[неофициальный перевод]
ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РЕЗОЛЮЦИЯ 1455 (2005)
О ВЫПОЛНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
(Страсбург, 22 июня 2005 года)
1. Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996
года. При вступлении она приняла на себя обязательства общего
характера в соответствии с Уставом Совета Европы, а именно в
отношении соблюдения норм плюралистической демократии, принципа
верховенства закона, прав человека и основных свобод для всех лиц,
находящихся под ее юрисдикцией. Российская Федерация также
согласилась обеспечить в установленные сроки соблюдение ряда
конкретных обязательств, перечисленных в Заключении N 193 (1996)
Ассамблеи.
2. За последние 15 лет в Российской Федерации произошли
кардинальные перемены. В последнем докладе по результатам
мониторинга и Резолюции 1277 (2002), принятой Ассамблеей в апреле
2002 года, приветствуются бесспорные достижения России в области
верховенства закона и демократии, а также значительные усилия по
выполнению принятых обязательств, предпринятые ею с момента
вступления в Организацию.
3. За прошедшие три года в Российской Федерации были приняты
новый Уголовно-процессуальный кодекс и Закон об альтернативной
военной службе, существенно сократилось число лиц, содержащихся в
местах лишения свободы, ею подписана Европейская конвенция о
передаче осужденных лиц, ратифицирован Договор о государственной
границе с Литвой и подписан аналогичный Договор с Эстонией. Однако
за этот период достигнут лишь весьма незначительный прогресс в
отношении других невыполненных обязательств, включая, в частности,
официальную отмену смертной казни, вывод российских войск из
Молдавии и обязательство по преданию суду лиц, виновных в
нарушении прав человека, особенно в связи с событиями в Чечне.
4. За период, прошедший с момента представления предыдущего
доклада по результатам мониторинга, российские власти приложили
определенные усилия для решения целого ряда серьезных проблем,
которые угрожали - а в некоторых случаях продолжают угрожать и
поныне - политической стабильности, развитию экономики и
нормальному функционированию демократических институтов в стране.
Среди этих проблем - сохраняющаяся угроза терроризма, связанная с
конфликтом на Северном Кавказе, непрозрачная и незаконная
приватизация, которая привела к переходу многих российских
экономических активов и ресурсов под контроль олигархов, а также
обвинения в коррупции ряда губернаторов, которые не были
подотчетны ни федеральной власти, ни своим избирателям.
5. Парламентская ассамблея полностью поддерживает усилия
российских властей, направленные на решение этих проблем, а также
на повышение эффективности и подотчетности российской политической
и административной системы. Она полностью признает за российскими
властями право проводить реформы, отвечающие экономическим,
политическим, административным и историческим реалиям России.
Вместе с тем Ассамблея полагает, что российские власти должны
выбирать те решения, которые соответствуют юридически и
политически обязательным нормам и принципам Совета Европы.
6. Ассамблея полагает, что пакет реформ, внесенный осенью 2004
года с целью усиления "вертикали власти", является причиной
серьезной озабоченности, поскольку во многих отношениях подрывает
систему сдержек и противовесов, необходимую для нормального
функционирования любой демократии. Для надлежащего
функционирования демократических институтов власть должна быть не
только усилена по вертикали, но и распределена по горизонтали.
7. Ассамблея выражает озабоченность тем, что недавние изменения
в законодательстве, касающиеся выборов в Государственную Думу и
организационной структуры политических партий, могут резко
ограничить конкуренцию политических сил в России. Значительно
более высокий избирательный порог (7%), запрещение создания
избирательных коалиций и сокращение минимального числа партий,
которые могут быть представлены в нижней палате, с четырех до двух
наряду с новыми ограничительными нормами для партий, допущенных к
участию в выборах в Государственную Думу, существенно усложнят
доступ в парламент, что даст несомненные преимущества партиям, уже
представленным в нынешней Государственной Думе.
8. Аналогичным образом, изменения, предоставляющие Президенту
решающую роль при выборах губернаторов, скажутся на составе
верхней палаты российского парламента - Совета Федерации, на
который возложена ответственность за контроль над деятельностью
федерального правительства и Президента. Согласно новому
законодательству, половина членов Совета будет назначаться
губернаторами, которые сами были отобраны - и в любой момент могут
быть уволены с должности - самим Президентом. Совершенно ясно, что
такая ситуация несовместима с основным демократическим принципом
разделения власти между законодательной и исполнительной ветвями.
9. Ассамблея выражает озабоченность тем, что недавние
предложения поставить под контроль исполнительной власти
назначение и увольнение судей и дисциплинарные процедуры в их
отношении, а также административное обеспечение судопроизводства,
могут подорвать перспективы становления в России независимого и
беспристрастного правосудия.
10. Критической оценки заслуживает недавнее учреждение
"общественной палаты", на которую возлагается обеспечение
"согласования интересов" граждан, неправительственных организаций
и органов государственной власти. Действительно, трудно понять,
почему было необходимо учреждать новый орган, предназначенный
выполнять ту роль, которую обычно осуществляет демократически
избранный плюралистический парламент с одной стороны и подлинно
независимое свободно функционирующее гражданское общество - с
другой.
11. Делегации Ассамблеи наблюдали за проведением парламентских
выборов в декабре 2003 года и президентских выборов в марте 2004
года, и в обоих случаях подвергли серьезной критике тенденциозное
освещение событий средствами массовой информации и использование
административного ресурса для поддержки действующего президента и
его политических союзников. Ассамблея полагает, что отсутствие
плюрализма и объективности в вещательных средствах массовой
информации является непреодолимым препятствием для проведения
подлинно свободных и справедливых выборов и для нормального
функционирования демократии в целом.
12. Исходя из вышеизложенного, Ассамблея призывает создавать
более благоприятные условия для нормального функционирования
плюралистической демократии, и в этой связи:
i) укреплять правовые, административные и политические условия,
при которых демократически избранный и подлинно плюралистический
парламент сможет не только поддерживать, но и контролировать
исполнительную власть;
ii) в целях обеспечения полного соблюдения принципа разделения
властей пересмотреть недавно принятый закон о выборах губернаторов
как оказывающий воздействие на состав и независимость верхней
палаты российского парламента и подрывающий ее;
iii) добиваться достижения целей, преследуемых учреждением
общественной палаты, путем создания соответствующих
административных, финансовых и политических условий для
нормального функционирования в России гражданского общества;
iv) создать условия для обеспечения плюрализма и
беспристрастности вещательных средств массовой информации путем:
a) учреждения независимого общественного вещания и независимого
регулирующего органа для вещательных СМИ в соответствии со
стандартами Совета Европы;
b) совершенствования условий нормального функционирования
частных общенациональных вещательных СМИ, которые должны быть
свободны от вмешательства государства;
v) незамедлительно покончить с притеснением и запугиванием
членов гражданского общества, выступающих с критикой властей,
особенно из числа журналистов, представителей науки и сторонников
защиты окружающей среды, в отношении которых регулярно допускаются
злоупотребления в применении законодательства о клевете и
государственной тайне.
13. В том, что касается верховенства закона и соблюдения прав
человека, Ассамблея призывает российские власти принять следующие
меры:
i) в том, что касается отмены смертной казни, незамедлительно
ратифицировать Протокол N 6 к Европейской конвенции о правах
человека. Ассамблея напоминает, что первоначально установленный
срок для выполнения этого обязательства истек в 1999 году, и что
другие государства, не соблюдающие этого ключевого обязательства,
подвергались санкциям;
ii) в том, что касается конфликта в Чеченской Республике,
выполнять рекомендации, содержащиеся в Резолюции 1403 (2004), в
частности, предать правосудию лиц, виновных в нарушении прав
человека, стремиться к прекращению конфликта мирным путем, строго
соблюдать положения международного гуманитарного права, пресекать
любые попытки запугивания правозащитников и лиц, обращающихся в
Европейский суд по правам человека, выполнять рекомендации,
содержащиеся в докладах Европейского комитета по предупреждению
пыток, и рассмотреть возможность их опубликования;
iii) безоговорочно сотрудничать с Европейским судом по правам
человека, избегать создания любых препятствий реализации права на
индивидуальное обращение в Суд, незамедлительно и полностью
исполнять его решения, в частности, Решение по делу "Илашку и
другие";
iv) в том, что касается жестокого обращения в Вооруженных Силах
и случаев гибели военнослужащих, не связанных с участием в
вооруженных конфликтах, проводить в жизнь принцип "нулевой
терпимости" к сохраняющейся хронической проблеме дедовщины через
осуществление учебно-воспитательных программ для офицерского
состава и систематическое, вызывающее доверие и транспарентное
расследование правонарушений и наказание виновных;
v) в том, что касается недавно принятого закона об
альтернативной военной службе, пересмотреть его с тем, чтобы
изменить его несоразмерный характер и привести в соответствие с
европейской практикой;
vi) активизировать усилия по борьбе с насилием и дискриминацией
на религиозной, этнической и расовой почве, в частности, улучшить
положение турков-месхитинцев, высказавших пожелание остаться в
Краснодарском крае, провести расследование всех доказанных случаев
притеснении и дискриминации и наказать виновных;
vii) гарантировать недопущение любых видов дискриминации в
правовой, административной и финансовой областях в отношении так
называемых нетрадиционных конфессий, и привести Федеральный закон
"О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствие со
стандартами Совета Европы;
viii) проводить реформирование системы правосудия в строгом
соответствии со стандартами Совета Европы с целью искоренить любые
сомнения в справедливости и независимости российской судебной
системы, в том числе возникшие в связи с судебным процессом над
руководителями ЮКОСа;
ix) продолжать реформирование органов прокуратуры в
соответствии с действующими европейскими стандартами и Заключением
N 340/2005, принятым 10 - 11 июня 2005 года, в частности в том,
что касается обширных надзорных полномочий, и изъять оговорку к
статье 5 Европейской конвенции о правах человека;
x) в том, что касается Закона "О Федеральной службе
безопасности":
a) пересмотреть Закон "О Федеральной службе безопасности" с
целью приведения объема ее следственных полномочий и
правоохранительных прерогатив в соответствие с принципами и
стандартами Совета Европы и тем самым выполнить обязательство,
первоначально установленный срок исполнения которого истек в
феврале 1997 года;
b) незамедлительно передать в ведение Министерства юстиции
"Лефортово" и все остальные изоляторы временного содержания, в
настоящее время находящиеся в ведении Федеральной службы
безопасности;
xi) в том, что касается Европейской хартии региональных языков
или языков меньшинств, - незамедлительно ратифицировать ее, тем
самым выполнив обязательство, первоначально установленный срок
исполнения которого истек в феврале 1997 года;
xii) в том, что касается Европейской социальной хартии и
Европейской конвенции о передаче осужденных лиц, - ратифицировать
их в кратчайшие сроки.
14. Что касается отношений России с соседними и другими
государствами этого региона, также являющимися членами Совета
Европы, Ассамблея, приветствуя недавно заключенное Соглашение о
закрытии российских военных баз, остающихся на территории Грузии,
призывает российские власти предпринять следующие шаги:
i) в том, что касается вывода российских вооруженных сил и
принадлежащей им техники, находящихся на территории Молдавии,
незамедлительно приступить к их выводу, который должен был быть
завершен к октябрю 1997 года;
ii) в том, что касается отношений с соседними и другими
государствами региона, как с зонами особого влияния, конструктивно
содействовать разрешению нерешенных вопросов и прекратить такую
деятельность, как выдача российских паспортов жителям грузинских
регионов Абхазия и Северная Осетия, что может - впрямую или
косвенно - подорвать суверенитет и территориальную целостность
этих стран;
iii) совместно с властями Грузии проводить работу по созданию
условий для добровольного возвращения турок-месхетинцев в те
области, откуда они были насильственно депортированы;
iv) в том, что касается компенсаций лицам, ранее
депортированным из оккупированных прибалтийских государств, и их
потомкам, как указано в пп. 7 "xii" Заключения N 193 (1996),
решить данный вопрос в кратчайшие сроки;
v) завершить работу по подписанию и ратификации Соглашения о
границе с Латвией;
vi) упростить порядок доступа к архивам, находящимся в
Российской Федерации, как указано в пп. 10 "xv" Заключения N 193
(1996);
vii) быстро разрешить все вопросы, связанные с возвратом
культурных ценностей и иного имущества, которого требует ряд
государств-членов Совета Европы, как указано в пп. 10 "xii" и
"xiv" Заключения N 193 (1996);
viii) что касается отношений с Белоруссией, обусловливать любую
политическую или финансовую помощь правительству Белоруссии
соблюдением прав человека и гражданских свобод народа Белоруссии.
15. Ассамблею обнадеживают недавние заявления российской
делегации, указывающие на возможность подвижек в выполнении ряда
невыполненных ранее обязательств. Однако Ассамблея считает нужным
подчеркнуть, что российские власти должны не только значительно
ускорить темп выполнения оставшихся обязательств, но и провести
корректировку некоторых недавних политических, законодательных и
административных реформ. Это имеет особое значение в отношении
изменений, нарушающих нормальное функционирование плюралистической
демократии, для которого необходимы проведение свободных и
справедливых выборов, обеспечение соответствующих прав оппозиции,
подотчетность исполнительной власти и независимость средств
массовой информации.
16. Исходя из этого, Ассамблея принимает решение продолжить
мониторинг выполнения Российской Федерацией своих обязательств до
тех пор, пока ею не будут получены доказательства существенного
прогресса, особенно в отношении проблем, упомянутых в данной
Резолюции.
|