Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 83-Г05-9 ОТ 24.08.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПРИЛОЖЕНИЯ N 1 П. 3, П. П. 5.2, 5.3 ПОРЯДКА ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА СБРОС СТОЧНЫХ ВОД И ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМЫ КАНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.01.2001 N 17,

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 24 августа 2005 года
   
                                                       Дело N 83-Г05-9
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                       Меркулова В.П.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  24  августа  2005   г.
   гражданское дело по заявлению ОАО "Клинцовский Автокрановый  завод"
   о   признании   противоречащим  федеральному   законодательству   и
   недействующим  приложения  N  1 п.  3,  п.  п.  5.2,  5.3  "Порядка
   взимания  платы  за  сброс  сточных вод и  загрязняющих  веществ  в
   системы   канализации   населенных   пунктов   Брянской   области",
   утвержденного  постановлением  администрации  Брянской  области  от
   19.01.2001  N  17,  по  кассационной жалобе  заявителя  на  решение
   Брянского   областного   суда  от  6  апреля   2005   г.,   которым
   постановлено:  "Заявление  ОАО  "Клинцовский  Автокрановый   завод"
   удовлетворить   частично:   признать  противоречащим   федеральному
   законодательству и недействующим со дня вступления решения  суда  в
   законную  силу приложение 1 п. 3 "Порядка взимания платы  за  сброс
   сточных   вод  и  загрязняющих  веществ  в  канализации  населенных
   пунктов  Брянской области". В остальной части заявленные требования
   оставить  без  удовлетворения",  в части  отказа  в  удовлетворении
   заявления.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Макарова    Г.В.,   объяснения   представителя   ОАО   "Клинцовский
   Автокрановый  завод"  Коваленко И.Л., представителей  администрации
   Брянской  области Зубаревой К.В. и Дячук Е.В., заключение прокурора
   Генеральной   прокуратуры  Российской  Федерации   Власовой   Т.А.,
   полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       ОАО  "Клинцовский Автокрановый завод" (ОАО "КАЗ") обратилось  в
   суд  с  вышеуказанным  заявлением, ссылаясь на  то,  что  указанные
   нормы   приняты  с  превышением  полномочий,  противоречат   нормам
   гражданского  законодательства и законодательства в области  охраны
   окружающей среды, нарушают свободу договора и права предприятия  на
   получение  услуг водоснабжения с использованием систем  канализации
   населенных  пунктов по экономически обоснованным  тарифам.  Субъект
   РФ   не  вправе  издавать  обязательные  для  сторон  правила   при
   заключении  и исполнении договора, в том числе утверждать  договор,
   обязательный для исполнения сторонами. Установив в п. п.  5.2,  5.3
   "Порядка..."  повышенную  плату  в  кратном  тарифе  за  превышение
   лимита  водопотребления, за сброс загрязняющих веществ, запрещенных
   к  сбросу,  а  также  за  установленный факт залпового,  аварийного
   сброса,  администрация фактически установила  меру  ответственности
   за   нарушение   договорных   обязательств,   т.е.   неустойку,   а
   следовательно, оспариваемые положения нарушают свободу  договора  и
   права предприятия в сфере экономической деятельности.
       По  делу постановлено приведенное выше решение, отказная  часть
   которого и оспаривается ОАО "КАЗ".
       В  обоснование жалобы указано на то, что судом применены нормы,
   не  подлежащие применению. В частности, отмечается, что ссылка суда
   на  ст.  72  Конституции РФ, ст. ст. 82, 122 ВК РФ и  п.  7  Правил
   пользования  системами коммунального водоснабжения и канализации  в
   РФ  является  неправильной,  так  как  отношения  ВКХ  и  абонентов
   являются  гражданско-правовыми  и относятся  к  ведению  Российской
   Федерации;  нормы  ВК  РФ  не регулируют  рассматриваемых  по  делу
   отношений;   вышеуказанными  Правилами  не   предоставлено   органу
   исполнительной власти субъекта РФ права устанавливать размер  платы
   (тарифа).  Суд  не  применил  актов,  которые  регулируют   вопросы
   установления платы (тарифа) на услуги организации ВКХ - ст. 424  ГК
   РФ,  ст.  ст.  6,  31  ФЗ "Об общих принципах организации  местного
   самоуправления РФ" и п. 1 оспариваемого Порядка...
       Проверив  материалы дела и обсудив доводы кассационной  жалобы,
   судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
       При вынесении решения в обжалуемой заявителем части суд исходил
   из  необоснованности доводов заявителя о том, что,  устанавливая  в
   качестве  повышенной  платы  в кратном  тарифе  против  действующих
   тарифов   за   превышение   лимита   водопотребления,   за    сброс
   загрязняющих   веществ,  запрещенных   к   сбросу,   а   также   за
   установленный  факт  залпового,  аварийного  сброса,  администрация
   превысила  свои  полномочия,  установила  меру  ответственности  за
   нарушение  договорных  обязательств,  неустойку,  что  противоречит
   федеральному законодательству и нарушает права предприятия.
       Такое  суждение  суда исходит из требований  п.  п.  58,  70  и
   Постановления  Правительства РФ от  31  декабря  1995  г.  N  1310,
   предусматривающих,  что  лимиты  водопользования  и   водоотведения
   абонентам   устанавливаются  органами  местного  самоуправления   и
   последние  должны  соблюдать соответствующие  нормативы;  плата  за
   отпуск  воды  и  прием  сточных  в пределах  лимитов  и  нормативов
   производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ,  которым
   установлено,   что  органы  исполнительной  власти   субъектов   РФ
   определяют   порядок  взимания  платы  за  сброс  сточных   вод   и
   загрязняющих  веществ  в системы канализации населенных  пунктов  с
   предприятий  и  организаций, отводящих сточные воды и  загрязняющие
   вещества  в  системы  канализации  населенных  пунктов  (абоненты),
   предусматривая меры экономического воздействия за ущерб,  наносимый
   системам  канализации и окружающей среде, в том числе за превышение
   нормативов   сброса   сточных  вод  и   загрязняющих   веществ,   а
   следовательно,    оспариваемые    заявителем    нормы    утверждены
   администрацией  Брянской области в пределах своей компетенции  и  в
   соответствии с действующим законодательством.
       Позиция,   предусматривающая,  что  при  осуществлении   сброса
   сточных  вод  и  загрязняющих веществ в системы канализации  как  в
   пределах, так и сверх установленных нормативов организации  ВКХ  во
   избежание   вредного  воздействия  на  окружающую  среду  вынуждены
   затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких  стоков
   и  платить  повышенную плату природоохранным органам за  превышение
   нормативов  сброса  сточных  вод и загрязняющих  веществ  в  водные
   объекты,  а  поэтому установление повышенной платы за сверхлимитное
   водопотребление  и  превышение  нормативов  сброса  сточных  вод  и
   загрязняющих  веществ  в  системы  городской  канализации  являются
   обоснованными, является правильной.
       Повышенный  тариф,  включая за сверхлимитное водопотребление  и
   превышение  норматива  сброса сточных вод и  загрязняющих  веществ,
   как  одно  из существенных условий, подлежит включению  в  договор,
   заключаемый   абонентом  с  предприятиями  ВКХ  в  соответствии   с
   Гражданским  кодексом РФ и пункта 13 Правил.  Повышенная  плата  за
   сверхлимитное  водопотребление  и  превышение  нормативного  сброса
   сточных   вод   и   загрязняющих   веществ   не   являются    мерой
   ответственности за нарушение договорных обязательств  (неустойкой),
   а   представляют  собой  дифференцированный  подход  к  определению
   тарифа  за  услуги  по приему и обезвреживанию вредных  веществ,  а
   также    меру    экономического   стимулирования    абонентов    на
   строительство  своих  локальных очистных  сооружений  и  выполнение
   требований по охране природы и оздоровлению окружающей среды.
       Судебная  коллегия  находит  приведенное  выше  суждение   суда
   правильным,    так    как   оно   не   противоречит    действующему
   законодательству.
       При  условии соблюдения заявителем требований законодательства,
   в    частности   по   обеспечению   лабораторного   контроля,   его
   экономические интересы не могут быть ущемлены оспариваемым актом.
       Нельзя   согласиться  и  с  доводом  заявителя   о   том,   что
   оспариваемым  "Порядком..." регулируются  отношения  по  неустойке,
   что    противоречит   федеральному   законодательству,   так    как
   оспариваемые  по делу платежи относятся к платежам за хозяйственную
   деятельность  и  получаемые услуги, а  не  к  штрафным  санкциям  и
   неустойке.
       На   основании  изложенного  руководствуясь  ст.  361  ГПК  РФ,
   Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Брянского областного суда от 6 апреля 2005 г. оставить
   без   изменения,   а   кассационную  жалобу   ОАО   "КАЗ"   -   без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz