Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 14.12.2005 N 54-Г05-14 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННОЙ СТ. 2 ЗАКОНА ТАЙМЫРСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 22.04.2003 N 182-ОКЗ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ, УЛУЧШАЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, МОГУТ ИМЕТЬ ОБРАТНУЮ СИЛУ, ЕСЛИ ПРЯМО ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ЭТО

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 14 декабря 2005 года
   
                                                      Дело N 54-Г05-14
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                       Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 14 декабря 2005  года  дело
   по  заявлению прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
   округа  о  признании  противоречащей федеральному  законодательству
   ст. 2 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа  от
   22  апреля  2003  г.  N  182-ОкЗ  "О  внесении  изменений  в  Закон
   Таймырского  (Долгано-Ненецкого) автономного округа "О  введении  в
   действие  на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
   округа  системы налогообложения в виде единого налога на  вмененный
   доход   для   отдельных  видов  деятельности",   по   кассационному
   представлению  прокурора  на  решение  суда  Таймырского  (Долгано-
   Ненецкого) автономного округа от 16 сентября 2005 года,  которым  в
   удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Соловьева   В.Н.,   выслушав   заключение   прокурора   Генеральной
   прокуратуры  Российской Федерации Селяниной Н.Я.,  не  поддержавшей
   доводы   кассационного   представления,   Судебная   коллегия    по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)  автономного  округа
   обратился в суд Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного  округа
   с    заявлением    о    признании    противоречащей    федеральному
   законодательству   ст.  2  Закона  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)
   автономного  округа  от 22 апреля 2003 года N 182-ОкЗ  "О  внесении
   изменений   в  Закон  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)  автономного
   округа  "О  введении в действие на территории Таймырского (Долгано-
   Ненецкого)  автономного  округа  системы  налогообложения  в   виде
   единого   налога   на   вмененный   доход   для   отдельных   видов
   деятельности", опубликованный в газете "Таймыр" от 8 мая 2003  года
   N 54 (12760).
       Данным  Законом внесены изменения в Закон Таймырского (Долгано-
   Ненецкого)  автономного округа от 26 ноября 2002 года N 144-ОкЗ  "О
   введении  в  действие на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого)
   автономного  округа системы налогообложения в виде  единого  налога
   на  вмененный  доход  для  отдельных видов деятельности".  Согласно
   внесенным  изменениям единый налог на вмененный  доход  применяется
   при   осуществлении   предпринимательской  деятельности   в   сфере
   оказания  бытовых  услуг; розничной торговли, осуществляемой  через
   магазины  и павильоны с площадью торгового зала по каждому  объекту
   организации  торговли  не  более 150  квадратных  метров,  палатки,
   лотки  и  другие  объекты  организации торговли,  в  том  числе  не
   имеющие  стационарной  торговой площади; оказания  автотранспортных
   услуг    по   перевозке   пассажиров   и   грузов,   осуществляемые
   организациями       и       индивидуальными      предпринимателями,
   эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
       Обосновывая  свое требование прокурор сослался  на  то,  что  в
   соответствии  со  ст. 2 Закона округа N 182-ОкЗ  закон  вступает  в
   силу  со дня официального опубликования, т.е. с 8 мая 2003 года,  а
   указанные  изменения  системы налогообложения  распространяются  на
   правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.
       Прокурор  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)  автономного  округа
   пояснил,  что  по  общему правилу акты законодательства  о  налогах
   вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со  дня  их
   официального  опубликования  и  не  ранее  1-го  числа   очередного
   налогового  периода  по  соответствующему  налогу,  за  исключением
   случаев, предусмотренных статьей 5 НК РФ.
       Представитель Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого)  автономного
   округа Проскурякова Р.М., возражая против заявления, полагает,  что
   в    удовлетворении   требований   прокурора   следует    отказать,
   основываясь  на том, что Законом округа от 26 ноября  2002  года  N
   144-ОкЗ  "О введении в действие на территории Таймырского (Долгано-
   Ненецкого)  автономного  округа  системы  налогообложения  в   виде
   единого   налога   на   вмененный   доход   для   отдельных   видов
   деятельности"  в соответствии с НК РФ на территории  округа  введен
   не  налог,  а специальный налоговый режим - система налогообложения
   в  виде  единого  налога  на вмененный доход  для  отдельных  видов
   деятельности.
       Изменения,  внесенные  в Закон округа, и придание  им  обратной
   силы   никоим   образом  не  изменили  и  не   ухудшили   положения
   налогоплательщиков.
       Представитель   администрации  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)
   автономного   округа  Гук  О.Б.  в  судебном  заседании   полностью
   поддержал   представителя   Думы  Таймырского   (Долгано-Ненецкого)
   автономного округа и пояснил, что согласно п. 4 ст. 5 НК  РФ,  акты
   законодательства  о  налогах и сборах, отменяющие  налоги  и  (или)
   сборы,  снижающие  размеры  ставок налогов  и  сборов,  устраняющие
   обязанности  налогоплательщиков,  плательщиков  сборов,   налоговых
   агентов,   их   представителей  или  иным  образом  улучшающие   их
   положение,  могут  иметь обратную силу, если прямо  предусматривают
   это.
       Решением   суда  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)   автономного
   округа  от  16  сентября  2005  года в  удовлетворении  заявленного
   требования прокурору отказано.
       В  кассационном  представлении  прокурора  ставится  вопрос  об
   отмене  указанного  решения суда, как основанного  на  выводах,  не
   соответствующих   обстоятельствам  дела  и  положениям   налогового
   законодательства.
       Проверив материалы дела, изучив доводы представления прокурора,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации  находит  решение  суда  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)
   автономного   округа  подлежащим  оставлению   без   изменения   по
   следующим основаниям.
       В  соответствии  с  п.  1 ст. 5 Налогового  кодекса  Российской
   Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в  силу
   не  ранее  чем  по  истечении одного месяца со дня их  официального
   опубликования  и не ранее 1-го числа очередного налогового  периода
   по     соответствующему    налогу,    за    исключением    случаев,
   предусмотренных ст. 5 НК РФ.
       Акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, вводящие
   налоги  и  (или)  сборы, вступают в силу не ранее  1  января  года,
   следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца  со  дня
   их официального опубликования.
       В  соответствии  с  п.  2 ст. 5 НК РФ акты  законодательства  о
   налогах   и   сборах,  устанавливающие  новые  налоги  или   сборы,
   повышающие   налоговые  ставки,  устанавливающие   или   отягчающие
   ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие  новые
   обязанности     или     иным    образом    ухудшающие     положение
   налогоплательщиков   или  плательщиков   сборов,   а   также   иных
   участников  отношений, регулируемых законодательством о  налогах  и
   сборах, обратной силы не имеют.
       Однако  согласно  п.  3  ст.  5 НК  РФ  акты,  устраняющие  или
   смягчающие ответственность за нарушение законодательства о  налогах
   и  сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты  прав
   налогоплательщиков,  плательщиков  сборов,  налоговых  агентов,  их
   представителей, имеют обратную силу.
       В  силу  п.  4  указанной нормы права акты  законодательства  о
   налогах  и  сборах,  отменяющие налоги  и  (или)  сборы,  снижающие
   размеры    ставок   налогов   (сборов),   устраняющие   обязанности
   налогоплательщиков,  плательщиков  сборов,  налоговых  агентов,  их
   представителей  или  иным образом улучшающие  их  положение,  могут
   иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
       Как  установлено судом, Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого)
   автономного округа от 26 ноября 2002 года N 144-ОкЗ "О  введении  в
   действие  на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
   округа  системы налогообложения в виде единого налога на  вмененный
   доход   для   отдельных  видов  деятельности"  введен   специальный
   налоговый режим - система налогообложения в виде единого налога  на
   вмененный доход для отдельных видов деятельности.
       Указанный Закон округа вступил в силу с 1 января 2003 года.
       Специальный  налоговый режим - система налогообложения  в  виде
   единого  налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
   -  установлен  статьей  18, главой 26.3  НК  РФ,  положения  о  нем
   вступили в силу с 1 января 2003 года (Федеральный закон от 24  июля
   2002  года  N  104-ФЗ  "О внесении изменений и дополнений  в  часть
   вторую  НК  РФ и некоторые другие акты законодательства  Российской
   Федерации,  а  также о признании утратившими силу  отдельных  актов
   законодательства Российской Федерации о налогах и сборах").
       Специальные  налоговые режимы в соответствии со ст.  18  НК  РФ
   устанавливаются  Кодексом  и  применяются  в  случаях  и   порядке,
   которые предусмотрены Кодексом (в данном случае глава 26.3 НК РФ).
       Специальные  налоговые  режимы  могут  предусматривать   особый
   порядок    определения   элементов   налогообложения,    а    также
   освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов  и  сборов,
   предусмотренных статьями 13 - 15 Кодекса.
       К специальным налоговым режимам относятся:
       1)    система    налогообложения    для    сельскохозяйственных
   товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
       2) упрощенная система налогообложения;
       3)  система налогообложения в виде единого налога на  вмененный
   доход для отдельных видов деятельности;
       4)  система налогообложения при выполнении соглашений о разделе
   продукции.
       Судом  правильно  принято во внимание  то  обстоятельство,  что
   специальные  налоговые  режимы могут устанавливать  особый  порядок
   определения  элементов  налогообложения, а  также  освобождение  от
   обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
       Исследуя     конкретные     правоотношения,     возникшие     у
   налогоплательщика  ООО "Книготорг" в связи с переводом  предприятия
   на  уплату  единого  налога (ЕНВД), суд сделал  вывод,  что  данный
   налог  значительно  облегчает налоговое бремя  налогоплательщика  и
   улучшает его материальное положение.
       К  такому  же  выводу суд пришел, изучив представленный  в  суд
   администрацией    автономного    округа    "Сравнительный    анализ
   налогообложения  ЕНВД в сравнении с общей системой  налогообложения
   в 2003 году" (л.д. 38, 39).
       Таким  образом,  судом  обоснованно сделан  вывод  о  том,  что
   оспариваемый  Закон  округа от 22 апреля 2003  года  N  182-ОкЗ  "О
   внесении   изменений   в   Закон  Таймырского   (Долгано-Ненецкого)
   автономного   округа   "О   введении  в  действие   на   территории
   Таймырского   (Долгано-Ненецкого)   автономного   округа    системы
   налогообложения  в  виде  единого налога  на  вмененный  доход  для
   отдельных     видов    деятельности"    не    ухудшает    положение
   налогоплательщиков, а смягчает либо освобождает от  обязанности  по
   уплате  отдельных  налогов  и сборов, и  согласно  вышеприведенному
   законодательству Закону округа возможно придание обратной силы.
       Следует  согласиться и с утверждением суда о том, что  согласно
   ст.  249  ГПК  РФ  представители Думы и  администрации  Таймырского
   (Долгано-Ненецкого)  автономного округа представили  доказательства
   законности   оспариваемой  ст.  2  Закона   Таймырского   (Долгано-
   Ненецкого)  автономного округа от 22 апреля 2003 года N 182-ОкЗ  "О
   внесении   изменений   в   Закон  Таймырского   (Долгано-Ненецкого)
   автономного   округа   "О   введении  в  действие   на   территории
   Таймырского   (Долгано-Ненецкого)   автономного   округа    системы
   налогообложения  в  виде  единого налога  на  вмененный  доход  для
   отдельных видов деятельности".
       Согласно  ч.  1  ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что  оспариваемый
   нормативный  акт  не противоречит федеральному закону  или  другому
   нормативному  правовому  акту, имеющему большую  юридическую  силу,
   принимает  решение  об  отказе  в  удовлетворении  соответствующего
   заявления.
       С  учетом  вышеизложенного  суд  обоснованно  в  удовлетворении
   заявления  прокурора  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)  автономного
   округа   о  противоречии  статьи  2  Закона  Таймырского  (Долгано-
   Ненецкого)  автономного округа от 22 апреля 2003 года N 182-ОкЗ  "О
   внесении   изменений   в   Закон  Таймырского   (Долгано-Ненецкого)
   автономного   округа   "О   введении  в  действие   на   территории
   Таймырского   (Долгано-Ненецкого)   автономного   округа    системы
   налогообложения  в  виде  единого налога  на  вмененный  доход  для
   отдельных   видов   деятельности"   федеральному   законодательству
   отказал.
       Поскольку     выводы    суда    соответствуют     установленным
   обстоятельствам дела и требованиям налогового законодательства,  то
   постановленное  судом  Таймырского (Долгано-Ненецкого)  автономного
   округа решение является законным и обоснованным.
       С   доводами  кассационного  представления  прокурора  Судебная
   коллегия  по  гражданским делам Верховного Суда РФ  согласиться  не
   может,  так  как  они  сводятся  к переоценке  установленных  судом
   обстоятельств,  что недопустимо, а также содержат ошибочные  выводы
   о  правильности  применения  судом  правовых  положений  налогового
   законодательства.
       С   учетом  изложенного,  руководствуясь  ст.  361  ГПК  РСФСР,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
   от 16 сентября 2005 года оставить без изменения.
       Кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz