Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 39-Г05-1 ОТ 18.05.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ Ч. 1 СТ. 27 ЗАКОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.07.2002 "О ЕДИНОМ ПОРЯДКЕ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, ОБ УСЛОВИЯХ И ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УКАЗАННОЙ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 18 мая 2005 года
   
                                                       Дело N 39-Г05-1
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                        Еременко Т.И.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании 18 мая 2005  г.  гражданское
   дело  по кассационной жалобе М. на решение Курского областного суда
   от  11  февраля  2005  г.,  которым ему отказано  в  удовлетворении
   заявления  о  признании частично недействующей ч. 1 ст.  27  Закона
   Курской  области  от  29  июля  2002 г.  "О  едином  порядке  учета
   граждан,  нуждающихся в улучшении жилищных условий, об  условиях  и
   порядке  предоставления указанной категории граждан жилых помещений
   из  государственного и муниципального жилищного фонда на территории
   Курской области".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова  А.В., объяснения М., представителей губернатора  Курской
   области  Шаталовой  О.В.  и  Ерменчука А.В.,  заключение  прокурора
   Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей решение  суда
   оставить  без  изменения, Судебная коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного Суда РФ
   
                              установила:
   
       М. обратился в суд с заявлением о признании недействующей части
   1  ст.  27  Закона Курской области от 29 июля 2002 г. N  34-ЗКО  "О
   едином  порядке  учета  граждан, нуждающихся в  улучшении  жилищных
   условий,  об условиях и порядке предоставления указанной  категории
   граждан   жилых  помещений  из  государственного  и  муниципального
   жилищного   фонда   на   территории  Курской   области"   в   части
   установления  минимального размера предоставления жилого  помещения
   -   9  кв.  м  жилой  площади,  мотивируя  тем,  что  данная  норма
   противоречит федеральному законодательству и нарушает его права  на
   получение жилого помещения из расчета 12 кв. м на человека.
       В  судебном заседании представитель М. - Тишкин А.В.  заявление
   поддержал по основаниям, изложенным в заявлении М., пояснив  также,
   что   заинтересованными  государственными  органами   не   доказаны
   фактические данные, из которых исходила Курская областная Дума  при
   установлении минимального размера предоставления жилых помещений.
       Представители  Курской  областной Думы  и  губернатора  Курской
   области  в  судебном заседании требования заявителя не  признали  и
   пояснили,   что   вопрос   об  установлении  минимального   размера
   предоставления   жилых   помещений  федеральным   законодательством
   отнесен  к компетенции органов государственной власти субъектов  РФ
   и  оспариваемой  заявителем  нормой  установлен  в  соответствии  с
   предоставленными федеральным законодательством полномочиями.
       Решением  Курского  областного суда от 11  февраля  2005  г.  в
   удовлетворении заявления отказано.
       В  кассационной  жалобе М. поставлен вопрос об  отмене  решения
   суда в связи с нарушением норм материального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
       Как видно из материалов дела и установлено судом, Закон Курской
   области  N  34-ЗКО "О едином порядке учета граждан,  нуждающихся  в
   улучшении  жилищных  условий, об условиях и порядке  предоставления
   указанной  категории граждан жилых помещений из государственного  и
   муниципального  жилищного  фонда  на  территории  Курской  области"
   (далее  -  Закон N 34-ЗКО) принят Курской областной Думой  18  июля
   2002  г.,  подписан губернатором Курской области 29 июля  2002  г.,
   официально опубликован в газете "Курская правда" 3 августа 2002  г.
   и вступил в силу 14 августа 2002 г. (ст. 38 Закона N 34-ЗКО).
       Статьей  27  Закона  N  34-ЗКО, расположенной  в  его  главе  V
   "Порядок  предоставления жилых помещений", установлены  требования,
   предъявляемые  к  жилым  помещениям  жилищного  фонда   социального
   использования.  При  этом  оспариваемая  заявителем  ч.  1  ст.  27
   устанавливает следующее: "Предоставляемое гражданам для  проживания
   жилое   помещение  должно  быть  благоустроенным  применительно   к
   условиям  данного населенного пункта, находиться  в  черте  данного
   населенного    пункта,   отвечать   установленным   санитарным    и
   техническим  требованиям и быть размером не менее  9  кв.  м  жилой
   площади на человека".
       В  соответствии  с п. "к" ч. 1 ст. 72, ч.  ч.  2  и  5  ст.  76
   Конституции  РФ  жилищное законодательство находится  в  совместном
   ведении  РФ  и  субъектов  РФ;  по  предметам  совместного  ведения
   издаются  федеральные законы и принимаемые в  соответствии  с  ними
   законы  и  иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые  не
   могут противоречить федеральным законам.
       В  силу  положений п. п. 1 и 3 ст. 672 ГК РФ в  государственном
   жилищном    фонде   социального   использования   жилые   помещения
   предоставляются  гражданам  по договору  социального  найма  жилого
   помещения,  заключаемому по основаниям, на условиях  и  в  порядке,
   предусмотренных жилищным законодательством.
       Согласно  ст.  ст. 2 и 14 Закона РФ от 24.12.92  N  4218-1  "Об
   основах,  федеральной  жилищной политики",  действовавшим  на  день
   рассмотрения дела, право граждан РФ на жилище обеспечивается  путем
   предоставления   жилых   помещений  в  домах   государственного   и
   муниципального  жилищных  фондов  на  условиях  договора  найма   в
   пределах нормы жилой площади.
       В  соответствии с ч. 2 ст. 40 ЖК РСФСР, действовавшей  на  день
   принятия  судом решения, жилое помещение предоставляется  гражданам
   в   пределах  нормы  жилой  площади  (статья  38),  за  исключением
   случаев,  предусмотренных законодательством СССР  и  РСФСР,  но  не
   менее  размера,  устанавливаемого в порядке,  определяемом  Советом
   Министров РСФСР.
       Пунктом  42  "Примерных  правил учета  граждан,  нуждающихся  в
   улучшении  жилищных  условий, и предоставления  жилых  помещений  в
   РСФСР",  утвержденных  постановлением  Совета  Министров  РСФСР  от
   31.07.84  N  335  (в  редакции Постановлений  Правительства  РФ  от
   18.01.92   N   34   и   от   23.07.93  N  726),   определено,   что
   предоставляемое  гражданам  жилое помещение  не  может  быть  менее
   социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному  размеру
   предоставления  жилых  помещений, который устанавливается  органами
   государственной  власти  областей  в  зависимости  от  достигнутого
   уровня  жилищной  обеспеченности, состава семьи, применяемых  типов
   жилых  помещений в домах жилищного фонда социального  использования
   и других факторов.
       Аналогичная  норма о порядке установления минимального  размера
   предоставления  жилых  помещений и эквивалентности  ему  социальной
   нормы  площади  жилья содержится и в ст. 11 Закона РФ  "Об  основах
   федеральной  жилищной политики" (действовавшей на  момент  принятия
   судом решения).
       Статьей  38  ЖК  РСФСР, действовавшей на момент принятия  судом
   решения,  норма жилой площади установлена в размере  12  кв.  м  на
   одного человека.
       Проанализировав      указанные      положения      федерального
   законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что  жилое
   помещение,   предоставляемое  гражданам  по  договору   социального
   найма,  не  может  быть  менее минимального размера  предоставления
   жилых  помещений, устанавливаемого органами государственной  власти
   субъектов РФ (в частности, областей), и по общему правилу не  может
   быть  более  ("в  пределах") установленной  статьей  38  ЖК  РСФСР,
   действовавшей  на  момент  принятия  судом  решения,  нормы   жилой
   площади, т.е. 12 кв. м жилой площади на человека.
       В  связи с этим доводы заявителя о том, что оспариваемая норма,
   установившая  минимальный размер предоставления жилых  помещений  в
   Курской  области - 9 кв. м жилой площади на человека,  противоречит
   статье  38  ЖК  РСФСР (ранее действовавшей), как  правильно  указал
   суд,  не  соответствуют закону, поскольку данная статья  установила
   не   социальную   норму   площади  жилья,  а   максимальную   норму
   предоставления жилых помещений (ч. 2 ст. 40 ЖК РСФСР, ст. ст.  2  и
   14  Закона  РФ  "Об  основах федеральной жилищной политики"  (ранее
   действовавшие).
       Установление  же  минимального  размера  предоставления   жилых
   помещений  федеральным  законодательством (ст.  11  Закона  РФ  "Об
   основах  федеральной  жилищной политики", ч.  2  ст.  40  ЖК  РСФСР
   (действовавшие ранее), п. 42 "Примерных правил..."), как  правильно
   указал  суд,  прямо отнесено к компетенции органов  государственной
   власти  субъектов РФ, каковыми и являются Курская  областная  Дума,
   принявшая   Закон,  содержащий  оспариваемую  норму,  и  губернатор
   Курской  области, подписавший данный Закон (ст. 12  Устава  Курской
   области).
       Доводы  заявителя  и его представителя о том, что  оспариваемая
   норма  не соответствует достигнутому уровню жилищной обеспеченности
   в  Курской  области  в  22 кв. м на одного жителя,  подтвержденному
   справкой  Курского областного комитета государственной  статистики,
   правильно признаны необоснованными.
       Согласно  ст.  11  Закона РФ "Об основах  федеральной  жилищной
   политики"  (ранее действовавшей) минимальный размер  предоставления
   жилых  помещений  устанавливается органами  государственной  власти
   субъектов  РФ  в  зависимости от: 1) достигнутого  уровня  жилищной
   обеспеченности;  2)  состава  семьи;  3)  применяемых  типов  жилых
   помещений  в  домах  жилищного  фонда социального  использования  и
   других  факторов.  При  этом  федеральный  закон,  как  обоснованно
   указал  суд,  не  содержит императивного положения об  обязательном
   соответствии  указанного минимального размера  достигнутому  уровню
   жилищной обеспеченности.
       Таким  образом,  является правильным  вывод  суда  о  том,  что
   минимальный  размер  предоставления  жилых  помещений  зависит   не
   только  от  достигнутого уровня жилищной обеспеченности,  но  и  от
   других   факторов,   перечень  которых,  определенный   федеральным
   законодателем,  не  является исчерпывающим, и,  следовательно,  эти
   "другие  факторы"  определяются субъектом РФ  самостоятельно.  Так,
   представители Курской областной Думы и губернатора Курской  области
   пояснили,  что  при  определении  указанного  минимального  размера
   учитывались  и  обеспеченность жилой площадью в  государственном  и
   муниципальном  жилищных фондах в области, и финансовые  возможности
   области  и  муниципальных  образований, количество  возводимого  за
   счет  областного  и  местных бюджетов жилья, и количество  граждан,
   состоящих  на  учете  нуждающихся  в  улучшении  жилищных  условий,
   составы  их  семей,  и  минимальный  размер  предоставления   жилых
   помещений  в среднем по РФ, составляющий 9 кв. м жилой  площади  на
   человека, и другие факторы.
       В  связи  с  этим  представленная заявителем  справка  Курского
   областного комитета государственной статистики от 26.08.04 N 07-01-
   45/60  о  площади  жилья, приходящейся в среднем на  одного  жителя
   Курской  области по состоянию на конец 2003 г., равной  22  кв.  м,
   как  обоснованно указал суд, не может быть признана доказательством
   несоответствия  оспариваемой  нормы федеральному  законодательству,
   поскольку  обеспеченность жильем лишь один из факторов,  которые  в
   соответствии  с  требованиями федерального законодательства  должны
   быть  учтены  субъектом  РФ  при определении  минимального  размера
   предоставления жилых помещений.
       Кроме  того,  суд  правильно  исходил  из  того,  что  согласно
   сообщению     Территориального    органа     Федеральной     службы
   государственной статистики по Курской области от 01.02.05 N  07-02-
   19/23  при  определении площади жилья, приходящейся  в  среднем  на
   одного  жителя  области,  учитывался весь  жилищный  фонд  области,
   включая  частный, и вся площадь жилых помещений, включая  подсобные
   помещения,   т.е.  общая  площадь.  Статьей  38  ЖК  РСФСР   (ранее
   действовавшей)  максимальный размер предоставления жилых  помещений
   установлен в 12 кв. м именно жилой площади на человека, ст. ст.  2,
   14  Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ч. 2  ст.
   40  ЖК  РСФСР  (ранее действовавшие) определяли  предельный  размер
   предоставления  жилых помещений именно по норме  жилой  площади,  в
   связи   с  чем  оспариваемой  нормой  также  правомерно  установлен
   минимальный  размер  предоставления жилых помещений,  выраженный  в
   жилой площади, приходящейся на человека, а не в общей.
       Правильно  отвергнуты судом и доводы представителя заявителя  о
   том,  что  Курской  областной  Думой  не  представлены  фактические
   данные,  из  которых  она  исходила при  установлении  минимального
   размера  предоставления  жилых  помещений  -  9  кв.  м,  поскольку
   предметом  настоящего судебного разбирательства  является  проверка
   соответствия  или  несоответствия оспариваемой  нормы  федеральному
   законодательству, а не ее обоснованности фактическими  данными  (ч.
   ч.  1 - 2 ст. 253 ГПК РФ). Разрешение же дел о соответствии законов
   субъекта  РФ Конституции РФ отнесено к компетенции Конституционного
   Суда  РФ  (пп.  "б"  п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального  конституционного
   закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ").
       Правильно  признаны не основанными на законе и доводы заявителя
   и   его   представителя   о   несоответствии   оспариваемой   нормы
   требованиям  статьи  11 Закона РФ "Об основах федеральной  жилищной
   политики"  (ранее  действовавшей) об  эквивалентности  минимального
   размера  предоставления  жилых помещений социальной  норме  площади
   жилья  и  постановлению  главы  администрации  Курской  области  от
   06.12.96 N 667, установившему социальную норму площади жилья.
       В  соответствии  со  ст.  1 Закона РФ "Об  основах  федеральной
   жилищной  политики" (действовавшей ранее) социальная норма  площади
   жилья  - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека,
   в   пределах   которой  осуществляется  предоставление  компенсации
   (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
       Таким  образом, суд правильно исходил из того, что  федеральным
   законодателем  понятие  "социальная норма  площади  жилья"  введено
   исключительно  для  использования  при  предоставлении  компенсаций
   (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
       В  силу  ст.  11  указанного  Закона РФ  (действовавшей  ранее)
   социальная  норма  площади жилья эквивалентна минимальному  размеру
   жилых  помещений.  То  есть данная норма федерального  закона,  как
   правильно   указал   суд,   по   существу   устанавливает   правило
   определения  социальной  нормы  площади  жилья,  в  соответствии  с
   которым   именно   социальная  норма   должна   быть   эквивалентна
   минимальному  размеру, а не минимальный размер - социальной  норме.
   В  связи  с  этим то обстоятельство, что социальная  норма  площади
   жилья,  установленная указанным постановлением главы  администрации
   Курской    области,    не    тождественна   минимальному    размеру
   предоставления   жилых   помещений,   установленному   оспариваемой
   нормой,   как   обоснованно  указал  суд,  не   свидетельствует   о
   противоречии   оспариваемой  нормы  федеральному  законодательству.
   Кроме   того,   суд  правильно  исходил  из  того,  что   указанным
   постановлением социальная норма выражена в общей площади жилья и  в
   зависимости от количественного состава семьи, проживающей  в  жилом
   помещении,  а оспариваемой нормой минимальный размер предоставления
   жилых   помещений  правомерно  выражен  только  в  жилой   площади,
   приходящейся  на  каждого  человека независимо  от  количественного
   состава  семьи.  Более того, именно акты высшего должностного  лица
   субъекта   РФ   (руководителя   высшего   исполнительного    органа
   государственной   власти  субъекта  РФ)  не  должны   противоречить
   законам  субъекта  РФ,  а не наоборот (ч.  3  ст.  22  Федерального
   закона  от  06.10.99  N  184-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти субъектов РФ", ч. 3 ст. 45  Устава  Курской
   области).  Однако законность установления социальной нормы  площади
   жилья  вышеуказанным  постановлением  главы  администрации  Курской
   области     не    является    предметом    настоящего     судебного
   разбирательства.
       Таким  образом,  является правильным  вывод  суда  о  том,  что
   оспариваемая  норма принята Курской областной Думой в  соответствии
   с  полномочиями, предоставленными ей федеральным законодательством,
   и федеральному законодательству не противоречит.
       Вывод   суда  основан  на  анализе  действовавшего  на   момент
   рассмотрения     дела    судом    законодательства,    мотивирован,
   соответствует   требованиям  закона   и   оснований   считать   его
   неправильным у Судебной коллегии не имеется.
       Доводы  кассационной  жалобы по существу сводятся  к  нарушению
   судом  норм  материального  права,  с  чем  нельзя  согласиться  по
   указанным выше основаниям.
       Нарушений  судом норм материального права, которые  бы  привели
   или  могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе  и
   тех,  на  которые  имеется ссылка в кассационной жалобе,  судом  не
   допущено.
       Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение Курского областного суда от 11 февраля 2005 г. оставить
   без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz