Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 15886/04 ОТ 05.07.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ ШТРАФА ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГА В 2002 ГОДУ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКОЙ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В 2002 ГОДУ, И ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА ОБЩЕСТВО ОБЯЗАНО ВКЛЮЧИТЬ В ОБЛАГАЕМУЮ НАЛОГОМ БАЗУ СУММЫ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ОТГРУЖЕННЫЕ, НО НЕ ОПЛАЧЕННЫЕ ДО 01.01.2003 ТОВАРЫ, А УПЛАЧИВАТЬ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 5 июля 2005 г. N 15886/04
                                   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов Президиума: Арифулина А.А., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю.,
   Иванниковой  Н.П.,  Исайчева  В.Н., Киреева  Ю.А.,  Козловой  А.С.,
   Козловой О.А., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел    заявление    закрытого   акционерного    общества
   "Камнеобрабатывающий  завод "Возрождение" о  пересмотре  в  порядке
   надзора  постановления суда апелляционной инстанции  от  23.07.2004
   Арбитражного  суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области
   по  делу  N  А56-2159/04 и постановления Федерального  арбитражного
   суда Северо-Западного округа от 12.11.2004 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя - ЗАО "Камнеобрабатывающий завод "Возрождение"  -
   Кузьмина Ю.В.;
       от  Инспекции  Федеральной налоговой службы по Невскому  району
   города  Санкт-Петербурга (ранее - Инспекция Министерства Российской
   Федерации  по  налогам  и сборам по Невскому району  города  Санкт-
   Петербурга) - Шерстнева Н.Н.
       Заслушав  и  обсудив  доклад судьи  Вышняк  Н.Г.  и  объяснения
   представителей   участвующих  в  деле  лиц,   Президиум   установил
   следующее.
       Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
   по  Невскому  району  города Санкт-Петербурга (далее  -  инспекция)
   провела  камеральную  проверку представленных закрытым  акционерным
   обществом   "Камнеобрабатывающий  завод  "Возрождение"   (далее   -
   общество)   уточненных  деклараций  по  налогу   на   пользователей
   автомобильных дорог (далее - налог) за 2002 год.
       Уточненные  налоговые декларации поданы обществом на  основании
   статьи  4  Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ  "О  внесении
   изменений   и   дополнений  в  часть  вторую   Налогового   кодекса
   Российской  Федерации  и  некоторые  другие  акты  законодательства
   Российской   Федерации"  (далее  -  Закон),  согласно   которой   в
   облагаемую  налогом  базу  должна быть включена  сумма  дебиторской
   задолженности  за  товары (продукцию, работы, услуги),  отгруженные
   (поставленную,  выполненные,  оказанные),  но  не   оплаченные   по
   состоянию на 01.01.2003.
       Сумма  исчисленного  в соответствии с указанной  нормой  Закона
   налога составила 1836531 рубль.
       На  момент подачи уточненных налоговых деклараций (22.07.2003),
   по  мнению инспекции, общество не доплатило 638957 рублей 12 копеек
   налога.
       Считая,  что согласно статье 4 Закона налог должен быть уплачен
   обществом  не  позднее  15.01.2003, инспекция  вынесла  решение  от
   13.10.2003  N  14/20  о привлечении налогоплательщика  за  неуплату
   налога  к  налоговой  ответственности,  предусмотренной  пунктом  1
   статьи  122  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее   -
   Кодекс), в виде штрафа в размере 127791 рубля.
       Поскольку  в  добровольном порядке обществом штраф  уплачен  не
   был,   инспекция  обратилась  в  Арбитражный  суд   города   Санкт-
   Петербурга и Ленинградской области с заявлением о его взыскании.
       Решением  суда  первой инстанции от 25.02.2004 в удовлетворении
   заявленного   требования  отказано  по  следующим   основаниям.   В
   соответствии  со  своей учетной политикой и  положениями  статьи  4
   Закона  общество  обязано было включить в облагаемую  налогом  базу
   суммы  дебиторской задолженности за отгруженные, но  не  оплаченные
   до  01.01.2003  товары, уплачивать же налог - по  мере  поступления
   выручки от их реализации.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   23.07.2004
   решение отменено, требование инспекции удовлетворено.
       Федеральный    арбитражный    суд    Северо-Западного    округа
   постановлением  от  12.11.2004  постановление  суда   апелляционной
   инстанции оставил без изменения.
       Удовлетворяя   требование  инспекции,  суды   апелляционной   и
   кассационной  инстанций сослались на статью  4  Закона,  исходя  из
   положений  которой пришли к выводу, что указанной нормой установлен
   порядок уплаты налога за 2002 год: налогоплательщики независимо  от
   учетной  политики,  применяемой для целей  налогообложения  в  2002
   году, уплачивают налог за 2002 год в срок до 15.01.2003.
       Кроме того, суды признали, что часть третья статьи 4 Закона  не
   носит   самостоятельного  характера,  а  лишь  определяет   порядок
   исчисления   налоговой   базы  для  указанной   в   ней   категории
   налогоплательщиков, к которой относится и общество.  Следовательно,
   налогоплательщик,  для которого налоговая база определяется  исходя
   из   суммы  дебиторской  задолженности,  был  обязан  исчислить   и
   уплатить  названный  налог по ставке налога, действовавшей  в  2002
   году, в срок до 15.01.2003.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке надзора  постановлений  судов
   апелляционной  и  кассационной  инстанций  общество,  ссылаясь   на
   неправильное  толкование судами положений Закона,  просит  отменить
   указанные  судебные  акты  и оставить в силе  решение  суда  первой
   инстанции.
       В  отзыве  на  заявление инспекция просит оставить оспариваемые
   судебные   акты   без   изменения,  поскольку   они   соответствуют
   действующему законодательству.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   сторон,  Президиум  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации
   считает,  что  оспариваемые  постановления  судов  апелляционной  и
   кассационной  инстанций  подлежат  отмене,  решение   суда   первой
   инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
       Признав   правомерность  действий  инспекции   по   привлечению
   общества  к ответственности за несвоевременную уплату налога,  суды
   апелляционной и кассационной инстанций не учли следующего.
       Статья 4 Закона выделяет три категории налогоплательщиков:
       определявших  в  2002  году  выручку  от  реализации  продукции
   (товаров,  работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию  (товары,
   работы,    услуги),    отгруженную   (поставленные,    выполненные,
   оказанные)  до  01.01.2003; определявших в  2002  году  выручку  от
   реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее  оплаты  за
   товары  (продукцию,  работы,  услуги),  отгруженные  (поставленную,
   выполненные,  оказанные) и оплаченные по состоянию  на  01.01.2003;
   определявших  в 2002 году выручку от реализации продукции  по  мере
   ее  оплаты  за  товары  (продукцию,  работы,  услуги),  отгруженные
   (поставленную,  выполненные,  оказанные),  но  не   оплаченные   по
   состоянию на 01.01.2003.
       Для  первой  и второй категорий налогоплательщиков срок  уплаты
   налога  Законом установлен до 15.01.2003, для третьей же  категории
   прямо  не  указан.  Следовательно, в данном  случае  уплата  налога
   должна  осуществляться в сроки, установленные  законодательством  о
   налогах  и сборах, а именно по мере получения оплаты за отгруженные
   товары, выполненные работы либо оказанные услуги.
       Аналогичная позиция высказана Конституционным Судом  Российской
   Федерации в определении от 08.06.2004 N 229-0.
       Таким  образом,  суд первой инстанции правомерно  признал,  что
   оснований  к  привлечению  общества к налоговой  ответственности  у
   инспекции не имелось.
       При названных обстоятельствах суды апелляционной и кассационной
   инстанций   допустили  неправильное  применение  закона,   нарушили
   единообразие  в  толковании и применении арбитражными  судами  норм
   права,   поэтому   в   силу  пункта  1  статьи   304   Арбитражного
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации   принятые   ими
   постановления подлежат отмене.
       Исходя  из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление  суда апелляционной инстанции  Арбитражного  суда
   города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  23.07.2004  по
   делу  N А56-2159/04 и постановление Федерального арбитражного  суда
   Северо-Западного округа от 12.11.2004 по тому же делу отменить.
       Решение  суда первой инстанции Арбитражного суда города  Санкт-
   Петербурга  и  Ленинградской области от 25.02.2004 по данному  делу
   оставить без изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz