Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 23.03.2004 N 14-51-70/13 О ПРИМЕРНОМ ПОЛОЖЕНИИ О БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПИСЬМО
                   от 23 марта 2004 г. N 14-51-70/13
   
       Во исполнение Приказа от 01.03.2004 N 936 "О реализации решения
   коллегии  Минобразования России от 10.02.2004 N  2/2  "Об  основных
   направлениях  совершенствования деятельности  библиотек  учреждений
   общего  образования  Российской  Федерации"  Минобразование  России
   направляет  Примерное  положение о библиотеке  общеобразовательного
   учреждения.
   
                                                          Руководитель
                                                   Департамента общего
                                             и дошкольного образования
                                                        А.В.БАРАННИКОВ
   
   
   
   
   
   
                          ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
             О БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
   
                          I. Общие положения
   
       1.  Настоящее Примерное положение является основой для создания
   положения  о библиотеке конкретного общеобразовательного учреждения
   и  распространяется  на  библиотеки  следующих  общеобразовательных
   учреждений:
       начальная       общеобразовательная       школа,       основная
   общеобразовательная   школа,  средняя  общеобразовательная   школа,
   средняя   общеобразовательная   школа   с   углубленным   изучением
   отдельных  предметов,  гимназия, лицей, школа-сад,  школа-интернат,
   вечерняя (сменная), кадетская, специальная (коррекционная).
       2.     Библиотека     является    структурным    подразделением
   общеобразовательного    учреждения,    участвующим    в     учебно-
   воспитательном  процессе  в  целях  обеспечения  права   участников
   образовательного  процесса на бесплатное  пользование  библиотечно-
   информационными ресурсами.
       3.   Деятельность  библиотеки  общеобразовательного  учреждения
   (далее  -  библиотека)  отражается  в  уставе  общеобразовательного
   учреждения.  Обеспеченность библиотеки  учебными,  методическими  и
   справочными     документами    учитывается    при    лицензировании
   общеобразовательного учреждения.
       4.  Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся
   с   целями  общеобразовательного  учреждения:  формирование   общей
   культуры  личности  обучающихся  на основе  усвоения  обязательного
   минимума  содержания общеобразовательных программ, их  адаптация  к
   жизни  в  обществе,  создание  основы  для  осознанного  выбора   и
   последующего  освоения  профессиональных образовательных  программ,
   воспитание  гражданственности,  трудолюбия,  уважения  к  правам  и
   свободам  человека,  любви  к окружающей  природе,  Родине,  семье,
   формирование здорового образа жизни.
       5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
   законами,    указами   и   распоряжениями   Президента   Российской
   Федерации,    постановлениями   и   распоряжениями    Правительства
   Российской  Федерации и исполнительных органов субъектов Российской
   Федерации,    решениями    соответствующего    органа    управления
   образованием,  уставом общеобразовательного учреждения,  положением
   о    библиотеке,   утвержденным   директором   общеобразовательного
   учреждения.
       6.    Деятельность   библиотеки   основывается   на   принципах
   демократии,       гуманизма,      общедоступности,       приоритета
   общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного  развития
   личности.
       7.   Порядок   пользования  источниками  информации,   перечень
   основных  услуг и условия их предоставления определяются положением
   о    библиотеке   общеобразовательного   учреждения   и   правилами
   пользования      библиотекой,      утвержденными      руководителем
   общеобразовательного учреждения.
       8.  Общеобразовательное  учреждение  несет  ответственность  за
   доступность  и  качество  библиотечно-информационного  обслуживания
   библиотеки.
       9.   Организация   обслуживания   участников   образовательного
   процесса   производится   в  соответствии   с   правилами   техники
   безопасности     и    противопожарными,    санитарно-гигиеническими
   требованиями.
   
                          II. Основные задачи
   
       10. Основными задачами библиотеки являются:
       а)   обеспечение   участникам   образовательного   процесса   -
   обучающимся,  педагогическим работникам, родителям  (иным  законным
   представителям)  обучающихся (далее - пользователям)  -  доступа  к
   информации,   знаниям,  идеям,  культурным  ценностям   посредством
   использования          библиотечно-информационных          ресурсов
   общеобразовательного  учреждения на различных  носителях:  бумажном
   (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд  аудио-
   и  видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные
   сети) и иных носителях;
       б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
   социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
       в)     формирование    навыков    независимого    библиотечного
   пользователя:   обучение  поиску,  отбору  и   критической   оценке
   информации;
       г)   совершенствование  предоставляемых  библиотекой  услуг  на
   основе  внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
   библиотечно-информационных   процессов,   формирование   комфортной
   библиотечной среды.
   
                         III. Основные функции
   
       11. Для реализации основных задач библиотека:
       а)    формирует   фонд   библиотечно-информационных    ресурсов
   общеобразовательного учреждения:
       -  комплектует  универсальный фонд  учебными,  художественными,
   научными,   справочными,   педагогическими   и   научно-популярными
   документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
       -  пополняет  фонд  информационными  ресурсами  сети  Интернет,
   базами и банками данных других учреждений и организаций;
       -     аккумулирует    фонд    документов,     создаваемых     в
   общеобразовательном  учреждении  (публикаций  и   работ   педагогов
   общеобразовательного учреждения, лучших научных работ  и  рефератов
   обучающихся и др.);
       -    осуществляет   размещение,   организацию   и   сохранность
   документов;
       б) создает информационную продукцию:
       - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
       -   организует  и  ведет  справочно-библиографический  аппарат:
   каталоги  (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую
   картотеку  статей,  тематические картотеки),  электронный  каталог,
   базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;
       -   разрабатывает  рекомендательные  библиографические  пособия
   (списки, обзоры, указатели и т.п.);
       -  обеспечивает  информирование пользователей об информационной
   продукции;
       в)  осуществляет  дифференцированное библиотечно-информационное
   обслуживание обучающихся:
       -  предоставляет информационные ресурсы на различных  носителях
   на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
       -  создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
   познавательной,  творческой деятельности с опорой на  коммуникацию;
   способствует  развитию  навыков  самообучения  (участие  в  сетевых
   олимпиадах,  телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
   обучения);
       -   организует   обучение  навыкам  независимого  библиотечного
   пользователя  и  потребителя  информации,  содействует   интеграции
   комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
       -   оказывает   информационную  поддержку  в   решении   задач,
   возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и  досуговой
   деятельности;
       -  организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
   общей   и  читательской  культуры  личности,  содействует  развитию
   критического мышления;
       - содействует членам педагогического коллектива и администрации
   учреждения  в  организации  образовательного  процесса   и   досуга
   обучающихся    (просмотр   видеофильмов,   CD-дисков,   презентации
   развивающих компьютерных игр);
       -   руководит  воспитательной  работой  с  книгой   в   группах
   продленного   дня,   в   классах   компенсирующего   обучения,    в
   коррекционных классах (при их наличии);
       г)  осуществляет  дифференцированное библиотечно-информационное
   обслуживание педагогических работников:
       -  выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
   связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
       - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
   области педагогических инноваций и новых технологий;
       -    содействует   профессиональной   компетенции,    повышению
   квалификации, проведению аттестации;
       -  создает  банк  педагогической информации как  основы  единой
   информационной     службы     общеобразовательного      учреждения,
   осуществляет  накопление, систематизацию информации  по  предметам,
   разделам и темам;
       -  организует доступ к банку педагогической информации на любых
   носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
       -  осуществляет текущее информирование (дни информации,  обзоры
   новых   поступлений   и  публикаций),  информирование   руководства
   общеобразовательного    учреждения    по    вопросам     управления
   образовательным процессом;
       - поддерживает деятельность педагогических работников в области
   создания  информационных продуктов (документов,  баз  данных,  Web-
   страниц и т.п.);
       -    способствует    проведению   занятий    по    формированию
   информационной    культуры;   является   базой    для    проведения
   практических занятий по работе с информационными ресурсами;
       д)  осуществляет  дифференцированное библиотечно-информационное
   обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
       -  удовлетворяет  запросы пользователей и информирует  о  новых
   поступлениях в библиотеку;
       -  консультирует  по  вопросам  организации  семейного  чтения,
   знакомит с информацией по воспитанию детей;
       - консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
   
                IV. Организация деятельности библиотеки
   
       12.  Наличие  укомплектованной библиотеки в общеобразовательном
   учреждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении  и
   учреждении,   расположенном   в   сельской   местности.   Частичная
   централизация     библиотечно-библиографических     процессов     в
   межшкольных   библиотечных  объединениях  проводится   по   приказу
   органов управления образованием.
       13.   Структура   библиотеки,   помимо   традиционных   отделов
   (абонемент,  читальный  зал),  может  включать  отделы   учебников,
   информационно-библиографической работы, фонд  и  специализированный
   зал  работы  с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию,
   мини-издательский комплекс, множительную технику и др.
       14.  Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется  на
   основе   библиотечно-информационных  ресурсов  в   соответствии   с
   учебным  и  воспитательным планами общеобразовательного учреждения,
   программами, проектами и планом работы библиотеки.
       15.   Библиотека  вправе  предоставлять  платные   библиотечно-
   информационные   услуги,  перечень  которых  определяется   уставом
   общеобразовательного учреждения.
       16.  Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде  целевых
   средств  на комплектование фонда и закупку оборудования, не  влечет
   за   собой   снижения   нормативов  и  (или)  абсолютных   размеров
   финансирования   из   бюджета   общеобразовательного    учреждения.
   Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются  на
   улучшение   материально-технической   базы   библиотеки,   подписку
   профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
       17.  В  целях  обеспечения модернизации библиотеки  в  условиях
   информатизации   образования  и  в  пределах  средств,   выделяемых
   учредителями,    общеобразовательное    учреждение     обеспечивает
   библиотеку:
       -  гарантированным финансированием комплектования  библиотечно-
   информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
       -  необходимыми  служебными и производственными  помещениями  в
   соответствии  со  структурой библиотеки и  нормативами  по  технике
   безопасности    эксплуатации   компьютеров   (отсутствие    высокой
   влажности,  запыленности  помещения, коррозионно-активных  примесей
   или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
       - современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
   копировально-множительной  техникой  и  необходимыми   программными
   продуктами;
       -  ремонтом  и  сервисным обслуживанием техники и  оборудования
   библиотеки;
       - библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
       18.   Общеобразовательное  учреждение   создает   условия   для
   сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
       19.    Ответственность    за   систематичность    и    качество
   комплектования основного фонда библиотеки, комплектование  учебного
   фонда  в  соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-
   методических    изданий,   создание   необходимых    условий    для
   деятельности  библиотеки  несет  руководитель  общеобразовательного
   учреждения в соответствии с уставом учреждения.
       20. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой
   (библиотекарем)  в соответствии с правилами внутреннего  распорядка
   общеобразовательного  учреждения.  При  определении  режима  работы
   библиотеки предусматривается выделение:
       -   двух   часов  рабочего  времени  ежедневно  на   выполнение
   внутрибиблиотечной работы;
       - одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание
   пользователей не производится;
       - не менее одного раза в месяц - методического дня.
       21.    В    целях   обеспечения   рационального   использования
   информационных  ресурсов в работе с детьми и юношеством  библиотека
   общеобразовательного  учреждения  взаимодействует  с   библиотеками
   Министерства культуры Российской Федерации.
   
                         V. Управление. Штаты
   
       22.  Управление  библиотекой осуществляется  в  соответствии  с
   законодательством   Российской  Федерации,   субъектов   Российской
   Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.
       23.  Общее  руководство  деятельностью библиотеки  осуществляет
   руководитель общеобразовательного учреждения.
       24. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
   (библиотекарь),  который  несет ответственность  в  пределах  своей
   компетенции  перед  обществом и руководителем  общеобразовательного
   учреждения,   обучающимися,   их   родителями   (иными    законными
   представителями)   за   организацию   и   результаты   деятельности
   библиотеки   в   соответствии   с  функциональными   обязанностями,
   предусмотренными    квалификационными    требованиями,     трудовым
   договором и уставом общеобразовательного учреждения.
       25.    Заведующий   библиотекой   (библиотекарь)    назначается
   руководителем   общеобразовательного  учреждения,  может   являться
   членом    педагогического   коллектива   и   входить    в    состав
   педагогического совета общеобразовательного учреждения.
       26.    Методическое   сопровождение   деятельности   библиотеки
   обеспечивает  специалист (методист) по учебным  фондам  и  школьным
   библиотекам  органа  управления  образованием,  учреждения  системы
   переподготовки    и    повышения    квалификации,     регионального
   информационного центра.
       27.  Заведующий  библиотекой  (библиотекарь)  разрабатывает   и
   представляет   руководителю  общеобразовательного   учреждения   на
   утверждение следующие документы:
       а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
       б)   структуру   и   штатное  расписание  библиотеки,   которые
   разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением  о
   конкретной    библиотеке    общеобразовательного    учреждения    с
   использованием   "Межотраслевых   норм   времени    на    процессы,
   выполняемые  в  библиотеках" (Постановление  Министерства  труда  и
   социального развития Российской Федерации от 3 февраля  1997  г.  N
   6);
       в) положение о платных услугах библиотеки;
       г) планово-отчетную документацию;
       д) технологическую документацию.
       28.      Порядок      комплектования      штата      библиотеки
   общеобразовательного учреждения регламентируется его уставом.
       29.  В  целях обеспечения дифференцированной работы  библиотеки
   могут  вводиться должности: заведующий отделом (сектором),  главный
   библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.
       30.   На   работу   в  библиотеку  принимаются  лица,   имеющие
   необходимую     профессиональную    подготовку,     соответствующую
   требованиям   квалификационной  характеристики   по   должности   и
   полученной    специальности,    подтвержденную    документами    об
   образовании и (или) квалификации.
       31.   Работники  библиотек  могут  осуществлять  педагогическую
   деятельность.      Совмещение     библиотечно-информационной      и
   педагогической  деятельности осуществляется  работником  библиотеки
   только на добровольной основе.
       32.     Трудовые    отношения    работников    библиотеки     и
   общеобразовательного  учреждения регулируются  трудовым  договором,
   условия   которого   не   должны   противоречить   законодательству
   Российской Федерации о труде.
   
                  VI. Права и обязанности библиотеки
   
       33. Работники библиотек имеют право:
       а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-
   информационного  обслуживания  образовательного  и  воспитательного
   процессов в соответствии с целями и задачами, указанными  в  уставе
   общеобразовательного   учреждения   и   положении   о    библиотеке
   общеобразовательного учреждения;
       б)  проводить  в установленном порядке факультативные  занятия,
   уроки    и    кружки   библиотечно-библиографических    знаний    и
   информационной культуры;
       в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
       г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
   инструкцией по учету библиотечного фонда;
       д)   определять   в   соответствии  с   правилами   пользования
   библиотекой    общеобразовательного    учреждения,    утвержденными
   руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию  с
   родительским  комитетом или попечительским советом виды  и  размеры
   компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеке;
       е)   вносить   предложения  руководителю   общеобразовательного
   учреждения   по  совершенствованию  оплаты  труда,  в   том   числе
   надбавок,   доплат   и   премирования  работников   библиотеки   за
   дополнительную  работу,  не входящую в круг  основных  обязанностей
   работников  библиотеки; по компенсационным мероприятиям,  связанным
   с   вредными   условиями  труда  (библиотечная   пыль,   превышение
   норматива работы на компьютере);
       ж)  участвовать в управлении общеобразовательным учреждением  в
   порядке, определяемом уставом этого учреждения;
       з)  иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
   оплачиваемый  отпуск в соответствии с коллективным договором  между
   работниками  и  руководством  общеобразовательного  учреждения  или
   иными локальными нормативными актами;
       и)  быть представленными к различным формам поощрения, наградам
   и  знакам  отличия,  предусмотренным для работников  образования  и
   культуры;
       к)  участвовать  в соответствии с законодательством  Российской
   Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
       34. Работники библиотек обязаны:
       а)    обеспечить    пользователям    возможность    работы    с
   информационными ресурсами библиотеки;
       б)   информировать   пользователей  о   видах   предоставляемых
   библиотекой услуг;
       в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
       г)   формировать   фонды   в   соответствии   с   утвержденными
   федеральными    перечнями    учебных   изданий,    образовательными
   программами     общеобразовательного    учреждения,     интересами,
   потребностями и запросами всех категорий пользователей;
       д)    совершенствовать    информационно-библиографическое     и
   библиотечное обслуживание пользователей;
       е) обеспечивать сохранность использования носителей информации,
   их систематизацию, размещение и хранение;
       ж)  обеспечивать  режим работы в соответствии  с  потребностями
   пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
       з)  отчитываться  в  установленном порядке перед  руководителем
   общеобразовательного учреждения;
       и) повышать квалификацию.
   
           VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
   
       35. Пользователи библиотеки имеют право:
       а)  получать  полную информацию о составе библиотечного  фонда,
   информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
       б)     пользоваться    справочно-библиографическим    аппаратом
   библиотеки;
       в)   получать  консультационную  помощь  в  поиске   и   выборе
   источников информации;
       г)  получать  во  временное  пользование  на  абонементе  и   в
   читальном  зале  печатные  издания,  аудиовизуальные  документы   и
   другие источники информации;
       д) продлевать срок пользования документами;
       е)   получать  тематические,  фактографические,  уточняющие   и
   библиографические справки на основе фонда библиотеки;
       ж)  получать консультационную помощь в работе с информацией  на
   нетрадиционных  носителях  при  пользовании  электронным   и   иным
   оборудованием;
       з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
       и)    пользоваться    платными    услугами,    предоставляемыми
   библиотекой,  согласно  уставу  общеобразовательного  учреждения  и
   положению    о   платных   услугах,   утвержденному   руководителем
   общеобразовательного учреждения;
       к)   обращаться   для   разрешения   конфликтной   ситуации   к
   руководителю общеобразовательного учреждения.
       36. Пользователи библиотеки обязаны:
       а) соблюдать правила пользования библиотекой;
       б)  бережно относиться к произведениям печати (не вырывать,  не
   загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок),  иным
   документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
       в)  поддерживать  порядок  расстановки  документов  в  открытом
   доступе   библиотеки,   расположения   карточек   в   каталогах   и
   картотеках;
       г)  пользоваться  ценными и справочными  документами  только  в
   помещении библиотеки;
       д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов,  а
   при  обнаружении  проинформировать об  этом  работника  библиотеки.
   Ответственность  за  обнаруженные дефекты  в  сдаваемых  документах
   несет последний пользователь;
       е)  расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
   документ (исключение: обучающиеся 1 - 4 классов);
       ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
       з)  заменять документы библиотеки в случае их утраты или  порчи
   им  равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном
   правилами пользования библиотекой;
       и)  полностью  рассчитаться с библиотекой  по  истечении  срока
   обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
       37. Порядок пользования библиотекой:
       а)   запись   обучающихся  общеобразовательного  учреждения   в
   библиотеку   производится   по   списочному   составу   класса    в
   индивидуальном   порядке,   педагогических   и   иных    работников
   общеобразовательного   учреждения,   родителей    (иных    законных
   представителей) обучающихся - по паспорту;
       б)   перерегистрация   пользователей  библиотеки   производится
   ежегодно;
       в)  документом,  подтверждающим право пользования  библиотекой,
   является читательский формуляр;
       в)  читательский  формуляр фиксирует дату  выдачи  пользователю
   документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
       38. Порядок пользования абонементом:
       а)  пользователи  имеют право получить на  дом  из  многотомных
   изданий не более двух документов одновременно;
       б) максимальные сроки пользования документами:
       - учебники, учебные пособия - учебный год;
       -  научно-популярная, познавательная, художественная литература
   - 1 месяц;
       - периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
       в)  пользователи  могут продлить срок пользования  документами,
   если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
       39. Порядок пользования читальным залом:
       а)  документы, предназначенные для работы в читальном зале,  на
   дом не выдаются;
       б)  энциклопедии,  справочники, редкие, ценные  и  имеющиеся  в
   единственном  экземпляре документы выдаются  только  для  работы  в
   читальном зале.
       40. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
       а)  работа  с компьютером участников образовательного  процесса
   производится по графику, утвержденному руководителем учреждения,  и
   в присутствии сотрудника библиотеки;
       б)  разрешается  работа  за одним персональным  компьютером  не
   более двух человек одновременно;
       в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
   информации   после  предварительного  тестирования  его  работником
   библиотеки;
       г)  по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь
   должен  обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение  к
   ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
       д)  работа  с  компьютером производится  согласно  утвержденным
   санитарно-гигиеническим требованиям.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz