Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 45-Г05-24 ОТ 07.09.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАКОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.10.2004 N 91-ОЗ "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЫШМИНСКИЙ РАЙОН И НАДЕЛЕНИИ ЕГО СТАТУСОМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА" ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ НАДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАТУСОМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОИЗВЕДЕНО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 7 сентября 2005 года
   
                                                      Дело N 45-Г05-24
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Емышевой В.А.,
                                                        Еременко Т.И.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению  К.
   о   признании   противоречащим  федеральному   законодательству   и
   недействующим Закона Свердловской области от 12 октября  2004  года
   N   91-ОЗ   "Об   установлении  границ  муниципального  образования
   Пышминский  район и наделении его статусом городского  округа",  по
   кассационной жалобе К. на решение Свердловского областного суда  от
   26 мая 2005 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Емышевой  В.А., объяснения К., его представителя Мельниченко  В.А.,
   поддержавших     доводы    кассационной    жалобы,    представителя
   Законодательного  Собрания Суслова А.Ф., представителя  губернатора
   Свердловской   области   Обрубовой   М.Н.,   заключение   помощника
   Генерального   прокурора  Российской  Федерации  Гермашевой   М.М.,
   полагавшей  решение суда оставить без изменения, Судебная  коллегия
   по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       21 сентября 2004 года областной Думой Законодательного Собрания
   Свердловской  области  был принят Закон N  91-ОЗ  "Об  установлении
   границ муниципального образования Пышминский район и наделении  его
   статусом  городского округа", который был опубликован в  "Областной
   газете"   N   274-277,   19  ноября  2004  года   -   в   "Собрании
   законодательства Свердловской области" N 10, ст. 1466.
       Указанным    Законом    установлены   границы    муниципального
   образования   Пышминский  район  согласно  описанию   его   границ,
   отраженному   на  схематической  карте  (статья  1),  муниципальное
   образование  Пышминский район наделено статусом  городского  округа
   (статья 2).
       К.,  житель  села  Боровлянское, которое находится  в  границах
   муниципального  образования Пышминский район,  обратился  в  суд  с
   заявлением      о     признании     противоречащим     федеральному
   законодательству  и  недействующим с  момента  принятия  указанного
   Закона области.
       В  обоснование заявления К. указал, что оспариваемый  им  Закон
   Свердловской области противоречит ст. 2, п. 5 ч. 1 ст.  11,  ч.  ч.
   1,  3  ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации"  (далее  -  Федеральный  закон  N  131-ФЗ).   В   состав
   территории  муниципального образования Пышминский район  входит  46
   населенных   пунктов,  из  которых  городским  населенным   пунктом
   является  рабочий  поселок Пышма. Территория села  Боровлянское  не
   может  входить  в территорию, предназначенную для развития  поселка
   Пышма,  и  не  предназначена  для  его  городской  застройки.  Село
   Боровлянское  должно  являться  сельским  поселением  и  входить  в
   состав  муниципального района, поскольку в состав городского округа
   может входить только город или поселок.
       Оспариваемым   Законом  нарушено  его  право  на  осуществление
   местного  самоуправления, предусмотренное  статьей  3  Федерального
   закона  N 131-ФЗ, право участвовать в формировании органов местного
   самоуправления,  в  решении вопросов местного  значения,  поскольку
   перечни  вопросов  местного  значения  для  муниципального  района,
   поселения, городского округа отличаются.
       Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого
   просит  в  кассационной  жалобе К. Полагает,  что  суд  неправильно
   применил нормы материального права.
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской  Федерации,  проверив  материалы  дела,  обсудив  доводы
   кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
       Рассматривая    данное    дело,   суд    правильно    определил
   обстоятельства,  имеющие значение для дела,  дал  подробный  анализ
   законодательства,  регулирующего  поставленные   в   заявлении   К.
   вопросы, вынес законное и обоснованное решение.
       Согласно  статье  131 Конституции Российской Федерации  местное
   самоуправление  осуществляется в городских, сельских  поселениях  и
   на   других  территориях  с  учетом  исторических  и  иных  местных
   традиций.  Изменение  границ территорий, в  которых  осуществляется
   местное  самоуправление,  допускается  с  учетом  мнения  населения
   соответствующих территорий.
       Статьей  10  Федерального  закона N 131-ФЗ  предусмотрено,  что
   местное    самоуправление   осуществляется   на   всей   территории
   Российской    Федерации    в   городских,   сельских    поселениях,
   муниципальных  районах,  городских  округах  и  на  внутригородских
   территориях  городов  федерального  значения.  Границы   территорий
   муниципальных  образований устанавливаются  и  изменяются  законами
   субъектов  Российской  Федерации  в  соответствии  с  требованиями,
   предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
       В  соответствии  с  пунктом  1 части  1  статьи  85  указанного
   Федерального  закона в целях организации местного самоуправления  в
   Российской  Федерации  в  соответствии  с  требованиями  настоящего
   Федерального   закона  органы  государственной   власти   субъектов
   Российской  Федерации  до  1 марта 2005  г.  устанавливают  границы
   муниципальных  образований и наделяют соответствующие муниципальные
   образования  статусом  городского, сельского поселения,  городского
   округа, муниципального района.
       Таким   образом,  оспариваемый  заявителем  Закон  Свердловской
   области   принят   органами  государственной  власти   Свердловской
   области во исполнение Федерального закона N 131-ФЗ.
       Судом   установлено,  что  установление  границ  муниципального
   образования  Пышминский район и наделение его  статусом  городского
   округа  оспариваемым Законом Свердловской области было  произведено
   в  рамках  ранее  существующих  границ  муниципального  образования
   Пышминский  район,  которые были установлены  Законом  Свердловской
   области   от   02.12.2002   N  59-03  "О  территории   и   границах
   муниципального образования Пышминский район".
       Муниципальное образование Пышминский район на основании  Закона
   области  от  03.04.1996 N 19-03 "Об областном реестре муниципальных
   образований" указом губернатора Свердловской области от  17.12.1996
   N  451  было  включено  под N 20 в "Областной реестр  муниципальных
   образований",  утв.  указом  губернатора  Свердловской  области  от
   10.11.1996  N 409. Территорию муниципального образования Пышминский
   район  составляли  земли  45 населенных пунктов:  рабочего  поселка
   Пышма,  5 поселков, 12 сел, в том числе села Боровлянское,  жителем
   которого является заявитель, 27 деревень.
       Указанное    обстоятельство   подтверждается   также    Уставом
   муниципального образования "Пышминский район", принятым  Пышминской
   районной  Думой  первоначально  27.09.1996,  в  новой  редакции   -
   21.12.2001,  зарегистрированным  Главным  управлением  Министерства
   юстиции  Российской  Федерации по Свердловской  области  15.02.2002
   под N 78-3.
       В   границах   муниципального  образования  Пышминский   район,
   установленных оспариваемым Законом области, также находятся все  45
   населенных   пунктов.   При  установлении   границ   муниципального
   образования  Пышминский  район  оспариваемым  Законом  Свердловской
   области  какие-либо  населенные пункты  не  исключались  из  границ
   существующего  муниципального образования  Пышминский  район  и  не
   присоединялись    к    нему,   изменение    границ    существующего
   муниципального образования не производилось.
       В   статье   7  Закона  области  от  20.05.1997  N  30-ОЗ   "Об
   административно-территориальном  устройстве  Свердловской  области"
   (в  редакции  областного Закона от 07.07.2004 N 25-ОЗ)  населенными
   пунктами  в Свердловской области являются сельские (села,  деревни,
   поселки  и  другие) и городские населенные пункты (города,  поселки
   городского типа, рабочие поселки).
       Таким  образом, на момент вступления в силу ст. 84 Федерального
   закона  N  131-ФЗ в состав существующего муниципального образования
   Пышминский  район  входил  один городской  населенный  пункт  и  44
   сельских    населенных   пункта,   которые   не    имели    статуса
   муниципального образования.
       Доводы    заявителя   о   противоречии   оспариваемого   Закона
   Свердловской области требованиям п. 5 ч. 1 ст. 11, абзацев 3, 4,  5
   ч.  3  ст.  85  Федерального  закона от 06.10.2003  N  131-Ф  судом
   правильно  признаны несостоятельными, поскольку  Федеральный  закон
   не   содержит   запрета  на  возможность  наделения  муниципального
   образования  района статусом городского округа,  но  с  соблюдением
   установленных ФЗ N 131-ФЗ требований, установленных ст.  ст.  11  -
   13 ФЗ.
       Доводы  заявителя  о необходимости наделения села  Боровлянское
   статусом  сельского  поселения  не основаны  на  законе,  поскольку
   наделение  его  статусом сельского поселения  возможно  только  при
   выделении  из состава и изменении границ муниципального образования
   Пышминский район, что возможно согласно абзацу 1 части 3 статьи  84
   Федерального   закона   от  06.10.2003  N  131-ФЗ   с   соблюдением
   требований  соответственно статей 12 и 13  настоящего  Федерального
   закона  по  инициативе населения, органов местного  самоуправления,
   органов   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,
   федеральных   органов  государственной  власти  в  соответствии   с
   настоящим Федеральным законом.
       В  судебном  заседании  было установлено,  что  предусмотренная
   указанным  Федеральным законом инициатива надлежащих  субъектов  об
   изменении   границ  существующего  муниципального   образования   в
   порядке,  установленном  Федеральным  законом  и  законом  субъекта
   Российской Федерации, реализована не была.
       Более  того,  представительным органом местного  самоуправления
   Пышминской  районной Думой 30 июня 2004 года с  учетом  исторически
   сложившейся  социальной,  транспортной и  другой  инфраструктуры  и
   системы   организации   местного   самоуправления   на   территории
   муниципального образования "Пышминский район" было принято  решение
   N  262 "О статусе муниципального образования "Пышминский район"  об
   обращении  к  Законодательному  Собранию  Свердловской  области   с
   предложением  о  наделении  муниципального  образования  Пышминский
   район  статусом городского округа и установлении границами  данного
   городского  округа границ существующего муниципального  образования
   "Пышминский район".
       Суд  правильно  указал,  что доводы  заявителя  о  том,  что  в
   городской  округ  могут входить только город или поселок,  являются
   необоснованными,  поскольку нормы статей 2, 11 Федерального  закона
   от  06.10.2003  N  131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного
   самоуправления  в  Российской Федерации" (в  редакции  Федерального
   закона  от 18.04.2005 N 34-ФЗ) не содержат запретов на вхождение  в
   состав  городского  округа одного городского населенного  пункта  и
   прилегающих  к  нему  сельских населенных  пунктов,  не  являющихся
   самостоятельными  муниципальными  образованиями,  связанных  единой
   социальной, транспортной и иной инфраструктурой.
       Заявитель К. оспариваемым Законом Свердловской области не лишен
   права   на   осуществление   местного  самоуправления   в   формах,
   установленных  Федеральным законом, в том  числе  путем  реализации
   своего  активного  и пассивного избирательного права.  Кроме  того,
   перечень    вопросов    местного   значения   городского    округа,
   установленный статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003  N  131-
   ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в
   Российской  Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями),
   является   более  расширенным  по  отношению  к  перечням  вопросов
   местного  значения поселения и муниципального района, установленным
   статьями  14,  15 указанного Федерального закона. Вместе  с  тем  в
   силу  положений ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003  N  131-ФЗ
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской  Федерации" (с последующими изменениями и  дополнениями)
   органы  местного самоуправления поселений, муниципальных районов  и
   городских  округов  в  целях  решения  вопросов  местного  значения
   обладают едиными полномочиями.
       При  таких  обстоятельствах суд пришел к правильному  выводу  о
   том,  что  наделение  муниципального образования  Пышминский  район
   статусом   городского   округа   произведено   в   соответствии   с
   требованиями Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.
       При  этом,  как  обоснованно указано судом, не  нарушены  права
   заявителя  на  участие  в осуществлении местного  самоуправления  в
   городском округе посредством формирования представительных  и  иных
   органов  местного  самоуправления. Он  не  лишен  права  участия  в
   местных  референдумах, муниципальных выборах, иных  формах  прямого
   волеизъявления,  а  также через выборные  и  иные  органы  местного
   самоуправления.
       Доводы  кассационной жалобы были предметом  обсуждения  в  суде
   первой  инстанции и обоснованно по основаниям, изложенным в решении
   суда, признаны неосновательными.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Свердловского областного суда от  26.05.2005  оставить
   без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz