Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 91-Г05-8 ОТ 12.10.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ НЕКОТОРЫХ ПУНКТОВ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.02.2005 N 69, ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИНЯТО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 12 октября 2005 года
                                   
                                                       Дело N 91-Г05-8
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   прокурора   Псковской  области  о  признании  не   соответствующими
   федеральному  законодательству  и недействующими  пунктов  3,  4.1,
   4.2,  6  и  7  Положения о порядке предоставления  жилых  помещений
   детям-сиротам   и   детям,  оставшимся  без  попечения   родителей,
   утвержденного  постановлением администрации  Псковской  области  от
   28.02.2005   N   69,   по  кассационному  представлению   прокурора
   Псковской области на решение Псковского областного суда от 11  июля
   2005 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Еременко  Т.И.,  объяснения представителей администрации  Псковской
   области   по   доверенностям  Ю.В.  Куликовой  и  В.С.   Овечкиной,
   полагавшим     кассационное     представление     не     подлежащим
   удовлетворению,   заключение   помощника   Генерального   прокурора
   Российской   Федерации  Т.А.  Власовой,  полагавшей  решение   суда
   подлежащим   отмене,   Судебная  коллегия  по   гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       постановлением  администрации Псковской  области  N  69  от  28
   февраля  2005  г.  утверждено Положение  о  порядке  предоставления
   жилых  помещений  детям-сиротам и детям, оставшимся  без  попечения
   родителей,   которым   определен   порядок   предоставления   жилых
   помещений  за  счет  средств  областного  бюджета  детям-сиротам  и
   детям,  оставшимся без попечения родителей, а также лицам из  числа
   детей  -  сирот  и  детей, оставшихся без попечения  родителей,  не
   имеющим закрепленного жилого помещения.
       Прокурор Псковской области обратился в Псковский областной  суд
   с    заявлением   о   признании   несоответствующими   федеральному
   законодательству  и  недействующими пунктов 3,  4.1,  4.2,  6  и  7
   названного  Положения  в части слов "место выявления  и  первичного
   устройства",  ссылаясь  на  то, что данные  положения  нормативного
   акта   субъекта  Российской  Федерации  противоречат   федеральному
   законодательству.
       Согласно   абз.   2   ч.  1  ст.  8  Федерального   закона   "О
   дополнительных  гарантиях  по социальной  поддержке  детей-сирот  и
   детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996  года
   N  159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а
   также  дети, находящиеся под опекой (попечительством),  не  имеющие
   закрепленного  жилого помещения, обеспечиваются жилой  площадью  не
   ниже   установленных   социальных   норм   вне   очереди   органами
   исполнительной власти по месту жительства.
       Установив   порядок  предоставления  жилого   помещения   детям
   указанной  категории по месту их выявления и первичного устройства,
   субъект  Российской Федерации нарушил федеральное законодательство,
   поскольку   понятия  "место  жительства"  и  "место   выявления   и
   первичного устройства" не являются равнозначными, между  тем  нормы
   правового   акта   должны  быть  изложены  ясно  и   не   допускать
   двусмысленного толкования.
       В   связи   с   этим  оспариваемые  нормы  подлежат   признанию
   недействующими с момента принятия.
       Решением  Псковского  областного суда от  11  июля  2005  г.  в
   удовлетворении  заявленных требований прокурору  Псковской  области
   отказано.
       В  кассационном представлении прокурор Псковской области просит
   решение  Псковского областного суда от 11 июля 2005 г.  отменить  в
   связи  с  нарушением  судом  норм материального  и  процессуального
   права.
       Проверив   материалы   дела,   обсудив   доводы   кассационного
   представления,  Судебная коллегия по гражданским  делам  Верховного
   Суда   Российской  Федерации  не  находит  оснований   для   отмены
   обжалуемого решения суда.
       В  силу  п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении
   Российской  Федерации  и субъектов Российской  Федерации  находится
   социальная  защита, включая социальное обеспечение, а также  защита
   семьи,   материнства,  отцовства  и  детства.  В   соответствии   с
   требованиями  п.  2 ст. 76 Конституции РФ по предметам  совместного
   ведения   РФ   и  ее  субъектов  издаются  федеральные   законы   и
   принимаемые  в  соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные
   правовые акты субъектов РФ.
       В  соответствии  ч. 1 ст. 26.3 Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"  от  6  октября  1999 года N 184-ФЗ  полномочия  органов
   государственной  власти  субъекта РФ  по  предметам,  отнесенным  к
   совместному  ведению  Российской Федерации и  субъектов  Российской
   Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно  за  счет
   средств бюджета субъекта РФ.
       Частью  1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996  года  N
   159-ФЗ  установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот  и
   детей,  оставшихся  без попечения родителей, на имущество  и  жилое
   помещение  устанавливаются законодательством  субъектов  Российской
   Федерации   и   относятся  к  расходным  обязательствам   субъектов
   Российской Федерации.
       В   соответствии  со  ст.  85  Бюджетного  кодекса   Российской
   Федерации   расходные  обязательства  субъекта   РФ   возникают   в
   результате  принятия  законов  и иных  нормативных  правовых  актов
   субъекта  РФ  при  осуществлении  органами  государственной  власти
   субъектов   РФ   полномочий  по  предметам   совместного   ведения,
   указанных  в  пункте  2  ст.  26.3 Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в  том
   числе  решение вопросов социальной поддержки детей-сирот  и  детей,
   оставшихся   без   попечения  родителей  (за   исключением   детей,
   обучающихся  в федеральных образовательных учреждениях).  Названные
   расходные   обязательства  субъекта  РФ  устанавливаются   органами
   государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются  за
   счет  собственных  доходов и источников покрытия  дефицита  бюджета
   субъекта РФ.
       Как  установлено судом, оспариваемое Положение было  принято  в
   целях   установления   порядка   предоставления   жилых   помещений
   указанным  категориям граждан и в соответствии с Законом  N  411-оз
   "О  дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот  и
   детей,  оставшихся без попечения родителей, а также  лиц  из  числа
   детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",  принятым
   Собранием депутатов Псковской области 11 января 2005 года,  и  этим
   Законом   определен  механизм  реализации  на  территории   области
   предусмотренных  федеральным  законом дополнительных  гарантий  для
   названной  категории детей, а также действие Закона  распространено
   на   детей,  имеющих  место  жительства  (место  закрепления  жилой
   площади)   или   место  пребывания  (учреждение  для   детей-сирот,
   общежитие,   семья   опекуна  (попечителя),  приемная   семья)   на
   территории области (ст. 1 Закона).
       Согласно абзацу 3 ч. 2 ст. 6 этого Закона дети-сироты  и  дети,
   оставшиеся  без попечения родителей, а также лица из  числа  детей-
   сирот  и  детей,  оставшихся без попечения  родителей,  не  имеющие
   закрепленного  жилого  помещения  или  жилье  которых  утрачено   в
   результате  стихийных  бедствий, в том  числе  пожара,  признано  в
   установленном    порядке   непригодным   для   проживания,    после
   возвращения  из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся  без
   попечения  родителей,  из  образовательных  учреждений  начального,
   среднего  и  высшего  профессионального  образования,  от  опекунов
   (попечителей),  из  приемных  семей,  из  учреждений,   исполняющих
   наказание  в  виде  лишения  свободы, по  истечении  срока  военной
   службы  по  призыву  в  рядах Вооруженных Сил Российской  Федерации
   обеспечиваются   жилыми   помещениями  по  установленным   жилищным
   законодательством  нормам  в порядке, установленном  администрацией
   области.
       Дав анализ оспариваемым пунктам Положения, суд первой инстанции
   пришел  к правильному выводу о том, что данное Положение принято  в
   пределах  предоставленных  законом  субъекту  Российской  Федерации
   полномочий    и    не   противоречит   действующему    федеральному
   законодательству.
       Довод  кассационного представления о том, что субъект не вправе
   установить   место   предоставления  жилого  помещения,   поскольку
   правовое  регулирование данного вопроса не относится к  компетенции
   субъекта   Российской  Федерации,  нельзя  признать  состоятельным,
   поскольку он основан на неправильном толковании норм права.
       Кроме  того, прокурором Псковской области не оспаривается право
   субъекта    Российской    Федерации   по    установлению    порядка
   предоставления   жилья  детям-сиротам  и  детям,   оставшимся   без
   попечения  родителей,  а ст. 8 Федерального закона  от  21  декабря
   1996  года  N  159-ФЗ предусмотрены гарантии прав  на  имущество  и
   жилое  помещение  детей-сирот  и детей,  оставшихся  без  попечения
   родителей,    а    также    детей,    находящихся    под     опекой
   (попечительством), имеющих закрепленное жилое помещение (абз. 1)  и
   не имеющих закрепленного жилого помещения (абз. 2).
       Этой  категории детей жилое помещение предоставляется по  месту
   выявления   и  первичного  устройства  ребенка  в  семью   или   на
   воспитание  в  соответствующее учреждение или по месту  регистрации
   их  рождения,  или  по месту последнего проживания  на  территориях
   соответствующих  районов  и городов субъектов  РФ,  если  место  их
   рождения находится за пределами территории РФ.
       Исходя из изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что
   для  детей-сирот, которые не имели закрепленного жилого  помещения,
   возможно установить только место временного пребывания.
       Иные   доводы   кассационного  представления   были   предметом
   исследования в суде первой инстанции и не могут служить  основанием
   к отмене обжалуемого судебного решения.
       Руководствуясь    ст.   ст.   360,   361,   366    Гражданского
   процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Псковского областного суда от 11 июля 2005 г. оставить
   без  изменения,  а  кассационное представление прокурора  Псковской
   области - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz