Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 18.03.2004 N 6-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ"...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 18 марта 2004 г. N 6-П
                                   
                 ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
           ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
          "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ
       СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ
        ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ
       НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ
        И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ"
       В СВЯЗИ С ЗАПРОСАМИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               И МЕЩАНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА МОСКВЫ
   
       Именем Российской Федерации
   
       Конституционный    Суд   Российской   Федерации    в    составе
   председательствующего  Н.В.  Селезнева,  судей  М.В.  Баглая,  Ю.М.
   Данилова,   Л.М.   Жарковой,  Г.А.  Жилина,  В.Д.  Зорькина,   С.М.
   Казанцева, М.И. Клеандрова, О.С. Хохряковой,
       с участием представителя Верховного Суда Российской Федерации -
   судьи   Верховного   Суда   Российской  Федерации   В.И.   Нечаева,
   представителей  Государственной Думы  -  постоянного  представителя
   Государственной  Думы  в Конституционном Суде Российской  Федерации
   Е.Б.  Мизулиной  и  депутата Государственной  Думы  А.С.  Куликова,
   полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном  Суде
   Российской  Федерации  Ю.А. Шарандина и полномочного  представителя
   Президента  Российской Федерации в Конституционном Суде  Российской
   Федерации М.А. Митюкова,
       руководствуясь  статьей  125 (пункт "а"  части  2  и  часть  4)
   Конституции  Российской  Федерации,  подпунктом  "а"  пункта  1   и
   пунктом  3  части  первой, частями третьей и  четвертой  статьи  3,
   статьями   36,  74,  84,  85,  86,  101,  102  и  104  Федерального
   конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации",
       рассмотрел    в    открытом   заседании   дело    о    проверке
   конституционности   части  второй  статьи   6   Закона   Российской
   Федерации  "О  пенсионном  обеспечении  лиц,  проходивших   военную
   службу,   службу   в   органах  внутренних   дел,   Государственной
   противопожарной   службе,   органах   по   контролю   за   оборотом
   наркотических   средств  и  психотропных  веществ,  учреждениях   и
   органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
       Поводом  к  рассмотрению дела явились запросы  Верховного  Суда
   Российской  Федерации и Мещанского районного  суда  города  Москвы.
   Основанием    к    рассмотрению   дела    явилась    обнаружившаяся
   неопределенность  в  вопросе  о том, соответствует  ли  Конституции
   Российской Федерации оспариваемое в них законоположение.
       Учитывая,  что оба запроса касаются одного и того же  предмета,
   Конституционный  Суд  Российской Федерации, руководствуясь  статьей
   48  Федерального  конституционного закона "О  Конституционном  Суде
   Российской  Федерации",  соединил дела по  этим  запросам  в  одном
   производстве.
       Заслушав сообщение судьи-докладчика О.С. Хохряковой, объяснения
   представителей   сторон,  выступления  приглашенных   в   заседание
   представителей:  от  Министерства обороны  Российской  Федерации  -
   М.Я.  Коновалова,  от  Федеральной службы  безопасности  Российской
   Федерации - М.Р. Чарыева, от Государственного таможенного  комитета
   Российской  Федерации  -  А.А. Наумова,  исследовав  представленные
   документы   и   иные  материалы,  Конституционный  Суд   Российской
   Федерации
   
                              установил:
   
       1.  Согласно части второй статьи 6 Закона Российской  Федерации
   от  12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
   военную  службу,  службу в органах внутренних дел,  Государственной
   противопожарной   службе,   органах   по   контролю   за   оборотом
   наркотических   средств  и  психотропных  веществ,  учреждениях   и
   органах   уголовно-исполнительной   системы,   и   их   семей"   (с
   последующими изменениями и дополнениями) пенсионерам из числа  лиц,
   указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на  военную
   службу  или  на  службу в органы внутренних дел, в  Государственную
   противопожарную   службу,  в  органы  по   контролю   за   оборотом
   наркотических  средств  и  психотропных веществ  или  учреждения  и
   органы  уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других
   государствах)   выплата   назначенных  пенсий   на   время   службы
   приостанавливается.
       С  запросами  о  проверке конституционности названной  нормы  в
   порядке  статьи  125  (пункт  "а" части 2)  Конституции  Российской
   Федерации  в  Конституционный  Суд Российской  Федерации  обратился
   Верховный  Суд Российской Федерации и в порядке статьи  125  (часть
   4)  Конституции  Российской  Федерации  -  Мещанский  районный  суд
   города  Москвы,  в производстве которого находятся  дела  по  искам
   ряда   граждан   к   управлению  Федеральной  службы   безопасности
   Российской  Федерации  по  городу Москве  и  Московской  области  о
   взыскании  назначенной им пенсии за выслугу лет на военной  службе.
   Со  ссылкой  на  оспариваемую  норму  пенсионный  отдел  управления
   приостановил  истцам выплату пенсий в связи с  их  поступлением  на
   службу в органы налоговой полиции.
       Заявители указывают, что в отличие от статьи 57 того же Закона,
   согласно  которой  пенсионерам, поступившим на работу  или  имеющим
   доход   от   занятия  предпринимательской  деятельностью,   пенсии,
   назначаемые   в   соответствии  с  данным  Законом,   выплачиваются
   полностью,  часть  вторая статьи 6 предусматривает  приостановление
   выплаты  пенсии  при  поступлении пенсионера на  военную  или  иную
   указанную  в ней службу; тем самым ограничивается право граждан  на
   получение   назначенной  пенсии  в  зависимости  от  источника   их
   дополнительного дохода, что не согласуется с положениями статей  19
   (часть  2),  39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской
   Федерации.
       Кроме того, по мнению заявителей, в нарушение требований статьи
   19   (часть  1)  Конституции  Российской  Федерации,  гарантирующей
   равенство  всех  перед законом и судом, пенсионеры  из  числа  лиц,
   указанных  в  статье  1 Закона Российской Федерации  "О  пенсионном
   обеспечении  лиц,  проходивших военную  службу,  службу  в  органах
   внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах  по
   контролю  за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
   учреждениях  и  органах  уголовно-исполнительной  системы,   и   их
   семей",  при возвращении на службу оказываются в неравном положении
   по  сравнению  с  другими лицами, на которых также распространяется
   его   действие.   В  частности,  несмотря  на  то  что   пенсионное
   обеспечение  сотрудников налоговой полиции  также  производится  по
   нормам  и  в  порядке,  установленном  названным  Законом,  ни  его
   статьей  6, ни Законом Российской Федерации "О федеральных  органах
   налоговой  полиции"  подобного ограничения по  выплате  назначенной
   пенсии    для    них   не   предусмотрено;   нет   в    федеральном
   законодательстве    и    прямого    указания    на    необходимость
   приостановления выплаты пенсии за выслугу лет в случае  поступления
   пенсионеров,  получающих  пенсии  по  линии  Министерства   обороны
   Российской   Федерации,  Министерства  внутренних  дел   Российской
   Федерации  и Федеральной службы безопасности Российской  Федерации,
   на службу в органы налоговой полиции.
       Заявители  также  утверждают,  что  оспариваемая  норма  ставит
   пенсионеров  из  числа лиц, проходивших военную  службу,  службу  в
   органах  внутренних  дел,  Государственной противопожарной  службе,
   органах   по   контролю   за  оборотом  наркотических   средств   и
   психотропных    веществ,   учреждениях    и    органах    уголовно-
   исполнительной  системы,  в неравное положение  и  с  пенсионерами,
   получающими трудовые пенсии на основании Федерального закона от  17
   декабря  2001  года  "О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации",
   поскольку   выплата  трудовой  пенсии,  в  том   числе   работающим
   пенсионерам,  производится в установленном размере  без  каких-либо
   ограничений;  между тем пенсия за выслугу лет по своей  сути  также
   является     трудовой    пенсией,    а    реализация    гражданином
   конституционного  права  на свободный труд  (статья  37,  часть  1,
   Конституции Российской Федерации) не должна служить основанием  для
   ограничения его конституционного права на пенсионное обеспечение.
       Доводы,  приводимые  заявителями в обоснование  своей  позиции,
   свидетельствуют о том, что конституционность части второй статьи  6
   Закона   Российской  Федерации  "О  пенсионном   обеспечении   лиц,
   проходивших  военную  службу,  службу  в  органах  внутренних  дел,
   Государственной  противопожарной службе,  органах  по  контролю  за
   оборотом  наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях
   и    органах   уголовно-исполнительной   системы,   и   их   семей"
   оспаривается ими применительно к приостановлению выплаты пенсий  за
   выслугу  лет,  назначаемых  в соответствии  с  данным  Законом,  и,
   следовательно,  лишь  в этой части - в силу  требований  статьи  74
   Федерального   конституционного  закона  "О  Конституционном   Суде
   Российской   Федерации"  -  содержащаяся  в  ней   норма   является
   предметом  рассмотрения Конституционного Суда Российской  Федерации
   по настоящему делу.
       2.  Согласно  Конституции  Российской  Федерации  в  Российской
   Федерации  как социальном государстве, политика которого направлена
   на  создание  условий, обеспечивающих достойную жизнь  и  свободное
   развитие    человека,   охраняется   труд   и    здоровье    людей,
   устанавливаются  государственные пенсии, пособия  и  иные  гарантии
   социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение  по
   возрасту,  в  случае болезни, инвалидности, потери  кормильца,  для
   воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи  7
   и 39, часть 1).
       Перечень  случаев  (социальных рисков), с которыми  Конституция
   Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение,  не
   является исчерпывающим. Относя установление таких случаев  к  сфере
   регулирования законом, Конституция Российской Федерации  тем  самым
   подтверждает   обязанность  государства   гарантировать   гражданам
   социальное  обеспечение при наступлении не только  названных  в  ее
   статье   39,   но   и   других  социальных   рисков,   признаваемых
   законодателем в качестве основания для его предоставления.
       Конституционное  право  на социальное  обеспечение  включает  и
   право  на  получение  пенсии  в  определенных  законом  случаях   и
   размерах.     При    этом    Конституция    Российской    Федерации
   непосредственно  не предусматривает конкретные  условия  и  порядок
   предоставления  пенсий,  -  государственные  пенсии  и   социальные
   пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
       Закрепляя  в  законе  правовые  основания  назначения   пенсий,
   размеры  пенсий,  порядок  их  исчисления  и  выплаты,  федеральный
   законодатель  вправе  определять как  общие  правила  назначения  и
   выплаты   пенсий,   так   и  устанавливать  особенности   (условия)
   приобретения права на получение пенсий отдельными категориями  лиц.
   Однако   такого   рода  дифференциация  в  правовом   регулировании
   пенсионного  обеспечения  должна  осуществляться  законодателем   с
   соблюдением   Конституции  Российской  Федерации,   в   том   числе
   гарантированного  ее  статьей  19  принципа  равенства  всех  перед
   законом  и  судом и равенства прав и свобод человека и  гражданина,
   который распространяется не только на непосредственно упомянутые  в
   тексте  Конституции Российской Федерации права и свободы, но  и  на
   связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона.
       3. Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в
   качестве  офицеров, прапорщиков, мичманов либо  военную  службу  по
   контракту  в  качестве  солдат, матросов,  сержантов  и  старшин  в
   Вооруженных  Силах  Российской Федерации, других войсках,  воинских
   (специальных)  формированиях и органах, осуществляющих  функции  по
   обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных  в
   соответствии   с   законодательством  Российской   Федерации,   лиц
   рядового   и   начальствующего  состава  органов  внутренних   дел,
   Государственной  противопожарной службы,  прокурорских  работников,
   сотрудников  таможенных  органов Российской Федерации,  сотрудников
   налоговой  полиции,  органов по контролю за оборотом  наркотических
   средств  и  психотропных веществ, сотрудников учреждений и  органов
   уголовно-исполнительной системы (далее - лиц,  проходивших  военную
   и  правоохранительную  службу) производится в  настоящее  время  на
   основании  специальных законов - Федерального закона от 15  декабря
   2001  года  "О государственном пенсионном обеспечении в  Российской
   Федерации"  и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении
   лиц,  проходивших военную службу, службу в органах внутренних  дел,
   Государственной  противопожарной службе,  органах  по  контролю  за
   оборотом  наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях
   и  органах  уголовно-исполнительной системы, и их  семей",  которые
   устанавливают  виды  пенсий,  условия,  определяющие  право  на  их
   получение,   размеры  пенсий,  правила  назначения  и   выплаты   и
   предусматривают, что финансирование пенсий осуществляется  за  счет
   средств федерального бюджета.
       Обязанности   военной  службы  и  службы  в  правоохранительных
   органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны  и
   охраны  правопорядка в условиях, сопряженных с риском для  жизни  и
   здоровья,  повышенными  физическими  и  эмоциональными  нагрузками,
   неблагоприятным  воздействием различного рода иных факторов.  Лица,
   избравшие  своей  профессиональной  деятельностью  военную  службу,
   службу  в  правоохранительных органах,  должны  соответствовать  ее
   медицинским  и  профессионально-психологическим требованиям,  иметь
   необходимую   физическую  и  профессиональную  подготовку.   Особый
   характер   такой   службы  обусловливает  не  только   предъявление
   повышенных  требований к допускаемым к ней лицам и  установление  в
   связи  с этим законодательных ограничений их прав и свобод  (в  том
   числе   предельного   возраста  пребывания   на   службе),   но   и
   предопределяет  обязанность государства - в силу  статей  1  (часть
   1),  2,  7,  37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть  1),  45
   (часть  1),  59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции  Российской
   Федерации - гарантировать им повышенную социальную защиту,  включая
   соответствующее  их особому статусу и характеру  службы  пенсионное
   обеспечение.
       Реализуя   данную   конституционную  обязанность   государства,
   федеральный законодатель установил для лиц, несущих военную  службу
   и  службу  в правоохранительных органах, дополнительные гарантии  и
   льготы  по  пенсионному обеспечению, в частности право на получение
   пенсии  за выслугу лет (статья 5 рассматриваемого Закона, статьи  4
   и  5  Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении
   в Российской Федерации").
       Пенсия  за  выслугу  лет, согласно статье  13  рассматриваемого
   Закона,  назначается  независимо от возраста при  наличии  на  день
   увольнения  со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной
   службе  20  лет и более (пункт "а"); вместе с тем, в исключение  из
   общего  правила,  такая  пенсия может быть назначена  и  лицам,  не
   имеющим  полной  выслуги, если они уволены  со  службы  в  связи  с
   достижением  предельного  возраста пребывания  на  службе,  или  по
   состоянию   здоровья,   либо  в  связи  с   организационно-штатными
   мероприятиями,  достигли на день увольнения 45-летнего  возраста  и
   имеют  общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из  которых
   не  менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и  (или)
   правоохранительная служба (пункт "б").
       Пенсия  за  выслугу  лет предоставляется, как  это  следует  из
   статьи   2   Федерального  закона  "О  государственном   пенсионном
   обеспечении в Российской Федерации", в целях компенсации  гражданам
   заработка  (дохода), утраченного в связи с прекращением ими  службы
   при  достижении  установленной  законом  выслуги.  Применительно  к
   лицам,  проходившим военную и правоохранительную службу, назначение
   пенсии  за  выслугу лет независимо от достижения общеустановленного
   пенсионного  возраста призвано, кроме того, создавать  условия  для
   их  адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие
   сферы  занятости,  не  допуская  при  этом  существенного  снижения
   уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
       Выслуга  лет,  выступая  в качестве самостоятельного  правового
   основания   назначения   пенсии  лицам,   проходившим   военную   и
   правоохранительную    службу,   по   своему   характеру    является
   специальным  трудовым  стажем,  приобретаемым  именно  в   процессе
   службы.   Достижение  требуемой  для  назначения   пенсии   выслуги
   освобождает  от  необходимости продолжения  службы,  но  не  влечет
   обязанности   прекратить  ее.  Как  указывается   в   Постановлении
   Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995  года  по
   делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи  19
   Закона  РСФСР  "О милиции", увольнение в связи с наличием  выслуги,
   дающей   право   на   пенсию,   является  дополнительной   льготой,
   установленной  с  учетом  специфики службы и  отражающей  социально
   оправданную правовую дифференциацию.
       Таким  образом, пенсия за выслугу лет - в системе  действующего
   нормативного  правового  регулирования  пенсионного  обеспечения  -
   является  государственной гарантией материального обеспечения  лиц,
   проходивших  военную и (или) правоохранительную службу, поддержания
   соответствующего  материального достатка,  их  социального  статуса
   при  оставлении  службы по желанию самого гражданина  либо  в  силу
   объективных  обстоятельств, препятствующих ее  продолжению,  в  том
   числе  в  случаях, когда гражданин уже не отвечает  тем  повышенным
   требованиям,    которые   предъявляются   к    лицам,    проходящим
   соответствующую службу.
       4.  Согласно  части  первой  статьи 6  рассматриваемого  Закона
   лицам,  указанным  в  его  статье 1, имеющим  право  на  пенсионное
   обеспечение,  пенсии назначаются и выплачиваются  после  увольнения
   их   со  службы.  По  смыслу  данной  нормы  в  ее  взаимосвязи   с
   положениями статьи 13, части первой статьи 14 и статьи 53  того  же
   Закона,  увольнение  со  службы является необходимым  условием  как
   назначения  пенсии  за  выслугу  лет,  так  и  выплаты  назначенной
   пенсии.   Конкретизируя  это  условие,  часть   вторая   статьи   6
   рассматриваемого  Закона предусматривает, что  выплата  назначенной
   пенсии  приостанавливается,  если  пенсионер  вновь  поступает   на
   военную   службу  или  на  службу  в  органы  внутренних   дел,   в
   Государственную  противопожарную службу, в органы  по  контролю  за
   оборотом   наркотических  средств  и  психотропных   веществ,   или
   учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
       Следовательно, в отличие от права на получение трудовой  пенсии
   по  старости, реализацию которого законодатель не связывает с  тем,
   продолжает  гражданин  свою  трудовую  деятельность  или  нет  (эта
   пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе  в
   период  работы),  право на получение пенсии за  выслугу  лет  может
   быть   реализовано  гражданами,  проходившими   военную   и   (или)
   правоохранительную  службу,  только  при  условии  оставления   ими
   соответствующей   службы,  с  учетом  которой  назначается   данная
   пенсия.
       Предоставляя    лицам,    проходившим    военную    и     (или)
   правоохранительную  службу, право на получение  пенсии  за  выслугу
   лет  за  счет  средств федерального бюджета независимо от  возраста
   при   прекращении  службы  и  одновременно  закрепляя   правило   о
   приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении  на  военную
   или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил  из
   специфики  и  характера такой службы, а также преследовал  цель  не
   только  гарантировать указанным лицам соответствующее  материальное
   обеспечение  в  случае необходимости оставить службу (как  правило,
   более  высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии  по  старости
   по   системе   обязательного   пенсионного   страхования),   но   и
   стимулировать  их переход в другие сферы занятости,  способствовать
   своевременной   ротации  кадров  на  военной  и  правоохранительной
   службе.
       Такое регулирование не может расцениваться как не совместимое с
   принципом   равенства,   гарантируемым   статьей   19   Конституции
   Российской  Федерации. Данный конституционный принцип, как  отмечал
   Конституционный  Суд  Российской  Федерации  в  своих  решениях,  в
   частности  в  Постановлении  от 27 декабря  1999  года  по  делу  о
   проверке  конституционности пункта 3 статьи 20 Федерального  закона
   "О   высшем  и  послевузовском  профессиональном  образовании",  не
   препятствует     законодателю    при    осуществлении     правового
   регулирования  устанавливать  различия  в  правовом  статусе   лиц,
   принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности  категориям,
   в  том  числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации
   трудовых  прав и прав в области пенсионного обеспечения,  если  эти
   различия   являются   объективно  оправданными,   обоснованными   и
   соответствуют конституционно значимым целям и требованиям.
       Рассматриваемый Закон обеспечивает лицам, проходившим военную и
   (или)  правоохранительную  службу и  имеющим  право  на  пенсию  за
   выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права  -  в
   соответствии с частью первой его статьи 6, статьями 53  и  57  всем
   этим  лицам при прекращении службы гарантируется назначение  пенсии
   за  выслугу  лет со дня увольнения со службы, но не ранее  дня,  до
   которого выплачено денежное довольствие при увольнении, а также  ее
   выплата  в  полном  размере  независимо  от  наличия  у  пенсионера
   заработка  или  другого дохода (за исключением надбавок  к  пенсии,
   предусмотренных для неработающих пенсионеров).
       Пенсионеры,   вернувшиеся  на  военную  или  правоохранительную
   службу  и  вновь  приобретшие  статус  военнослужащего  (сотрудника
   правоохранительных органов), также находятся в равном  положении  -
   выплачиваемое  им  денежное  довольствие,  иные  виды   обеспечения
   устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у  них  выслуги  на
   военной  и  (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное
   с   учетом   выслуги  увеличение  размера  полагающегося  денежного
   довольствия   в   определенной  мере  компенсирует  приостановление
   выплаты  пенсии за выслугу лет. В частности, согласно  Федеральному
   закону   "О   статусе  военнослужащих"  военнослужащим,  проходящим
   военную  службу по контракту, ежемесячно выплачивается надбавка  за
   выслугу    к   окладам   денежного   содержания,   размер   которой
   увеличивается  по  мере увеличения выслуги  -  она  составляет  70%
   оклада  денежного содержания при выслуге 25 лет и  более  (пункт  6
   статьи  13).  В  случае  продолжения службы соответствующий  период
   также  подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем  увольнении
   выплата  пенсии возобновляется исходя из той выслуги,  которую  они
   приобрели на день последнего увольнения.
       Действующее  правовое  регулирование материального  обеспечения
   лиц,  ушедших  с  военной  службы или службы  в  правоохранительных
   органах,  при  достижении выслуги лет оставляет в  принципе  на  их
   усмотрение  решение вопроса, продолжать службу (в том числе  заново
   поступая  на нее по контракту после увольнения) или, уволившись  по
   достижении  выслуги лет и истечении срока контракта,  поступить  на
   работу,  заняться иной деятельностью, не связанной  с  военной  или
   правоохранительной службой.
       Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения  пенсии
   выслугу  на  военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется
   равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить  ее
   и  получать  полагающуюся им пенсию), связанные с  таким  свободным
   выбором     различные    правовые    последствия,     обусловленные
   дифференциацией  в  правилах выплаты пенсии за выслугу  лет  лицам,
   уволившимся  с  военной  службы  или  службы  в  правоохранительных
   органах,   и  вновь  поступившим  (вернувшимся)  на  службу   после
   увольнения,  в  части,  касающейся права на  получение  назначенной
   пенсии  за  выслугу  лет, не могут рассматриваться  как  нарушающие
   равноправие,  гарантированное  статьей  19  Конституции  Российской
   Федерации,  и  ограничивающие право на свободу труда,  закрепленное
   статьей  37 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Не являются
   в   данном   случае  дискриминационными  по  своему   характеру   и
   обусловленные  спецификой  военной и  правоохранительной  службы  и
   особым  статусом  лиц, ее несущих, различия в  условиях  реализации
   гражданами права на получение трудовой пенсии по старости и  пенсии
   за выслугу лет.
       Предоставление    лицам,   проходившим    военную    и    (или)
   правоохранительную службу, права получать пенсию  за  выслугу  лет,
   которая  назначается и выплачивается им независимо от возраста  при
   условии  прекращения службы, направлено в том числе  на  защиту  от
   риска  утраты  или  снижения  профессиональной  трудоспособности  в
   результате  длительной  службы; пенсия за выслугу  лет  назначается
   без  ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере
   в  период  любой  иной трудовой деятельности,  как  и  всем  другим
   пенсионерам.   В  силу  этого  оспариваемое  положение   не   может
   рассматриваться  и как ограничивающее конституционное  право  таких
   лиц  на  социальное  обеспечение (статья 39, часть  1,  Конституции
   Российской Федерации).
       5.  Рассматриваемый  Закон, как следует из его  наименования  и
   содержания,  определяет  условия и порядок пенсионного  обеспечения
   лиц,  проходивших военную службу, службу в органах внутренних  дел,
   Государственной  противопожарной службе,  органах  по  контролю  за
   оборотом  наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях
   и   органах   уголовно-исполнительной  системы,  и   именно   этими
   категориями  граждан  -  по буквальному  смыслу  статьи  1  данного
   Закона  - ограничивается круг лиц, на которых распространяется  его
   действие.
       Вместе    с    тем   рядом   законодательных   актов   действие
   рассматриваемого  Закона  распространено  на  граждан,  проходивших
   службу   в   иных  правоохранительных  органах.  Так,  Федеральными
   законами  "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 2 статьи  44)
   и  "О  службе в таможенных органах Российской Федерации"  (пункт  1
   статьи    50)   предусматривается,   что   пенсионное   обеспечение
   прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и  членов
   их   семей   осуществляется  на  условиях  и  по  нормам,   которые
   установлены   законодательством  Российской  Федерации   для   лиц,
   проходивших военную службу, службу в органах внутренних  дел  и  их
   семей.   Аналогичное  правило  закреплялось   статьей   17   Закона
   Российской  Федерации  "О  федеральных органах  налоговой  полиции"
   (признан  утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2003  года
   в   связи  с  упразднением  Федеральной  службы  налоговой  полиции
   Российской Федерации) в отношении сотрудников налоговой полиции.
       Предписания    названных   Федеральных   законов,    касающиеся
   пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов,  прокуроров
   и   следователей   прокуратуры,  сотрудников   налоговой   полиции,
   отсылают  не  к отдельным положениям рассматриваемого Закона,  а  к
   установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону  в
   целом,  причем  какие-либо изъятия из закрепленного его  статьей  6
   общего  правила  назначения и выплаты пенсий для указанных  лиц  не
   предусматриваются.  То  обстоятельство,  что  после  принятия  этих
   Федеральных  законов  в  рассматриваемый  Закон  не  были   внесены
   соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как  и
   в  других  статьях)  отсутствует упоминание  о  лицах,  проходивших
   службу  в  иных правоохранительных органах, пенсионное  обеспечение
   которых   также  осуществляется  по  нормам  данного   Закона,   не
   означает,  что  в  отношении  пенсионеров  из  числа  лиц,  которые
   проходили   службу   в   налоговой  полиции,  таможенных   органах,
   учреждениях  и  органах прокуратуры, либо в отношении  пенсионеров,
   поступивших  на службу в эти правоохранительные органы,  правило  о
   приостановлении  выплаты  назначенной  пенсии  за  выслугу  лет  не
   действует,  -  оно в равной мере распространяется на всех  граждан,
   проходивших  службу  в правоохранительных органах,  включая  органы
   налоговой   полиции,   таможенные  органы,  органы   и   учреждения
   прокуратуры.
       Исходя  из изложенного и руководствуясь частями первой и второй
   статьи  71,  статьями 72, 74, 75, 79, 87, 100  и  104  Федерального
   конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       1.  Признать положение части второй статьи 6 Закона  Российской
   Федерации  от  12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении  лиц,
   проходивших  военную  службу,  службу  в  органах  внутренних  дел,
   Государственной  противопожарной  службе,  учреждениях  и   органах
   уголовно-исполнительной  системы,  и  их  семей"  (с   последующими
   изменениями  и  дополнениями),  согласно  которому  пенсионерам  из
   числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении  их
   на  военную  службу  или  на  службу в  органы  внутренних  дел,  в
   Государственную  противопожарную службу, в органы  по  контролю  за
   оборотом   наркотических  средств  и  психотропных   веществ,   или
   учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе  в
   любых  других государствах) выплата назначенных пенсий  за  выслугу
   лет   на   время   службы  приостанавливается,  не   противоречащим
   Конституции Российской Федерации.
       2.    Настоящее   Постановление   окончательно,   не   подлежит
   обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно  после  провозглашения,
   действует  непосредственно  и  не  требует  подтверждения   другими
   органами и должностными лицами.
       3.  Согласно статье 78 Федерального конституционного закона  "О
   Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее  Постановление
   подлежит  незамедлительному опубликованию в "Российской  газете"  и
   "Собрании  законодательства  Российской  Федерации".  Постановление
   должно  быть  опубликовано также в "Вестнике Конституционного  Суда
   Российской Федерации".
   
                                                   Конституционный Суд
                                                  Российской Федерации
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz