Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.12.2005 N 9-Г05-18 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.12.2004 N 169-З "ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД" УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ СРЕДСТВА ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ В БЮДЖЕТ ГОРОДА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДУСМОТРЕНЫ В ОБЛАСТНОМ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 21 декабря 2005 года
   
                                                       Дело N 9-Г05-18
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                           Емышевой В.А.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   прокурора   Нижегородской   области  о   признании   недействующими
   подпункта  51  части  1,  подпункта 2 части  4  статьи  8.1  Закона
   Нижегородской  области от 31.12.2004 N 169-З "Об областном  бюджете
   на  2005  год",  пункта  2, пункта 1 в части слов  "за  исключением
   города   Нижнего   Новгорода"  Порядка  расчета  и   предоставления
   субвенций  на предоставление гражданам субсидий на оплату  жилья  и
   коммунальных  услуг  (приложение 17 к Закону Нижегородской  области
   от  31.12.2004  N  169-З "Об областном бюджете на  2005  год"),  по
   кассационной   жалобе   Законодательного   Собрания   Нижегородской
   области  на  решение Нижегородского областного суда от  21.09.2005,
   которым заявление удовлетворено.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Емышевой   В.А.,   заключение  помощника   Генерального   прокурора
   Российской  Федерации Гермашевой М.М., полагавшей оставить  решение
   суда   без  изменения,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       31.12.2004  Законодательным  Собранием  Нижегородской   области
   принят  закон N 169-З "Об областном бюджете на 2005 год" (далее  по
   тексту - Закон Нижегородской области).
       Подпунктом  51  части  1,  подпунктом  2  части  4  статьи  8.1
   указанного Закона Нижегородской области предусмотрено, что на  2005
   год  для  города Нижнего Новгорода установлены нормативы отчислений
   в  местные бюджеты от федеральных налогов, подлежащих зачислению  в
   бюджет   Нижегородской  области  в  сумме  353471  тыс.   руб.   на
   предоставление  гражданам субсидий на оплату жилья  и  коммунальных
   услуг.
       Пунктом  1  Порядка  расчета  и  предоставления  субвенций   на
   предоставление  гражданам субсидий на оплату жилья  и  коммунальных
   услуг  (приложение  17 к Закону Нижегородской  области)  в  составе
   расходов   областного   бюджета  на  2005   год   предусматриваются
   субвенции  бюджетам  городов  и  районов  области,  за  исключением
   города  Нижний  Новгород, на предоставление гражданам  субсидий  на
   оплату жилья и коммунальных услуг.
       Согласно п. 2 Порядка расчета... органы местного самоуправления
   города   Нижний  Новгород  обеспечивают  предоставление   населению
   субсидий  на  оплату жилья и коммунальных услуг за счет собственных
   средств.
       Законом Нижегородской области от 30 августа 2005 г. N 119-З  "О
   внесении  изменений  в  Закон Нижегородской области  "Об  областном
   бюджете  на  2005  год" в Закон Нижегородской  области,  в  т.ч.  в
   приложение 17, внесены изменения.
       Пункт  2  (в ред. Закона Нижегородской области от 30.08.2005  N
   119-3)    изложен   в   следующей   редакции:   "Органы    местного
   самоуправления  города Нижний Новгород обеспечивают  предоставление
   населению  субсидий на оплату жилья и коммунальных  услуг  за  счет
   переданных  из областного бюджета дополнительных доходов  в  бюджет
   города  Нижний Новгород нормативами отчислений от налоговых доходов
   (часть  4  статьи  8  Закона Нижегородской  области  "Об  областном
   бюджете на 2005 год").
       3   августа  2005  г.  и.о.  прокурора  Нижегородской   области
   обратился  в суд с заявлением о признании недействующими  подпункта
   51  части  1,  подпункта 2 части 4 статьи 8.1 Закона  Нижегородской
   области,  подпункта  2, подпункта 1 в части  слов  "за  исключением
   города   Нижнего   Новгорода"  Порядка  расчета  и   предоставления
   гражданам   субсидий   на  оплату  жилья   и   коммунальных   услуг
   (приложение 17 к Закону Нижегородской области от 31.12.2004 N  169-
   З).
       Прокурор   Нижегородской   области   полагает,   что   средства
   областного  бюджета,  передаваемые в бюджет  г.  Н.  Новгорода  для
   предоставления  населению субсидий на оплату жилья  и  коммунальных
   услуг на 2005 год, должны быть предусмотрены в областном бюджете  в
   форме  субвенций,  а не дополнительных доходов  в  виде  нормативов
   отчислений  от  налоговых  доходов. Иное противоречит  федеральному
   законодательству.
       21  сентября  2005 г. Нижегородским областным  судом  заявление
   прокурора   удовлетворено.  Признаны  противоречащими  федеральному
   законодательству  и  недействующими со дня  вступления  в  законную
   силу  решения суда подпункт 51 части 1, подпункт 2 части  4  статьи
   8.1   Закона  Нижегородской  области  от  31.12.2004  N  169-З  "Об
   областном бюджете на 2005 год", пункт 2, пункт 1 в части  слов  "за
   исключением   города   Нижний   Новгород"   Порядка    расчета    и
   предоставления  субвенций на предоставление гражданам  субсидий  на
   оплату жилья и коммунальных услуг.
       Законодательное   собрание   Нижегородской    области    подало
   кассационную  жалобу, в которой просит решение отменить  и  принять
   новое  об  отказе  в  удовлетворении заявления. Полагает,  что  суд
   неправильно применил материальный закон.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации приходит к следующему.
       Оспариваемый  заявителем  Закон  Нижегородской  области  от  31
   декабря  2004  г.  N  169-З  "Об областном  бюджете  на  2005  год"
   регулирует  бюджетные  правоотношения  и  согласно  ч.  2   ст.   2
   Бюджетного кодекса РФ не может противоречить настоящему Кодексу.  В
   случае   противоречия  между  настоящим  Кодексом  и   нормативными
   правовыми актами, предусмотренными частью первой настоящей  статьи,
   применяется настоящий Кодекс.
       В  силу  ст.  ст.  5, 12 БК РФ акты бюджетного законодательства
   Российской  Федерации  не  имеют  обратной  силы  и  применяются  к
   правоотношениям, возникшим после введения их в действие, если  иное
   не  предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом. Закон
   о  бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу  со  дня
   подписания.  Годовой  бюджет составляется на один  финансовый  год,
   который соответствует календарному году и длится с 1 января  по  31
   декабря.
       Таким  образом, оспариваемый Закон Нижегородской области принят
   на  2005  финансовый год и применяется к правоотношениям, возникшим
   после введения его в действие.
       В  период  принятия Закона Нижегородской области "Об  областном
   бюджете   на   2005  год"  межбюджетные  отношения,   связанные   с
   предоставлением  межбюджетных трансфертов  на  возмещение  расходов
   организаций  жилищно-коммунального  хозяйства,  в  т.ч.  возмещение
   расходов  на  предоставление отдельным категориям граждан  субсидий
   на  оплату жилья и коммунальных услуг, регулировались статьями 15.3
   и  15.4  Закона  РФ "Об основах федеральной жилищной  политики"  (в
   ред. ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
       Статья  15.3  устанавливает,  что  межбюджетные  трансферты  на
   возмещение расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства  на
   предоставление  отдельным  категориям граждан  субсидий  на  оплату
   жилья  и коммунальных услуг могут предоставляться в форме субвенций
   из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам поселений.
       Согласно  статье  15.4  указанного Закона Российской  Федерации
   возмещение  затрат, связанных с предоставлением гражданам  субсидий
   на  оплату  жилья  и  коммунальных услуг,  осуществляется  за  счет
   средств  местных бюджетов и передаваемой им на эти цели  финансовой
   помощи  соответственно из бюджетов субъектов Российской  Федерации,
   федерального   бюджета   в  межбюджетных   отношениях   в   объеме,
   устанавливаемом   законами  о  бюджетах   соответствующих   уровней
   бюджетной  системы  Российской Федерации  на  очередной  финансовый
   год.
       Указанный  Закон утратил силу с 1 марта 2005  года  в  связи  с
   принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении  в
   действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
       Статья  159  ЖК  РФ  также  устанавливает,  что  финансирование
   расходов  на  предоставление  субсидий  осуществляется  из  местных
   бюджетов  за  счет субвенций, предоставляемых местным  бюджетам  из
   бюджетов  субъектов Российской Федерации (ч. 8 статьи 159 Жилищного
   кодекса Российской Федерации).
       В  соответствии с подп. 25 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6  октября  1999
   года  N  184-ФЗ  "Об  общих  принципах организации  законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной  власти
   субъектов Российской Федерации", вступившей в действие с  1  января
   2005  г.,  к  полномочиям органов государственной  власти  субъекта
   Российской   Федерации  отнесено  решение  вопроса   предоставления
   субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных  субсидий
   на   оплату   жилья   и  коммунальных  услуг   в   соответствии   с
   устанавливаемыми   органами   государственной    власти    субъекта
   Российской   Федерации  стандартами  оплаты  жилья  и  коммунальных
   услуг.
       Пунктом  1  статьи 139 Бюджетного кодекса Российской  Федерации
   установлено,  что  оказание финансовой помощи из  бюджета  субъекта
   Российской  Федерации местному бюджету на финансирование  отдельных
   целевых расходов может быть осуществлено в форме субвенций.
       Таким  образом,  по смыслу приведенных правовых  норм,  субъект
   Российской  Федерации  предоставляет  местным  бюджетам  из  своего
   бюджета  средства  в виде субвенций для реализации  государственных
   полномочий,  связанных с выплатой гражданам  адресных  субсидий  на
   оплату жилья и коммунальных услуг.
       С   учетом   изложенного,  суд  первой   инстанции   пришел   к
   обоснованному  выводу  о  том,  что  средства  областного  бюджета,
   передаваемые  в  бюджет  г.  Нижнего Новгорода  для  предоставления
   населению  субсидий на оплату жилья и коммунальных  услуг  на  2005
   год,   должны  быть  предусмотрены  в  областном  бюджете  в  форме
   субвенций,   а   не   дополнительных  доходов  в  виде   нормативов
   отчислений от налоговых доходов.
       Законодательное  Собрание  Нижегородской  области  указывает  в
   кассационной жалобе на то, что суд первой инстанции не учел, что  в
   п.   2   Порядка  расчета...  до  вынесения  решения  были  внесены
   изменения. Эти доводы жалобы заслуживают внимания.
       В   соответствии  с  ч.  2  ст.  253  ГПК  РФ,  установив,  что
   оспариваемый  нормативный правовой акт или его  часть  противоречит
   федеральному  закону  либо  другому  нормативному  правовому  акту,
   имеющим   большую   юридическую  силу,  суд  признает   нормативный
   правовой акт недействующим.
       Из  этого следует, что недействующим может быть признан  только
   имеющий  юридическую силу нормативный правовой акт. Правовые  акты,
   действие    которых   прекращено,   основанием   к    возникновению
   гражданских прав и обязанностей не являются и каких-либо  нарушений
   охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут.
       Судом  первой инстанции признан недействующим пункт  2  Порядка
   расчета... в редакции, не действующей на момент рассмотрения  дела,
   что  само  по себе исключало возможность оспаривания этой  правовой
   нормы в порядке абстрактного нормоконтроля.
       Учитывая   изложенное,   решение   суда   в   части   признания
   недействующим   п.   2  Порядка  расчета...   подлежит   отмене   с
   прекращением в этой части производства по делу.
       Иные  доводы,  изложенные в кассационной жалобе,  основанием  к
   отмене  решения суда не являются, поскольку судом первой  инстанции
   дана  правильная  оценка  всем доводам, приведенным  заявителем  по
   рассматриваемым  вопросам,  в том числе  указанным  в  кассационной
   жалобе.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Нижегородского областного суда от 21.09.2005  в  части
   удовлетворения  заявления  о  признании  недействующим   пункта   2
   Порядка   расчета  и  предоставления  субвенций  на  предоставление
   гражданам   субсидий   на  оплату  жилья   и   коммунальных   услуг
   (приложение 17 к Закону Нижегородской области от 31.12.2004 N  169-
   З  "Об  областном бюджете на 2005 год") отменить  и  в  этой  части
   производство по делу прекратить.
       В остальной части решение оставить без изменения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz