ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2004 г. N КАС 03-641
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Багателия В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 января 2004 года
гражданское дело по заявлению Овдиенко Александра Викторовича о
признании недействующими абзацев 6 и 7 раздела второго Федеральной
целевой программы "Государственные жилищные сертификаты",
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
20 января 1998 года N 71 (в редакции Постановлений Правительства
РФ от 8 апреля 2000 года N 315, от 19 марта 2002 года N 168, от 8
августа 2003 года N 475, с изменениями, внесенными Указом
Президента РФ от 28 января 1998 года N 102, Постановлениями
Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675, от 21 июня 2002
года N 450), по кассационной жалобе заявителя на решение
Верховного Суда РФ от 18 ноября 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Петроченкова А.Я., объяснения Овдиенко А.В. в обоснование доводов
кассационной жалобы и представителя Правительства РФ Деминой Н.И.,
возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, а также
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Багателия В.И.,
полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Овдиенко А.В. обратился в Верховный Суд с заявлением, в котором
оспаривает положения абзацев 6 и 7 раздела второго указанной
Федеральной целевой программы в части слов "по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, или по
состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными
мероприятиями".
Трактуя п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N
76-ФЗ "О статусе военнослужащих", заявитель пришел к выводу, что
военнослужащие, увольняемые (уволенные) с военной службы по
основаниям, не указанным в Законе, также имеют право на участие в
Программе и получение государственного жилищного сертификата, но в
более поздние сроки (более чем три месяца).
На основании изложенного Овдиенко А.В. полагает, что
Правительство РФ, установив к участникам Программы дополнительное
требование - увольнение по одному из вышеуказанных оснований,
ограничило право на участие в Программе остальных военнослужащих,
уволенных (увольняемых) по иным основаниям.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003
года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением,
Овдиенко А.В. просит его отменить и вынести новое решение об
удовлетворении его жалобы, полагая, что суд при вынесении решения
не учел, что Правительство Российской Федерации, издав
Постановление от 20 января 1998 года N 71, вышло за пределы
предоставленных ему полномочий, установленных ст. 115 Конституции
Российской Федерации, и нарушило положения п. 5 ст. 3, п. 2 ст. 4,
п. п. 1, 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по
следующим основаниям.
Пунктом 14 ст. 15 и пунктом 1 ст. 23 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" установлено право граждан, увольняемых
(уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями
путем получения государственного жилищного сертификата от органов
местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской
Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в
котором федеральным законом предусмотрена военная служба), порядок
выдачи которого определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" военнослужащие, имеющие общую продолжительность
военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по
достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не
позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место
жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми
помещениями по установленным нормам, в том числе за счет
государственных жилищных сертификатов на приобретение и
строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального
бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Только при наличии указанных условий (наличие выслуги,
увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному
постоянному месту жительства) военнослужащие вправе рассчитывать
на получение государственного жилищного сертификата для
приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с
военной службы месте жительства.
В соответствии с данной нормой Закона Правительством РФ
утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные
сертификаты" (Постановление Правительства РФ от 20 января 1998
года N 71, в редакции Постановления Правительства РФ от 8 апреля
2000 года N 315, от 19 марта 2002 года N 168, от 8 августа 2003
года N 475, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 28
января 1998 года N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17
сентября 2001 года N 675, от 21 июня 2002 года N 450).
Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102 Федеральной
целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" придан
статус президентской программы.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов
Президента РФ издает Постановления и распоряжения, обеспечивает их
исполнение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках
указанной конституционной нормы и п. 14 ст. 15 Федерального закона
"О статусе военнослужащих", принимая соответствующее
постановление, вопреки мнению Овдиенко А.В., действовало в
пределах своих полномочий и исключительной компетенции,
установленной законом.
Выдача военнослужащим государственных сертификатов является
одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства
жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном
месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного
законодательства Российской Федерации о предоставлении
государством жилых помещений гражданам.
Что же касается указания в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" о том, что порядок предоставления льгот и
возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных
в данном пункте, определяется Правительством РФ, то эта норма не
наделяет Правительство РФ полномочиями по установлению ограничений
при определении категорий граждан, на которые распространяются
данные льготы.
Дублирование в Постановлении указанных в Законе оснований,
необходимых для получения военнослужащими государственного
жилищного сертификата, не входит в противоречие с действующим
законодательством, и Правительство РФ, вводя ее, действовало в
пределах своих полномочий, руководствуясь общими нормами жилищного
законодательства Российской Федерации о предоставлении
государством жилых помещений гражданам и специальными нормами -
ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003
года оставить без изменения, а кассационную жалобу Овдиенко А.В. -
без удовлетворения.
|