Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 64-Г05-9 ОТ 14.09.2005 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.08.2004 N 125-ПА "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛОТЕРЕЯХ", ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛОТЕРЕЙ, УТВЕРЖДЕННЫХ УКАЗАННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ, УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЕ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 14 сентября 2005 года
   
                                                       Дело N 64-Г05-9
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Соловьева В.Н.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                        Еременко Т.И.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании от  14  сентября  2005  года
   гражданское  дело  по  заявлению прокурора  Сахалинской  области  о
   признании  недействующими пункта 1 (в части), абзаца 4 пункта  2  и
   абзаца  2 пункта 3 постановления администрации Сахалинской  области
   от   18   августа  2004  года  N  125-па  "О  мерах  по  реализации
   Федерального  закона "О лотереях", а также Правил  ведения  единого
   государственного   реестра   региональных   лотерей,   утвержденных
   постановлением  администрации Сахалинской области  N  25-па  от  18
   августа  2004 года, по кассационной жалобе губернатора  Сахалинской
   области  на  решение Сахалинского областного суда от  13  мая  2005
   года,   которым  постановлено:  "заявление  прокурора   Сахалинской
   области    удовлетворить.   Признать   недействующими   с   момента
   вступления  решения в законную силу: пункт 1, абзац 4  пункта  2  и
   абзац  2  пункта 3 постановления администрации Сахалинской  области
   от   18   августа  2004  года  N  125-па  "О  мерах  по  реализации
   Федерального   закона   "О  лотереях",  Правила   ведения   единого
   государственного   реестра   региональных   лотерей,   утвержденных
   постановлением  администрации Сахалинской области  N  25-па  от  18
   августа  2004 года. Обязать редакцию газеты "Губернские  ведомости"
   опубликовать  настоящее  решение после вступления  его  в  законную
   силу".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Макарова  Г.В.,  заключение  прокурора Генеральной  прокуратуры  РФ
   Гончаровой  Н.Ю., полагавшей решение суда оставить  без  изменения,
   Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       прокурор  Сахалинской области обратился в суд с указанным  выше
   заявлением,  ссылаясь  на то, что оспариваемые  нормы  противоречат
   положениям Федерального закона "О лотереях" от 11 ноября 2003  года
   N  139-ФЗ, а также Постановления Правительства Российской Федерации
   от  7  июля  2004  года  N 338 "О мерах по реализации  Федерального
   закона  "О  лотереях".  Главное финансовое  управление  Сахалинской
   области    неправомерно   наделено   полномочиями   по    правовому
   регулированию лотерейной деятельности в Сахалинской  области  и  по
   методологическому  обеспечению органов  местного  самоуправления  в
   вопросах   осуществления  лотерейной  деятельности  на   территории
   области,    поскольку    федеральным    законодательством     орган
   исполнительной   власти  субъекта  Российской   Федерации   наделен
   полномочиями   по  организации  и  проведению  только  региональных
   лотерей,  в  то время как правовое регулирование и методологическое
   обеспечение   лотерейной   деятельности   является   исключительной
   компетенцией  федеральных органов исполнительной власти  Российской
   Федерации.   Оспариваемым  постановлением  в  нарушение  требований
   федерального   законодательства   предусмотрено   ведение   единого
   государственного   реестра  региональных   лотерей   и   утверждены
   соответствующие     правила,     поскольку     ведение      единого
   государственного   реестра   лотерей   предусмотрено   только    на
   федеральном   уровне.   Органы   исполнительной   власти   субъекта
   Российской  Федерации  функциями по ведению  реестра  муниципальных
   лотерей  не  наделены,  а вправе лишь предоставлять  в  Федеральную
   налоговую  службу  информацию  о зарегистрированных  на  территории
   субъекта муниципальных лотереях.
       По делу постановлено приведенное выше решение.
       В  кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и
   принятии  нового - об отказе в удовлетворении заявления  прокурора.
   В    обоснование    жалобы   указывается    на    незаконность    и
   необоснованность    решения.   В   частности,    отмечается,    что
   оспариваемый  акт признан недействительным с нарушением  требований
   ст.  131  ГПК  РФ и ст. 13 ГК РФ, так как в заявлении прокурора  не
   указано, какие конкретно публичные интересы Российской Федерации  и
   права граждан и юридических лиц нарушены оспариваемым актом, а  суд
   это   обстоятельство  оставил  без  внимания.  Выводы   суда,   что
   уполномоченный  орган  исполнительной  власти  субъекта  Российской
   Федерации  федеральным законодательством полномочиями по  правовому
   регулированию    и    методологическому   обеспечению    лотерейной
   деятельности    не    наделен,    не   соответствует    фактическим
   обстоятельствам дела и не основан на положениях ст. ст. 1,  3  -  5
   Федерального   закона   "О  лотереях"  от  11.11.2003   N   138-ФЗ,
   определяющих  предмет  регулирования этим  законом,  виды  лотерей,
   цели  и  способы организации и проведения лотерей. При  обязанности
   уполномоченного  органа  исполнительной власти  субъекта  РФ  вести
   государственный    реестр   региональных   лотерей,    представлять
   информацию  о разрешенных на территории субъекта РФ региональных  и
   муниципальных  лотереях  форма и порядок  представления  информации
   Федеральным  законом  не  определены, как  и  не  определен  орган,
   осуществляющий   методологическое  обеспечение   органов   местного
   самоуправления,    при    осуществлении    последним     лотерейной
   деятельности,  в  связи с чем и в целях осуществления  действенного
   контроля   за  лотерейной  деятельностью  пунктом  1  оспариваемого
   постановления  контроль, методологическое обеспечение муниципальных
   органов   отнесены  к  функциям  главного  финансового   управления
   Сахалинской   области.   Ссылка  прокурора   и   суда   на   приказ
   Министерства   Российской   Федерации  в  части   методологического
   обеспечения  от  9  августа 2004 года несостоятельна,  поскольку  в
   преамбуле   приказа   определено,   что   он   издан    "в    целях
   методологического  обеспечения федеральных  органов  исполнительной
   власти   и   органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
   Федерации".  Отнесение  к функциям Главного финансового  управления
   Сахалинской  области  п.  2  оспариваемого  постановления   ведения
   единого  государственного реестра региональных лотерей не подменяет
   соответствующий  федеральный нормативный документ - государственный
   реестр  лотерей,  а  по  своей сути является внутренним  документом
   администрации Сахалинской области.
       В  жалобе отмечается также, что судом не дано оценки доводам со
   стороны  администрации  области о соответствии  оспариваемого  акта
   федеральному  законодательству и не учтена позиция Конституционного
   Суда    РФ   относительно   самостоятельности   субъектов   РФ    и
   необходимости исключения формального подхода к разрешению дел.
       Проверив  материалы дела и обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
       Заявление прокурора области предъявлено в порядке нормоконтроля
   и  применительно к данному делу в силу ст. 251 (п. 1) и ст. 22  (п.
   3)   ФЗ   "О  Прокуратуре  РФ"  он  должен  указать  несоответствие
   оспариваемого нормативного правового акта субъекта РФ  федеральному
   законодательству.  Обязанности обосновывать заявление  указанием  о
   нарушении   прав   и   охраняемых  законом  интересов   граждан   и
   юридических лиц на прокурора не возложено.
       Судом  установлено,  что  уполномоченный  орган  исполнительной
   власти  субъекта  РФ федеральным законодательством полномочиями  по
   правовому  регулированию и методологическому обеспечению лотерейной
   деятельности не наделен, в связи с чем возложение таких функций  на
   областное  финуправление является неправомерным.  Формы  и  порядок
   предоставления   информации,  а  также   соответствующие   методики
   разработаны   на  федеральном  уровне  уполномоченным   федеральным
   органом   исполнительной  власти  и  закреплены  в  соответствующих
   нормативных  правовых  актах. Признано противоречащим  федеральному
   законодательству и возложение на финуправление области  функции  по
   ведению  единого  государственного реестра региональных  лотерей  и
   утверждение  правил  ведения такого реестра  региональных  лотерей.
   Возражение со ссылкой администрации области на положения  статьи  8
   Федерального закона "О лотереях" является необоснованным,  так  как
   вопросы    ведения   реестров   эта   норма   не   регулирует,    а
   устанавливаемые ею требования относятся к условиям лотереи.
       Вывод   суда   является  правильным,  так   как   соответствует
   требованиям  действующего законодательства, которое при  правильном
   его  применении и толковании в решении суда приведено,  в  связи  с
   чем  не  могут быть признаны обоснованными и являться основанием  к
   удовлетворению кассационной жалобы приведенные в ней доводы.
       Изучение дела не позволяет согласиться с доводом жалобы о  том,
   что  приведенные в суде и имеющие правовое значение по делу  доводы
   оставлены судом без внимания.
       На  основании  изложенного,  руководствуясь  ст.  361  ГПК  РФ,
   Судебная коллегия
                              определила:
   
       решение  Сахалинского  областного суда  от  13  мая  2005  года
   оставить   без   изменения,  а  кассационную   жалобу   губернатора
   Сахалинской области - без удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                          В.Н.СОЛОВЬЕВ
   
                                                                 Судьи
                                                           Г.В.МАКАРОВ
                                                          Т.И.ЕРЕМЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz