Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 17.02.2004 N 14-51-36/13 О МЕТОДИЧЕСКОМ ПИСЬМЕ "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АДАПТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПИСЬМО
                  от 17 февраля 2004 г. N 14-51-36/13
   
       Департамент  общего  и  дошкольного образования  Минобразования
   России  направляет  для использования в работе методическое  письмо
   Института  возрастной  физиологии Российской  академии  образования
   "Об  использовании  Программ индивидуального  адаптивного  развития
   при подготовке детей к школе".
   
                                             Руководитель Департамента
                                      общего и дошкольного образования
                                                        А.В.БАРАННИКОВ
   
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                        к письму Минобразования России
                                   от 17 февраля 2004 г. N 14-51-36/13
   
                          МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
                                   
         ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АДАПТИВНОГО
                 РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
   
       Возрастание   объемов   информации,  интенсификация   обучения,
   увеличение  нагрузки  наряду  с  ухудшающимся  здоровьем  и  ростом
   школьных  проблем  заставляют  школу и  родителей  искать  варианты
   такой  подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку  нормальную
   адаптацию  в  школе и хотя бы частично разгрузила  его  на  первых,
   самых сложных этапах обучения.
       Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет четкого и
   однозначного  ответа,  да  и  вряд  ли  он  возможен.  Различия   в
   функциональном и психическом развитии детей, поступающих  в  школу,
   столь  велики, что наиболее реальными и эффективными,  по-видимому,
   могут быть только индивидуальные программы подготовки.
       Создание  и  разработка индивидуальных программ  -  чрезвычайно
   сложная  задача, к которой современный педагог и школьный  психолог
   мало  подготовлены прежде всего потому, что не всегда хорошо  знают
   функциональные  возможности и возрастные особенности  ребенка,  его
   адаптивные  ресурсы,  ограничения, которые  связаны  со  здоровьем,
   спецификой раннего развития, и многое другое. Кроме того,  педагогу
   и  психологу  необходимо уметь выделить факторы  риска  в  развитии
   отдельного  ребенка  и с их учетом разработать оптимальную  систему
   подготовки.
       Важно подчеркнуть, что такая система должна быть многоплановой,
   а  занятия  с  ребенком - ступеньками к школе, а не  обучением  его
   письму,  чтению,  математике.  От того,  как  будут  выстроены  эти
   ступеньки,  во  многом  зависит успешность  последующей  адаптации,
   эффективность обучения.
       Исследования,  проведенные  в Институте  возрастной  физиологии
   РАО,  показывают, что работа по подготовке ребенка к  школе  должна
   строиться  с  учетом психофизиологических закономерностей  развития
   детей  6  -  7  лет,  в противном случае мы можем не  стимулировать
   развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского  о
   том,  что  "только то обучение в детском возрасте  хорошо,  которое
   забегает  вперед  развития и ведет развитие за  собой.  Но  обучать
   ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться".
       Варианты  индивидуальной  работы с ребенком  при  подготовке  к
   школе  могут быть самыми разнообразными, и их выбор зависит как  от
   социально-экономических условий, от возможности родителей  получить
   квалифицированную  консультативную помощь, так  и  от  квалификации
   специалистов, которые ведут подготовку к школе детей в  учреждениях
   образования.
       Индивидуальная  работа  по  подготовке  к  школе  должна   быть
   направлена на комплексное развитие ребенка и формирование  школьно-
   значимых функций.
       Основу организации занятий по развитию школьно-значимых функций
   определяют следующие принципы:
       1.   Системность.  Развитие  ребенка  -  процесс,   в   котором
   взаимосвязаны,  взаимозависимы и взаимообусловлены все  компоненты.
   Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа  по
   развитию ребенка.
       2.  Комплексность  (взаимодополняемость).  Развитие  ребенка  -
   комплексный   процесс,  в  котором  развитие  одной  познавательной
   функции  (например,  речи) определяет и дополняет  развитие  других
   функций.
       3.   Соответствие  возрастным  и  индивидуальным  возможностям.
   Индивидуальная  программа  подготовки  к  школе  может   и   должна
   строиться  в  соответствии с психофизиологическими закономерностями
   возрастного развития, с учетом факторов риска.
       4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку  в
   процессе  занятий,  способствует оптимизации  занятий  и  повышению
   эффективности  и дает опору на функции, не имеющие недостатков  при
   одновременном "подтягивании" дефицитарных (отстающих) функций.
       5.  Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении  и
   формировании  школьно-значимых функций,  следование  от  простых  и
   доступных заданий к более сложным, комплексным.
       6.  Индивидуализация  темпа работы -  переход  к  новому  этапу
   обучения   только  после  полного  освоения  материала  предыдущего
   этапа.
       7.  Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая
   формировать и закреплять механизмы реализации функции.
       Формы  организации индивидуальной работы по подготовке к  школе
   различны.
       1-й  вариант  -  занятия  (2 - 3 раза в неделю)  в  учреждениях
   образования  (детские сады, группы временного  пребывания  детей  в
   детских  садах,  школы,  дома  творчества,  центры  дополнительного
   образования, клубы, студии и т.п.). Наиболее целесообразны  занятия
   в   малых   группах,  что  позволяет  вести  дифференцированную   и
   индивидуальную работу с каждым ребенком.
       Занятия  должны проводиться в первой половине дня с соблюдением
   всех   санитарно-гигиенических  требований  к  условиям   обучения:
   соответствие мебели, освещенности и т.п.
       В  течение  дня  рекомендуется не больше трех  занятий,  каждое
   продолжительностью  до  30  минут, с  перерывами  по  10  минут.  В
   течение одного дня не рекомендуется больше трех занятий.
       2-й  вариант  -  занятия,  которые ведут  родители  (гувернеры,
   няни).  Эта система работы предусматривает предварительное обучение
   взрослых  на  краткосрочных  курсах и  возможность  систематической
   консультации.  Такие  курсы  целесообразно  организовать  на   базе
   центров   развития,   психолого-медико-социальных   центров,    где
   различные   специалисты  способны  оказать  родителям   необходимую
   помощь.  Работа  с родителями особенно эффективна  в  тех  случаях,
   когда пребывание ребенка в коллективе затруднено из-за болезни  или
   каких-либо других причин. Занятия дома имеют свои преимущества:  их
   можно  проводить  ежедневно  (2  -  3  занятия  по  20  минут),  за
   исключением периодов, когда ребенок плохо себя чувствует, во  время
   или после болезни.
       3-й  вариант - группы (5 - 7 детей) по подготовке к  школе  для
   детей  с  выраженной  несформированностью школьно-значимых  функций
   (но   интеллектуально   сохраненных,  не  подлежащих   специальному
   обучению)    при    психолого-медико-социальных,    психологических
   центрах.
       Предлагая  различные формы индивидуальной  подготовки  детей  к
   школе,  мы  учитываем  реальные  данные  о  состоянии  здоровья   и
   функциональном  развитии дошкольников. Еще раз  напомним  некоторые
   сведения для того, чтобы подчеркнуть необходимость такой работы:
       -  80  -  90%  детей  6  - 7 лет имеют те или  иные  отклонения
   физического здоровья;
       -  18  -  20%  детей  6  -  7 лет имеют пограничные  (негрубые)
   нарушения психического здоровья;
       - около 60% детей 6 - 7 лет имеют нарушения речевого развития;
       - около 35% детей 6 - 7 лет имеют несформированность зрительно-
   пространственного восприятия;
       -   более   30%  детей  6  -  7  лет  имеют  несформированность
   сложнокоординированных движений руки и графических движений;
       -   более   70%  детей  6  -  7  лет  имеют  несформированность
   интегративных   функций   (зрительно-моторных,   слухо-моторных   и
   сенсомоторных координаций);
       -  примерно  у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость,
   сопряженная с нарушениями речевого развития;
       -   около   25%   детей  имеют  замедленный  темп  деятельности
   (медлительные дети).
       В  основе большинства дефицитов в развитии у детей 6  -  7  лет
   лежит   функциональная  незрелость  коры  и  регуляторных  структур
   головного  мозга.  Все эти данные свидетельствуют  о  необходимости
   индивидуальной  работы  с  ребенком  на  самых  интенсивных  этапах
   развития (от 4 до 6 - 7 лет), когда еще нет школьных нагрузок.
       Опыт  показывает, что перечисленные дефициты в развитии успешно
   компенсируются  при направленной и систематической  работе.  Однако
   это  должна  быть  система не механической  тренировки,  а  система
   осознанной,  творческой  работы  ребенка  (даже  в  самых   простых
   заданиях)  под  руководством и при помощи взрослого. Такую  систему
   работы  мы  назвали индивидуальной адаптивной программой подготовки
   к школе.
       Главными    условиями    эффективности    программы    являются
   индивидуализация, систематичность, постепенность  и  повторяемость.
   Для   разработки   индивидуальной  адаптивной  программы   развития
   ребенка  необходимо  выделить факторы риска  в  его  развитии.  Эту
   работу  может провести педагог либо педагог и психолог.  В  трудных
   случаях  необходима  консультация и помощь в составлении  программы
   врача-педиатра,  психоневролога,  логопеда,  нейропсихолога.  Можно
   выделить  четыре  этапа  в  составлении  индивидуальной  адаптивной
   программы:
       I  этап  -  диагностика  функционального развития  и  выделение
   факторов риска.
       По результатам обследования выделяются:
       Неспецифические   факторы  риска,  связанные   с   соматической
   ослабленностью   из-за   хронических  или   частых   и   длительных
   заболеваний    либо    с    нарушениями    психического    здоровья
   (гиперактивность,     синдром    дефицита    внимания,     комплекс
   неврозоподобных расстройств - нарушение сна, тики, страхи и  т.п.).
   Неспецифические  факторы  риска,  как  правило,  лежат   в   основе
   нарушения    организации   деятельности   и   требуют   специальной
   организации работы с ребенком.
       Специфические  факторы  риска, связанные с  несформированностью
   познавательных  (школьно-значимых)  функций,  таких   как   речевое
   развитие,    моторное    развитие,    зрительное    и    зрительно-
   пространственное  восприятие,  интегративные  функции.  Компенсация
   специфических   факторов   риска   возможна   при   систематических
   целенаправленных занятиях.
       II  этап  -  четкое  определение целей и  задач  индивидуальной
   программы.
       III этап - составление индивидуального плана работы.
       IV  этап  - разработка планов каждого занятия, выбор адекватных
   форм и методов работы (с учетом особенностей ребенка).
       Разработку  индивидуальных программ развития  и  индивидуальную
   работу  с  каждым  ребенком  по  подготовке  к  школе  обеспечивает
   комплект  "Ступеньки  к  школе", который подготовлен  специалистами
   Института  возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой
   и  включает тетради для занятий с детьми и методическое пособие для
   воспитателей, педагогов, психологов.
   
                                        Институт возрастной физиологии
                                       Российской академии образования
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz