Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 4148/05 ОТ 08.11.2005 АДМИНИСТРАЦИЯ ТОРГОВОГО ПОРТА НЕ НАДЕЛЕНА ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРАНИЦ АКВАТОРИИ МОРСКОГО ПОРТА; ЭТИ ГРАНИЦЫ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ В ПОРЯДКЕ, ОПРЕДЕЛЕННОМ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, И ЛИШЬ ПРИВОДЯТСЯ В ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЯХ ПО ПОРТУ, ИЗДАВАЕМЫХ НАЧАЛЬНИКОМ АДМИНИСТРАЦИИ ПОРТА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 8 ноября 2005 г. N 4148/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего   -   первого  заместителя   Председателя
   Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К., Витрянского  В.В.,  Вышняк
   Н.Г.,  Иванниковой  Н.П.,  Киреева Ю.А.,  Козловой  А.С.,  Козловой
   О.А.,  Маковской  А.А.,  Першутова А.Г.,  Слесарева  В.Л.,  Суховой
   Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел    заявление    открытого   акционерного    общества
   "Судоходная компания "Волжское пароходство" о пересмотре в  порядке
   надзора   постановления  Федерального  арбитражного  суда   Северо-
   Кавказского  округа  от  20.12.2004 по делу  N  А53-9312/2003-С5-19
   Арбитражного суда Ростовской области.
       В заседании приняли участие представители:
       от   открытого   акционерного  общества  "Судоходная   компания
   "Волжское пароходство" - Билык Т.Е., Салтыков П.Н.;
       от  открытого  акционерного общества "Северо-Западный  флот"  -
   Рычкова Е.Ф., Хайруллин М.Р.;
       от    саморегулируемой   организации   "Ассоциация   судоходных
   компаний" - Курбаналиева Н.Г., Морозова Т.В.;
       от   федерального  государственного  учреждения  "Администрация
   морского порта Таганрог" - Артасонова Е.А., Базикова Е.В.;
       от Федерального агентства морского и речного транспорта - Ляпин
   В.М.
       Заслушав  и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения
   представителей   участвующих  в  деле  лиц,   Президиум   установил
   следующее.
       Открытое  акционерное общество "Судоходная  компания  "Волжское
   пароходство"   и  открытое  акционерное  общество  "Северо-Западный
   флот"  (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд  Ростовской
   области    с   заявлениями   о   признании   незаконными   приказов
   государственного учреждения "Морская администрация порта  Таганрог"
   (в   настоящее  время  -  федеральное  государственное   учреждение
   "Администрация  морского  порта Таганрог";  далее  -  администрация
   порта Таганрог) от 30.09.2002 N 139/1 и от 17.06.2003 N 116.
       Определениями суда первой инстанции от 03.11.2003  производство
   по делам о признании незаконными названных приказов прекращено.
       Федеральный    арбитражный   суд   Северо-Кавказского    округа
   постановлениями от 11.03.2004 указанные определения  отменил,  дела
   направил в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
       Суд  первой инстанции определением от 28.05.2004 объединил дело
   N   А53-8806/2003-С5-19  и  дело  N  А53-9312/2003-С5-19   в   одно
   производство, присвоив делу N А53-9312/2003-С5-19.
       Впоследствии    в   качестве   заявителя   в   дело    вступила
   некоммерческая  организация  "Ассоциация  судоходных  компаний"  (в
   настоящее   время   -   саморегулируемая  организация   "Ассоциация
   судоходных компаний").
       К  участию  в  деле  в  качестве  третьих  лиц,  не  заявляющих
   самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечены
   Министерство    транспорта   Российской   Федерации    (Федеральное
   агентство  морского  и речного транспорта), прокуратура  Ростовской
   области, государственное учреждение "Морская администрация  Ейского
   морского    порта",   государственное   учреждение   "Азово-Донское
   государственное    бассейновое   управление    водных    путей    и
   судоходства",  войсковая часть 30839, Главное управление  навигации
   и  гидрографии  Министерства обороны Российской  Федерации  в  лице
   Гидрографической службы Черноморского флота.
       Решением суда первой инстанции от 03.09.2004 пункт 2 приказа от
   30.09.2002  N  139/1  и  пункт  1  приказа  от  17.06.2003  N   116
   администрации  порта  Таганрог  в  части,  касающейся  установления
   координат границ акватории Таганрогского торгового порта,  признаны
   незаконными; в удовлетворении остальной части требований отказано.
       Федеральный    арбитражный   суд   Северо-Кавказского    округа
   постановлением от 20.12.2004 решение суда первой инстанции в  части
   признания  незаконными пункта 2 приказа от  30.09.2002  N  139/1  и
   пункта 1 приказа от 17.06.2003 N 116 отменил; производство по  делу
   в   части  требования  о  признании  недействительным  приказа   от
   30.09.2002  N  139/1  прекратил;  в  удовлетворении  требования   о
   признании  недействительным приказа от 17.06.2003 N 116 отказал;  в
   остальной части решение оставил без изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке  надзора  постановления  суда
   кассационной  инстанции  от 20.12.2004  и  дополнении  к  нему  ОАО
   "Судоходная  компания "Волжское пароходство" просит  отменить  этот
   судебный акт.
       В    отзывах   на   заявление   ОАО   "Северо-Западный   флот",
   саморегулируемая  организация "Ассоциация  судоходных  компаний"  и
   Гидрографическая служба Черноморского флота также  просят  отменить
   указанный судебный акт.
       Администрация   порта   Таганрог,   войсковая   часть    30839,
   прокуратура  Ростовской области, Федеральное агентство  морского  и
   речного   транспорта  в  отзывах  на  заявление   просят   оставить
   названный   судебный   акт   без  изменения   как   соответствующий
   действующему законодательству.
       Проверив   обоснованность  доводов,  изложенных  в   заявлении,
   отзывах   на   него  и  выступлениях  присутствующих  в   заседании
   представителей  участвующих  в деле  лиц,  Президиум  считает,  что
   оспариваемое   постановление   суда   кассационной   инстанции   от
   20.12.2004  подлежит  отмене,  решение  суда  первой  инстанции  от
   03.09.2004 - оставлению без изменения по следующим основаниям.
       Начальником  администрации  порта  Таганрог  издан  приказ   от
   30.09.2002  N  139/1,  пунктом 2 которого пункт  1.11  Обязательных
   постановлений по Таганрогскому морскому торговому порту  изложен  в
   следующей  редакции: "К портовым водам, находящимся под юрисдикцией
   Морской   администрации   порта  Таганрог,  относятся:   судоходная
   акватория  Таганрогского залива, в пределах объявленных  судоходных
   путей, восточнее меридиана 38-14' О Е и до приемного буя N 1 Азово-
   Донского  морского канала, включающими в себя внутреннюю и  внешнюю
   акватории  порта,  Таганрогский подходной  канал,  районы  рейдовых
   якорных стоянок судов N 1, 2, 3, 4, 5".
       Пунктом  1  приказа начальника администрации порта Таганрог  от
   17.06.2003  N  116  координаты  границ  акватории  порта   Таганрог
   определены  в соответствии с приказом Народного комиссариата  путей
   сообщения   от   25.09.1929  N  1093  и  пункт  1.11   Обязательных
   постановлений по Таганрогскому морскому торговому порту  изложен  в
   такой редакции: "Координаты границ акватории порта включают в  себя
   водное  пространство от меридиана плавучего маяка Донских  гирл  до
   Безымянной косы включительно".
       Признавая  пункт  2 приказа от 30.09.2002 N  139/1  и  пункт  1
   приказа   от   17.06.2003  N  116  недействительными,  суд   первой
   инстанции  исходил  из  того,  что эти приказы  изданы  начальником
   администрации порта Таганрог с превышением должностных  полномочий,
   в   нарушение  норм  действующего  законодательства  и  затрагивают
   интересы заявителей в сфере экономической деятельности.
       Суд   кассационной  инстанции,  отменяя  решение  суда   первой
   инстанции,  сослался  на Общие правила морских  торговых  и  рыбных
   портов  Союза  ССР,  утвержденные  приказом  Министерства  морского
   флота  СССР от 16.12.1969, и Общие правила плавания и стоянки судов
   в  морских  портах и на подходах к ним, утвержденные  Министерством
   морского   флота  СССР  и  Министерством  рыбного  хозяйства   СССР
   20.02.1990  (далее  -  Общие правила), в  соответствии  с  которыми
   начальник   морской   администрации   порта   издает   обязательные
   постановления  по  порту, отражающие особенности  данного  порта  и
   содержащие  правила плавания на его акватории  и  в  зоне  действия
   служб управления движения судов. При этом суд пришел к выводу,  что
   начальником  администрации  порта Таганрог  правомерно  установлены
   водные  границы  порта на основании приказа Народного  комиссариата
   путей сообщения от 25.09.1929 N 1093.
       Данный  вывод  суда  кассационной инстанции  необоснован  ввиду
   следующего.
       Согласно  части  4  статьи  9  Кодекса  торгового  мореплавания
   Российской  Федерации  администрации  морских  портов  осуществляют
   административно-властные и другие полномочия,  возложенные  на  них
   Правительством Российской Федерации.
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.1993
   N  1299  "Об организации управления морскими портами" администрации
   морских портов созданы для обеспечения безопасности мореплавания  и
   порядка  в портах, включая надзор за соблюдением законов, правил  и
   международных   договоров   Российской   Федерации   по   торговому
   мореплаванию,  осуществлению надзора за  технической  эксплуатацией
   закрепленных за ним портовых сооружений и объектов, обеспечению  их
   ремонта, развития и строительства.
       В  соответствии  с пунктом 1.6 Общих правил акваторию  морского
   порта   составляют   отведенные  порту  в  порядке,   установленном
   действующим  законодательством, водные пространства,  в  том  числе
   внутренний и внешний рейды. Границы акватории (вод порта,  портовых
   вод) приводятся в обязательных постановлениях по порту.
       Таким   образом,  администрация  торгового  порта  не  наделена
   полномочиями  по определению границ акватории морского  порта.  Эти
   границы   устанавливаются   в  порядке,  определенном   действующим
   законодательством, и лишь приводятся в обязательных  постановлениях
   по порту, издаваемых начальником администрации порта.
       Статьей  2  Федерального  закона  от  31.07.1998  N  155-ФЗ  "О
   внутренних  морских водах, территориальном море и  прилежащей  зоне
   Российской  Федерации"  установлено,  что  воды  портов  Российской
   Федерации относятся к внутренним морским водам.
       Исходя  из  статьи  36  Водного  кодекса  Российской  Федерации
   внутренние   морские  воды  находятся  в  собственности  Российской
   Федерации,  управление  которой согласно статье  71  и  пункту  "г"
   части  1  статьи 114 Конституции Российской Федерации  осуществляет
   Правительство Российской Федерации.
       Ссылка суда кассационной инстанции на то, что приказ начальника
   администрации   порта  Таганрог  от  17.06.2003  N   116   является
   законным,  так  как  издан  в  соответствии  с  приказом  Народного
   комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093, неправомерна.
       Пунктом  2  раздела  второго Конституции  Российской  Федерации
   установлено,  что  законы и другие правовые акты, действовавшие  на
   территории  Российской  Федерации  до  вступления  в  силу   данной
   Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.
       Приказ  Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929  N
   1093  в части установления границ акватории порта Таганрог не может
   применяться  в  настоящее  время, так как  Конституцией  Российской
   Федерации   1993   года,  Водным  кодексом  Российской   Федерации,
   Федеральным  законом  "О внутренних морских водах,  территориальном
   море  и  прилежащей  зоне  Российской  Федерации"  установлен  иной
   порядок управления федеральной собственностью.
       Таким образом, пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт  1
   приказа   от  17.06.2003  N  116  начальника  администрации   порта
   Таганрог,  изменяющие границы акватории порта  Таганрог,  изданы  с
   превышением   должностных   полномочий   и   противоречат    нормам
   действующего законодательства.
       При  названных обстоятельствах оспариваемое постановление  суда
   кассационной  инстанции  в силу пункта 1  статьи  304  Арбитражного
   процессуального  кодекса Российской Федерации подлежит  отмене  как
   противоречащее  закону  и нарушающее единообразие  в  толковании  и
   применении арбитражными судами норм права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского
   округа  от  20.12.2004  по делу N А53-9312/2003-С5-19  Арбитражного
   суда Ростовской области отменить.
       Решение  Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.2004  по
   указанному делу оставить без изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                          Е.Ю.ВАЛЯВИНА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz