Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.12.2005 N 78-Г05-57 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОСПАРИВАНИИ СТАТЬИ 6 ЗАКОНА САНКТПЕТЕРБУРГА N 19-4 ОТ 08.02.2000 "О НАЗЕМНОМ ПАССАЖИРСКОМ МАРШРУТНОМ ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ" ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ПО УСТАНОВЛЕННЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ОСПАРИВАЕМЫМ ЗАКОНОМ КОММЕРЧЕСКИМ МАРШРУТАМ ПРОИЗВОДИТСЯ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 28 декабря 2005 года
   
                                                      Дело N 78-Г05-57
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 28 декабря 2005 г. дело  по
   заявлению  Б. об оспаривании ст. 6 Закона Санкт-Петербурга  N  19-4
   от   08.02.2000  "О  наземном  пассажирском  маршрутном  транспорте
   общего  пользования в Санкт-Петербурге", по его кассационной жалобе
   на  решение  Санкт-Петербургского городского суда  от  22  сентября
   2005  г.,  которым ему в удовлетворении указанного  заявления  было
   отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Соловьева  В.Н.,  объяснения заявителя и его представителя  Лысенко
   В.А.,  представителя  губернатора  Санкт-Петербурга  Смелова  С.А.,
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации
   Гермашевой М.М., полагавшей постановленное по данному делу  решение
   суда   обоснованным,   Судебная  коллегия  по   гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       19  января 2000 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
   принят  и  8 февраля 2000 г. губернатором Санкт-Петербурга подписан
   Закон  Санкт-Петербурга N 19-4 "О наземном пассажирском  маршрутном
   транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".
       В  соответствии со ст. 3 указанного Закона администрация Санкт-
   Петербурга  устанавливает маршруты движения наземного пассажирского
   маршрутного  транспорта  общего пользования  на  территории  Санкт-
   Петербурга  с  определением начальных и конечных пунктов  маршрута,
   утверждает расписание движения транспорта по маршрутам.
       Администрация   Санкт-Петербурга  при  установлении   маршрутов
   движения  наземного  пассажирского  маршрутного  транспорта  общего
   пользования  учитывает  предложения  муниципальных  образований  по
   оптимальному   и  наиболее  безопасному  для  граждан   прохождению
   маршрута  и  развитию инфраструктуры, необходимой  для  организации
   движения    по   данному   маршруту,   и   несет   ответственность,
   предусмотренную   законодательством   Российской   Федерации,    за
   состояние проезжей части на установленных маршрутах перевозок.
       Согласно ст. 6 указанного Закона Санкт-Петербурга администрация
   Санкт-Петербурга  организует для маршрутных  перевозчиков  конкурс,
   по  результатам  которого  им предоставляется  право  осуществления
   перевозок  по  каждому  установленному в соответствии  с  настоящим
   Законом коммерческому маршруту.
       Порядок   организации   и   проведения   конкурсов   на   право
   осуществления  пассажирских перевозок по маршрутам  устанавливается
   администрацией Санкт-Петербурга.
       Б. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о
   признании  недействующей ст. 6 Закона Санкт-Петербурга "О  наземном
   пассажирском  маршрутном  транспорте общего  пользования  в  Санкт-
   Петербурге".
       В  обоснование  своего  заявления Б. сослался  на  то,  что  он
   является  индивидуальным  предпринимателем,  зарегистрированным   в
   установленном  порядке  и  имеющим  надлежащую  лицензию  на  право
   осуществления пассажирских перевозок.
       По  его мнению, необходимость прохождения им конкурса на  право
   осуществления   пассажирских  перевозок,  что  определено   ст.   6
   оспариваемого Закона, существенно нарушает его права  и  охраняемые
   законом  интересы, так как он на основании договоров N К-444-308  и
   N  К-445-288 осуществлял перевозки на коммерческих маршрутах  N  К-
   308 и N К-288.
       Кроме   того,   указанное  положение   по   мнению   заявителя,
   противоречит федеральному законодательству, а именно:  ст.  447  ГК
   РФ,  ст.  72 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 7 - 8 ФЗ "О конкуренции
   и  ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
   нарушает  его  права на занятие предпринимательской  деятельностью,
   гарантированные  ст.  34  Конституции  РФ,  так  как  создает   ему
   препятствия в дальнейшем работать на маршрутах N К-308 и  N  К-288,
   а   также  на  других  коммерческих  маршрутах,  возлагая  на  него
   обязанность   участвовать  в  конкурсе   на   право   осуществления
   перевозок по каждому коммерческому маршруту (л.д. 9, 15 - 17).
       В  судебном  заседании  заявитель Б.,  представители  заявителя
   Лысенко  В.В.,  Колосов  А.А. и Юрепин С.А.  поддержали  заявленные
   требования.
       Законодательное  Собрание Санкт-Петербурга и губернатор  Санкт-
   Петербурга  в  письменных  отзывах  просили  суд  отказать   Б.   в
   удовлетворении его требований.
       Представитель    Законодательного   Собрания   Санкт-Петербурга
   Гринева  В.М.  и представитель губернатора Санкт-Петербурга  Смелов
   С.А.  в  судебном  заседании поддержали указанные  выше  письменные
   отзывы.  В обоснование своих доводов они указали, что ст. 6  Закона
   Санкт-Петербурга  "О  наземном пассажирском  маршрутном  транспорте
   общего    пользования   в   Санкт-Петербурге"    не    противоречит
   федеральному  законодательству, поскольку  указанный  Закон  Санкт-
   Петербурга   принят   в   пределах  ведения   субъекта   Российской
   Федерации.  Данный Закон не регулирует гражданские  правоотношения,
   а  носит  административно-правовой характер,  в  силу  чего  ссылки
   заявителя на противоречие оспоренной им нормы ст. ст. 7 - 8  ФЗ  "О
   конкуренции   и   ограничении  монополистической  деятельности   на
   товарных  рынках" нормам гражданского и бюджетного законодательства
   являются   необоснованными.  Указанная  норма  не  нарушает   права
   заявителя,  поскольку  из  ее содержания следует,  что  в  открытом
   конкурсе на равных условиях вправе добровольно принять участие  все
   желающие лица, имеющие лицензию на право пассажирских перевозок.
       Решением  Санкт-Петербургского городского суда от  22  сентября
   2005  г. заявление Б. о признании недействующей ст. 6 Закона Санкт-
   Петербурга  N  19-4 "О наземном пассажирском маршрутном  транспорте
   общего    пользования    в    Санкт-Петербурге"    оставлено    без
   удовлетворения.
       В  кассационной  жалобе  заявитель  просит  отменить  указанное
   решение   суда,   утверждая,  что  оно  вынесено   судом   в   силу
   неправильного  понимания  и  применения норм  материального  права,
   регулирующих спорные правоотношения.
       В соответствии с п. "б" ст. 72 Конституции Российской Федерации
   к  совместному  ведению Российской Федерации и субъекта  Российской
   Федерации  относятся  вопросы  защиты  прав  и  свобод  человека  и
   гражданина,  обеспечение  законности, правопорядка  и  общественной
   безопасности.
       В  силу  ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ
   "О   безопасности  дорожного  движения"  регулирование  в   области
   безопасности  дорожного  движения  является  одной  из  мер  защиты
   жизни,  здоровья  и  имущества граждан, их законных  интересов,  то
   есть  указанное  регулирование относится  к  вопросам  защиты  прав
   человека и общественной безопасности.
       Таким  образом, регулирование в области безопасности  дорожного
   движения  в  соответствии  со  ст. 72 Конституции  РФ  относится  к
   совместному  ведению  Российской Федерации  и  субъекта  Российской
   Федерации.
       Согласно   ст.   4  ФЗ  "О  безопасности  дорожного   движения"
   законодательство  Российской  Федерации  о  безопасности  дорожного
   движения  состоит  из  настоящего  Федерального  закона  и   других
   федеральных  законов,  принимаемых  в  соответствии  с  ними   иных
   нормативных  правовых актов Российской Федерации,  законов  и  иных
   нормативных актов субъектов Российской Федерации.
       Как  следует  из  п.  1  ст.  6  ФЗ "О  безопасности  дорожного
   движения",    вопросы   организации   транспортного    обслуживания
   населения  не отнесены к предметам ведения Российской Федерации.  В
   соответствии  с п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона  субъекты
   Российской  Федерации  вне  пределов ведения  Российской  Федерации
   самостоятельно  решают  вопросы обеспечения безопасности  дорожного
   движения.
       В  соответствии  с подп. 20 п. 2 ст. 6 Федерального  Закона  от
   28.08.95   N  154-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации   местного
   самоуправления   в   Российской  Федерации"   (с   изменениями   на
   08.12.2003)   организация  транспортного   обслуживания   населения
   находится в ведении органов местного самоуправления.
       Однако  в  силу  части 2 пункта 3 ст. 6 этого  же  Федерального
   закона  в  субъектах  Российской Федерации -  городах  федерального
   значения  Москве  и  Санкт-Петербурге в целях  сохранения  единства
   городского   хозяйства   предметы   ведения   находящихся   на   их
   территориях  муниципальных образований, в том  числе  установленные
   федеральным    законом,   объекты   муниципальной    собственности,
   источники  доходов местных бюджетов определяются законами субъектов
   Российской  Федерации  -  городов федерального  значения  Москвы  и
   Санкт-Петербурга.
       Как  правильно отмечено судом в этой связи, в силу ст. 8 Закона
   Санкт-Петербурга  от 18.06.97 N 111-35 "О местном самоуправлении  в
   Санкт-Петербурге",  вопросы организации транспортного  обслуживания
   населения не отнесены Законом Санкт-Петербурга к вопросам  местного
   значения.
       Следовательно,  в  силу  ст.  6 ФЗ  "О  безопасности  дорожного
   движения",  подпункта 20 пункта 2 и части 2 пункта 3  статьи  6  ФЗ
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской Федерации", статьи 8 Закона Санкт-Петербурга "О  местном
   самоуправлении    в    Санкт-Петербурге",    вопросы    организации
   транспортного  обслуживания населения в Санкт-Петербурге  относятся
   к  компетенции субъекта Российской Федерации - города  федерального
   значения Санкт-Петербурга.
       Таким  образом, судом обоснованно указано, что согласно  ст.  1
   Закона   Санкт-Петербурга   "О  наземном  пассажирском   маршрутном
   транспорте   общего  пользования  в  Санкт-Петербурге",   предметом
   регулирования  данного  Закона  являются  отношения,  связанные   с
   организацией   обслуживания  пассажиров   наземного   пассажирского
   маршрутного транспорта общего пользования.
       Следовательно, Закон Санкт-Петербурга "О наземном  пассажирском
   маршрутном   транспорте  общего  пользования  в   Санкт-Петербурге"
   принят  в  пределах  компетенции субъекта  Российской  Федерации  -
   города федерального значения Санкт-Петербурга.
       В  силу ст. 1 указанного Закона Санкт-Петербурга, он регулирует
   отношения,   связанные   с  организацией  обслуживания   пассажиров
   наземного  пассажирского маршрутного транспорта общего пользования,
   то  есть  отношений, возникающих между государственными органами  и
   перевозчиками   при   осуществлении   транспортного    обслуживания
   населения   по   вопросам  технического  обеспечения   безопасности
   движения,  соблюдения  технических,  санитарных,  кадровых  и  иных
   требований  к  перевозчикам,  которые  не  охватываются   действием
   гражданского  законодательства, не относятся к  гражданско-правовым
   отношениям,  так как не могут регулироваться на основе  равноправия
   сторон,  а  подразумевают отношения на уровне власти  (подчинения),
   характерные для административных правоотношений.
       В  силу  правового  анализа указанных  положений  оспариваемого
   закона,  судом  обоснованно был сделан вывод о том, что  проведение
   конкурса   на   право   осуществлять   перевозки   пассажиров    по
   установленным   в   соответствии  с  Законом  Санкт-Петербурга   "О
   наземном  пассажирском маршрутном транспорте общего  пользования  в
   Санкт-Петербурге"   коммерческим   маршрутам   в   данном    случае
   производится в рамках административных правоотношений,  возникающих
   между  государственными органами Санкт-Петербурга  и  перевозчиками
   при  реализации  государственными органами  Санкт-Петербурга  своих
   полномочий   по   организации  обслуживания  пассажиров   наземного
   пассажирского    маршрутного   транспорта    общего    пользования.
   Проведение  конкурса  в соответствии с требованиями  ст.  6  Закона
   Санкт-Петербурга  "О  наземном пассажирском  маршрутном  транспорте
   общего  пользования  в  Санкт-Петербурге" направлено  на  выявление
   наиболее    ответственных   перевозчиков,   способных    обеспечить
   соблюдение  технических, санитарных, кадровых  и  иных  требований,
   предъявляемых  к  перевозчикам  в  целях  обеспечения  безопасности
   дорожного  движения,  обеспечения  мер  защиты  жизни,  здоровья  и
   имущества граждан, их законных интересов.
       По этой причине суд обоснованно находит несостоятельными доводы
   заявителя о противоречии ст. 6 указанного Закона ст. 447  ГК  РФ  и
   ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
       Следует  также  согласиться  и  с  выводом  суда  о  том,   что
   проведение  конкурса на право осуществлять перевозки пассажиров  по
   установленным  в  соответствии  с  указанным  выше  Законом  Санкт-
   Петербурга маршрутам не противоречит ст. ст. 7, 8 Закона  РСФСР  "О
   конкуренции   и   ограничении  монополистической  деятельности   на
   товарных  рынках".  Установленные ст. 6 Закона Санкт-Петербурга  "О
   наземном  пассажирском маршрутном транспорте общего  пользования  в
   Санкт-Петербурге"  правила в равной мере распространяются  на  всех
   перевозчиков,   желающих  осуществлять  перевозки   пассажиров   по
   коммерческим  маршрутам в Санкт-Петербурге. Указанный выше  конкурс
   носит   открытый  характер,  в  нем  вправе  принять   участие   на
   добровольной  основе каждый перевозчик, имеющий лицензию  на  право
   осуществления перевозки пассажиров, никому из претендентов  статьей
   6  оспоренного  Закона  Санкт-Петербурга не предоставляется  каких-
   либо преимуществ и никому из претендентов не устанавливается каких-
   либо ограничений для участия в данном конкурсе.
       Анализ    ст.   9   Закона   "О   конкуренции   и   ограничении
   монополистической   деятельности  на   товарных   рынках",   письма
   Министерства   РФ   по   антимонопольной   политике   и   поддержке
   предпринимательства  от 28 февраля 2003 г.  N  ИЮ/2272  "О  порядке
   применения  статьи  9  Закона РСФСР "О  конкуренции  и  ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках"  также  позволил
   суду   сделать   обоснованный  вывод  о  том,  что  антимонопольное
   законодательство    предъявляет    определенные     антимонопольные
   требования  к условиям проведения конкурса, однако не рассматривает
   сам по себе конкурс как ограничение конкуренции.
       Следует согласиться и с суждением суда о том, что Комитетом  по
   транспорту правомерно были выставлены на конкурс маршруты  N  К-288
   и N К-308.
       Доводы  заявителя о том, что он обеспечивал перевозки  по  этим
   маршрутам,  они  были разработаны и обустроены им лично,  в  данном
   случае  не имеют правового значения и не рассматривались судом  как
   не относящиеся к предмету спора.
       Относительно понесенных затрат заявитель вправе отыскивать их в
   общеисковом порядке.
       С  учетом  изложенного судом обоснованно и  по  существу  спора
   правильно    заявленное   Б.   требование   было   оставлено    без
   удовлетворения.
       Решение Санкт-Петербургского городского суда, постановленное по
   данному  делу, является законным и обоснованным, в связи с чем  оно
   подлежит оставлению без изменения.
       Доводы    кассационной   жалобы   не   могут   быть    признаны
   состоятельными,  так как сводятся к несогласию с  правовой  оценкой
   судом    установленных   обстоятельств   и   выводов   относительно
   заявленных Б. требований.
       С  учетом  изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Санкт-Петербургского городского суда  от  22  сентября
   2005  г.  оставить  без изменения, кассационную  жалобу  Б.  -  без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz