Утверждаю
Руководитель Роспотребнадзора,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
5 октября 2005 г. N 01-12/176-05
Согласовано
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Р.Ц.ЦАЛИКОВ
15 сентября 2005 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ НАДЗОРА
ЗА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и
деятельности функциональной подсистемы надзора за санитарно-
эпидемиологической обстановкой единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Далее -
функциональная подсистема).
2. Положение разработано в соответствии с Федеральными законами
от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от
30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N
314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти", Постановлениями Правительства Российской Федерации от
30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 27.05.2005 г. N 335 "О
внесении изменений в Постановление Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794".
3. Чрезвычайная ситуация - опасная для населения обстановка на
определенной территории, сложившаяся в результате аварии,
природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,
эпидемии, массовых заболеваний и отравлений среди населения,
сопровождающаяся человеческими жертвами, создающая потенциальную
или реальную угрозу здоровью людей или нарушающая гигиенические
условия жизни населения.
Потенциально опасный для населения объект - объект, на котором
проводятся, используются, перерабатываются, хранятся или
транспортируются радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные
химические и биологические вещества, материалы или иные вещества,
опасные в эпидемиологическом отношении, создающие потенциальную
или реальную угрозу здоровью людей или гигиеническим условиям
жизнедеятельности населения.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций - комплекс
организационно-технических, медико-санитарных, гигиенических и
санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных на
предупреждение и ликвидацию или снижение вероятности возникновения
чрезвычайных для населения ситуаций техногенного, природного или
эпидемиологического характера.
4. Руководство созданием и деятельностью функциональной
подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор). (Далее - Служба).
5. В своей деятельности функциональная подсистема
руководствуется вышеуказанными Постановлениями Правительства
Российской Федерации, Положением о Службе, Положением о
государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской
Федерации, иными нормативными правовыми актами и настоящим
Положением.
6. Основными задачами функциональной подсистемы являются:
организация мероприятий, направленных на предупреждение и
ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-
эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствование организации и повышение готовности органов и
учреждений Службы к деятельности по наблюдению, оценке и
прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки,
обусловленных возникновением реальной или потенциальной угрозы
здоровью населения.
7. Функциональная подсистема действует на федеральном,
региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
8. Координационными органами функциональной подсистемы
являются:
на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Роспотребнадзора;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
организаций, подведомственных Роспотребнадзору.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также
порядок принятия решений определяются в положениях о них.
9. Постоянно действующими органами управления функциональной
системы являются:
на федеральном уровне - подразделение Роспотребнадзора для
решения задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
на региональном уровне - подразделения территориальных
управлений Роспотребнадзора, уполномоченные на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
на муниципальном уровне - отделы и филиалы территориальных
управлений Роспотребнадзора, уполномоченные на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
на объектовом уровне - работники организаций, уполномоченные на
решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов
управления функциональной системы определяются соответствующими
положениями о них.
10. Органами, повседневного управления функциональной системы
являются оперативные дежурные (дежурные) Роспотребнадзора,
территориальных управлений Роспотребнадзора, отделов и филиалов
территориальных управлений Роспотребнадзора, организаций.
11. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся:
органы и учреждения Службы центрального подчинения и
ведомственных служб. (Организационно-методическую функцию
выполняет Роспотребнадзор);
научно-исследовательские институты гигиенического и
эпидемиологического профиля, территориальные управления Службы и
Федеральные государственные учреждения здравоохранения, центры
гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации;
соответствующие отделы территориальных управлений
Роспотребнадзора на транспорте и в субъектах Российской Федерации,
где расположены территориальные органы МЧС России;
силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных
ситуаций санитарно-эпидемиологического характера на
соответствующих территориях.
12. Порядок создания специализированных формирований Службы и
их функции в условиях чрезвычайных ситуаций определяются приказами
Роспотребнадзора.
13. Решения об использовании сил и средств функциональной
подсистемы, привлекаемых к проведению санитарно-гигиенических,
противоэпидемических и других мероприятий в районе чрезвычайных
ситуаций, принимаются в зависимости от их масштабов, потенциальной
или явной опасности для населения, на федеральном уровне -
руководителем Службы или заместителями руководителя Службы, на
региональном и муниципальном уровнях - руководителями
территориальных управлений Роспотребнадзора, на объектовом уровне
- руководителями организаций, по согласованию с руководством
Службы.
14. Управление функциональной подсистемой осуществляется с
использованием систем связи и оповещения, средств связи и
оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и
ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и
сигналов оповещения до органов управления, сил функциональной
подсистемы и населения.
Система связи, оповещения и информационного оповещения на всех
уровнях сопрягается с информационно-управляющей системой РСЧС и
информационной системой Всероссийской службы медицины катастроф.
15. Проведение мероприятий по надзору за санитарно-
эпидемиологической обстановкой при ликвидации чрезвычайных
ситуаций в рамках функциональной подсистемы осуществляется на
основе планов действий Роспотребнадзора и подведомственных
организаций.
16. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций
на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы
функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной
деятельности.
Для соответствующих органов управления и сил функциональной
подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов
функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
17. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и
силами функциональной подсистемы являются:
а) В режиме повседневной деятельности (при нормальной
производственно-промышленной, радиационной, химической,
биологической (бактериологической), сейсмической к
гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий,
эпизоотии, эпифитотий, ведении долгосрочных восстановительных
работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и
экологических бедствий):
наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-
эпидемиологической обстановки;
предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований
санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья
населения; предупреждение возникновения и распространения массовых
инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений среди
населения;
подготовка специалистов Службы к действиям в чрезвычайных
ситуациях, организация аттестации формирований и специалистов;
обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и
средств функциональной подсистемы, обобщение опыта и обеспечение
дальнейшего развития функциональной подсистемы;
участие в разработке и реализации целевых программ в области
надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой при выполнении
задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и
обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к
ним территориях;
разработка и выполнение программ, направленных на обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
б) В режиме повышенной готовности (при ухудшении
производственно-промышленной, радиационной, химической,
биологической (бактериологической), сейсмической и
гидрометеорологической обстановки, при прогнозе возможности
возникновения эпидемий):
постоянный сбор, обработка и передача органам управления и
силам функциональной подсистемы информации о прогнозируемых
чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и
способах защиты от них;
подготовка специальных медико-санитарных, гигиенических и
санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на
обеспечение защиты населения;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды,
обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к
ним территориях, прогнозирование возможности и масштабов эпидемий;
формирование оперативных групп, уточнение санитарно-
эпидемиологической обстановки, планов действий (взаимодействия) и
иных документов;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
в) В режиме чрезвычайной ситуации:
разработка и реализация органами и учреждениями Службы
комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий;
профилактика массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний
и отравлений, включающая применение современных средств иммунной
защиты населения и средств личной профилактики, в акции о
профилактику и санитарно-эпидемиологический контроль за их
организацией;
обслуживание аварийно-спасательных и других специализированных
формирований в районе чрезвычайных ситуаций, направленное на
обеспечение эпидемической безопасности этой категории
специалистов;
поддержание взаимодействия органов управления и учреждений
Службы с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в
соответствии с конкретными планами мероприятий разрабатываемых по
обстановке в чрезвычайной ситуации;
организация карантинно-ограничительных мероприятий и
установление режима поведения в эпидочаге при возникновении
эпидемических вспышек особо опасных инфекций;
организация работ по проведению санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий при ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций силами ведомственных
формирований постоянной готовности;
организация и осуществление оперативного контроля и измерений
уровней радиоактивного и химического загрязнения в районах
чрезвычайных ситуаций;
информационное обеспечение о степени риска последствий
чрезвычайных ситуаций для здоровья населения;
восполнение запасов медицинского имущества, диагностических и
дезинфекционных средств для ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций (совместно со Всероссийской
службой медицины катастроф);
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайных ситуаций;
оценка санитарно-эпидемиологической обстановки;
организация материально-технического обеспечения работы
специалистов Службы; осуществление постоянного контроля за
состоянием окружающей среды в районах чрезвычайных ситуаций,
обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним
территориях;
санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных
мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
18. Финансовое обеспечение деятельности функциональной
подсистемы и мероприятий по надзору за санитарно-
эпидемиологической обстановкой при выполнении задач по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется
за счет средств соответствующих бюджетов и собственных
(пользователей) имущества в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Финансированием целевых программ в области надзора за санитарно-
эпидемиологической обстановкой при выполнении задач по
предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
устойчивого функционирования организаций осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Выделением средств из резервного фонда Правительства Российской
Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке,
установленных Правительством Российской Федерации.
|