Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 5735/05 ОТ 23.08.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПИСЬМА НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ОБ ОТКАЗЕ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАЧЕТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ И БЕЗДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ О ЗАЧЕТЕ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ, А ТАКЖЕ О ЕЕ ОБЯЗАНИИ ПРОИЗВЕСТИ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 23 августа 2005 г. N 5735/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина  А.А.,  Бабкина
   А.И.,  Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Першутова А.Г.,
   Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы N 5
   по   городу   Москве  о  пересмотре  в  порядке   надзора   решения
   Арбитражного  суда  города  Москвы от 15.11.2004  по  делу  N  А40-
   32267/04-90-373  и  постановления  Федерального  арбитражного  суда
   Московского округа от 18.02.2005 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы N  5  по
   городу  Москве - Виноградова М.М., Тренева М.Г., Елина Н.В., Чернов
   П.В.;
       от  общества  с  ограниченной ответственностью "Энерджайзер"  -
   Треплин С.В.
       Заслушав  и  обсудив  доклад судьи  Финогенова  В.И.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Общество с ограниченной ответственностью "Энерджайзер" (далее -
   общество)  обратилось в Арбитражный суд города Москвы с  заявлением
   о  признании  незаконными содержащегося в письме  от  19.05.2004  N
   8962   решения  Инспекции  Министерства  Российской  Федерации   по
   налогам  и  сборам  N  5  по Центральному административному  округу
   города  Москвы (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой
   службы  N  5  по  городу  Москве; далее - налоговая  инспекция)  об
   отказе  в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов  в
   Пенсионный  фонд  Российской  Федерации  и  бездействия   налоговой
   инспекции   по  заявлению  общества  о  зачете  излишне  уплаченных
   страховых   взносов  в  Фонд  социального  страхования   Российской
   Федерации,   а  также  о  ее  обязании  произвести  зачет   излишне
   уплаченных сумм в счет предстоящих платежей.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  15.11.2004   заявленные
   требования удовлетворены.
       Федеральный  арбитражный суд Московского округа  постановлением
   от 18.02.2005 решение оставил без изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре в порядке надзора решения суда  первой  и
   постановления  суда  кассационной  инстанций  налоговая   инспекция
   просит  их  отменить,  ссылаясь на неправильное  применение  судами
   норм   материального   права,   нарушение   единообразия   судебной
   практики.
       Проверив  обоснованность  доводов,  изложенных  в  заявлении  и
   выступлениях  присутствующих  в  заседании  представителей  сторон,
   Президиум  считает, что оспариваемые судебные акты подлежат  отмене
   с принятием нового судебного акта по следующим основаниям.
       Территориальными   органами   Пенсионного   фонда    Российской
   Федерации,  Фонда  социального страхования Российской  Федерации  и
   обществом  была  проведена  сверка  расчетов  по  уплате  страховых
   взносов  по  состоянию на 01.01.2001. Акты сверки от  29.01.2001  и
   31.01.2001  содержат данные о том, что по лицевому  счету  общества
   числятся  переплаты:  112300  рублей Пенсионному  фонду  Российской
   Федерации  и 176870 рублей Фонду социального страхования Российской
   Федерации.
       Общество   13.01.2004  обратилось  в  налоговую   инспекцию   с
   заявлениями,  в которых просило произвести зачет указанных  сумм  в
   счет предстоящих платежей.
       В  письме  от  19.05.2004 N 8962 налоговая  инспекция  сообщила
   обществу об отказе в зачете излишне уплаченных страховых взносов  в
   Пенсионный  фонд Российской Федерации, сославшись на  нарушение  им
   установленного  пунктом 8 статьи 78 Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  трехлетнего  срока  подачи  заявления  о  зачете   суммы
   излишне уплаченного налога.
       Заявление   общества  о  зачете  излишне  уплаченных  страховых
   взносов   в   Фонд  социального  страхования  Российской  Федерации
   налоговая инспекция оставила без ответа.
       Общество, считая, что решение налоговой инспекции от 19.05.2004
   N  8962 и ее бездействие нарушают его право на своевременный  зачет
   суммы   излишне   уплаченных  страховых   взносов,   обратилось   в
   арбитражный суд.
       Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции  исходил
   из  пункта  8  статьи  78 Налогового кодекса Российской  Федерации,
   согласно  которому  заявление о возврате суммы излишне  уплаченного
   налога  может  быть подано в течение трех лет со дня ее  уплаты,  а
   срок  подачи  заявления о ее зачете в счет предстоящих платежей  не
   установлен.
       Оставляя решение суда без изменения, суд кассационной инстанции
   руководствовался  также  положениями,  изложенными  в   определении
   Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001  N  173-О,
   и  сделал вывод, что трехлетний срок обществом не пропущен, так как
   о  нарушении  своего права оно узнало из актов сверки, составленных
   29.01.2001   и  31.01.2001,  ранее  общество  не  могло  определить
   наличие у него переплаты.
       С выводами судов нельзя согласиться.
       В  соответствии  с  пунктом  8  статьи  78  Налогового  кодекса
   Российской   Федерации   заявление   о   возврате   суммы   излишне
   уплаченного  налога может быть подано в течение  трех  лет  со  дня
   уплаты указанной суммы.
       Согласно  пунктам  4 и 5 названной статьи Кодекса  зачет  суммы
   излишне    уплаченного   налога   в   счет   предстоящих   платежей
   осуществляется      на     основании     письменного      заявления
   налогоплательщика  по  решению налогового  органа.  В  определенных
   случаях   налоговые   органы  вправе  производить   зачет   излишне
   уплаченной суммы налога самостоятельно.
       Следовательно, как возврат, так и зачет излишне уплаченных сумм
   налогов,  сборов  и  пеней  осуществляются  налоговым  органом   по
   заявлению налогоплательщика.
       Зачет   излишне   уплаченной  суммы  налога,  сбора   и   пеней
   представляет собой сокращение налогового обязательства  плательщика
   на  будущий  период и влечет недополучение бюджетом соответствующих
   сумм налоговых платежей, подлежащих уплате.
       Возврат  излишне уплаченного налога заключается  в  изъятии  из
   бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.
       По  своему  экономическому содержанию между зачетом и возвратом
   налоговых  платежей существенных различий не имеется, и  фактически
   зачет   излишне  уплаченных  сумм  налога  является  разновидностью
   (формой)   возврата   этих  сумм,  восстановлением   имущественного
   положения налогоплательщика.
       Ссылка   суда   кассационной  инстанции  на  правовую   позицию
   Конституционного   Суда   Российской   Федерации,   изложенную    в
   определении  от  21.06.2001  N 173-О,  является  необоснованной.  В
   названном  определении  имеется  в  виду  применение  общих  правил
   исчисления  срока  исковой  давности  при  рассмотрении   исков   о
   возврате  из бюджета переплаченной суммы налога, а в данном  случае
   предметом  заявленных  требований  является  оспаривание   в   суде
   законности   ненормативного   акта   налоговой   инспекции   и   ее
   бездействие.
       Уплата страховых взносов в бюджеты Пенсионного фонда Российской
   Федерации  и  Фонда  социального страхования Российской  Федерации,
   вследствие  чего  и  образовалась  переплата,  производилась  самим
   обществом  до  той  даты, по состоянию на которую  были  составлены
   акты сверки, то есть до 01.01.2001.
       Следовательно,  по состоянию на 01.01.2004 три года  истекли  и
   обществом  пропущен  срок обращения для зачета  страховых  взносов,
   поскольку  заявления  на  производство зачета  поданы  обществом  в
   налоговую инспекцию 13.01.2004.
       Таким   образом,  у  судов  первой  и  кассационной   инстанций
   отсутствовали правовые основания для признания незаконными  решения
   налоговой   инспекции  об  отказе  в  зачете   излишне   уплаченных
   страховых  взносов  в  Пенсионный фонд Российской  Федерации  и  ее
   бездействия  в  отношении излишне уплаченных  страховых  взносов  в
   Фонд социального страхования Российской Федерации.
       При   таких  обстоятельствах  оспариваемые  судебные   акты   в
   соответствии  с  пунктом 1 статьи 304 Арбитражного  процессуального
   кодекса   Российской  Федерации  подлежат  отмене  как   нарушающие
   единообразие  в  толковании и применении арбитражными  судами  норм
   права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение  суда  первой инстанции от 15.11.2004 по  делу  N  А40-
   32267/04-90-373  Арбитражного суда города  Москвы  и  постановление
   Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.02.2005  по
   тому же делу отменить.
       Обществу   с  ограниченной  ответственностью  "Энерджайзер"   в
   удовлетворении   заявленных  требований  о  признании   незаконными
   содержащегося  в  письме  от 19.05.2004 N  8962  решения  Инспекции
   Министерства  Российской  Федерации по налогам  и  сборам  N  5  по
   Центральному  административному округу города Москвы  об  отказе  в
   проведении   зачета   излишне  уплаченных   страховых   взносов   в
   Пенсионный  фонд  Российской  Федерации  и  бездействия   налоговой
   инспекции   по  заявлению  общества  о  зачете  излишне  уплаченных
   страховых   взносов  в  Фонд  социального  страхования   Российской
   Федерации,   а  также  о  ее  обязании  произвести  зачет   излишне
   уплаченных сумм в счет предстоящих платежей отказать.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz