Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 15.07.2004 N 277-О ПО ЗАПРОСУ МЕЖДУРЕЧЕНСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ПОДПУНКТА 10 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                      от 15 июля 2004 г. N 277-О
                                   
              ПО ЗАПРОСУ МЕЖДУРЕЧЕНСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
           КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
        ПОЛОЖЕНИЯ ПОДПУНКТА 10 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО
          ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
   В.Д.  Зорькина,  судей  М.В. Баглая, Н.С. Бондаря,  Г.А.  Гаджиева,
   ^.М.  Данилова,  Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М.  Казанцева,  М.ИКлеандрова,  А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина,  Н.В.
   Селезнева,  А.Я.  Сливы,  В.Г. Стрекозова,  О.С.  Хохряковой,  Б.С.
   Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
       рассмотрев   по  требованию  Междуреченского  городского   суда
   Кемеровской  области вопрос о возможности принятия  его  запроса  к
   рассмотрению   в   заседании   Конституционного   Суда   Российской
   Федерации,
   
                              установил:
   
       1.  Управление  Пенсионного фонда Российской  Федерации  города
   Междуреченска   Кемеровской   области   отказало   гражданам   Л.Я.
   Дашевской,  В.Н.  Кошкаревой и Н.Ф. Янчук  в  досрочном  назначении
   пенсии  по  старости  по нормам подпункта 10  пункта  1  статьи  28
   Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых  пенсиях  в
   Российской  Федерации",  не  засчитав в специальный  трудовой  стаж
   Л.Я.  Дашевской ее работу музыкальным руководителем в детском  саду
   N  37 ОАО "Разрез Красногорский" с 1 января 1993 года по 31 декабря
   1996  года, В.Н. Кошкаревой - работу в детском саду ОАО  УШСУ  с  1
   октября 1992 года по 31 декабря 1994 года, а Н.Ф. Янчук - работу  в
   детском  саду N 37 ОАО "Разрез Красногорский" с 1 января 1993  года
   по  31  декабря  1996 года. Судья Междуреченского  городского  суда
   Кемеровской  области  О.А. Плюхина, в чьем  производстве  находится
   дело  по  искам  Л.Я. Дашевской, В.Н. Кошкаревой  и  Н.Ф.  Янчук  к
   Управлению   Пенсионного   фонда   Российской   Федерации    города
   Междуреченска  Кемеровской области, придя к выводу, что  подлежащая
   применению при рассмотрении данного дела норма подпункта 10  пункта
   1  статьи  28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в  Российской
   Федерации"    ограничивает   лиц,   осуществляющих   педагогическую
   деятельность   в   образовательных  учреждениях   для   детей,   не
   являющихся государственными и муниципальными учреждениями, в  праве
   на  досрочное  пенсионное  обеспечение  и  тем  самым  противоречит
   статьям  39  и  55  Конституции Российской Федерации,  обратился  с
   запросом  о проверке конституционности этой нормы в Конституционный
   Суд Российской Федерации.
       2.  Вопрос,  поставленный в запросе Междуреченского  городского
   суда    Кемеровской   области,   разрешен   Конституционным   Судом
   Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года по делу  о
   проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12  пункта
   1  статьи  28,  пунктов  1  и 2 статьи 31  Федерального  закона  "О
   трудовых пенсиях в Российской Федерации".
       Конституционный Суд Российской Федерации указал,  что  в  сфере
   пенсионного    обеспечения    соблюдение    принципа     равенства,
   гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при  осуществлении
   прав  и  свобод,  означает  помимо  прочего  запрет  вводить  такие
   различия  в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и  той  же
   категории,  которые  не имеют объективного и  разумного  оправдания
   (запрет  различного обращения с лицами, находящимися  в  одинаковых
   или  сходных  ситуациях).  Критерии (признаки),  лежащие  в  основе
   установления  специальных  норм  пенсионного  обеспечения,   должны
   определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации  в
   правовом  регулировании, т.е. сами критерии и правовые  последствия
   дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
       Конституционный  Суд Российской Федерации также  констатировал,
   что, по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть  1),
   37  (части  1  и  3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть  3)  Конституции
   Российской  Федерации, форма собственности  как  таковая  не  может
   служить   достаточным   основанием   для   дифференциации   условий
   назначения   трудовых  пенсий  по  старости  лицам,  работающим   в
   учреждениях  для  детей, учреждениях здравоохранения,  театрах  или
   театрально-зрелищных  организациях  в  одних  и  тех  же  по  своим
   функциональным  обязанностям  должностях  и  по  одним  и  тем   же
   профессиям.  То  обстоятельство,  в  чьем  ведении  находятся   эти
   учреждения  и  кому принадлежит закрепленное за  ними  имущество  -
   государству,  муниципальному образованию, акционерному  обществу  и
   пр.,  само  по  себе  не  предопределяет  различий  в  условиях   и
   характере   профессиональной  деятельности  их  работников   и   не
   свидетельствует о существовании таких различий.
       Таким  образом,  в действующей системе правового  регулирования
   пенсионного   обеспечения,  исходящего  из  того,   что   досрочное
   назначение   трудовой  пенсии  по  старости  лицам,  осуществлявшим
   педагогическую,  лечебную либо творческую  деятельность  на  сцене,
   так  же  как  и  предоставление им ранее  пенсии  за  выслугу  лет,
   направлено,   главным   образом,  на   защиту   от   риска   утраты
   профессиональной трудоспособности до достижения общего  пенсионного
   возраста,  различия  в  условиях приобретения  права  на  досрочное
   назначение  трудовой  пенсии по старости,  которые  устанавливаются
   исключительно  по  такому критерию, как форма  собственности  (т.е.
   зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась  эта
   деятельность,  государственными, муниципальными  или  нет),  нельзя
   считать  обоснованными  с точки зрения вытекающего  из  Конституции
   Российской   Федерации  требования  равноправия   применительно   к
   правам, гарантированным ее статьей 39.
       Взаимосвязанные  нормативные положения подпунктов  10,  11,  12
   пункта  1  статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального  закона
   "О  трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в той мере, в  какой
   они  не  позволяют  засчитывать в стаж, дающий право  на  досрочное
   назначение   трудовой   пенсии  по  старости  лицам,   занимавшимся
   педагогической  деятельностью в учреждениях для детей,  лечебной  и
   иной  деятельностью  по  охране здоровья  населения  в  учреждениях
   здравоохранения,  творческой деятельностью на  сцене  в  театрах  и
   театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления  ими  этой
   деятельности  в  учреждениях,  не являющихся  государственными  или
   муниципальными,  которые  включались в соответствующий  стаж  ранее
   действовавшим   законодательством,  при  том  что   законодательное
   регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав,  уже
   приобретенных    указанными   лицами   в   результате    длительной
   профессиональной  деятельности, до настоящего времени  отсутствует,
   -  порождают  такое  неравенство в сфере  пенсионного  обеспечения,
   которое  ведет к несоразмерному ограничению конституционного  права
   этих   лиц   на  социальное  обеспечение,  и  тем  самым   нарушают
   предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и  55  (части
   2  и 3) Конституции Российской Федерации, а также не согласуются  с
   ее статьями 8 (часть 2), 35 (часть 1) и 37 (часть 3).
       На  основе  приведенных  правовых позиций  Конституционный  Суд
   Российской   Федерации  признал  не  соответствующими   Конституции
   Российской  Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части  1  и
   2)  и  55  (части  2  и  3), взаимосвязанные нормативные  положения
   подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи  31
   Федерального  закона  "О трудовых пенсиях в Российской  Федерации",
   устанавливающие    для    лиц,    осуществлявших     педагогическую
   деятельность  в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность
   по  охране  здоровья  населения в учреждениях здравоохранения  либо
   творческую  деятельность на сцене в театрах и  театрально-зрелищных
   организациях,  в  качестве условия назначения  трудовой  пенсии  по
   старости  ранее достижения пенсионного возраста осуществление  этой
   деятельности  в  соответствующих государственных или  муниципальных
   учреждениях,   -  в  той  мере,  в  какой  в  системе  действующего
   правового  регулирования пенсионного обеспечения  данные  положения
   не   позволяют  засчитывать  в  стаж,  дающий  право  на  досрочное
   назначение   трудовой   пенсии  по  старости  лицам,   занимавшимся
   педагогической  деятельностью в учреждениях для детей,  лечебной  и
   иной  деятельностью  по  охране здоровья  населения  в  учреждениях
   здравоохранения,  творческой деятельностью на  сцене  в  театрах  и
   театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления  ими  этой
   деятельности  в  учреждениях,  не являющихся  государственными  или
   муниципальными,  которые  включались в соответствующий  стаж  ранее
   действовавшим   законодательством,  при  том  что   законодательное
   регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав,  уже
   приобретенных    указанными   лицами   в   результате    длительной
   профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
       При  этом Конституционный Суд Российской Федерации указал,  что
   дела   граждан   -  заявителей  по  делу  подлежат   пересмотру   в
   установленном  порядке  в  той  части,  в  какой  они  основаны  на
   нормативных  положениях, признанных не соответствующими Конституции
   Российской   Федерации.   До  установления  надлежащего   правового
   регулирования  при  обращении  лиц,  осуществлявших  педагогическую
   деятельность  в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность
   по  охране  здоровья  населения в учреждениях здравоохранения  либо
   творческую  деятельность на сцене в театрах и  театрально-зрелищных
   организациях,  за  назначением трудовой пенсии  по  старости  ранее
   достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о  наличии
   у  них  стажа, дающего право на досрочное назначение такой  пенсии,
   периоды   их   работы  в  названных  учреждениях,   не   являвшихся
   государственными   (муниципальными),   должны    засчитываться    в
   соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный  в
   подпунктах  10,  11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального  закона  "О
   трудовых  пенсиях  в Российской Федерации". Этим  не  затрагивается
   прерогатива  Федерального  Собрания  при  реформировании  института
   досрочных  пенсий по старости предусмотреть иные правовые механизмы
   пенсионного  обеспечения  указанных лиц  с  соблюдением  требований
   Конституции Российской Федерации и с учетом Постановления.
       3.  Согласно  пункту  3  части первой  статьи  43  Федерального
   конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации"  Конституционный  Суд  Российской  Федерации   принимает
   решение  об  отказе в принятии обращения к рассмотрению  в  случае,
   если   по  предмету  обращения  ранее  им  вынесено  постановление,
   сохраняющее свою силу.
       Исходя  из  изложенного и руководствуясь пунктами 2 и  3  части
   первой  статьи 43 и частями первой и второй статьи 79  Федерального
   конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
   
                              определил:
   
       1.  Признать запрос Междуреченского городского суда Кемеровской
   области   не   подлежащим  дальнейшему  рассмотрению  в   заседании
   Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку  поставленный
   в  нем вопрос разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в
   Постановлении   от   3   июня  2004  года  по   делу   о   проверке
   конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1  статьи
   28,  пунктов  1  и  2  статьи 31 Федерального  закона  "О  трудовых
   пенсиях в Российской Федерации", сохраняющем свою силу.
       2.  Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
   данному  запросу  окончательно, не подлежит обжалованию,  действует
   непосредственно  и  не  требует подтверждения  другими  органами  и
   должностными лицами.
   
                                                          Председатель
                                                 Конституционного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.Д.ЗОРЬКИН
   
                                                       Судья-секретарь
                                                 Конституционного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           Ю.М.ДАНИЛОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz