Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 05.09.2005 N 4563/05 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ ИНСТРУКЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ ГТК РФ ОТ 21.07.2003 N 806

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 5 сентября 2005 г. N 4563/05
   
       Именем Российской Федерации
   
                       Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2005
                        Решение изготовлено в полном объеме 13.09.2005
   
       Судебная   коллегия   Высшего  Арбитражного   Суда   Российской
   Федерации  в  составе председательствующего судьи  Чистякова  А.И.,
   судей   Пановой  И.В.,  Финогенова  В.И.,  при  ведении   протокола
   судебного  заседания помощником судьи Болгаром П.В., рассмотрела  в
   открытом   судебном   заседании  дело  по  заявлению   общества   с
   ограниченной ответственностью "Научно-производственное  предприятие
   "Нефте-Стандарт"   о   признании   недействующей    Инструкции    о
   подтверждении  таможенными  органами  фактического  вывоза  (ввоза)
   товаров   с   таможенной   территории  Российской   Федерации   (на
   таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной  Приказом
   Государственного  таможенного  комитета  Российской  Федерации   от
   21.07.2003 N 806.
       В судебном заседании приняли участие представители:
       заявителя  - общества с ограниченной ответственностью  "Научно-
   производственное  предприятие  "Нефте-Стандарт"  -   Чичерин   В.П.
   (доверенность от 05.08.2005);
       Министерства  экономического  развития  и  торговли  Российской
   Федерации:
       Гусев  О.Н.  -  сотрудник  департамента  правового  обеспечения
   (доверенность от 07.02.2005 N 1215-ГГ/ДО2);
       Искоскова  М.В.  -  сотрудник  Федеральной  таможенной   службы
   (паспорт доверенность от 05.08.2005 N 12036-ГГ/ДО2);
       Морозова   О.В.  -  сотрудник  Федеральной  таможенной   службы
   (доверенность от 05.08.2005 N 12037-ГГ/ДО2).
       Рассмотрев  доводы, изложенные в заявлении и  отзыве  на  него,
   исследовав  представленные  доказательства  и  заслушав  объяснения
   представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
       Приказом   Государственного  таможенного  комитета   Российской
   Федерации   от   21.07.2003   N   806   утверждена   Инструкция   о
   подтверждении  таможенными  органами  фактического  вывоза  (ввоза)
   товаров   с   таможенной   территории  Российской   Федерации   (на
   таможенную     территорию    Российской     Федерации),     которая
   зарегистрирована   Министерством   юстиции   Российской   Федерации
   14.08.2003 N 4979, опубликована в "Российской газете" 21.08.2003  N
   165 (далее - Инструкция).
       Согласно преамбуле названного Приказа Инструкция утверждена  на
   основании  статьи  180  Таможенного  кодекса  Российской  Федерации
   (1993  года) в целях обеспечения подтверждения таможенными органами
   фактического  вывоза  товаров  и транспортных  средств  за  пределы
   таможенной  территории  Российской  Федерации,  ввоза   товаров   и
   транспортных   средств   на   таможенную   территорию    Российской
   Федерации, а также транзита товаров через указанную территорию  для
   реализации  права российских лиц на применение налоговой  ставки  0
   процентов  по налогу на добавленную стоимость и акцизам в  случаях,
   установленных   статьями   164,  165  и  183   Налогового   кодекса
   Российской Федерации.
       В соответствии с пунктом 2 Инструкции она устанавливает:
       -  порядок  обращения  российских лиц  (далее  -  заявители)  в
   таможенные  органы  за подтверждением фактического  вывоза  (ввоза)
   товаров;
       - условия и порядок получения заявителями от таможенных органов
   письменного  подтверждения даты фактического  пересечения  товарами
   таможенной   границы  Российской  Федерации  для  представления   в
   уполномоченные  банки  сведений,  необходимых  для  отсчета  сроков
   поступления выручки от экспорта товаров;
       -   требования  к  документам,  представляемым  заявителями   в
   таможенные  органы  для подтверждения фактического  вывоза  (ввоза)
   товаров;
       - сроки рассмотрения таможенными органами обращений по вопросам
   подтверждения фактического вывоза (ввоза) товаров;
       - отметки, проставляемые должностными лицами таможенных органов
   при   подтверждении   фактического  вывоза   (ввоза)   товаров   на
   представленных документах.
       В связи с введением в действие с 01.01.2004 Таможенного кодекса
   Российской  Федерации  (Федеральный закон от  28.05.2003  N  61-ФЗ)
   Государственный таможенный комитет Российской Федерации письмом  от
   26.12.2003    N    01-06/50580,   опубликованным   в    "Таможенных
   ведомостях", N 6, 2004 и "Таможенном вестнике", N 3, 2004,  сообщил
   о   том,  что  Инструкция  действует  в  части,  не  противоречащей
   Кодексу.
       В  качестве правовых оснований заявленного требования заявитель
   ссылается  на то, что Инструкция подлежит признанию не действующей,
   как  не  соответствующая  пункту 1  статьи  5  Таможенного  кодекса
   Российской  Федерации  и  пункту  1  статьи  4  Налогового  кодекса
   Российской Федерации по основаниям, предусмотренным подпунктами  1,
   3,  4 пункта 3 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации  и
   подпунктами  1,  3,  7,  8  пункта 1 статьи  6  Налогового  кодекса
   Российской Федерации.
       Заявитель  полагает,  что  при  реализации  своего   права   на
   применение  налоговой ставки 0 процентов, предусмотренного  статьей
   164  Налогового кодекса Российской Федерации, Инструкция  возлагает
   на  него  дополнительные и не предусмотренные законом  обязанности,
   которые    должны   выполняться   за   пределами   (временными    и
   пространственными)  процедуры  вывоза  товаров  и  сверх   процедур
   соблюдения  таможенного  режима  экспорта  товаров,  что,  по   его
   мнению,  выражается в необходимости обращения в  таможенные  органы
   за  подтверждением фактического вывоза товара за пределы таможенной
   территории  Российской  Федерации и  возможности  получения  такого
   подтверждения  лишь при соблюдении порядка обращения  и  по  форме,
   установленным Инструкцией.
       Министерство  экономического  развития  и  торговли  Российской
   Федерации  возражает против удовлетворения заявления,  ссылаясь  на
   то,  что  Инструкция  не  противоречит нормам  Таможенного  кодекса
   Российской  Федерации  и Налогового кодекса  Российской  Федерации,
   издана  Государственным таможенным комитетом  Российской  Федерации
   на   основании  полномочий,  указанных  в  статье  180  Таможенного
   кодекса  Российской Федерации (1993 года), действовавшего в  период
   ее утверждения, в целях реализации, предусмотренных статьями 164  и
   183     Налогового     кодекса    Российской     Федерации     прав
   налогоплательщиков,   и   возможности   соблюдения   ими    порядка
   подтверждения  этих  прав, установленного  статьей  165  Налогового
   кодекса Российской Федерации.
       В   результате  обсуждения  с  лицами,  участвующими  в   деле,
   оспариваемого правового нормативного акта и приведенных  заявителем
   правовых  актов,  которым,  по  его  мнению,  он  противоречит,  их
   характера,  предмета и целей правового регулирования суд  пришел  к
   следующим выводам.
       В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  5  Таможенного  кодекса
   Российской  Федерации  в  случаях,  прямо  предусмотренных   актами
   таможенного  законодательства и иными правовыми  актами  Российской
   Федерации,  федеральное  министерство,  уполномоченное  в   области
   таможенного  дела, и федеральная служба, уполномоченная  в  области
   таможенного  дела,  в  пределах своей компетенции  издают  правовые
   акты в области таможенного дела.
       Согласно  подпунктам  1,  3, 4 пункта 3  статьи  6  Таможенного
   кодекса  Российской Федерации нормативный правовой  акт  в  области
   таможенного дела признается не соответствующим Кодексу, если  такой
   акт:
       -  издан  органом, не имеющим в соответствии с  Кодексом  права
   издавать   подобного   рода   акты,   либо   издан   с   нарушением
   установленного порядка издания таких актов;
       -   изменяет   установленные   Кодексом   основания,   условия,
   последовательность  или  порядок  действий  участников   отношений,
   регулируемых  таможенным  законодательством  Российской  Федерации,
   иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
       -  изменяет  содержание понятий, определенных в  Кодексе,  либо
   если эти понятия используются в ином значении, чем в Кодексе.
       В   соответствии  с  пунктом  1  статьи  4  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  Федеральные  органы  исполнительной  власти,
   уполномоченные  осуществлять функции по  выработке  государственной
   политики  и  нормативно-правовому регулированию в сфере  налогов  и
   сборов  и  в  сфере таможенного дела, органы исполнительной  власти
   субъектов  Российской  Федерации,  исполнительные  органы  местного
   самоуправления  в  предусмотренных законодательством  о  налогах  и
   сборах  случаях  в  пределах своей компетенции  издают  нормативные
   правовые  акты  по  вопросам, связанным  с  налогообложением  и  со
   сборами,  которые  не могут изменять или дополнять законодательство
   о налогах и сборах.
       Согласно  подпунктам  1, 3, 7, 8 пункта 1 статьи  6  Налогового
   Кодекса  Российской Федерации нормативный правовой акт о налогах  и
   сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт:
       -  издан  органом, не имеющим в соответствии с  Кодексом  права
   издавать   подобного   рода   акты,   либо   издан   с   нарушением
   установленного порядка издания таких актов;
       -   изменяет   определенное   настоящим   Кодексом   содержание
   обязанностей  участников отношений, регулируемых  законодательством
   о  налогах  и  сборах,  иных лиц, обязанности  которых  установлены
   Кодексом;
       -   изменяет   установленные   Кодексом   основания,   условия,
   последовательность  или  порядок  действий  участников   отношений,
   регулируемых  законодательством  о  налогах  и  сборах,  иных  лиц,
   обязанности которых установлены Кодексом;
       -  изменяет  содержание  понятий  и  терминов,  определенных  в
   Кодексе,  либо  использует эти понятия и термины в  ином  значении,
   чем они используются в Кодексе.
       В  соответствии  с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164  Налогового
   кодекса   Российской  Федерации  налогообложение   по   налогу   на
   добавленную   стоимость  при  реализации  товаров,   вывезенных   в
   таможенном  режиме  экспорта, производится по  налоговой  ставке  0
   процентов  при условии представления в налоговые органы документов,
   предусмотренных   статьей   165   Налогового   кодекса   Российской
   Федерации.
       Согласно подпунктам 3, 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса
   Российской   Федерации  при  реализации  товаров,   предусмотренных
   подпунктом  1  пункта  1  статьи  164  Кодекса,  для  подтверждения
   обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и  налоговых
   вычетов  в  налоговые  органы  в  числе  документов  представляются
   следующие документы:
       -   грузовая  таможенная  декларация  (ее  копия)  с  отметками
   российского  таможенного органа, осуществившего  выпуск  товаров  в
   режиме  экспорта,  и  российского  таможенного  органа,  в  регионе
   деятельности  которого  находится  пункт  пропуска,  через  который
   товар  был  вывезен  за  пределы таможенной  территории  Российской
   Федерации;
       -  копии  транспортных,  товаросопроводительных  и  (или)  иных
   документов    с    отметками   пограничных   таможенных    органов,
   подтверждающих  вывоз  товаров  за  пределы  территории  Российской
   Федерации.
       Таможенная  декларация,  а  также  иные  документы,  содержащие
   отметки  таможенных  органов,  относятся  к  категории  документов,
   возникающих   в   процессе   таможенного   оформления   товаров   и
   таможенного    контроля,   в   порядке,   устанавливаемом    актами
   таможенного  законодательства, в том числе  нормативными  правовыми
   актами  федерального органа исполнительной власти,  уполномоченного
   в области таможенного дела.
       В  соответствии  со  статьей 11 Таможенного кодекса  Российской
   Федерации   (1993   года),  действовавшего  на   день   утверждения
   Инструкции,    Государственный   таможенный   комитет    Российской
   Федерации   обладал  полномочиями  по  изданию  в  пределах   своей
   компетенции  нормативных  актов  по  таможенному  делу  и  согласно
   статьями  126,  180 этого же Кодекса был вправе определять  порядок
   производства   таможенного   оформления   и   правила    проведения
   таможенного контроля.
       Поскольку   подтверждение  таможенными  органами   фактического
   вывоза   товаров   за  пределы  таможенной  территории   Российской
   Федерации  невозможно без установления факта таможенного оформления
   товара  и  его легального пересечения таможенной границы Российской
   Федерации,   что  может  быть  осуществлено  лишь  по   результатам
   таможенного    контроля,   Государственный    таможенный    комитет
   Российской  Федерации на основании указанных  выше  полномочий  был
   вправе   установить  порядок  такого  подтверждения  путем  издания
   оспариваемой Инструкции.
       В  результате  исследования содержания и смысла правовых  норм,
   изложенных в Инструкции, судом не установлены признаки их  влияния,
   изменяющего  основания,  условия,  последовательность  или  порядок
   действий  участников  отношений,  а  также  содержание  понятий   и
   терминов,  определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации  и
   Налоговым кодексом Российской Федерации.
       Довод   заявителя   о  том,  что  предусмотренные   Инструкцией
   обязанности  по  обращению  в  таможенный  орган  с  заявлением   и
   представлению  необходимых документов нарушают его права,  является
   необоснованным, поскольку выполнение этих обязанностей  обусловлено
   требованием, предусмотренным подпунктами 3, 4 пункта 1  статьи  165
   Налогового  кодекса Российской Федерации, предоставить в  налоговый
   орган   соответствующие  документы  при  реализации  им  права   на
   применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
       Таким образом, Инструкция устанавливает порядок, обеспечивающий
   налогоплательщикам,    в    том   числе   заявителю,    возможность
   подтверждения  своего  права  на  применение  налоговой  ставки   0
   процентов  и  налоговые вычеты, и поэтому не  может  быть  признана
   нарушающей права заявителя.
       В  связи  с  изложенным оснований для удовлетворения  заявления
   общества  с  ограниченной ответственностью "Научно-производственное
   предприятие "Нефте-Стандарт" не имеется.
       Руководствуясь   статьями   167   -   170,   195   Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
   
                                решил:
                                   
       признать   Инструкцию  о  подтверждении  таможенными   органами
   фактического   вывоза  (ввоза)  товаров  с  таможенной   территории
   Российской   Федерации   (на   таможенную   территорию   Российской
   Федерации),   утвержденную  Приказом  Государственного  таможенного
   комитета  Российской Федерации от 21.07.2003 N 806, соответствующей
   пункту  1  статьи  5  Таможенного кодекса  Российской  Федерации  и
   пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации.
       В    удовлетворении   заявления   общества    с    ограниченной
   ответственностью   "Научно-производственной   предприятие   "Нефте-
   Стандарт" о признании недействующей названной Инструкции отказать.
   
                                            Председательствующий судья
                                                          А.И.ЧИСТЯКОВ
   
                                                                 Судьи
                                                            И.В.ПАНОВА
                                                         В.И.ФИНОГЕНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz