Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 4540/05 ОТ 23.08.2005 ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ДОНАЧИСЛЕНИИ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ПРИВЛЕЧЕНИИ ЕГО К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА СУДАМИ НЕ ВЫЯСНЯЛСЯ ВОПРОС О КОЛИЧЕСТВЕ ИЗВЛЕЧЕННОГО ИЗ ДОБЫТОГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И СОЖЖЕННОГО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 23 августа 2005 г. N 4540/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Витрянского
   В.В.,  Вышняк  Н.Г.,  Зориной М.Г., Киреева Ю.А.,  Першутова  А.Г.,
   Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел    заявление   Межрайонной   инспекции   Федеральной
   налоговой  службы по крупнейшим налогоплательщикам  по  Саратовской
   области  о  пересмотре в порядке надзора постановления Федерального
   арбитражного суда Поволжского округа от 14.01.2005 по делу  N  А57-
   1106/03-26 Арбитражного суда Саратовской области.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя  -  Межрайонной инспекции  Федеральной  налоговой
   службы  по  крупнейшим  налогоплательщикам по  Саратовской  области
   (ответчика) - Елина Н.В., Шалкина С.А.;
       от открытого акционерного общества "Саратовнефтегаз" (истца)  -
   Годзданкер Э.С., Позднова М.М., Семенова Т.Б.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Зориной  М.Г.,   а   также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Открытое   акционерное  общество  "Саратовнефтегаз"  (далее   -
   общество)  обратилось  в  Арбитражный  суд  Саратовской  области  с
   заявлением   о   признании  недействительным  решения   Межрайонной
   инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам  по
   крупнейшим  налогоплательщикам  по  Саратовской  области  (ныне   -
   Межрайонная  инспекция Федеральной налоговой службы  по  крупнейшим
   налогоплательщикам по Саратовской области; далее  -  инспекция)  от
   05.01.2003  N  1/05,  которым предусмотрены  доначисление  обществу
   17543916  рублей налога на добычу полезных ископаемых и привлечение
   его  к  налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи  122
   Налогового  кодекса Российской Федерации в виде  взыскания  3508783
   рублей  штрафа и пункта 1 статьи 126 Кодекса - в сумме 1650  рублей
   штрафа,  а  также  требований об уплате недоимки и  сумм  налоговых
   санкций.
       Инспекцией  предъявлено  встречное  требование  о  взыскании  с
   общества штрафа.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  16.07.2004   требование
   общества удовлетворено.
       В удовлетворении встречного заявления инспекции отказано.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   03.11.2004
   решение  суда отменено, заявление общества удовлетворено  частично:
   решение  и требование инспекции признаны недействительными в  части
   доначисления 12725609 рублей налога на добычу полезных  ископаемых,
   взыскания  штрафов  по пункту 1 статьи 122 и пункту  1  статьи  126
   Налогового кодекса Российской Федерации (2545121 рублей  60  копеек
   и   1650   рублей   соответственно).  Встречное   заявление   также
   удовлетворено  частично: с истца взыскано 963661  рубль  40  копеек
   штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Кодекса.
       Федеральный  арбитражный суд Поволжского округа  постановлением
   от  14.01.2005 постановление суда апелляционной инстанции  отменил,
   решение суда первой инстанции оставил в силе.
       Арбитражными  судами всех инстанций установлено,  что  причиной
   выявленного инспекцией занижения налога явилась неуплата  обществом
   налога  с объема сжигаемого им на факеле природного газа, поскольку
   общество   считало,   что  такой  газ  не  подпадает   под   объект
   налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.
       По  мнению  судов  первой и кассационной инстанций,  добытый  и
   сожженный  обществом  природный газ не  соответствует  требованиям,
   предъявляемым к полезным ископаемым пунктом 1 статьи  337  Кодекса,
   из  которых  усматривается, что для целей налогообложения  полезным
   ископаемым признается продукция, содержащаяся в фактически  добытом
   из    недр   минеральном   сырье,   первая   по   своему   качеству
   соответствующая  государственному стандарту  Российской  Федерации,
   стандарту    отрасли,   региональному   стандарту,   международному
   стандарту, а в случае отсутствия указанного стандарта для  отдельно
   добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
       Этот  вывод  сделан  судами на основании  заключения  открытого
   акционерного    общества   "ВНИПИгаздобыча",   согласно    которому
   сжигаемый  обществом  на факеле газ не является  первой  по  своему
   качеству  продукцией,  соответствующей стандарту,  в  связи  с  чем
   необходима его специальная подготовка (доработка).
       Судом  апелляционной инстанции на основе анализа статей  336  -
   339  Кодекса  дана иная правовая оценка сложившимся правоотношениям
   и  сделан  вывод  о  том, что газ, качество  которого  не  доведено
   обществом  до  ГОСТа, так же подпадает под объект  налогообложения,
   как   и   газ   реализованный,  качество   которого   доведено   до
   соответствующего ГОСТа.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре в порядке надзора указанных решения  суда
   первой   и  постановления  суда  кассационной  инстанций  инспекция
   просит  отменить  их  в  части признания  недействительным  решения
   инспекции  от  05.01.2003  N  1/05 о  доначислении  4818307  рублей
   налога  на добычу полезных ископаемых и взыскании 969661  рубля  04
   копеек  штрафа и удовлетворить встречное заявление о  применении  к
   обществу  налоговых санкций в сумме 969661 рубля  04  копеек.  Свои
   требования  инспекция обосновывает неправильным применением  судами
   первой   и  кассационной  инстанций  положений  главы  26  Кодекса,
   полагая,  что названными судебными инстанциями не учтены  положения
   статей 336 - 339 Кодекса.
       Проверив  обоснованность  доводов,  изложенных  в  заявлении  и
   выступлениях  присутствующих  в  заседании  представителей  сторон,
   Президиум  считает,  что  все  названные  судебные  акты   подлежат
   отмене,  дело  -  направлению на новое рассмотрение  в  суд  первой
   инстанции по следующим основаниям.
       В  соответствии со статьей 336 Кодекса объектом налогообложения
   налогом   на   добычу   полезных  ископаемых  признаются   полезные
   ископаемые,  добытые  из недр на территории  Российской  Федерации,
   извлеченные  из  отходов  добывающего  производства,  а  также   за
   пределами  Российской Федерации, если эта добыча осуществляется  на
   территориях,  находящихся под юрисдикцией Российской  Федерации  на
   участке недр, предоставляемом налогоплательщику в пользование.
       Пункт 2 названной статьи содержит перечень полезных ископаемых,
   не  признаваемых объектами налогообложения. Добываемый и  сжигаемый
   обществом на факеле газ в этот перечень не входит.
       Пунктом  2  статьи  337  Кодекса  установлены  виды  добываемых
   полезных ископаемых, добыча которых подлежит налогообложению.  Газ,
   который  общество,  добывая,  сжигает  на  факеле,  является  видом
   полезного  ископаемого и подпадает под подпункт  3  пункта  2  этой
   статьи Кодекса.
       Согласно пункту 7 статьи 339 Кодекса при определении количества
   добытого  в  налоговом  периоде полезного  ископаемого  учитывается
   полезное  ископаемое,  в  отношении которого  в  налоговом  периоде
   завершен  комплекс технологических операций (процессов)  по  добыче
   (извлечению)   полезного  ископаемого  из  недр.   При   этом   при
   разработке  месторождения полезного ископаемого  в  соответствии  с
   лицензией    (разрешением)   на   добычу   полезного    ископаемого
   учитывается  весь  комплекс технологических  операций  (процессов),
   предусмотренных   техническим  проектом  разработки   месторождения
   полезного ископаемого.
       В  соответствии  с  письмом Управления Средне-Волжского  округа
   Госгортехнадзора   России  и  заключением  открытого   акционерного
   общества  "ВНИПИгаздобыча" сжигаемый обществом  на  факеле  газ  не
   является  первой  по  своему  качеству продукцией,  соответствующей
   стандарту,  в  связи  с  чем необходима его специальная  подготовка
   (обработка).
       Как следует из судебных актов, общество часть природного газа в
   соответствии  с технологическим процессом доводило до  соответствия
   ГОСТу  и реализовывало потребителям, а оставшуюся часть сжигало  на
   факелах.
       Тем   самым  общество  произвольно  определяло,  какое   именно
   количество  добытого полезного ископаемого (газа) оно в  конкретный
   период доводит до качества, соответствующего ГОСТу, и реализует,  а
   какое  может  сжечь на факеле, при этом не уплачивая  с  указанного
   объема  налог  на  добычу  полезных  ископаемых,  что  противоречит
   смыслу  и содержанию норм главы 26 Кодекса о налогообложении  всего
   объема добываемого из недр полезного ископаемого.
       Этим обстоятельствам не дана правовая оценка судами.
       При рассмотрении дела судами трех инстанций не выяснялся вопрос
   о   количестве  извлеченного  из  добытого  минерального  сырья   и
   сожженного  обществом  газа,  подпадающего  под  понятие  полезного
   ископаемого,  в  III  квартале  2002  года.  Поэтому  суду   первой
   инстанции   надлежит   выяснить,  какой  объем   газа   в   добытом
   минеральном сырье подпадает под объект налогообложения,  исходя  из
   того,  что  обществом он мог, но не был доведен до соответствующего
   стандарта,  в  связи с чем не был включен в налогооблагаемую  базу.
   При  этом  причины,  по которым этот газ не был доведен  до  ГОСТа,
   значения не имеют.
       Таким   образом,  оспариваемые  судебные  акты  как  нарушающие
   единообразие  в толковании и применении судами норм права  подлежат
   отмене   в   соответствии  с  пунктом  1  статьи  304  Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации.
       Исходя  из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом  2
   части  1  статьи  305  и  статьей 306 Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 16.07.2004, постановление суда
   апелляционной    инстанции   от   03.11.2004   Арбитражного    суда
   Саратовской  области  по  делу  N  А57-1106/03-26  и  постановление
   Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.01.2005  по
   тому же делу отменить.
       Дело   направить  на  новое  рассмотрение  в  первую  инстанцию
   Арбитражного суда Саратовской области.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz