Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 645/05 ОТ 23.08.2005 НЕПРАВОМЕРНОЕ НЕПЕРЕЧИСЛЕНИЯ (НЕПОЛНОЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ) СУММ НАЛОГА, ПОДЛЕЖАЩЕГО УДЕРЖАНИЮ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ, ВЛЕЧЕТ ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФА В РАЗМЕРЕ 20 ПРОЦЕНТОВ ОТ СУММЫ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ; НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, В ЧАСТНОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 23 августа 2005 г. N 645/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина  А.А.,  Бабкина
   А.И.,  Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Першутова А.Г.,
   Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел  заявление  закрытого  акционерного  общества  "НХК-
   Север"   о   пересмотре  в  порядке  надзора   постановления   суда
   апелляционной  инстанции Арбитражного суда города  Санкт-Петербурга
   и  Ленинградской  области от 08.07.2004 по  делу  N  А56-5721/04  и
   постановления   Федерального  арбитражного  суда   Северо-Западного
   округа от 05.10.2004 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители заявителя - закрытого
   акционерного общества "НХК-Север" - Баранова И.В., Белянцев А.С.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Першутова  А.Г.,  а  также
   объяснения  представителей  участвующего  в  деле  лица,  Президиум
   установил следующее.
       Закрытое  акционерное общество "НХК-Север" (далее  -  общество)
   состоит  на  налоговом  учете  по  месту  нахождения  обособленного
   структурного  подразделения, расположенного  на  территории  города
   Сосновый Бор Ленинградской области, с 11.02.2000.
       Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
   по  городу  Сосновый Бор Ленинградской области  (ныне  -  Инспекция
   Федеральной  налоговой службы по городу Сосновый Бор  Ленинградской
   области;  далее  - инспекция) в декабре 2003 года провела  выездную
   налоговую  проверку  общества  в  лице  обособленного  структурного
   подразделения  по  вопросу  правильности  исчисления,  удержания  и
   своевременности перечисления в бюджет подоходного налога  и  налога
   на  доходы  физических  лиц за период с 11.02.2000  по  16.12.2003.
   Результаты проверки отражены в акте от 05.01.2004 N 05/1,  согласно
   которому  обществом  был  удержан  и  перечислен  налог  на  доходы
   физических лиц в бюджет по месту регистрации юридического  лица,  а
   не по месту нахождения структурного подразделения.
       С  учетом  рассмотрения возражений общества  инспекция  приняла
   решение  от  26.01.2004 N 05/28 о привлечении налогового  агента  к
   налоговой  ответственности, предусмотренной статьей 123  Налогового
   кодекса   Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс).  Кроме   того,
   обществу  было предложено уплатить в бюджет по месту постановки  на
   учет  обособленного структурного подразделения 258241 рубль  налога
   на   доходы  физических  лиц  и  119226  рублей  39  копеек  пеней,
   начисленных   за   неперечисление   удержанных   сумм   налога    в
   установленном порядке.
       Не  согласившись  с решением инспекции, общество  обратилось  в
   арбитражный  суд  с  заявлением  о  признании  недействительным  ее
   решения от 26.01.2004 N 05/28.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  27.04.2004   требование
   общества  удовлетворено: решение инспекции от  26.01.2004  N  05/28
   признано недействительным.
       Решение   мотивировано  следующими  обстоятельствами.  Согласно
   пункту   9  статьи  226  Кодекса  уплата  налога  за  счет  средств
   налоговых  агентов  не  допускается. Поскольку  общество  исполнило
   свои  обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в  бюджет
   налога,  а повторно удержать налог общество не вправе, доначисление
   налога  на доходы физических лиц неправомерно. Кроме того,  статьей
   123   Кодекса   предусмотрена  ответственность   за   неправомерное
   неперечисление  (неполное  перечисление) сумм  налога,  подлежащего
   удержанию и перечислению налоговым агентом в виде взыскания  штрафа
   в   размере   20   процентов  от  суммы,  подлежащей  перечислению.
   Обществом  налог на доходы физических лиц был удержан и  перечислен
   в  полном  объеме, поэтому налоговый орган был не вправе привлекать
   его к налоговой ответственности.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   08.07.2004
   решение   отменено,   в   удовлетворении   заявленного   требования
   отказано.
       Федеральный    арбитражный    суд    Северо-Западного    округа
   постановлением  от  05.10.2004 оставил названное постановление  без
   изменения.
       Отменяя  решение  суда первой инстанции, суды  апелляционной  и
   кассационной  инстанций исходили из следующего. Согласно  статье  9
   Закона  Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1  "О  подоходном
   налоге  с  физических лиц" и пункту 7 статьи 226 Кодекса  налоговый
   агент   обязан   перечислять   в   бюджет   по   месту   нахождения
   обособленного  подразделения сумму налога, определяемую  исходя  из
   суммы   дохода,   выплачиваемого  работникам  этого   обособленного
   подразделения.  Поскольку налог был перечислен обществом  в  бюджет
   по  месту  регистрации юридического лица, а не по месту  нахождения
   структурного   подразделения,  что  повлекло  непоступление   части
   налога  в  бюджет  города, на территории которого  расположено  это
   обособленное подразделение, обязанность по перечислению  налога  не
   может считаться исполненной.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре в порядке надзора указанных постановлений
   судов  апелляционной и кассационной инстанций  общество  просит  их
   отменить,   ссылаясь   на  неправильное  применение   судами   норм
   материального права.
       В  отзыве на заявление инспекция просит названные судебные акты
   оставить без изменения.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   заявителя,  Президиум  считает,  что  оспариваемые  судебные   акты
   подлежат   отмене   в  части  привлечения  общества   к   налоговой
   ответственности,  в остальной части - оставлению без  изменения  по
   следующим основаниям.
       Статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О
   подоходном  налоге с физических лиц", а также пунктом 7 статьи  226
   Кодекса   предусмотрено,   что  налоговые   агенты   -   российские
   организации,    имеющие    обособленные   подразделения,    обязаны
   перечислять  исчисленные и удержанные суммы  налога  как  по  месту
   своего  нахождения,  так  и  по  месту  нахождения  каждого  своего
   обособленного подразделения.
       В   силу   статьи   123  Кодекса  неправомерное  неперечисление
   (неполное  перечисление)  сумм  налога,  подлежащего  удержанию   и
   перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа  в  размере
   20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
       Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 Кодекса
   признается виновно совершенное противоправное деяние (действие  или
   бездействие)  налогоплательщика, налогового агента и иных  лиц,  за
   которое  настоящим Кодексом установлена ответственность. Кодекс  не
   предусматривает   ответственности   за   ненадлежащее    исполнение
   налоговым  агентом  своих обязанностей, в  частности  за  нарушение
   порядка  перечисления удержанного налога на доходы физических  лиц.
   Поскольку  обществом налог на доходы физических лиц был  удержан  и
   перечислен  своевременно и в полном объеме, у инспекции не  имелось
   оснований  для  привлечения  его  к  налоговой  ответственности  по
   статье 123 Кодекса.
       Таким  образом,  на основании пункта 1 статьи 304  Арбитражного
   процессуального    кодекса   Российской   Федерации    оспариваемые
   постановления   судов   апелляционной  и   кассационной   инстанций
   подлежат   отмене   в  части  привлечения  общества   к   налоговой
   ответственности  как  нарушающие  единообразие   в   толковании   и
   применении арбитражными судами норм права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление  суда апелляционной инстанции  Арбитражного  суда
   города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  08.07.2004  по
   делу  N А56-5721/04 и постановление Федерального арбитражного  суда
   Северо-Западного  округа от 05.10.2004 по  тому  же  делу  в  части
   привлечения   закрытого   акционерного   общества   "НХК-Север"   к
   налоговой  ответственности отменить. В отмененной части оставить  в
   силе решение суда первой инстанции.
       В  остальной  части  оспариваемые судебные  акты  оставить  без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz