Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.10.2005 N ГКПИ05-1234 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О ПРЕКРАЩЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ УСТАВНОГО СУДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В СВЯЗИ С ИСТЕЧЕНИЕМ СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ РЕШЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ ПРИНЯТО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ СУБЪЕКТА РФ В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 17 октября 2005 г. N ГКПИ05-1234
                                   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда Российской Федерации         Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                     Якиной К.А.,
       с участием прокурора                      Воскобойниковой Е.Л.
   
       рассмотрел  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  О. о признании незаконным постановления Законодательного
   Собрания  Санкт-Петербурга  от  14  сентября  2005  г.  N   475   о
   прекращении  полномочий  судьи Уставного  суда  Санкт-Петербурга  в
   связи с истечением срока полномочий,
   
                              установил:
   
       О.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
   об  оспаривании решения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
   Как  указывает заявитель, постановлением от 14 сентября 2005  г.  N
   475   прекращены  его  полномочия  судьи  Уставного   суда   Санкт-
   Петербурга   в   связи   с  истечением  срока  полномочий.   Данное
   постановление является незаконным, принято за пределами  полномочий
   законодательного органа и нарушает его права.
       В  суде представитель О. по доверенности адвокат Одабашян  Г.Н.
   поддержал   заявленные   требования  и   пояснил,   что   досрочное
   прекращение    полномочий    О.   также    обусловлено    принятием
   постановлений Уставного суда СПб от 15 ноября 2004 г. N 107-П и  от
   14 марта 2005 г. N 127-П.
       Представитель  заинтересованного лица  ЗАКСа  СПб  Уланов  А.Р.
   возражал  против удовлетворения заявления и пояснил, что решение  о
   прекращении   полномочий  судьи  Уставного  суда   Санкт-Петербурга
   принято   в   соответствии  с  законом,   в   пределах   полномочий
   законодательного органа Санкт-Петербурга и не нарушает права О.
       Выслушав  объяснения представителя заявителя О. по доверенности
   Одабашяна Г.Н., представителя ЗАКСа Санкт-Петербурга Уланова  А.Р.,
   исследовав   материалы   дела,   заслушав   заключение    прокурора
   Генеральной  прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л.,  полагавшей,  что
   заявление  не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный
   Суд  Российской  Федерации не находит оснований для  удовлетворения
   заявленных требований.
       Верховный  Суд  Российской Федерации рассматривает  в  качестве
   суда    первой    инстанции   гражданские   дела   об   оспаривании
   постановлений  о  приостановлении или прекращении полномочий  судей
   либо о прекращении их отставки.
       Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 14
   сентября  2005 г. N 475 прекращены с 30 сентября 2005 г. полномочия
   судьи  Уставного  суда  Санкт-Петербурга О. в  связи  с  истечением
   срока их полномочий.
       Закон  Российской  Федерации  "О  статусе  судей  в  Российской
   Федерации"   предусматривает,  что  срок  полномочий  и  предельный
   возраст  пребывания  в  должности судьи для  судей  конституционных
   (уставных)  судов  субъектов Российской  Федерации  устанавливаются
   законами  соответствующих субъектов Российской Федерации  (пункт  4
   статьи 11).
       Правовые основы организации и деятельности Уставного суда Санкт-
   Петербурга   определяются   Законом  "Об   Уставном   суде   Санкт-
   Петербурга",  принятым  Законодательным Собранием  Санкт-Петербурга
   24 мая 2000 года.
       О.  назначен  на  должность судьи Уставного суда постановлением
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 14 сентября  2000  г.
   N   428,   когда   Закон   "Об   Уставном  суде   Санкт-Петербурга"
   устанавливал,  что  судья Уставного суда назначается  на  должность
   сроком на пять лет (статья 17).
       Законом субъекта Российской Федерации от 27 мая 2005 г. N  250-
   24  в  Закон  Санкт-Петербурга от 24  мая  2000  г.  N  241-21  "Об
   Уставном суде Санкт-Петербурга" внесены изменения и дополнения.
       Согласно  статье  1  настоящего Закона  статья  17  Закона  "Об
   Уставном  суде  Санкт-Петербурга"  изложена  в  новой  редакции,  а
   именно:  судья  Уставного суда назначается на должность  сроком  на
   шесть  лет.  Данное положение распространяется на  судей  Уставного
   суда Санкт-Петербурга, назначенных на должности после вступления  в
   силу   настоящего   Закона  Санкт-Петербурга,   т.е.   законодатель
   специально  оговорил распространение шестилетнего срока  полномочий
   на  судей Уставного суда, назначаемых на должность после вступления
   в силу настоящего Закона.
       Закон  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон  Санкт-
   Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" от 27 мая 2005 г.  N
   250-24 опубликован в газете "Санкт-Петербургские ведомости" 28  мая
   2005 г. и вступил в силу 8 июня 2005 г.
       О.  назначен  на должность судьи 14 сентября 2000 г.,  т.е.  до
   вступления в силу Закона от 27 мая 2005 г. N 250-24.
       Общим  (основным) принципом действия закона во времени является
   распространение его на отношения, возникшие после  введения  его  в
   действие,  и только законодатель вправе распространить новые  нормы
   на  факты  и порождающие ими правовые последствия, которые возникли
   до  введения  соответствующих норм в действие, т.е. придать  закону
   обратную   силу   (определение  Конституционного  Суда   Российской
   Федерации  от  18 января 2005 г. N 7-О "По запросу Верховного  Суда
   Российской   Федерации  о  проверке  конституционности   статьи   7
   Федерального  закона "О дополнительных гарантиях социальной  защиты
   судей и работников аппаратов судов Российской Федерации").
       Из буквального содержания статьи 1 Закона "О внесении изменений
   и  дополнений  в  Закон Санкт-Петербурга "Об Уставном  суде  Санкт-
   Петербурга"  следует,  что  после  вступления  в  силу   настоящего
   Закона,   т.е.   после  8  июня  2005  г.,  судья  Уставного   суда
   назначается  на  должность сроком на шесть лет. Закон  "О  внесении
   изменений  и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "Об Уставном  суде
   Санкт-Петербурга"  не распространил действие  нормы  о  шестилетнем
   сроке  полномочий на судей Уставного суда, которые  были  назначены
   на  эти должности ранее этой даты и наделены полномочиями сроком на
   пять лет.
       Данный вывод суда также подтверждается положениями Устава Санкт-
   Петербурга,  принятого  Законодательным Собранием  Санкт-Петербурга
   14 января 1998 г., с последующими изменениями и дополнениями.
       Так,  согласно  части 1 статьи 50 Устава судья  Уставного  суда
   Санкт-Петербурга  назначается на должность  сроком  на  шесть  лет.
   Срок  полномочий  судей  Уставного  суда  Санкт-Петербурга  первого
   состава,   а   также   судей   Уставного   суда   Санкт-Петербурга,
   назначенных до 14 сентября 2005 года, составляет 5 лет (в  редакции
   Закона СПб от 12.07.2005 N 423-51).
       Статья  79  Устава также определяет, что срок полномочий  судей
   Уставного  суда Санкт-Петербурга, назначенных до 14  сентября  2005
   г.,  составляет 5 лет (в редакции Закона СПб от 02.06.2005  N  274-
   29).
       Устав  субъекта  Российской Федерации - это  целостный,  единый
   акт,  имеющий  высшую  юридическую силу в  системе  правовых  актов
   субъекта Российской Федерации.
       Данные   статьи   Устава   не  признаны   не   соответствующими
   действующему   законодательству,   поэтому   доводы   представителя
   Одабашяна  Г.Н. о том, что эти нормы не согласуются между  собой  и
   не  могут  распространяться на О., не могут служить основанием  для
   удовлетворения заявленных требований.
       Ссылки на постановление Уставного суда Санкт-Петербурга  от  22
   марта 2005 г. N 129-П по делу о проверке соответствия Уставу Санкт-
   Петербурга положений пунктов 2 и 3 статьи 15 и положений статьи  17
   Закона  Санкт-Петербурга от 24 мая 2000 года N 241-21 "Об  Уставном
   суде   Санкт-Петербурга"  по  запросу  депутатов   Законодательного
   Собрания   Санкт-Петербурга  Ю.П.  Гладкова,  С.В.  Гуляева,   А.Г.
   Крамарева,   В.Е.  Мартыненко,  К.Э.  Сухенко  не   могут   служить
   основанием   для   признания  незаконным  решения   о   прекращении
   полномочий  судьи,  т.к.  оно  не  имеет  правового  значения   для
   разрешения возникшего спора.
       Постановлением Уставного суда положения статьи 17 Закона Санкт-
   Петербурга  от  24  мая 2000 г. N 241-21 "Об Уставном  суде  Санкт-
   Петербурга",  устанавливающие  пятилетний  срок  полномочий   судьи
   Уставного   суда  Санкт-Петербурга,  признаны  не  соответствующими
   Уставу Санкт-Петербурга. Заявитель О. наделен полномочиями на  срок
   пять лет до принятия Уставным судом настоящего постановления.
       На момент принятия решения о прекращении полномочий судьи Закон
   "О  внесении  изменений и дополнений в Закон  Санкт-Петербурга  "Об
   Уставном   суде   Санкт-Петербурга"  установил   шестилетний   срок
   полномочий судей, назначенных на должность после 8 июня 2005  года,
   и не продлил полномочия ранее назначенным судьям.
       Закон "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" относит к компетенции
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  принятие  решения   о
   прекращении  полномочий  судьи Уставного суда  в  случае  истечения
   срока полномочий судьи (статья 20).
       Квалификационные коллегии судей субъектов Российской  Федерации
   рассматривают  вопросы,  отнесенные к их  компетенции  федеральными
   конституционными  законами,  федеральными  законами,  и   принимают
   мотивированные  решения в отношении судей федеральных  судов,  а  в
   случаях,  предусмотренных нормативными правовыми  актами  субъектов
   Российской   Федерации,   -  в  отношении   судей   конституционных
   (уставных)   судов  субъектов  Российской  Федерации   (статья   19
   Федерального закона "Об органах судейского сообщества в  Российской
   Федерации").
       Законодательное   Собрание   Санкт-Петербурга   не    принимало
   нормативного правового акта по наделению квалификационной  коллегии
   судей  Санкт-Петербурга компетенцией о прекращении полномочий судей
   Уставного суда.
       В  связи  с  тем  что решение вопроса о прекращении  полномочий
   судьи  Уставного  суда  в случае истечения срока  полномочий  судьи
   отнесено   к   компетенции   Законодательного   Собрания,   а    не
   квалификационной   коллегии  судей  Санкт-Петербурга,   то   доводы
   заявителя  о превышении Законодательным Собранием своих  полномочий
   не основаны на законе.
       Прекращение  полномочий  судьи  Уставного  суда   в   связи   с
   истечением   срока   пребывания   в   должности   не   противоречит
   общепризнанным принципам и нормам международного права,  касающимся
   осуществления судейских функций, закрепленных в Основных  принципах
   независимости   судебных  органов,  одобренных  Резолюцией   40/146
   Генеральной ассамблеи ООН 13.12.1985, Европейской хартией о  законе
   "О статусе судей".
       Поскольку  основания  прекращения  полномочий  судьи   являются
   законными,  то  несостоятельны доводы заявителя о  прекращении  его
   полномочий  в  связи с профессиональной деятельностью,  участием  в
   рассмотрении конкретных дел Уставного суда.
       Учитывая,   что  оспариваемое  решение  соответствует   закону,
   принято  в  пределах компетенции Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга  и  не нарушает права судьи, заявление  О.  не  подлежит
   удовлетворению.
       На  основании  изложенного и руководствуясь ст. ст.  194,  195,
   198, 258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление    О.    о    признании   незаконным    постановления
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 14 сентября  2005  г.
   N   475  о  прекращении  полномочий  судьи  Уставного  суда  Санкт-
   Петербурга  в  связи  с  истечением срока полномочий  оставить  без
   удовлетворения.
       Решение   может   быть   обжаловано  в  Кассационную   коллегию
   Верховного  Суда  Российской Федерации  в  течение  10  дней  после
   вынесения судом решения в окончательной форме.
   
                                                  Председательствующий
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                        Н.С.РОМАНЕНКОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz