Сахалинской    таможни
   (административное  дело  N  10707000-179/2003,  уголовное  дело   N
   1164/7261), а также в ряде административных и уголовных дел  других
   таможен.
       Исходя   из   вышеизложенного,  таможенные  органы   правомочны
   назначать  в  сторонних организациях и проводить  самостоятельно  в
   своих   ведомственных  подразделениях  экспертизы  по   определению
   рыночной  стоимости товаров - объектов правонарушения и  товаров  -
   объектов  таможенного контроля. Деятельность таможенных  органов  и
   их    ведомственных   экспертных   подразделений,    созданных    в
   соответствии  с  Федеральным  законом  от  31.05.2001  N  73-ФЗ  "О
   государственной   судебно-экспертной  деятельности   в   Российской
   Федерации", не подлежит лицензированию.
       Однако  при  подготовке, назначении, производстве экспертиз,  а
   также   оценке   результатов  деятельности  экспертов   (заключений
   экспертов)    должностным    лицам,   ведущим    производство    по
   административным  либо  уголовным делам, отнесенным  к  компетенции
   таможенных  органов,  следует неукоснительно соблюдать  действующие
   нормы  административного и уголовного права и не допускать  случаев
   использования доказательств, полученных с нарушением закона.
       В случае же проведения таможенными органами оценочных экспертиз
   на   основании  договора  (сделки),  что  формально   допустимо   в
   соответствии  с  положениями ст. 9 ФЗ "Об оценочной деятельности  в
   Российской   Федерации",  последний  должен  отвечать  обязательным
   требованиям,  изложенным в ст. 10 Закона. В  частности,  в  договор
   должны  быть  включены  сведения о наличии у оценщика  лицензии  на
   осуществление   оценочной  деятельности,   а   также   сведения   о
   страховании  гражданской ответственности оценщика. В данном  случае
   таможенные  органы  вступают  в  гражданско-правовые  отношения   и
   являются стороной договора (сделки).
       В  то  же  время в соответствии с п. 7 Положения о  Федеральной
   таможенной   службе,  утвержденного  Постановлением   Правительства
   Российской  Федерации  от 21.08.2004 N 429, Федеральная  таможенная
   служба  не  вправе осуществлять в установленной сфере  деятельности
   функции по оказанию платных услуг.
   
                                                  Начальник Управления
                                              таможенных расследований
                                                 и дознания ГТК России
                                                         генерал-майор
                                                     таможенной службы
                                                           А.А.ШАБУНИН
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz