Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.12.2005 N 56-Г05-16 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НЕДР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ" ОТ 11.05.2005 N 247-КЗ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМАЯ НОРМА ПРОТИВОРЕЧИТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 28 декабря 2005 года
   
                                                      Дело N 56-Г05-16
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                        Еременко Т.И.
   
       рассмотрела в судебном заседании 28 декабря 2005 г. гражданское
   дело  по  кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского
   края  на  решение Приморского краевого суда от 12 августа 2005  г.,
   которым   удовлетворено  заявление  первого  заместителя  прокурора
   Приморского    края   о   признании   противоречащим   федеральному
   законодательству  и  недействующим  пункта  3   статьи   2   Закона
   Приморского   края   "О   предоставлении   недр   для    разработки
   месторождений  полезных ископаемых на территории Приморского  края"
   от 11 мая 2005 г. N 247-КЗ.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова   А.В.,  заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской  Федерации  Гончаровой  Н.Ю.,  полагавшей  решение  суда
   законным,  Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              установила:
   
       11  мая  2005  года Законодательным Собранием Приморского  края
   принят   Закон   Приморского  края  "О  предоставлении   недр   для
   разработки   месторождений   полезных  ископаемых   на   территории
   Приморского края" N 247-КЗ, который был опубликован в газете  "Утро
   России" N 712 14 мая 2005 года.
       В  соответствии с пунктом 3 статьи 2 этого Закона полномочия по
   предоставлению     лицензий     на     разработку     месторождений
   общераспространенных   полезных  ископаемых   в   Приморском   крае
   возложены    на   уполномоченный   орган   исполнительной    власти
   Приморского края.
       Прокурор считает, что данное положение Закона Приморского  края
   противоречит  действующему федеральному законодательству,  так  как
   согласно  статьям  60  и 71 действующего в настоящее  время  Закона
   Российской   Федерации  "О  местном  самоуправлении  в   Российской
   Федерации"  от  6  июля  1991 года N 1550-1  районные  и  городские
   администрации    осуществляют   в   соответствии   с    действующим
   законодательством  управление и контроль  в  области  использования
   недр   и   полезных   ископаемых,  расположенных   на   территориях
   соответствующих  районов  и городов. Статьей  5  Закона  Российской
   Федерации  "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1 (в  редакции
   Федерального   закона   от  22  августа   2004   года   N   122-ФЗ)
   предусмотрено,  что органы местного самоуправления предоставляют  в
   соответствии  с  установленным порядком  разрешения  на  разработку
   месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также  на
   строительство подземных сооружений местного значения.  Кроме  того,
   к    полномочиям   органов   местного   самоуправления   в    сфере
   регулирования  отношений  недропользования  отнесено  осуществление
   контроля   за   использованием   и   охраной   недр   при    добыче
   общераспространенных    полезных   ископаемых,    а    также    при
   строительстве   подземных  сооружений,  не  связанных   с   добычей
   полезных ископаемых. Прокурор полагает, что термин "разрешение"  на
   осуществление  определенного вида деятельности и термин  "лицензия"
   являются тождественными.
       В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона Российской Федерации
   "О  недрах"  порядок  оформления,  государственной  регистрации   и
   выдачи   лицензий   на  пользование  участками  недр,   содержащими
   месторождения     общераспространенных     полезных     ископаемых,
   устанавливается    органами   государственной   власти    субъектов
   Российской Федерации.
       Таким   образом,  при  принятии  Закона  Приморского  края   "О
   предоставлении   недр   для   разработки   месторождений   полезных
   ископаемых    на    территории   Приморского   края"    N    247-КЗ
   Законодательное  Собрание  Приморского  края  как  представительный
   орган  государственной власти Приморского края должно было наделить
   органы   местного   самоуправления   Приморского   края   функциями
   предоставления  соискателям  разрешений  (лицензий)  на  разработку
   общераспространенных  полезных  ископаемых.  Однако   в   нарушение
   вышеуказанного  федерального  законодательства  пункт  3  статьи  2
   Закона  Приморского  края  "О предоставлении  недр  для  разработки
   месторождений  полезных ископаемых на территории Приморского  края"
   N  247-КЗ  определил в качестве единственного органа на  территории
   края,   предоставляющего   соискателям   лицензии   на   разработку
   общераспространенных  полезных  ископаемых,  уполномоченный   орган
   исполнительной власти Приморского края.
       Согласно пункту 1 части 3 статьи 16 Закона Российской Федерации
   "О   недрах"  органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской
   Федерации  обеспечивают  функционирование  государственной  системы
   лицензирования   пользования  недр  лишь  в  тех   случаях,   когда
   распоряжение  участками  недр  относится  к  компетенции  субъектов
   Российской  Федерации. В то же время статьей  5  Закона  Российской
   Федерации   "О   недрах"   предоставление  соискателям   разрешений
   (лицензий)   на   разработку   месторождений   общераспространенных
   полезных   ископаемых  отнесено  к  полномочиям  органов   местного
   самоуправления.
       Так  как в соответствии с п. 1 статьи 3 Федерального закона "Об
   общих  принципах  организации законодательных (представительных)  и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"  от  6  октября  1999  года  N  184-ФЗ  законы  и   иные
   нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не  могут
   противоречить  федеральным законам, принятым по  предметам  ведения
   Российской   Федерации   и   предметам   совместного   ведения,   а
   оспариваемый   пункт   статьи   2  Закона   Приморского   края   "О
   предоставлении   недр   для   разработки   месторождений   полезных
   ископаемых  на  территории Приморского края" N 247-КЗ  противоречит
   действующему  законодательству, просил признать  его  недействующим
   со дня вступления решения суда в законную силу.
       Решением  Приморского  краевого суда  от  12  августа  2005  г.
   заявление прокурора удовлетворено.
       В  кассационной  жалобе Законодательного  Собрания  Приморского
   края  поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с  нарушением
   норм материального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
       11  мая  2005  года Законодательным Собранием Приморского  края
   принят   Закон   Приморского  края  "О  предоставлении   недр   для
   разработки   месторождений   полезных  ископаемых   на   территории
   Приморского  края" N 247-КЗ, который был опубликован в  официальном
   органе - газете "Утро России" N 712 14 мая 2005 года.
       Согласно   пункту  3  статьи  2  этого  Закона  полномочия   по
   предоставлению     лицензий     на     разработку     месторождений
   общераспространенных   полезных  ископаемых   в   Приморском   крае
   возложены    на   уполномоченный   орган   исполнительной    власти
   Приморского края.
       В  соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 6  Федерального
   закона  "Об  общих принципах организации местного самоуправления  в
   Российской  Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ  в  ведении
   муниципальных    образований   находятся   вопросы    регулирования
   использования    месторождений    общераспространенных     полезных
   ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений.
       Согласно ч. 3 ст. 1.1 Закона Российской Федерации "О недрах" от
   21  февраля  1992  года  N  2395-1 органы  местного  самоуправления
   вправе  осуществлять  регулирование  отношений  недропользования  в
   пределах    предоставленных   им   действующим    законодательством
   полномочий.
       Статьей  5 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля
   1992  года  N 2395-1 (в редакции Федерального закона от 22  августа
   2004  года  N 122-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления
   в   сфере   регулирования   отношений  недропользования   отнесены:
   ...предоставление   в   соответствии   с   установленным   порядком
   разрешений   на   разработку   месторождений   общераспространенных
   полезных  ископаемых, а также на строительство подземных сооружений
   местного  значения; приостановление работ, связанных с пользованием
   недрами, на земельных участках в случае нарушения положений  статьи
   18  Закона  (в  том  числе  при  нарушении  юридическими  лицами  и
   гражданами    порядка   пользования   недрами   в   целях    добычи
   общераспространенных    полезных    ископаемых);    контроль     за
   использованием  и  охраной  недр  при  добыче  общераспространенных
   полезных   ископаемых,   а   также  при   строительстве   подземных
   сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
       Согласно статьям 60 и 71 действующего в настоящее время  Закона
   Российской   Федерации  "О  местном  самоуправлении  в   Российской
   Федерации"  от  6  июля  1991 года N 1550-1  районные  и  городские
   администрации    осуществляют   в   соответствии   с    действующим
   законодательством  управление и контроль  в  области  использования
   недр   и   полезных   ископаемых,  расположенных   на   территориях
   соответствующих районов и городов.
       Таким   образом,  федеральным  законом  к  полномочиям  органов
   местного    самоуправления   в   сфере   регулирования    отношений
   недропользования отнесено предоставление разрешений  на  разработку
   общераспространенных  полезных ископаемых,  осуществление  контроля
   за  использованием  и  охраной недр при добыче общераспространенных
   полезных   ископаемых,   а   также  при   строительстве   подземных
   сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
       Определив  в  пункте  3  статьи 2 Закона  Приморского  края  "О
   предоставлении   недр   для   разработки   месторождений   полезных
   ископаемых  на  территории Приморского края" N  247-КЗ  в  качестве
   органа,      предоставляющего      лицензию      на      разработку
   общераспространенных   полезных  ископаемых   исключительно   орган
   исполнительной власти Приморского края, как правильно  указал  суд,
   Законодательное  Собрание Приморского края фактически  в  нарушение
   требований   части  3  статьи  1.1,  статьи  5  Закона   Российской
   Федерации  "О недрах" ограничило полномочия местного самоуправления
   Приморского  края  в  сфере  недропользования,  в  настоящее  время
   органы  местного самоуправления лишились контрольных  полномочий  и
   полномочий  по  приостановлению работ, связанных  с  использованием
   недр   для  разработки  общераспространенных  полезных  ископаемых,
   поскольку   в   соответствии  с  оспариваемой  нормой  единственным
   лицензирующим  органом является уполномоченный орган исполнительной
   власти   Приморского   края,  который  вправе  проводить   проверки
   деятельности лицензиатов и приостанавливать их деятельность.
       Ссылка представителя Законодательного Собрания Приморского края
   на  то,  что согласно части 6 статьи 16 Закона Российской Федерации
   "О  недрах"  порядок  оформления,  государственной  регистрации   и
   выдачи   лицензий   на  пользование  участками  недр,   содержащими
   месторождения     общераспространенных     полезных     ископаемых,
   устанавливается    органами   государственной    власти    субъекта
   Российской   Федерации,   как  правильно   указал   суд,   является
   обоснованной. Однако при установлении такого порядка, в  частности,
   путем  принятия Закона Приморского края "О предоставлении недр  для
   разработки   месторождений   полезных  ископаемых   на   территории
   Приморского  края",  законодатель  субъекта  должен  был  учитывать
   вышеназванные    полномочия   органов   местного    самоуправления,
   определенные  статьей 5 Закона РФ "О недрах", что в  данном  случае
   им учтено не было.
       Согласно  пункту  1  статьи 16 Закона Российской  Федерации  "О
   недрах"   органы   исполнительной   власти   субъектов   Российской
   Федерации   должны  обеспечивать  функционирование  государственной
   системы  лицензирования пользования недр лишь в тех случаях,  когда
   распоряжение  участками  недр  относится  к  компетенции  субъектов
   Российской  Федерации. Однако статья 4 Закона Российской  Федерации
   "О  недрах" не относит к полномочиям органов государственной власти
   субъектов  Российской  Федерации в  сфере  регулирования  отношений
   недропользования  предоставление  гражданам  и  юридическим   лицам
   разрешений      (лицензий)     на     разработку      месторождений
   общераспространенных   полезных  ископаемых.   Статьей   5   Закона
   Российской   Федерации   "О   недрах"  предоставление   соискателям
   разрешений  на  разработку данных полезных  ископаемых  отнесено  к
   полномочиям органов местного самоуправления.
       В  соответствии с п. 7 статьи 10.1 Закона Российской  Федерации
   "О  недрах"  основаниями возникновения права пользования  участками
   недр   является   решение  уполномоченного  органа  государственной
   власти    субъекта   Российской   Федерации   в   соответствии    с
   законодательством  субъекта Российской Федерации  о  предоставлении
   права   пользования   участками  недр,  содержащими   месторождения
   общераспространенных  полезных  ископаемых,  или   участками   недр
   местного  значения,  а  также  участками  недр  местного  значения,
   используемыми  для  целей  строительства и  эксплуатации  подземных
   сооружений,  не  связанных с добычей полезных  ископаемых.  Однако,
   как   правильно  указал  суд,  данная  статья  не  наделяет   орган
   государственной  власти субъекта Российской Федерации  полномочиями
   по    предоставлению    разрешений   (лицензий)    на    разработку
   месторождений  общераспространенных полезных ископаемых.  В  данном
   случае    понятия    "разрешение   на   разработку    месторождений
   общераспространенных   полезных   ископаемых"    и    "решение    о
   предоставлении  права  пользования  участками  недр"  не   являются
   тождественными.  В  подтверждение своего вывода суд,  в  частности,
   обоснованно  указал,  что согласно статье  10.1  Закона  Российской
   Федерации   "О   недрах"   функциями   по   принятию   решений    о
   предоставлении  права  пользования участками  недр  на  федеральном
   уровне   наделены  Правительство  Российской  Федерации,  а   также
   различные  конкурсные и аукционные комиссии,  которые  не  являются
   лицензирующими   органами  (согласно  Постановлению   Правительства
   Российской  Федерации  от  17  июня 2004  года  N  293  федеральным
   лицензирующим   органом   в   области   недропользования   является
   Федеральное  агентство  по  недропользованию,  которое   производит
   выдачу лицензий на пользование недрами).
       То  обстоятельство, что статьей 42 Закона Российской  Федерации
   "О  недрах"  предусмотрено, что сумма сбора за участие  в  конкурсе
   (аукционе)    по    участкам    недр,   содержащим    месторождения
   общераспространенных  полезных  ископаемых,   или   участкам   недр
   местного  значения поступает в доход бюджетов субъектов  Российской
   Федерации,  регулирующих процесс пользования недрами  на  указанных
   участках,  как  обоснованно  указал суд,  не  может  повлечь  собой
   ограничение    установленных   законом   прав   органов    местного
   самоуправления в области недропользования.
       Таким  образом,  является правильным вывод суда о  противоречии
   оспариваемой нормы закона федеральному законодательству.
       Этот  вывод  мотивирован, соответствует  требованиям  закона  и
   оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
       Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, проверялись  судом,
   и  по  изложенным  в  решении  суда основаниям  правильно  признаны
   несостоятельными.
       По   существу   они  сводятся  к  неправильному  применению   и
   истолкованию   судом  норм  материального  права,  с   чем   нельзя
   согласиться по указанным выше основаниям.
       Нарушений  судом норм материального права, которые  бы  привели
   или  могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том  числе
   и  тех,  на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом  не
   допущено.
       Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Приморского  краевого  суда  от  12  августа  2005  г.
   оставить  без  изменений,  а кассационную  жалобу  Законодательного
   Собрания Приморского края - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz