Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.08.2005 N ВКПИ05-80 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПУНКТА 4 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 19.04.1993 N 340 "О ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, А ТАКЖЕ ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ" И ПУНКТА 6 ПРАВИЛ ВЫПЛАТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ПРЕМИИ ЗА ОБРАЗЦОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ВОИНСКОГО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 19 августа 2005 г. N ВКПИ05-80
   
       Именем Российской Федерации
   
       Военная   коллегия  Верховного  Суда  Российской  Федерации   в
   составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда Российской Федерации
       полковника юстиции                           Калиниченко Ю.А.,
       при секретаре - капитане юстиции                Старкове Д.М.,
       с участием представителя ответчика -
       Правительства РФ                              Герасимчика В.В.
       и военного прокурора отдела
       Главной военной прокуратуры
       подполковника юстиции                           Рыкунова И.П.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  военнослужащего войсковой части 29551  гвардии  капитана
   Г. о признании недействующим п. 4 Постановления Совета Министров  -
   Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года N 340  "О
   денежном  довольствии  военнослужащих,  а  также  лиц  рядового   и
   начальствующего состава органов внутренних дел" в части указания  о
   том,  что  "командиры  отдельных  батальонов,  полков,  соединений,
   командующие армиями, флотилиями, войсками округов, группами  войск,
   флотами,  им  равные  и  выше командиры  (начальники)  имеют  право
   уменьшать   военнослужащим   размер   вознаграждения   или   лишать
   вознаграждения полностью за упущения по службе, нарушения  воинской
   дисциплины",   а   также   п.  6  Правил  выплаты   военнослужащим,
   проходящим  военную  службу  по  контракту,  премии  за  образцовое
   выполнение  воинского долга согласно приложению N  2,  утвержденных
   Постановлением Правительства Российской Федерации от 14  июля  2000
   года  N  524  "Об  отдельных выплатах военнослужащим  и  членам  их
   семей"  в  части указания о том, что "командиры (начальники)  имеют
   право  уменьшать  размер премии военнослужащим,  находящимся  в  их
   подчинении, или лишать их премии полностью за упущения по службе  и
   нарушения воинской дисциплины",
   
                              установила:
                                   
       Г.  обратился  в  Верховный  Суд РФ  с  заявлением,  в  котором
   утверждает,  что указанные им нормативные акты Правительства  РФ  в
   оспариваемой  части  противоречат  ст.  55  Конституции  Российской
   Федерации,  ст.  ст. 4, 5, 12 и 13 Федерального закона  от  27  мая
   1998  года  N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку позволяют
   воинским   должностным   лицам  по  субъективному   усмотрению   не
   выплачивать   военнослужащим,   проходящим   военную   службу    по
   контракту,   установленное   федеральным   законом   единовременное
   денежное  вознаграждение  и  премию  за  упущения  по  службе,  чем
   ущемляют их права.
       Кроме  того,  заявитель  полагает,  что  оба  постановления  не
   согласуются  с  положениями Дисциплинарного Устава Вооруженных  Сил
   Российской  Федерации,  утвержденного Указом Президента  Российской
   Федерации  от  14  декабря  1993 года, который  не  предусматривает
   такого  дисциплинарного наказания в виде "упущения  по  службе",  а
   неопределенность  этого  понятия  может  служить   основанием   для
   снижения  (лишения)  единовременного денежного вознаграждения  либо
   премии.
       Надлежащим  образом  извещенный о  времени  и  месте  судебного
   заседания Г. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление  в  его
   отсутствие.
       Представитель  Правительства  Российской  Федерации  Герасимчик
   В.В.  возражал  против  удовлетворения заявления  Г.,  указав,  что
   Правительство  Российской Федерации, принимая Постановления  от  19
   апреля  1993  года  N 340 и от 14 июля 2000 года  N  524  положений
   Конституции Российской Федерации и Федерального закона  от  27  мая
   1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не нарушило.
       Выслушав   объяснения  представителя  Правительства  Российской
   Федерации  Герасимчика В.В., исследовав материалы дела  и  заслушав
   заключение  старшего  военного  прокурора  отдела  Главной  военной
   прокуратуры   подполковника  юстиции  Рыкунова  И.П.,   полагавшего
   необходимым  заявителю  в  требованиях отказать,  Военная  коллегия
   Верховного   Суда   РФ   находит   заявление   Г.   не   подлежащим
   удовлетворению.
       Конституцией  Российской Федерации (п. 2 ст. 59) предусмотрено,
   что   гражданин  Российской  Федерации  несет  военную   службу   в
   соответствии с федеральным законом.
       Согласно преамбуле Федеральный закон от 27 мая 1998 года N  76-
   ФЗ   "О   статусе   военнослужащих"  определяет   права,   свободы,
   обязанности  и  ответственность  военнослужащих,  а  также   основы
   государственной  политики в области правовой  и  социальной  защиты
   военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных  с  военной
   службы, и членов их семей.
       В  соответствии  с  п. 1 ст. 13 данного Закона  военнослужащим,
   проходящим  военную службу по контракту, добросовестно  исполняющим
   обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного)  года
   по   решению   командира  воинской  части  может   быть   выплачено
   единовременное  денежное  вознаграждение в  размере,  установленном
   Правительством  Российской Федерации,  но  не  менее  трех  окладов
   денежного содержания.
       Военнослужащим,   проходящим  военную  службу   по   контракту,
   выплачивается  премия за образцовое выполнение  воинского  долга  в
   размере  до  трех окладов денежного содержания, а также оказывается
   материальная  помощь  в  размере не менее  двух  окладов  денежного
   содержания   в  порядке,  определяемом  Правительством   Российской
   Федерации.
       (Аналогичное положение содержалось и в п. 1 ст. 13 Закона РФ "О
   статусе   военнослужащих",  введенного  в  действие  Постановлением
   Верховного  Совета Российской Федерации от 22 января 1993  года  "О
   порядке  введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе
   военнослужащих").
       В  соответствии с п. 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации
   Правительство  Российской Федерации на основании  и  во  исполнение
   Конституции   Российской   Федерации,   федеральных    законов    и
   нормативных   указов   Президента   Российской   Федерации   издает
   постановления, а также распоряжения и обеспечивает их исполнение.
       Норма,   определяющая   компетенцию  Правительства   Российской
   Федерации  по  изданию  постановлений  и  распоряжений,   а   также
   обеспечению   их   исполнения,  изложена  в  ст.  23   Федерального
   Конституционного  закона  от  17  декабря  1997  года  N  2-ФКЗ  "О
   Правительстве  Российской  Федерации",  а  также  в  ст.  30  ранее
   действовавшего Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992  года
   N   4174-1   "О   Совете   Министров  -  Правительстве   Российской
   Федерации".
       В   силу  этого  Совет  Министров  -  Правительство  Российской
   Федерации  19  апреля  1993  года издало  Постановление  N  340  "О
   денежном  довольствии  военнослужащих,  а  также  лиц  рядового   и
   начальствующего состава органов внутренних дел", в  п.  4  которого
   предусмотрело    порядок    выплаты    единовременного    денежного
   вознаграждения указанным категориям военнослужащих, а  также  право
   командиров  отдельных  батальонов, полков, соединений,  командующих
   армиями, флотилиями, войсками округов, группами войск, флотами,  им
   равные  и  выше  командиров (начальников) уменьшать  военнослужащим
   размер  вознаграждения  или  лишать  вознаграждения  полностью   за
   упущения по службе и нарушения воинской дисциплины.
       Постановлением  от  14  июля  2000  года  N  524  Правительство
   Российской  Федерации  утвердило  Правила  выплаты  военнослужащим,
   проходящим  военную  службу  по  контракту,  премии  за  образцовое
   выполнение   воинского   долга  и  предусмотрело   за   командирами
   (начальниками)   право  уменьшать  размер  премии   военнослужащим,
   находящимся  в  их  подчинении, или лишать их премии  полностью  за
   упущения по службе и нарушения воинской дисциплины.
       Таким    образом,   принимая   соответствующие   постановления,
   Правительство  Российской Федерации действовало  в  пределах  своих
   полномочий.
       Воинская дисциплина, в соответствии со ст. 1 названного Устава,
   есть  строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими  порядка  и
   правил,  установленных  законами, воинскими  уставами  и  приказами
   командиров (начальников).
       Нарушение  воинской  дисциплины или общественного  порядка  без
   признаков    уголовного    преступления   либо    административного
   проступка, согласно ст. 48 Дисциплинарного устава ВС РФ, влечет  за
   собой  применение  к виновному мер дисциплинарной  ответственности,
   перечень которых определен этим Уставом.
       Действия  же военнослужащего, которые в силу малозначительности
   не   образуют  признаков  дисциплинарного  проступка,  могут   быть
   расценены как упущения по службе.
       В  соответствии  с  ч. 2 ст. 48 и ч. 2 ст.  88  Дисциплинарного
   устава  ВС  РФ  за  упущение по службе командир  (начальник)  может
   ограничиться  напоминанием военнослужащему  о  его  обязанностях  и
   воинском  долге,  высказать подчиненному предупреждение,  замечание
   или  строгое  указание,  которые  дисциплинарными  взысканиями   не
   являются.   При   этом   таких   мер   воздействия,   как   лишение
   единовременного денежного вознаграждения по итогам  года  и  премии
   за  образцовое  выполнение воинского долга в связи с  упущением  по
   службе, Дисциплинарный устав ВС РФ не содержит.
       Однако  это не свидетельствует о том, что Постановление  Совета
   Министров  -  Правительства Российской Федерации от 19 апреля  1993
   года  N  340 и Постановление Правительства Российской Федерации  от
   14 июля 2000 года N 524 противоречат Дисциплинарному уставу ВС РФ.
       В  отличие  от  Устава, положения которого определяют  сущность
   воинской  дисциплины, обязанности военнослужащих по ее  соблюдению,
   виды   поощрений  и  дисциплинарных  взысканий,  права   командиров
   (начальников)   по  их  применению,  а  также  порядок   подачи   и
   рассмотрения  предложений,  заявлений и жалоб  (преамбула  Устава),
   оспариваемые  постановления Правительства  РФ  регламентируют  иные
   отношения  воинских  должностных лиц и подчиненных  военнослужащих,
   связанные  с порядком производства поощрительных выплат  проходящим
   военную   службу   по   контракту   военнослужащим,   добросовестно
   исполняющим  должностные обязанности и образцово  выполняющим  свой
   воинский долг.
       Что  касается  частных  случаев лишения  военнослужащих  ЕДВ  и
   премии,  а также уменьшения их размеров, то они, в соответствии  со
   ст.  27  ГПК РФ, не могут являться предметом рассмотрения Верховным
   судом РФ по первой инстанции.
       В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-
   1  "Об  обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих  права  и
   свободы  граждан", каждый гражданин вправе обратиться с  жалобой  в
   суд,   если  считает,  что  неправомерными  действиями  (решениями)
   должностных лиц нарушены его права и свободы.
       В  соответствии  с  п.  26  Инструкции  по  делопроизводству  в
   Вооруженных  Силах  Российской  Федерации,  утвержденной   Приказом
   Министра  обороны Российской Федерации от 23 мая 1999  года  N  170
   "Об  утверждении инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах
   Российской   Федерации",   основным   распорядительным   документом
   военного  управления, издаваемым на правах единоначалия  командиром
   (начальником) части, является приказ.
       Поскольку  решение командира (начальника),  в  том  числе  и  о
   применении   поощрений  и  наложении  взысканий,  носит   публичный
   характер   и  оформляется  соответствующим  приказом  с   указанием
   конкретных  военнослужащих  и  причин,  по  которым  они   лишаются
   единовременного денежного вознаграждения по итогам  года  и  премии
   за  образцовое  выполнение воинского долга, в случае  несогласия  с
   данным решением они вправе обжаловать его в соответствующий суд.
       На  основании  изложенного  необходимо  прийти  к  выводу,  что
   требования  Г.  об  оспаривании постановлений Правительства  РФ  по
   указанным им основаниям удовлетворению не подлежат.
       Руководствуясь  ст. ст. 194 - 199, 252 и 253  ГПК  РФ,  Военная
   коллегия Верховного Суда РФ
   
                                решила:
                                   
       в  удовлетворении заявления Г. о признании недействующим  п.  4
   Постановления   Совета   Министров   -   Правительства   Российской
   Федерации  от  19  апреля 1993 года N 340 "О  денежном  довольствии
   военнослужащих,  а  также  лиц рядового и  начальствующего  состава
   органов  внутренних  дел" в части указания о  том,  что  "командиры
   отдельных  батальонов,  полков,  соединений,  командующие  армиями,
   флотилиями, войсками округов, группами войск, флотами, им равные  и
   выше  командиры  (начальники) имеют право уменьшать  военнослужащим
   размер  вознаграждения  или  лишать  вознаграждения  полностью   за
   упущения  по службе, нарушения воинской дисциплины", а также  п.  6
   Правил   выплаты  военнослужащим,  проходящим  военную  службу   по
   контракту,   премии  за  образцовое  выполнение   воинского   долга
   согласно  приложению N 2, утвержденных Постановлением Правительства
   Российской  Федерации  от 14 июля 2000 года  N  524  "Об  отдельных
   выплатах военнослужащим и членам их семей" в части указания о  том,
   что  "командиры  (начальники) имеют право уменьшать  размер  премии
   военнослужащим, находящимся в их подчинении, или лишать  их  премии
   полностью за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины"  -
   отказать.
       Государственную пошлину, уплаченную Г. в связи с  обращением  в
   суд, возложить на заявителя.
       Решение   может   быть   обжаловано  в  Кассационную   коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со  дня  его
   вынесения.
   
                                                 Председательствующий:
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                     полковник юстиции
                                                       Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО
                                                                      
                                                                      

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz