Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 1724/05 ОТ 05.07.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ОТКАЗАНО НЕПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ УСЛУГ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА В ЖИЛИЩНОМ ФОНДЕ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 5 июля 2005 г. N 1724/05
                                   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов Президиума: Арифулина А.А., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю.,
   Иванниковой  Н.П.,  Исайчева  В.Н., Киреева  Ю.А.,  Козловой  А.С.,
   Козловой  О.А.,  Слесарева  В.Л., Стрелова  И.М.,  Тумаркина  В.М.,
   Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы  по
   Красноглинскому  району  города  Самары  (правопреемник   Инспекции
   Министерства   Российской  Федерации  по  налогам   и   сборам   по
   Красноглинскому  району  города  Самары)  о  пересмотре  в  порядке
   надзора  решения суда первой инстанции от 10.06.2004, постановления
   суда   апелляционной  инстанции  от  16.08.2004  Арбитражного  суда
   Самарской  области  по  делу  N  А55-5095/04-31,  А55-6354/04-31  и
   постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа  от
   02.11.2004 по тому же делу.
       В  заседании принял участие представитель заявителя - Инспекции
   Федеральной  налоговой  службы  по  Красноглинскому  району  города
   Самары (истца) - Григорьев А.Г.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Тумаркина  В.М.,  а  также
   объяснения  представителя  участвующего  в  деле  лица,   Президиум
   установил следующее.
       Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
   по   Красноглинскому  району  города  Самары  (далее  -  инспекция,
   налоговый  орган) обратилась в Арбитражный суд Самарской области  с
   заявлением  о взыскании с унитарного муниципального Красноглинского
   ремонтно-эксплуатационного предприятия администрации города  Самары
   (далее  -  предприятие, налогоплательщик) 12873  рублей  штрафа  по
   налогу на добавленную стоимость.
       До принятия судом решения по делу предприятие заявило встречное
   требование  о  признании  недействительным  решения  инспекции   от
   10.12.2003  N 508, согласно которому налогоплательщику вменялось  в
   обязанность уплатить 64365 рублей налога на добавленную  стоимость,
   5567 рублей 57 копеек пеней и 12873 рубля штрафа.
       Решением  суда  первой инстанции от 10.06.2004 в удовлетворении
   требования  инспекции  отказано; встречное  требование  предприятия
   удовлетворено:  решение  налогового  органа  от  10.12.2003  N  508
   признано недействительным.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   16.08.2004
   решение оставлено без изменения.
       Федеральный  арбитражный суд Поволжского округа  постановлением
   от 02.11.2004 названные судебные акты оставил без изменения.
       Судебные инстанции пришли к выводу, что предприятие обоснованно
   воспользовалось  льготой, предусмотренной статьей  27  Федерального
   закона  от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части  второй
   Налогового  кодекса  Российской Федерации и  внесении  изменений  в
   некоторые  законодательные  акты Российской  Федерации  о  налогах"
   (далее   -  Федеральный  закон  от  05.08.2000  N  118-ФЗ,  Закон).
   Предприятие  осуществляло текущие работы и оперативные  задания  на
   объектах  жилищного  фонда,  придомовых  территориях  и  инженерном
   оборудовании  в  соответствии с договором от 01.01.2002  N  ЖК1102,
   заключенным  с  Комитетом  по  жилищно-коммунальному  хозяйству   и
   обслуживанию  населения  Красноглинского района  в  городе  Самаре.
   Деятельность   предприятия  заключалась   в   оказании   услуг   по
   предоставлению  в  пользование жилых помещений  в  жилищном  фонде,
   поэтому  оно  вправе  воспользоваться  названной  льготой,  которая
   освобождает   стоимость  этих  услуг  от   обложения   налогом   на
   добавленную  стоимость  независимо от хозяйствующего  субъекта,  их
   оказывающего.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре в порядке надзора решения суда  первой  и
   постановлений   судов   апелляционной  и   кассационной   инстанций
   инспекция указывает на ошибочное толкование судами названной  нормы
   Закона  и  применение ее в противоречии с постановлением Президиума
   Высшего  Арбитражного  Суда Российской Федерации  от  30.09.2003  N
   3436/03,  согласно  которому  от налога  на  добавленную  стоимость
   освобождается    лишь    плата,   взимаемая   собственниками    или
   уполномоченными  ими лицами за предоставленные в пользование  жилые
   помещения.
       Проверив  обоснованность  доводов,  изложенных  в  заявлении  и
   выступлении  присутствующего в заседании  представителя  инспекции,
   Президиум  считает, что оспариваемые судебные акты подлежат  отмене
   с  принятием  нового  судебного акта  об  удовлетворении  заявления
   инспекции   и   отказе  предприятию  в  признании  недействительным
   упомянутого решения налогового органа по следующим основаниям.
       Предприятие  представило в инспекцию декларацию  по  налогу  на
   добавленную стоимость за май 2003 года, исключив из налоговой  базы
   321824  рубля,  поскольку  сочло,  что  эти  средства  получены  за
   оказанные  услуги, освобождаемые от налогообложения в  соответствии
   со статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
       В  период  с  01.01.2001 до 01.01.2004 в силу  указанной  нормы
   Закона  от обложения налогом на добавленную стоимость освобождалась
   реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений  в
   жилищном  фонде  всех  форм собственности,  услуг  по  техническому
   обслуживанию,  текущему ремонту, капитальному ремонту,  санитарному
   содержанию,  управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых
   за    счет    целевых   расходов   в   домах   жилищно-строительных
   кооперативов,  а также услуг по предоставлению жилья  в  общежитиях
   (за   исключением  использования  жилья  в  гостиничных   целях   и
   предоставления в аренду).
       Предоставление   гражданам   (нанимателям)   во   владение    и
   пользование   жилых   помещений   осуществляет   собственник    или
   уполномоченное  им  лицо  (наймодатель).  Наниматель   осуществляет
   оплату  жилья  в  соответствии с договором найма жилого  помещения.
   Сбор   платы   за   жилье   и  коммунальные   услуги   производится
   собственником  домовладения  или  уполномоченной  им   организацией
   самостоятельно либо через расчетно-кассовые центры.
       Соответствующие   правоотношения   регулировались   главой   35
   Гражданского   кодекса  Российской  Федерации,  Жилищным   кодексом
   РСФСР,  Законом  Российской Федерации от 24.12.1992  N  4218-1  "Об
   основах     федеральной    жилищной    политики",    Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от  02.08.1999   N   887   "О
   совершенствовании  системы  оплаты жилья  и  коммунальных  услуг  и
   мерах по социальной защите населения".
       Договоры   социального   найма   жилого   помещения   в   домах
   муниципального   жилищного  фонда  и  договоры   на   эксплуатацию,
   техническое   обслуживание  квартир,  находящихся  в  собственности
   граждан,   заключались  нанимателями  и  собственниками   жилья   с
   Дирекцией  единого заказчика по жилищно-коммунальному  обслуживанию
   населения  Красноглинского района и его правопреемником - Комитетом
   по   жилищно-коммунальному  хозяйству  и   обслуживанию   населения
   Красноглинского района в городе Самаре (далее - комитет).
       Договором от 01.01.2002 N ЖК1102 предусмотрено, что предприятие
   обеспечивает  состояние  жилищного фонда, его  инженерных  сетей  и
   всего    имущества,   переданного   заказчиком    подрядчику    для
   обслуживания  и  в  пользование, на уровне не ниже зафиксированного
   на  момент передачи с учетом естественного износа, и для выполнения
   работ, предусмотренных нормами эксплуатации жилищного фонда.
       Упоминание в дополнительном соглашении к названному договору от
   01.04.2003  N  5  об услугах по предоставлению в пользование  жилых
   помещений  в  жилищном фонде всех форм собственности означает,  что
   предприятием  выполнялись  работы, предусмотренные  его  уставом  и
   упомянутым договором.
       Согласно    уставу   предприятие   обеспечивает   эксплуатацию,
   содержание   и   ремонт  жилищного  фонда,  объектов  коммунального
   хозяйства, осуществляет текущий и капитальный ремонт жилого  фонда,
   эксплуатацию,   ремонт   и   замену  электрического   оборудования,
   электрических  сетей и тепловых сетей линий горячего  водоснабжения
   и  внутренних  сетей отопления, сетей и сооружений водоснабжения  и
   водоотведения.
       Из  письма  комитета  от 03.06.2004 N 03-05-1130  следует,  что
   средства  квартиросъемщиков  и собственников  жилья,  полученные  в
   виде  платы  за  жилье,  поступали  на  его  счет  и  перечислялись
   предприятию  в  соответствии с договором  от  01.01.2002  N  ЖК1102
   согласно актам выполненных работ.
       Таким  образом, предприятие являлось подрядчиком по договору  с
   комитетом,  услуги по предоставлению в пользование жилых  помещений
   не  оказывало  и платы с населения за жилые помещения не  получало.
   Денежные  средства  от  населения  поступали  комитету  и   служили
   источником расчетов с предприятием.
       В  силу  статьи  143  и пункта 1 статьи 146 Налогового  кодекса
   Российской  Федерации реализация налогоплательщиками на  территории
   Российской Федерации товаров (работ, услуг), в частности  услуг  по
   договору подряда, признается объектом налогообложения.
       Следовательно,  у  судов  не  было  оснований  для  вывода   об
   освобождении  от обложения налогом на добавленную стоимость  работ,
   выполняемых  предприятием в жилищном фонде  на  основании  договора
   подряда.
       Поскольку  при  разрешении  спора  по  настоящему  делу  судами
   допущено  ошибочное  применение  норм,  содержащихся  в  статье  27
   Федерального  закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, принятые ими  судебные
   акты  подлежат  отмене  в  соответствии  с  пунктом  1  статьи  304
   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 10.06.2004, постановление суда
   апелляционной  инстанции от 16.08.2004 Арбитражного суда  Самарской
   области  по  делу N А55-5095/04-31, А55-6354/04-31 и  постановление
   Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.11.2004  по
   тому же делу отменить.
       Заявление   Инспекции  Министерства  Российской  Федерации   по
   налогам  и  сборам  по  Красноглинскому  району  города  Самары   о
   взыскании  с  унитарного  муниципального Красноглинского  ремонтно-
   эксплуатационного  предприятия администрации  города  Самары  12873
   рублей   налоговых  санкций  по  налогу  на  добавленную  стоимость
   удовлетворить.
       В удовлетворении встречного заявления унитарного муниципального
   Красноглинского       ремонтно-эксплуатационного        предприятия
   администрации  города  Самары о признании недействительным  решения
   Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам  по
   Красноглинскому району города Самары от 10.12.2003 N 508 отказать.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz