Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.11.2005 N ГКПИ05-1141 О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 6 ПРИЛОЖЕНИЯ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ГОСКОМТРУДА СССР И ПРЕЗИДИУМА ВЦСПС ОТ 04.09.1964 N 380/П-18

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 3 ноября 2005 г. N ГКПИ05-1141
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд РФ в составе:
   
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                    Лариной М.А.,
       с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению   У.   о  признании  недействующим  п.  6  Приложения   к
   Постановлению  Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС  от  4  сентября
   1964  г.  N  380/П-18 в части слов: "Якутская АССР, за  исключением
   районов, указанных в п. п. 1 и 4" (далее - Приложение),
   
                              установил:
   
       У.  обратился  в Верховный Суд РФ с указанным выше  заявлением,
   сославшись  на  то, что оспариваемый пункт Приложения  в  указанной
   части  противоречит Постановлению ЦК КПСС и Совета  Министров  СССР
   от  29  апреля  1975  г.  N  352  "О  строительстве  Южно-Якутского
   угольного  комплекса"  и  нарушает  его  конституционное  право  на
   получение пенсии в предусмотренном законом размере.
       Считает, что установленный названным Постановлением ЦК  КПСС  и
   Совета  Министров СССР районный коэффициент 1,7, с учетом  которого
   он   получал   заработную   плату  при   строительстве   указанного
   комплекса,  должен  учитываться и  при  назначении  ему  пенсии  по
   старости.  Однако  при переезде на жительство в г.  Тулу  ему  была
   назначена   пенсия,   исчисленная  из   заработка   с   применением
   предусмотренного оспариваемым пунктом Приложения коэффициента  1,4,
   что привело к уменьшению его пенсии.
       В  судебное  заседание заявитель не явился. О дне  рассмотрения
   дела  извещен  своевременно.  Из  поступившего  от  него  сообщения
   следует,  что  он  не  возражает против  рассмотрения  дела  в  его
   отсутствие.
       Представитель   Министерства  здравоохранения   и   социального
   развития  РФ  Решетникова  С.С.  с  предъявленным  требованием   не
   согласилась   и  просила  об  оставлении  его  без  удовлетворения,
   сославшись  на  то,  что  оспариваемый  пункт  Приложения  в  части
   установления  для некоторых районов Якутской АССР коэффициента  1,4
   Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975  г.
   N 352 не противоречит и прав заявителя не нарушает.
       Выслушав   объяснения  представителя  заинтересованного   лица,
   исследовав   материалы   дела  и  заслушав   заключение   прокурора
   Генеральной  прокуратуры  РФ  Воскобойниковой  Е.Л.,  полагавшей  в
   удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его  не
   подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии  с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд,  признав,  что
   оспариваемый  нормативный правовой акт не противоречит федеральному
   закону  или  другому нормативному правовому акту,  имеющим  большую
   юридическую  силу,  принимает решение об  отказе  в  удовлетворении
   заявления.
       Как  установлено  судом,  Постановлением  Госкомтруда  СССР   и
   Президиума  ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 были  утверждены
   районные  коэффициенты  к заработной плате работников  просвещения,
   здравоохранения,   жилищно-коммунального  хозяйства,   торговли   и
   общественного  питания  и  других  отраслей  народного   хозяйства,
   непосредственно   обслуживающих  население,   занятых   в   районах
   Крайнего  Севера  и  местностях, приравненных  к  районам  Крайнего
   Севера,  в  пункте 6 Приложения к которому указаны  районы,  где  к
   заработной  плате  работников применяется  коэффициент  1,4,  и,  в
   частности, районы Якутской АССР, за исключением районов,  указанных
   в п. п. 1 и 4.
       По    утверждению    представителя    заинтересованного    лица
   (Министерства   здравоохранения   и   социального   развития    РФ)
   Решетниковой С.С., оспариваемым Постановлением Госкомтруда  СССР  и
   Президиума  ВЦСПС установлен централизованный районный  коэффициент
   к  заработной  плате  работников непроизводственных  отраслей  ряда
   районов Якутской АССР и, в частности, г. Нерюнгри в размере 1,4.
       Учитывая, что Правительством РФ, как это предусмотрено ст.  316
   Трудового  кодекса  РФ,  соответствующего  постановления  по  этому
   вопросу  до  настоящего времени не принято, продолжает  действовать
   оспариваемое  Постановление Госкомтруда СССР  и  Президиума  ВЦСПС,
   что согласуется с требованиями ст. 423 Трудового кодекса РФ.
       Установленный  п.  29 Постановления ЦК КПСС и Совета  Министров
   СССР  от  29  апреля 1975 г. N 352 "О строительстве  Южно-Якутского
   угольного  комплекса" районный коэффициент 1,7 к  заработной  плате
   работников,  занятых на строительстве, в промышленных  и  подсобно-
   вспомогательных  производствах,  на  транспорте,  в  хозяйствах   и
   организациях,    непосредственно    связанных    с    обслуживанием
   строительства, расположенных в районе строительства, включая  и  г.
   Нерюнгри,  действовал  только  на период  строительства  названного
   комплекса.
       Строительство данного комплекса завершено полностью в 1990 г. и
   в  связи с этим пункт 29 приведенного выше Постановления ЦК КПСС  и
   Совета Министров СССР прекратил свое действие.
       Данное  обстоятельство  подтверждается как  содержанием  самого
   пункта  29  Постановления, так и разъяснением  Госкомтруда  СССР  и
   Секретариата ВЦСПС от 29 июня 1976 г. N 10/14.
       С  учетом приведенных выше данных суд приходит к выводу о  том,
   что  оспариваемый пункт Приложения к Постановлению Госкомтруда СССР
   и  Президиума ВЦСПС в указанной части требованиям Постановления  ЦК
   КПСС  и  Совета  Министров  СССР, а также  положениям  действующего
   законодательства  РФ  не  противоречит и каких-либо  оснований  для
   признания его недействующим не имеется.
       Довод  заявителя  о  том,  что  установленный  названным   выше
   Постановлением   ЦК   КПСС   и  Совета  Министров   СССР   районный
   коэффициент   1,7  к  заработной  плате  работников,   занятых   на
   строительстве    Южно-Якутского   угольного    комплекса,    должен
   применяться и при исчислении размера пенсии по старости  независимо
   от  места его проживания и времени выхода на пенсию, не может  быть
   признан обоснованным.
       Согласно  ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные  пенсии  и
   социальные пособия устанавливаются законом.
       В  силу пункта 2 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях
   в  Российской Федерации" при назначении трудовой пенсии по старости
   в  соответствии  с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей  статьи
   применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных  к  ним
   местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий  по
   старости  в  связи с работой на Крайнем Севере по состоянию  на  31
   декабря 2001 г.
       По  состоянию  на  указанную дату действовали перечень  районов
   Крайнего   Севера  и  приравненных  к  ним  местностей  и  районные
   коэффициенты,     установленные     оспариваемым     Постановлением
   Госкомтруда  СССР  и Президиума ВЦСПС. Следовательно,  оспариваемый
   заявителем правовой акт Федеральному закону "О трудовых  пенсиях  в
   Российской Федерации" не противоречит.
       Не  противоречит он и Закону РФ "О государственных гарантиях  и
   компенсациях  для лиц, работающих и проживающих в районах  Крайнего
   Севера  и приравненных к ним местностях", согласно которому  размер
   районного  коэффициента  и  порядок  его  применения  для   расчета
   заработной  платы работников организаций, расположенных  в  районах
   Крайнего  Севера и приравненных к ним местностях, а  также  базовой
   части  трудовой  пенсии,  пенсий  по  государственному  пенсионному
   обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим  в
   указанных районах, устанавливаются Правительством РФ.
       Поскольку,  как  уже  отмечалось выше,  до  настоящего  времени
   такого  постановления  Правительством  РФ  не  принято,  продолжают
   действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, к  которым
   относится и оспариваемое Постановление.
       В  соответствии с Постановлением Совета Министров  РСФСР  от  4
   февраля   1991   г.   N  76  "О  некоторых  мерах   по   социально-
   экономическому   развитию   районов   Севера"   Советам   Министров
   республик,  входящих в состав РСФСР, крайисполкомам,  облисполкомам
   и  исполкомам  советов  народных депутатов  автономных  округов  по
   согласованию   с   соответствующими  профсоюзными   органами   было
   представлено   право   устанавливать   районные   коэффициенты    к
   заработной  плате рабочих и служащих в пределах действующих  на  их
   территории   (автономный  округ,  город,   район)   минимальных   и
   максимальных размеров этих коэффициентов.
       Затраты на указанные цели должны осуществляться за счет средств
   предприятий  и организаций, бюджетов республик, входящих  в  состав
   РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
       На  основании указанного Постановления Верховный Совет Якутской
   АССР   28   июня  1991  г.  принял  Постановление  N  539,  которым
   предприятию   угольного   комплекса   было   предоставлено    право
   установить районный коэффициент 1,7, ранее действовавший  по  месту
   его  строительства,  включая г. Нерюнгри, с  отнесением  затрат  за
   счет средств предприятия и местного бюджета.
       Таким   образом,  районный  коэффициент  в  размере  1,7  после
   прекращения  действия в этой части Постановления ЦК КПСС  и  Совета
   Министров  СССР  от 29 апреля 1975 г. N 352 в 1990  г.  в  связи  с
   окончанием   строительства  угольного  комплекса   был   установлен
   органом государственной власти субъекта Российской Федерации  и  не
   является  единым  районным коэффициентом, о котором  указывается  в
   ст.  10  Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях  для
   лиц,   работающих  и  проживающих  в  районах  Крайнего  Севера   и
   приравненных  к  ним местностях", а поэтому данный коэффициент  при
   исчислении  заработка и пенсии может применяться  только  к  лицам,
   работающим  и  проживающим в указанной местности  за  счет  средств
   предприятий и местного бюджета.
       Не  может  суд  согласиться и с доводом заявителя  о  том,  что
   оспариваемое  Постановление Госкомтруда  СССР  и  Президиума  ВЦСПС
   принято  с  нарушением  положений  ч.  3  ст.  15  Конституции  РФ,
   поскольку  данное  Постановление принято  до  введения  в  действие
   Конституции  и  в  связи  с  этим содержащееся  в  указанной  норме
   требование  об  обязательном  официальном  опубликовании   правовых
   актов на него не распространяется.
       Ссылка  заявителя  на ст. ст. 7 и 52 Конституции  РФ  также  не
   может  служить основанием к удовлетворению его заявления, поскольку
   указанные  нормы  Конституции вопросы, связанные  с  назначением  и
   установлением  размера  пенсий,  непосредственно  не  регулируют  и
   каких-либо критериев на этот счет не содержат.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198  и
   ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       Заявление  У.  о признании недействующим пункта 6 Приложения  к
   Постановлению  Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС  от  4  сентября
   1964  г.  N  380/П-18 в части слов: "Якутская АССР, за  исключением
   районов, указанных в п. п. 1 и 4", оставить без удовлетворения.
       Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
   Верховного  Суда  РФ  в  течение 10 дней со  дня  его  вынесения  в
   окончательной форме.
   
                                                 Председательствующий,
                                              Судья Верховного Суда РФ
                                                          Ю.Д.РЕДЧЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz