Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 15422/04 ОТ 17.05.2005 ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ НЕДОИМКА ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ОБРАЗОВАВШАЯСЯ В ПЕРИОД С 01.01.2000 ПО 31.12.2000, ДОЛЖНА РАССЧИТЫВАТЬСЯ С УЧЕТОМ СТАВКИ, УСТАНОВЛЕННОЙ НА МОМЕНТ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ГЛАВЫ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ "ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 17 мая 2005 г. N 15422/04
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Витрянского В.В., Вышняк  Н.Г.,  Горячевой
   Ю.Ю.,  Исайчева  В.Н.,  Козловой А.С.,  Першутова  А.Г.,  Слесарева
   В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел   заявление  предпринимателя   Штейнгарта   В.Б.   о
   пересмотре    в    порядке   надзора   постановления   Федерального
   арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.09.2004 по  делу  N
   А13-11035/03-23 Арбитражного суда Вологодской области.
       В   заседании   принял   участие  представитель   заявителя   -
   предпринимателя Штейнгарта В.Б. - Веселова И.Ю.
       Заслушав  и  обсудив  доклад судьи  Финогенова  В.И.,  а  также
   объяснение  представителя  участвующего  в  деле  лица,   Президиум
   установил следующее.
       Предприниматель   Штейнгарт  В.Б.  (далее  -   предприниматель)
   обратился  в  Арбитражный  суд Вологодской  области  с  заявлением,
   уточненным  в  соответствии  с  частью  1  статьи  49  Арбитражного
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,   о   признании
   недействительным   решения   Инспекции   Министерства    Российской
   Федерации  по  налогам  и  сборам  по  городу  Череповцу  (ныне   -
   Инспекция  Федеральной налоговой службы по городу Череповцу;  далее
   -  инспекция)  от  19.11.2003 N 13-15/435 ЧП о  привлечении  его  к
   налоговой  ответственности за совершение налогового  правонарушения
   и  начислении страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000  год,
   а также начислении и взыскании пеней.
       Определением суда первой инстанции от 26.02.2004  к  участию  в
   деле  в  качестве  третьего  лица, не  заявляющего  самостоятельных
   требований  относительно предмета спора, привлечено государственное
   учреждение  "Управление Пенсионного фонда Российской  Федерации  по
   городу Череповцу и Череповецкому району".
       Решением   суда  первой  инстанции  от  23.03.2004   заявленное
   требование удовлетворено.
       Определением  от  07.06.2004 суд по своей  инициативе  исправил
   арифметическую ошибку в резолютивной части решения от 23.03.2004.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   11.06.2004
   решение оставлено без изменения.
       Федеральный    арбитражный    суд    Северо-Западного    округа
   постановлением  от  23.09.2004 решение  суда  первой  инстанции  от
   23.03.2004   и   постановление  суда  апелляционной  инстанции   от
   11.06.2004   отменил   и  принял  новое   решение   об   отказе   в
   удовлетворении требования.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о пересмотре в порядке надзора названного постановления
   суда  кассационной  инстанции предприниматель просит  отменить  его
   как  не  соответствующее законодательству и нарушающее единообразие
   в   толковании   и  применении  судом  норм  права,  указывает   на
   существенное  нарушение его прав, поскольку  оспариваемым  судебным
   актом  на  него незаконно возложена обязанность по уплате страховых
   взносов   в   государственные  социальные  внебюджетные   фонды   в
   завышенном  размере. Позиция заявителя обоснована введением  нового
   правового регулирования, а именно: установлением пунктом  3  статьи
   241  Налогового  кодекса Российской Федерации  (далее  -  Налоговый
   кодекс, Кодекс) новой ставки налога.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлении присутствующего в заседании  представителя
   заявителя,  Президиум считает, что оспариваемое постановление  суда
   кассационной  инстанции  подлежит  отмене,  решение   суда   первой
   инстанции   и   постановление   суда  апелляционной   инстанции   -
   оставлению без изменения по следующим основаниям.
       Решением  инспекции от 19.11.2003 N 13-15/435 ЧП,  принятым  по
   результатам выездной налоговой проверки, предприниматель  привлечен
   к  налоговой  ответственности  на основании  пункта  1  статьи  122
   Налогового  кодекса в виде уплаты штрафа в сумме  77112  рублей  52
   копеек.  Кроме того, предпринимателю предложено уплатить  страховые
   взносы  за 2000 год в Пенсионный фонд Российской Федерации в  сумме
   340110   рублей   21  копейки,  в  Федеральный  фонд  обязательного
   медицинского  страхования  -  в сумме  3302  рублей  04  копеек,  в
   территориальный  фонд обязательного медицинского  страхования  -  в
   сумме  56134 рублей 69 копеек и 217458 рублей 38 копеек общей суммы
   пеней.
       При   начислении  страховых  взносов  за  2000  год   инспекция
   руководствовалась положениями Федерального закона от  20.11.1999  N
   197-ФЗ  "О  тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд  Российской
   Федерации,   Фонд  социального  страхования  Российской  Федерации,
   Государственный фонд занятости населения Российской Федерации  и  в
   фонды   обязательного  медицинского  страхования  на   2000   год",
   предусматривающими  уплату  страховых  взносов  в  Пенсионный  фонд
   Российской  Федерации в размере 20,6 процента и фонды обязательного
   медицинского  страхования  в  размере  3,6  процента  с  дохода  от
   предпринимательской  либо иной деятельности  за  вычетом  расходов,
   связанных с его извлечением.
       Суды  первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя  заявление
   предпринимателя   в   части   начисления   страховых   взносов    и
   соответствующих   пеней,   учли   позицию   Конституционного   Суда
   Российской Федерации, изложенную в пунктах 3, 4 резолютивной  части
   постановления   от   23.12.1999  N  18-П,  применив   к   возникшим
   правоотношениям положения части 6 статьи 9 Федерального  закона  от
   05.08.2000  N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового
   кодекса  Российской  Федерации  и внесении  изменений  в  некоторые
   законодательные  акты  Российской Федерации  о  налогах"  (далее  -
   Федеральный  закон  N  118-ФЗ) и пункта  3  статьи  241  Налогового
   кодекса.
       Обе  судебные  инстанции сделали вывод о том, что  законодатель
   предусмотрел новое правовое регулирование ставок страховых  взносов
   путем  установления  иного  размера отчислений  в  Пенсионный  фонд
   Российской    Федерации   и   фонды   обязательного    медицинского
   страхования в составе единого социального налога.
       Отменяя  указанные  судебные акты, суд  кассационной  инстанции
   исходил из того, что в силу статьи 31 Федерального закона N  118-ФЗ
   часть  вторая  Налогового  кодекса применяется  к  правоотношениям,
   регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим  после
   введения  ее в действие. Кроме того, суд, сославшись на  статью  34
   Федерального  закона N 118-ФЗ о вступлении его в силу  с  1  января
   2001  года,  сделал вывод о неправомерности применения  статьи  241
   Кодекса к правоотношениям, имевшим место в 2000 году.
       Однако   судом   кассационной  инстанции  не   учтена   позиция
   Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная им в  пункте
   3  резолютивной части постановления от 23.12.1999 N 18-П о том, что
   положения  Федерального закона от 20.11.1999  N  197-ФЗ  о  размере
   отчислений  признаны  не  соответствующими  Конституции  Российской
   Федерации  и подлежат пересмотру в установленном порядке.  Согласно
   пункту   4  названной  резолютивной  части  после  введения  нового
   правового   регулирования  излишне  уплаченные   страховые   взносы
   подлежат зачету в счет будущих платежей.
       На    период   с   даты   вступления   в   силу   постановления
   Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П  до
   даты   вступления   в   силу   части  второй   Налогового   кодекса
   законодатель   специально   не   предусмотрел   нового    правового
   регулирования    размера    ставок    обязательных    платежей    в
   государственные социальные внебюджетные фонды.
       Определением   от   20.11.2001  N  246-О  Конституционный   Суд
   Российской  Федерации  разъяснил,  что  установленный   пунктом   4
   резолютивной  части  постановления от  23.12.1999  N  18-П  порядок
   исполнения данного постановления сохраняет свою силу независимо  от
   избранной   законодателем  формы  нового  правового   регулирования
   отношений,  связанных  с  платежами в  Пенсионный  фонд  Российской
   Федерации и другие фонды Российской Федерации.
       Пунктом  3  статьи  241  Налогового кодекса  установлен  размер
   отчислений   в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации   и   фонды
   обязательного   медицинского   страхования   в   составе    единого
   социального  налога  (взноса) для индивидуальных  предпринимателей,
   получивших  доходы от предпринимательской деятельности, за  вычетом
   расходов, связанных с его извлечением.
       Следовательно,  после  вступления в силу части  второй  Кодекса
   недоимка   по  страховым  взносам,  образовавшаяся   в   период   с
   01.01.2000  по  31.12.2000, должна рассчитываться с учетом  ставки,
   установленной на момент введения в действие главы 24 Кодекса.
       При   таких  обстоятельствах  оспариваемое  постановление  суда
   кассационной  инстанции  является незаконным  и  в  соответствии  с
   пунктом   1   статьи   304  Арбитражного  процессуального   кодекса
   Российской Федерации подлежит отмене как нарушающее единообразие  в
   толковании и применении арбитражными судами норм права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление  Федерального арбитражного суда  Северо-Западного
   округа  от  23.09.2004 по делу N А13-11035/03-23 Арбитражного  суда
   Вологодской области отменить.
       Решение  суда  первой инстанции от 23.03.2004  и  постановление
   суда   апелляционной  инстанции  от  11.06.2004  Арбитражного  суда
   Вологодской области по данному делу оставить без изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz