Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 14896/04 ОТ 07.06.2005 ЗАЯВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКА О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ РЕШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРЕДПИСАНИЯ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ И ПЕРЕЧИСЛЕНИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ДОХОДА, ПОЛУЧЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОГО НАРУШЕНИЯ, УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ ПЕРЕВОЗЧИК НЕ НАРУШАЛ ПОРЯДОК ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 7 июня 2005 г. N 14896/04
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего   -  заместителя   Председателя   Высшего
   Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Витрянского
   В.В.,  Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой  А.С.,
   Козловой  О.А.,  Нешатаевой Т.Н., Слесарева  В.Л.,  Стрелова  И.М.,
   Суховой Г.И., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел    заявление    открытого   акционерного    общества
   "Российские  железные  дороги"  о  пересмотре  в  порядке   надзора
   решения  суда  первой инстанции от 04.03.2004,  постановления  суда
   апелляционной инстанции от 24.05.2004 (в полном объеме  изготовлено
   31.05.2004) Арбитражного суда Нижегородской области по делу N  А43-
   17090/03-10-769  и  постановления  Федерального  арбитражного  суда
   Волго-Вятского округа от 19.08.2004 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя  -  открытого акционерного  общества  "Российские
   железные дороги" - Ганькин А.А., Ганькина В.С., Журавлева Н.Е.;
       от    Управления   Федеральной   антимонопольной   службы    по
   Нижегородской  области  -  Аверкин А.Г.,  Гудков  Г.Н.,  Девятайкин
   И.А., Корнеев В.Г., Мишаков О.Г., Цыганов А.Г.;
       от  открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкий химический
   комбинат имени Б.П. Константинова" - Кащеев А.И., Пушкарев Д.В.
       Заслушав  и  обсудив  доклад судьи  Финогенова  В.И.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Федеральное  государственное унитарное предприятие "Горьковская
   железная  дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации
   (правопредшественник  открытого акционерного  общества  "Российские
   железные  дороги"; далее - железная дорога, перевозчик)  обратилось
   в  Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением  о  признании
   недействительными      ненормативных      актов      Нижегородского
   территориального  управления  МАП  России  (в  настоящее  время   -
   Управление  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Нижегородской
   области; далее - антимонопольный орган).
       Перевозчик    просил    признать   недействительными    решение
   антимонопольного  органа от 05.11.2003 о нарушении антимонопольного
   законодательства  и  его  предписания от 05.11.2003  о  прекращении
   нарушения   антимонопольного  законодательства  и  перечислении   в
   федеральный бюджет 10721846 рублей.
       К  участию  в  деле  в  качестве  третьих  лиц,  не  заявляющих
   самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечены
   общество с ограниченной ответственностью "Содружество-96" (далее  -
   общество)   и   открытое   акционерное  общество   "Кирово-Чепецкий
   химический комбинат им. Б.П. Константинова" (далее - комбинат).
       Решением   суда  первой  инстанции  от  04.03.2004   заявленное
   требование  удовлетворено  частично.  Предписание  антимонопольного
   органа  от  05.11.2003 признано недействительным в  части  обязания
   железной  дороги  перечислить в федеральный  бюджет  до  04.12.2003
   7228401   рубль  как  доход,  полученный  в  результате   нарушения
   антимонопольного   законодательства.  В  удовлетворении   остальной
   части требования отказано.
       Постановлением  суда апелляционной инстанции от  24.05.2004  (в
   полном   объеме  изготовлено  31.05.2004)  решение  оставлено   без
   изменения.
       Федеральный     арбитражный    суд    Волго-Вятского     округа
   постановлением  от 19.08.2004 названные судебные акты  оставил  без
   изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных  актов
   железная  дорога  просит  их  отменить,  ссылаясь  на  неправильное
   применение  судами норм материального права, нарушение единообразия
   судебной  практики  и  необоснованный вывод  судебных  инстанций  о
   нарушении железной дорогой антимонопольного законодательства.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   сторон,  Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат
   отмене с принятием нового судебного акта по следующим основаниям.
       В  течение  мая - июля 2003 года в адрес комбината перевозчиком
   на  станцию  Чепецкая  доставлялся груз  -  концентрат  минеральный
   "Галит".
       В  отношении  груза, прибывшего со станции  Соль  (Украина)  на
   станцию   Гуково   Северо-Кавказской  железной   дороги   (Россия),
   грузополучателем (обществом) производились таможенное оформление  и
   выпуск    груза   в   свободное   обращение.   Одновременно    груз
   переадресовывался  обществом  в  адрес  другого  грузополучателя  -
   комбината. При этом за перевозку от станции Соль до станции  Гуково
   (в  некоторых  случаях  -  до  станции  Новомихайловская)  железная
   дорога  взимала  тариф  по  ставкам пункта  15  Прейскуранта  10-01
   (Тарифы   на  грузовые  железнодорожные  перевозки),  утвержденного
   Госкомцен  СССР  и  МПС  СССР 31.03.1989 N  328,  применяемого  для
   расчетов за перевозку в прямом международном сообщении.
       После  переадресовки вагонов с концентратом общество  произвело
   все  необходимые  расчеты  за  перевозку  груза  до  новой  станции
   назначения   по   тарифу,  предусмотренному  для   внутрироссийских
   перевозок.
       Железная  дорога, сочтя, что в данной ситуации расчет платы  за
   перевозку  должен  производиться  по  тарифу,  установленному   для
   международных  перевозок, с конечного грузополучателя  -  комбината
   получила  оплату  в  размере 12866216 рублей  20  копеек,  то  есть
   разницу между ставками, исчисленными в соответствии с пунктами  10,
   15 Прейскуранта 10-01.
       Общество  обратилось в антимонопольный орган  с  заявлением  на
   неправомерные  действия  железной дороги по осуществлению  расчетов
   за  перевозку  грузов во внутрироссийском сообщении по  завышенному
   тарифу.
       Антимонопольным  органом  в отношении железной  дороги  принято
   решение  от  05.11.2003, которым она признана  нарушившей  пункт  1
   статьи  5  Закона  РСФСР  от 22.03.1991 N 948-1  "О  конкуренции  и
   ограничении  монополистической  деятельности  на  товарных  рынках"
   (далее  -  Закон о конкуренции) в части установленного нормативными
   правовыми актами порядка ценообразования.
       Железной   дороге   выдано   предписание   от   05.11.2003,   в
   соответствии   с  которым  ей  предложено  в  срок  до   15.11.2003
   прекратить   и  впредь  не  допускать  осуществление   расчетов   с
   комбинатом   за   поставленный  в  его  адрес  груз   по   тарифам,
   предусмотренным для международных перевозок.
       В  срок до 04.12.2003 полученный железной дорогой доход в сумме
   10721846 рублей предложено перечислить в федеральный бюджет.
       Признавая недействительным предписание антимонопольного  органа
   в  части обязания железной дороги перечислить в федеральный  бюджет
   доход   в   сумме   7228401   рубля   и   отказывая   в   признании
   недействительными  оспариваемых  решения  и  предписания  в  полном
   объеме,  судебные  инстанции исходили из того, что  антимонопольный
   орган  правомерно признал железную дорогу нарушившей пункт 1 статьи
   5  Закона  о конкуренции, поскольку, занимая доминирующее положение
   на  рынке  услуг  по перевозке грузов железнодорожным  транспортом,
   она  необоснованно осуществила расчеты с обществом, получив с  него
   провозную  плату, исчисленную за перевозку концентрата  со  станции
   Гуково  до станции Чепецкая по тарифу, предусмотренному пунктом  15
   Прейскуранта 10-01.
       Действия  железной  дороги  по  взиманию  провозной  платы   по
   указанному  тарифу  судебные  инстанции  расценили  как   нарушение
   порядка ценообразования.
       Между тем судебными инстанциями не учтено следующее.
       В  соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995
   N  147-ФЗ  "О  естественных  монополиях"  и  Закона  о  конкуренции
   деятельность   субъектов   естественных  монополий   контролируется
   органами  регулирования естественных монополий  и  антимонопольными
   органами.  При выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных
   субъектом  естественной монополии, к нему могут применяться  методы
   воздействия,   предусмотренные  антимонопольным  законодательством,
   при  условии,  что  фактические  обстоятельства  свидетельствуют  о
   нарушении положений Закона.
       Статьей    5   Закона   о   конкуренции   запрещены    действия
   хозяйствующего   субъекта,  занимающего   доминирующее   положение,
   которые  имеют  или  могут  иметь  своим  результатом  недопущение,
   ограничение,  устранение  конкуренции и (или)  ущемление  интересов
   других  хозяйствующих субъектов, в том числе  такие  действия,  как
   нарушение     установленного    нормативными     актами     порядка
   ценообразования.
       В   возникших  правоотношениях  действия  железной  дороги   по
   получению  с  комбината  провозной платы по  тарифу  международного
   сообщения    следует   расценивать   как   использование    тарифа,
   установленного  государственным  органом  применительно  к   данной
   перевозке,  и,  следовательно,  такие  действия  не  подпадают  под
   понятие   ценообразования,  содержащееся  в  статье  5   Закона   о
   конкуренции.
       В период осуществления перевозок концентрата действовали и были
   обязательными к применению тарифы, установленные Прейскурантом  10-
   01.
       Перевозчик   в   данном   случае   самостоятельно   тариф    не
   устанавливал,  а  являлся субъектом, в обязанности которого  входит
   взимание  уже  установленного тарифа применительно к  международной
   перевозке.
       Таким  образом, судебные инстанции неправомерно сочли  действия
   железной   дороги   по   применению  тарифа   нарушающими   порядок
   ценообразования.
       При   таких  обстоятельствах  оспариваемые  судебные   акты   в
   соответствии  с  пунктом 1 статьи 304 Арбитражного  процессуального
   кодекса   Российской  Федерации  подлежат  отмене  как   нарушающие
   единообразие  в  толковании и применении арбитражными  судами  норм
   права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 04.03.2004, постановление суда
   апелляционной инстанции от 24.05.2004 (в полном объеме  изготовлено
   31.05.2004) Арбитражного суда Нижегородской области по делу N  А43-
   17090/03-10-769  и  постановление  Федерального  арбитражного  суда
   Волго-Вятского округа от 19.08.2004 по тому же делу отменить.
       Принять    новый    судебный   акт:   решение    Нижегородского
   территориального  управления Министерства Российской  Федерации  по
   антимонопольной   политике  и  поддержке   предпринимательства   от
   05.11.2003  по делу N АМЗ-50 и предписание от 05.11.2003  N  АМЗ-50
   признать недействительными.
   
                                                  Председательствующий
                                                           В.Н.ИСАЙЧЕВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz