Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 7131/05 ОТ 01.11.2005 ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В ЧАСТИ ОТКАЗА В ВОЗМЕЩЕНИИ СУММ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В СВЯЗИ С ДОПУЩЕННЫМИ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ НАРУШЕНИЯМИ НОРМ МАТЕРИАЛЬНОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 1 ноября 2005 г. N 7131/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина  А.А.,  Валявиной
   Е.Ю.,  Витрянского  В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю.,  Иванниковой
   Н.П.,  Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н.,
   Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы  по
   городу   Златоусту  Челябинской  области  о  пересмотре  в  порядке
   надзора   решения   Арбитражного  суда   Челябинской   области   от
   17.11.2004   по   делу   N   А76-9857/04-33-221   и   постановления
   Федерального  арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2005  по
   тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от  Инспекции Федеральной налоговой службы по городу  Златоусту
   Челябинской области - Каверина Е.А., Комлева Ю.Ф., Шевченко Т.А.;
       от     открытого    акционерного    общества    "Златоустовский
   металлургический комбинат" - Гарипов В.З., Лаврешов А.В.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Горячевой  Ю.Ю.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Открытое  акционерное общество "Златоустовский металлургический
   комбинат"   (далее  -  комбинат)  обратилось  в   Арбитражный   суд
   Челябинской  области  с  заявлением  о  признании  недействительным
   решения  Инспекции Министерства Российской Федерации по  налогам  и
   сборам  по городу Златоусту Челябинской области (в настоящее  время
   -  Инспекция  Федеральной  налоговой  службы  по  городу  Златоусту
   Челябинской области; далее - инспекция) от 22.03.2004 N 26 в  части
   отказа   в   возмещении  16391258  рублей  налога  на   добавленную
   стоимость и об обязании возместить указанную сумму налога.
       Решением  Арбитражного суда Челябинской области  от  17.11.2004
   заявленные требования удовлетворены.
       Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от
   03.03.2005 оставил решение суда без изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных  актов
   инспекция  просит их отменить, ссылаясь на неправильное  применение
   судами  норм  материального  и  процессуального  права,  нарушающее
   единообразие в их толковании и применении арбитражными судами.
       В  отзыве  на  заявление комбинат просит оставить  оспариваемые
   судебные    акты   в   силе   как   соответствующие    действующему
   законодательству.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и выступлениях присутствующих в заседании представителей,
   Президиум  считает, что обжалуемые судебные акты  подлежат  отмене,
   дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции  по
   следующим основаниям.
       По  результатам камеральной проверки декларации  по  налогу  на
   добавленную  стоимость по налоговой ставке 0  процентов  за  ноябрь
   2003  года инспекция решением от 22.03.2004 N 26 отказала комбинату
   в   возмещении  16391258  рублей  налога,  сославшись  на  то,  что
   отправленная  им на экспорт металлопродукция получена в  результате
   мнимых   сделок,   совершенных  с  целью   создания   условий   для
   неправомерного  получения  из  бюджета  денежных  средств  в   виде
   возмещения налога на добавленную стоимость.
       Порядок   возмещения  сумм  налога  на  добавленную   стоимость
   установлен  статьей  176  Налогового кодекса  Российской  Федерации
   (далее  -  Кодекс), предусматривающей проведение налоговым  органом
   камеральной  проверки,  в  том  числе  и  обоснованности  налоговых
   вычетов. В рамках этой проверки на основании статей 88, 93  Кодекса
   налоговый    орган    вправе   истребовать   у    налогоплательщика
   дополнительные  сведения, объяснения и документы и  (или)  получить
   соответствующие сведения иным законным способом у других лиц.
       В силу пункта 2 статьи 173 Кодекса возмещение налогоплательщику
   налога   на   добавленную  стоимость,  уплаченного  им  поставщику,
   производится   в   размере  положительной  разницы   между   суммой
   налоговых  вычетов  и  суммой  налога,  исчисленной  по  операциям,
   признаваемым объектом налогообложения.
       Положения этой статьи находятся во взаимосвязи со статьями  171
   и  172  Кодекса  и  предполагают возможность возмещения  налога  из
   бюджета   при   наличии   реального   осуществления   хозяйственных
   операций.
       Поэтому налоговый орган вправе отказать в возмещении налога  на
   сумму  вычетов,  если  она не подтверждена надлежащими  документами
   либо  выявлена недобросовестность налогоплательщика при  совершении
   операций, в отношении которых заявлены вычеты.
       В  данном  случае инспекция, отказывая комбинату  в  возмещении
   налога,  сослалась  в решении от 22.03.2004 N 26  и  мотивированном
   заключении от 22.03.2004 N 6 на следующие обстоятельства.
       Комбинат  по договору от 01.09.2002 N 12-1364к продал закрытому
   акционерному  обществу "Саурент" (Москва; далее - общество)  металл
   в  незавершенном  производстве,  который  общество  вновь  передало
   комбинату для промышленной переработки по договору от 22.08.2002  N
   12-1362к.  Полученная из металла продукция выкуплена  комбинатом  у
   общества  по  договору  купли-продажи от 01.09.2002  N  12-1454к  и
   реализована через комиссионера на экспорт.
       При  этом соответствующие договорные отношения между комбинатом
   и   комиссионером,  а  также  между  комиссионером  и   иностранным
   покупателем  возникли до августа 2002 года. Металл в  незавершенном
   производстве   и  металлопродукция  до  ее  отправки   на   экспорт
   находились  на территории комбината. Договор хранения по требованию
   инспекции  был  представлен,  но  от  23.01.2004  N  2423   и   без
   передаточного  акта,  что  не позволило  определить  предмет  этого
   договора.  Расчеты  по  сделкам  произведены  между  комбинатом   и
   обществом   посредством   взаимозачета.  В  собственных   налоговых
   декларациях  общество отражало суммы, полученные  не  за  проданный
   комбинату  металл,  а за агентские услуги по приобретению  у  фирмы
   "Neville Investments Limited" металла для комбината.
       При  таких обстоятельствах инспекция пришла к выводу о том, что
   сделки  между обществом и комбинатом экономически не обусловлены  и
   преследовали  цель  неправомерного получения из бюджета  налога  на
   добавленную стоимость.
       Признавая  недействительным  решение  инспекции  об  отказе   в
   возмещении  налога, суд первой инстанции сослался на  то,  что  все
   требования  статьи  165  Кодекса  комбинатом  выполнены,  факт  его
   недобросовестности  и  мнимости сделок  инспекцией  не  доказан,  а
   основания  к  отказу  в  возмещении налога носят  предположительный
   характер.   Как  указал  суд,  сделки  комбината  применительно   к
   предшествующим  периодам неоднократно были  предметом  рассмотрения
   судами и их реальность подтверждалась.
       Между  тем  статьей  165  Кодекса  установлены  требования   по
   представлению  документов, связанных с экспортными  контрактами,  а
   не  по  операциям экспортеров с поставщиками, формирующим налоговые
   вычеты.   Поэтому  соблюдение  комбинатом  требований  статьи   165
   Кодекса   само   по  себе  не  свидетельствует  об   обоснованности
   заявленных им налоговых вычетов.
       В  нарушение  статьи  170 Арбитражного процессуального  кодекса
   Российской  Федерации  в  решении  не  указаны  доказательства,  на
   которых  основан  вывод  суда о реальности  совершенных  комбинатом
   сделок,  и  мотивы,  по которым отклонены доводы  инспекции  об  их
   заключении  с  целью  получения возмещения  налога  на  добавленную
   стоимость из бюджета.
       Вывод  суда о реальности сделок комбината изложен в общей форме
   путем  ссылки  на неоднократное рассмотрение этих сделок  судами  и
   подтверждение  их реальности, однако без указания, какие  конкретно
   обстоятельства,   установленные   вступившими   в   законную   силу
   решениями  арбитражных судов и имеющие значение для  данного  дела,
   принимаются  судом как не подлежащие доказыванию в  соответствии  с
   частью  2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской
   Федерации.
       Суд  не  дал  правовой  оценки конкретным договорам  комбината,
   перечисленным  инспекцией в решении и мотивированном заключении,  в
   их  взаимосвязи  и  совокупности,  а  также  выводам  инспекции  об
   экономической необоснованности совершенных комбинатом  и  обществом
   сделок,  о  неучастии  общества в процессе  создания  и  реализации
   металлопродукции, отправленной на экспорт.
       В  протоколе судебного заседания имеется запись о приобщении  к
   материалам  дела  договора купли-продажи  от  01.09.2002,  договора
   подряда от 22.08.2002 и договора хранения от 01.09.2002. Однако  ни
   одного договора между комбинатом и обществом, кроме договора купли-
   продажи  металлопродукции от 01.09.2002 N  12-1454к,  в  материалах
   дела  нет. При этом ни решение, ни протокол судебного заседания  не
   содержат  сведений об исследовании судом каких-либо  договоров  или
   иных документов.
       Суд   не   дал   оценки   и   материалам  встречных   проверок,
   представленным  инспекцией в заседание и приобщенным  к  материалам
   дела.
       Таким  образом,  оснований считать, что судом первой  инстанции
   выполнены   требования   статьи  71  Арбитражного   процессуального
   кодекса Российской Федерации о всестороннем, полном, объективном  и
   непосредственном исследовании доказательств, нет.
       Допущенные  судом первой инстанции нарушения норм материального
   и  процессуального права при рассмотрении дела в суде  кассационной
   инстанции не устранены.
       При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают
   единообразие  в  толковании и применении арбитражными  судами  норм
   права,  что  в  соответствии с пунктом 1  статьи  304  Арбитражного
   процессуального  кодекса Российской Федерации  является  основанием
   для их отмены.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  2
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.11.2004  по
   делу    N    А76-9857/04-33-221   и   постановление    Федерального
   арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2005 по тому  же  делу
   отменить.
       Дело  направить  на новое рассмотрение в суд  первой  инстанции
   Арбитражного суда Челябинской области.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz