Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 776/05 ОТ 15.06.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО ХРАНЕНИЮ БАГАЖА В АЭРОПОРТУ БЕЗ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЛИЦЕНЗИИ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ В АЭРОПОРТАХ УСЛУГ КАМЕРЫ ХРАНЕНИЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ, ТАК КАК

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 15 июня 2005 г. N 776/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина  А.А.,  Березия
   А.Е.,  Витрянского  В.В.,  Вышняк Н.Г.,  Горячевой  Ю.Ю.,  Исайчева
   В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел  заявление общества с ограниченной  ответственностью
   "Международное   транспортное   агентство   "Олимпик   Сервис"    о
   пересмотре    в    порядке   надзора   постановления   Федерального
   арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2004  по  делу
   N  А32-18268/2004-22/505-47  АП  Арбитражного  суда  Краснодарского
   края.
       В    заседании   принял   участие   представитель   Генеральной
   прокуратуры Российской Федерации Попов А.Д.
       Заслушав  и  обсудив  доклад судьи Березия  А.Е.  и  объяснения
   представителя   участвующего  в  деле  лица,  Президиум   установил
   следующее.
       Сочинский  транспортный прокурор обратился  в  Арбитражный  суд
   Краснодарского   края  с  заявлением  о  привлечении   общества   с
   ограниченной     ответственностью    "Международное    транспортное
   агентство  "Олимпик  Сервис" (далее - общество) к  административной
   ответственности   на   основании  части  2  статьи   14.1   Кодекса
   Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее  -
   КоАП  РФ)  за  предоставление услуг по хранению багажа в  аэропорту
   города Сочи без соответствующей лицензии.
       Решением  суда  первой инстанции от 02.08.2004 в удовлетворении
   требования отказано.
       Федеральный    арбитражный   суд   Северо-Кавказского    округа
   постановлением  от  07.10.2004 решение  отменил,  в  удовлетворении
   требования  отказал  в  связи с истечением на  момент  рассмотрения
   дела   в  суде  кассационной  инстанции  двухмесячного  срока   для
   привлечения   к  административной  ответственности,  установленного
   статьей 4.5 КоАП РФ.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о пересмотре в порядке надзора названного постановления
   суда  кассационной  инстанции общество  ссылается  на  неправильное
   применение  этим  судом норм материального права  и  необоснованный
   вывод   о   наличии   оснований   для   привлечения   общества    к
   административной ответственности.
       Проверив  обоснованность  доводов,  изложенных  в  заявлении  и
   выступлении  присутствующего в заседании представителя  Генеральной
   прокуратуры   Российской   Федерации,   Президиум   считает,    что
   оспариваемый  судебный  акт подлежит отмене,  решение  суда  первой
   инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
       Общество  с  согласия Территориального управления  Министерства
   имущественных  отношений  Российской  Федерации  по   городу   Сочи
   заключило с государственным унитарным предприятием "Аэропорт  Сочи"
   (далее  -  аэропорт)  договор аренды камеры хранения  пассажирского
   комплекса  аэропорта от 24.05.2004 N KB-174. В арендуемом помещении
   общество предоставляло услуги камеры хранения.
       В   ходе   проверки   соблюдения   в   аэропорту   действующего
   законодательства    о    лицензировании,   проведенной    Сочинской
   транспортной    прокуратурой,   установлен   факт    предоставления
   обществом  услуг камеры хранения без соответствующей  лицензии.  По
   результатам  проверки  Сочинским транспортным  прокурором  вынесено
   постановление  от 28.07.2004 о возбуждении дела об административном
   правонарушении.
       Отказывая    в    привлечении   общества   к   административной
   ответственности,  суд  первой  инстанции  сослался  на  действующее
   законодательство,  в  силу  которого  услуги  камеры  хранения   не
   подлежат лицензированию.
       Отменяя  указанное решение, суд кассационной  инстанции  сделал
   противоположный    вывод.   Суд   счел,   что    деятельность    по
   предоставлению   услуг   камеры  хранения  в   аэропорту   является
   деятельностью  по  обслуживанию  пассажиров  и  багажа  и  согласно
   требованиям  статьи  9  Воздушного  кодекса  Российской   Федерации
   (далее  - Воздушный кодекс РФ) и подпункта "б" пункта 2 Федеральных
   авиационных   правил   лицензирования   деятельности   в    области
   гражданской   авиации,  утвержденных  Постановлением  Правительства
   Российской  Федерации  от 24.01.1998 N 85,  подлежит  обязательному
   лицензированию.
       Между   тем   суд   кассационной  инстанции  дал   неправильное
   толкование указанным нормам.
       На  основании подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Воздушного  кодекса
   РФ  лицензированию подлежит деятельность в области авиации,  в  том
   числе по обслуживанию багажа на аэродромах и в аэропортах.
       Аналогичное  требование предусмотрено подпунктом "б"  пункта  2
   Федеральных   авиационных   правил   лицензирования    в    области
   гражданской   авиации,   действующих   на   основании   статьи   18
   Федерального  закона  от  08.08.2001  N  128-ФЗ  "О  лицензировании
   отдельных  видов  деятельности"  до  момента  вступления   в   силу
   федерального   закона  о  внесении  соответствующих   изменений   в
   Воздушный кодекс РФ.
       Согласно  пункту 1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ по договору
   воздушной   перевозки  пассажира  перевозчик  обязуется   перевезти
   пассажира  воздушного  судна в пункт назначения  с  предоставлением
   ему  места  на  воздушном  судне,  совершающем  рейс,  указанный  в
   билете,  а  в  случае воздушной перевозки пассажиром  багажа  также
   доставить  этот  багаж  в пункт назначения и выдать  пассажиру  или
   управомоченному на получение багажа лицу.
       В  силу  положений  пункта 4.1.1 Правил  перевозки  пассажиров,
   багажа  и  грузов  на  воздушных  линиях  Союза  ССР,  утвержденных
   приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16.01.1985 N  19,
   зарегистрированным   или   незарегистрированным   багажом   (ручной
   кладью) являются перевозимые пассажиром вещи.
       На  основании  пункта 4.10.1 указанных Правил  камеры  хранения
   организуются  в аэропортах и городских аэровокзалах для  временного
   хранения вещей пассажиров.
       Таким  образом, вещи, сданные в камеру хранения, не приобретают
   статуса багажа, перевозимого в соответствии с договором перевозки.
       Поскольку  указанные  вещи не относятся  к  багажу,  по  смыслу
   законодательства,  регламентирующего воздушные перевозки,  лицензия
   на  осуществление деятельности по предоставлению в аэропортах услуг
   камеры хранения не требуется.
       Согласно  статье 3.15 названных Правил в аэропортах  пассажирам
   предоставляется  комплекс услуг. В аэровокзалах  в  зависимости  от
   класса  аэропорта  оборудуются,  в частности,  камеры  хранения,  а
   также  рестораны, буфеты, торговые киоски, парикмахерские, почтово-
   телеграфные   отделения.  Следовательно,  услуги  камеры   хранения
   предоставляются   наряду   с  другими   услугами,   не   связанными
   непосредственно с организацией и обеспечением воздушных перевозок.
       Учитывая,  что  статья 9 Воздушного кодекса РФ  предусматривает
   лицензирование   деятельности  в  области  авиации,   обязательному
   лицензированию  подлежит  деятельность по обслуживанию  пассажиров,
   багажа,  грузов  и почты, непосредственно связанная с  обеспечением
   воздушного движения и осуществлением воздушных перевозок.
       В  силу  части  1  статьи 34 Конституции  Российской  Федерации
   каждый  имеет  право  на  свободу  предпринимательской  и  иной  не
   запрещенной законом экономической деятельности.
       В  соответствии  с  частью  2 статьи  49  Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации  юридическое лицо  может  быть  ограничено  в
   правах  лишь  в  случаях  и  в  порядке,  предусмотренных  законом.
   Решение  об  ограничении  прав  может быть  обжаловано  юридическим
   лицом в суд.
       Согласно  части  2  статьи  14.1  КоАП  РФ  к  административной
   ответственности  привлекаются  юридические  лица  и  индивидуальные
   предприниматели  за осуществление предпринимательской  деятельности
   без  специального  разрешения  (лицензии),  если  такое  разрешение
   (лицензия) обязательно.
       Поскольку  обществу  не требовалась лицензия  на  осуществление
   деятельности  по  предоставлению  услуг  камеры  хранения,  у  суда
   кассационной  инстанции не имелось правовых  оснований  для  отмены
   решения суда первой инстанции.
       При    таких    обстоятельствах   оспариваемое    постановление
   Федерального  арбитражного суда Северо-Кавказского округа  подлежит
   отмене   в   соответствии  с  пунктом  1  статьи  304  Арбитражного
   процессуального   кодекса  Российской  Федерации   как   нарушающее
   единообразие  в  толковании и применении арбитражными  судами  норм
   права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского
   округа   от  07.10.2004  по  делу  N  А32-18268/2004-22/505-47   АП
   Арбитражного суда Краснодарского края отменить.
       Решение  суда первой инстанции Арбитражного суда Краснодарского
   края от 02.08.2004 по данному делу оставить без изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz