Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 4231/05 ОТ 06.09.2005 НАЛОГОВЫЙ ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЯ КОНТРОЛЬ ЗА СВОЕВРЕМЕННОСТЬЮ ВНЕСЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ, ВПРАВЕ ОБРАЩАТЬСЯ В СУД С ЗАЯВЛЕНИЕМ ОБ ИХ ВЗЫСКАНИИ, ТАК КАК ИНОЙ ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НЕ ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 6 сентября 2005 г. N 4231/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К., Витрянского  В.В.,  Вышняк
   Н.Г.,  Исайчева  В.Н.,  Козловой О.А.,  Першутова  А.Г.,  Слесарева
   В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел заявление Управления Федеральной налоговой службы по
   Сахалинской  области  о пересмотре в порядке надзора  решения  суда
   первой   инстанции   Арбитражного  суда  Сахалинской   области   от
   03.09.2004  по делу N А59-3187/03-С13 и постановлений  Федерального
   арбитражного  суда  Дальневосточного  округа  от  09.06.2004  и  от
   26.01.2005 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя  -  Управления Федеральной  налоговой  службы  по
   Сахалинской области - Елина Н.В.;
       от   открытого   акционерного   общества   "НК   "Роснефть    -
   Сахалинморнефтегаз" - Ионов В.Ю., Пудров Ю.А., Ступак Е.Н.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Першутова  А.Г.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Открытое     акционерное    общество    "НК     "Роснефть     -
   Сахалинморнефтегаз"  (далее - общество)  представило  в  Управление
   Министерства   Российской  Федерации  по  налогам   и   сборам   по
   Сахалинской  области  (ныне  -  Управление  Федеральной   налоговой
   службы  по  Сахалинской области; далее - налоговый  орган)  расчеты
   дополнительных  платежей  в  бюджет,  исчисленных  исходя  из  сумм
   доплат    налога   на   прибыль   и   авансовых   взносов   налога,
   скорректированных на учетную ставку Центрального  банка  Российской
   Федерации за пользование банковским кредитом, за период с  1998  по
   2001  год.  Общество в добровольном порядке уплатило дополнительные
   платежи   в   части,  зачисляемой  в  бюджеты  субъекта  Российской
   Федерации   и  муниципальных  образований.  Платежи  в  федеральный
   бюджет не производились.
       Требованием налогового органа обществу было предложено уплатить
   в федеральный бюджет образовавшуюся задолженность.
       Общество  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании
   недействительным указанного требования и решения налогового  органа
   о   взыскании  неуплаченных  платежей  за  счет  денежных   средств
   общества, находящихся на счетах в банках.
       Решением  суда  первой инстанции от 10.07.2002,  постановлением
   суда   апелляционной  инстанции  от  11.09.2002  Арбитражного  суда
   Сахалинской  области  по  делу N А59-1646/02-С13  и  постановлением
   Федерального   арбитражного   суда   Дальневосточного   округа   от
   20.11.2002 по тому же делу установлено, что дополнительные  платежи
   по  налогу  на  прибыль не являются ни налогами,  ни  пенями  и  не
   относятся  к  санкциям,  предусмотренным  за  нарушение  налогового
   законодательства,  поэтому  налоговый орган  неправомерно  направил
   обществу требование об уплате налога на прибыль согласно статье  69
   Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
       Решением  суда  первой инстанции от 17.02.2003,  постановлением
   суда   апелляционной  инстанции  от  20.04.2003  Арбитражного  суда
   Сахалинской  области по делу N А59-2332/02-С15 по иску  общества  к
   налоговому   органу  о  возврате  из  бюджета  сумм  дополнительных
   платежей  по  налогу на прибыль, списанных со  счетов  в  банках  в
   бесспорном  порядке, с учетом судебных актов по делу N А59-1646/02-
   С13  признано,  что  у  налогового  органа  отсутствовали  законные
   основания на бесспорное списание дополнительных платежей по  налогу
   на  прибыль  в порядке, установленном статьей 46 Кодекса,  так  как
   эти  платежи  не  являются  ни налогом,  ни  пенями,  ни  налоговой
   санкцией.
       Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Сахалинской области
   с  заявлением  о  взыскании  с общества дополнительных  платежей  в
   сумме 21291155 рублей.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  18.12.2003   заявленное
   требование удовлетворено.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   26.02.2004
   решение оставлено без изменения.
       Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной
   инстанций   основывались  на  сделанных  арбитражными  судами   при
   рассмотрении  дел  N А59-1646/02-С13 и N А59-2332/02-С15  следующих
   выводах: дополнительные платежи не являются ни налогами, ни  пенями
   и   не   относятся  к  налоговым  санкциям,  а  их   взыскание   не
   регламентируется   статьями   46  и  48   Кодекса,   следовательно,
   налоговый орган вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением  о
   взыскании с общества дополнительных платежей.
       Федеральный    арбитражный    суд    Дальневосточного    округа
   постановлением  от 09.06.2004 решение суда первой  и  постановление
   суда  апелляционной  инстанций  отменил,  дело  направил  на  новое
   рассмотрение по следующим основаниям.
       Дополнительные  платежи, составляющие разницу между  авансовыми
   взносами  налога  и  его суммой, подлежащей внесению  в  бюджет  по
   фактически  полученной прибыли, по своей правовой природе  являются
   налоговыми платежами, подлежащими внесению в бюджет в целях  уплаты
   налога  на прибыль, поэтому относятся к налоговому законодательству
   и  подпадают под действие положений Кодекса, регулирующих  судебный
   порядок  взыскания, в том числе и срок, предусмотренный статьей  48
   Кодекса.
       При  новом  рассмотрении дела решением  суда  первой  инстанции
   Арбитражного    суда   Сахалинской   области   от   03.09.2004    в
   удовлетворении заявленного налоговым органом требования отказано.
       Федеральный    арбитражный    суд    Дальневосточного    округа
   постановлением  от  26.01.2005 оставил решение  от  03.09.2004  без
   изменения.
       Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды  первой
   и   кассационной  инстанций  исходили  из  доводов,  изложенных   в
   постановлении суда кассационной инстанции от 09.06.2004.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в порядке надзора  решения  суда  первой
   инстанции   от   03.09.2004  и  постановлений  судов   кассационной
   инстанции  от 09.06.2004 и от 26.01.2005 налоговый орган просит  их
   отменить,    ссылаясь    на    неправильное    применение    судами
   законодательства о налогах и сборах.
       В  отзыве  на  заявление общество просит оспариваемые  судебные
   акты   оставить  без  изменения  как  соответствующие  действующему
   законодательству.
       Кроме    того,    общество   обратилось   с   ходатайством    о
   приостановлении  производства  по  делу  в  связи  с  обращением  в
   Конституционный   Суд  Российской  Федерации   с   ходатайством   о
   разъяснении определения Конституционного Суда Российской  Федерации
   от  13.11.2001  N  225-О,  а также с ходатайством  об  обращении  с
   подобным   запросом  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
   Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
       Президиум   не   усматривает   оснований   для   обращения    в
   Конституционный Суд Российской Федерации с запросом  о  разъяснении
   указанного  определения.  Учитывая, что обществом  не  представлены
   данные  о  принятии  Конституционным Судом Российской  Федерации  к
   своему  производству ходатайства общества о разъяснении  указанного
   определения,  Президиум  не находит оснований  для  приостановления
   производства по делу.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   сторон,  Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат
   отмене по следующим основаниям.
       В  соответствии  со  статьей 8 Кодекса под  налогом  понимается
   обязательный,  индивидуально  безвозмездный  платеж,  взимаемый   с
   организаций  и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих  им
   на  праве  собственности, хозяйственного ведения  или  оперативного
   управления   денежных  средств  в  целях  финансового   обеспечения
   деятельности государства и (или) муниципальных образований.
       Общие условия установления налогов и сборов определены в статье
   17  Кодекса, в соответствии с которой налог считается установленным
   лишь  в  том случае, когда определены налогоплательщики и  элементы
   налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая  база,
   налоговый  период,  налоговая ставка,  порядок  исчисления  налога,
   порядок   и   сроки  уплаты  налога.  В  необходимых  случаях   при
   установлении  налога в акте законодательства  о  налогах  и  сборах
   могут  также предусматриваться налоговые льготы и основания для  их
   использования    налогоплательщиком.   При   установлении    сборов
   определяются  их  плательщики и элементы обложения применительно  к
   конкретным сборам.
       Исходя   из   статьи   18   Кодекса  в   случаях   и   порядке,
   предусмотренных  Кодексом  и  принимаемыми  в  соответствии  с  ним
   федеральными законами, могут быть определены специальные  налоговые
   режимы  -  особый порядок исчисления и уплаты налогов  и  сборов  в
   течение определенного периода времени.
       Согласно  статье 75 Кодекса пени - это денежная сумма,  которую
   налогоплательщик,  плательщик сборов  или  налоговый  агент  должны
   выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов,  в
   том  числе  налогов,  уплачиваемых в связи с  перемещением  товаров
   через  таможенную границу Российской Федерации, в более поздние  по
   сравнению  с  установленным законодательством о  налогах  и  сборах
   сроки.
       В  силу  статьи 8 Закона Российской Федерации от  27.12.1991  N
   2116-1   "О   налоге   на  прибыль  предприятий   и   организаций",
   действовавшей  до  01.01.2002, предприятия уплачивают  в  бюджет  в
   течение  квартала  авансовые взносы налога на  прибыль,  исходя  из
   предполагаемой  суммы прибыли за налогооблагаемый период  и  ставки
   налога, которые производятся не позднее 15-го числа каждого  месяца
   равными  долями в размере одной трети квартальной суммы  указанного
   налога.
       Исчисление   налога  на  прибыль  производится   на   основании
   фактически  полученной прибыли. При этом сумма  налога,  подлежащая
   уплате  в  бюджет,  определяется с учетом  ранее  начисленных  сумм
   платежей.  Разница между суммой, подлежащей внесению  в  бюджет  по
   фактически  полученной  прибыли, и авансовыми  взносами  налога  за
   истекший  квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную  исходя
   из    ставки   рефинансирования   Центрального   банка   Российской
   Федерации,  действовавшей в истекшем квартале. При  этом  к  налогу
   относится  только  разница  между  суммой,  подлежащей  внесению  в
   бюджет  по  фактически  полученной прибыли, и  авансовыми  взносами
   налога  за  истекший период. Дополнительный же платеж  представляет
   собой  произведение  указанной разницы на  ставку  рефинансирования
   Центрального банка Российской Федерации, действовавшую  в  истекшем
   квартале.
       В  статье  213 Арбитражного процессуального кодекса  Российской
   Федерации   закреплено  право  государственных   органов,   органов
   местного самоуправления, иных органов, наделенных в соответствии  с
   федеральным   законом  контрольными  функциями,  на   обращение   в
   арбитражный  суд  с  заявлением о взыскании с  лиц,  осуществляющих
   предпринимательскую    и    иную    экономическую     деятельность,
   установленных   законом  обязательных  платежей  и  санкций,   если
   федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
       Порядок взыскания дополнительных платежей федеральными законами
   не предусмотрен.
       Следовательно,   налоговый  орган,  осуществляя   контроль   за
   своевременностью  внесения  в  федеральный  бюджет   дополнительных
   платежей  по  налогу  на  прибыль,  вправе  обращаться  в   суд   с
   заявлением об их взыскании.
       При   этом  сроки,  предусмотренные  статьей  48  Кодекса,   на
   дополнительные платежи не распространяются.
       Таким  образом,  на основании пункта 1 статьи 304  Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые  судебные
   акты  подлежат  отмене как нарушающие единообразие в  толковании  и
   применении арбитражными судами норм права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       в  удовлетворении  ходатайства открытого акционерного  общества
   "НК  "Роснефть - Сахалинморнефтегаз" о приостановлении производства
   по  делу  N  А59-3187/03-С13 Арбитражного суда Сахалинской  области
   отказать.
       Решение  суда  первой инстанции от 03.09.2004  и  постановления
   Федерального   арбитражного   суда   Дальневосточного   округа   от
   09.06.2004 и от 26.01.2005 по указанному делу отменить.
       Решение  суда  первой инстанции от 18.12.2003  и  постановление
   суда   апелляционной  инстанции  от  26.02.2004  Арбитражного  суда
   Сахалинской   области  по  делу  N  А59-3187/03-С13  оставить   без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz